Основные методы исследования государственно-правовых явлений.
Теория государства и права, как и любая наука, имеет систему методов, т.е. способов, с помощью которых изучается ее предмет. Методы, с помощью которых познаются государственно-правовые явления, принято классифицировать на следующие виды.
Общенаучные методы (используются во всех науках). Во-первых, это диалектический метод. Он заключается в изучении права и государства в неразрывной связи с экономикой, политикой, культурой и другими факторами, которые их обусловливают; изучение государства и права в конкретно-историческом развитии (метод познания явлений в их развитии и самодвижении). Во-вторых, несколько последних десятилетий разрабатывается синергетический подход в юридической науке, это направление разрабатывалось проф. А.Б. Венгеровым. Данный подход опирается на синергетику - науку о самопроизвольных, самоорганизующихся, случайностных процессах. При этом отрицается предопределенность того или иного правового явления или состояния и показывается роль внешних и внутренних воздействий на трансформацию институтов государства и права. К общеправовым методам относятся также методы сравнения, анализа и синтеза, системный и структурный подходы, функциональный методы.
Специальные методы (используются в нескольких науках). К ним относятся математический, статистический, конкретно-социологический.
Частнонаучные методы (используются в конкретной науке). Эти методы вырабатываются только в рамках юриспруденции. К данной группе методов относятся: сравнительно-правовой метод, метод правового эксперимента, правовое прогнозирование, формально-юридический метод, методы толкования норм права.
|
|
Литература
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т.1.
Теория государства и права. Теория государства / Под. ред. А.Б. Венгерова. – М., 1995. – Ч.1.
Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002.
Керимов Д.А. Методология права. – М., 2000.
Сырых В.М. Логические основания общей теории права. – М, 2000. – Т.1.
Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М. 1978.
Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. – Л., 1991.
Лекция 2. Происхождение государства и права.
Основные вопросы.
1. Общественная власть и социальные нормы первобытного общества.
2. Предпосылки формирования государства и основные теории о причинах и особенностях происхождения государства.
3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества.
4. Происхождение и пути формирования права, его отличие от мононорм первобытного общества.
|
|
Общественная власть и социальные нормы первобытного
Общества.
Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых определяется уровнем развития и характером общественных отношений: социально-экономических, религиозных, культурных, политических и т.д.
I. Догосударственная организация общества. Это общество присваивающей экономики (родовая организация общества).
II. Предгосударственный этап формирования государства. Переход к производящей экономике.
III. Раннеклассовое государство. Государство-город с тремя центрами: 1) городская община; 2) дворец; 3) храм.
IV. Государство, которое соответствует цивилизованному обществу.
История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Основой организации первобытного общества была родовая община.
Род (родовая община) - это объединение людей, основанное на кровном или предполагаемом родстве.
1. Род - это личный, а не территориальный союз. Общественная власть и социальные нормы распространяются на лиц, находящихся в родстве.
2. Коллективный труд, уравнительное распределение. В общей собственности первобытной общины находились определенная территория, орудия труда, хозяйственная утварь, жилища.
|
|
3. Власть носит общественный характер. Она исходит от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Текущими делами ведали выборные старейшина и военачальник.
4. Власть опирается не только на авторитет рода и его предводителя, но и на жесткие методы принуждения.
5. Система социального регулирования выступала в виде строгих, безусловно обязательных мононорм-обычаев (понятие «мононорма» ввел в70-х годах специалист по этнографии А.И. Першин). Система социального регулирования, настроенная на сохранение и обеспечение оптимального функционирования «целого» (рода, племени), отличалась монолитностью, суровостью, сковывала индивидуальную инициативу членов рода, не давала сколько-нибудь широких возможностей для их социальной активности.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!