Применение на уроках математики занимательных задач и способы их решения, с использованием игровых технологий                                             



Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока разнообразна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

На уроках математики могут применяться учебные ролевые и деловые игры, а так же другие игровые формы  уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», Морской бой»..

 Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: путешествие, дискуссии, пресс-конференции и др. Чтобы возбудить интерес к счету, можно применить следующие ролевые игры: «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Рыбалка».

В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Примеры игр: «Строитель», «Магазин», «Почта».

Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр.

4. Результативность:

· Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

· Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.

· Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

· Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики

· У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

· Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

· Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).

· Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

 

 

 

Заключение

  Инструментом для развития мышления, ведущего

к формированию творческой деятельности школьника,

являются занимательные задачи. Преподавание не бывает

 успешным, поскольку занимательность – необходимое

 средство возбуждать и поддерживать внимание

Н.И. Лобачевский

Основу занимательности на уроках математики должны составлять задания оказывающие воздействие на мыслительную деятельность учащихся и непосредственно связанные с программным материалом.

Доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

· стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения, в общеобразовательном плане.

· развитие навыков

С помощью игр, занимательных задач можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер. Чтобы урок был интересным, в нем должно быть разумное сочетание необходимого и увлекательного. Введение в урок занимательных задач мотивирует учащихся к изучению математики и повышают их интерес к предмету. Занимательные игры и задачи на уроках математики побуждают искать нестандартные пути решения. Находят связь между разными предметами. Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.

Включение в учебный процесс занимательных задач с использованием игровых технологий способствует повышению результативности образовательного процесса в целом:

· Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

· Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.

· Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

· Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики

· У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

· Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

· Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).

· Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

В заключении хочется отметить, что большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика. Интерес к нестандартным задачам у учителя способствует развитию такого же интереса и у его учеников. Учитель и ученики извлекают интересные задачи отовсюду, решают, делятся друг с другом наиболее интересными, систематизируют.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Литература

1. Егорченко И.В. Теория и методика использования реальности в обучении математике.-Саранск, 1999

2. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. -- М.: ГИФМЛ, 2003

3. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. 2-е изд. - М.: Наука, 1988

4. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - М.: АСТ, 2008

5. Шуба М.Ю. «Занимательные задания в обучении математике », М., Просвещение, 1995 г.

6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка». М., Просвещение, 1988 г.

7. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.

8. Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993 стр.6

9. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990 стр.12-13

10.  Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990

 11. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2000. – 304 с.: ил.

  12. Недопекина Е.В. Курсовая работа на тему: «Методика использования      занимательных заданий в процессе обучения математике».

 13. Курганова Е.В. «Применение игровых технологий на уроках математики».

 

 

Приложение 1.

6.1. Набор занимательных задач на движение, которые можно использовать во время устной работы.

 «Посвящается ходячим, Бегающим, ползающим, Прыгающим, летающим, плавающим – Всем, кто не стоит на месте»

Задача №1

Два поезда: из города и из Простоквашино выехали навстречу друг другу со скоростями 55 км/ч и 60 км/ч соответственно. Какое расстояние было между ними за час до встречи, если расстояние между городом и Простоквашино 350 км? Ответ: 115 км

 

Задача №2

Том и Джерри соревновались в беге. Прыжок Джерри на 30% короче, чем прыжок Тома, но зато он успевает за то же время сделать на 30 % прыжков больше. Кто из них победит?

Ответ: Победит Том.

Задача №3

От моста одновременно поплыли пловец (против течения) и мячик (по течению). Через 30 минут пловец развернулся и поплыл назад за мячом. Он догнал мяч в 2-х км от моста. Какова скорость течения реки?

Ответ: 2 км.

Задача №4

Непослушный ребенок находится от отца на расстоянии 26 своих шагов. В то время как он делает 4 шага, отец успевает сделать 3. Но отец проходит за два своих шага столько же, сколько ребенок за три. Через сколько шагов отец догонит ребенка?

Ответ: через 156.

Задача №5

Поезд, на котором приезжает дядя Федор, приходит в 8 часов. Его встречает кот Матроскин на мотоцикле и отвозит домой. Однажды дядя Федор приехал в 7 часов и пошел пешком. Встретив Матроскина, он доехал на мотоцикле, прибыв на 20 минут раньше обычного. Когда встретились дядя Федор и Матроскин?

 

Анализ задачи.

Почему дядя Федор и кот Матроскин вернулись на 20 минут раньше обычного? Потому что кот Матроскин не доехал до платформы 10 мин. Следовательно, встреча произошла в 7 часов 50 минут.

Задача №6

Монах вышел в 8 часов утра из монастыря и за 12 часов поднялся на гору. На следующее утро в 9 часов он отправился той же дорогой в обратный путь и к 8 часам вечера попал в монастырь. Найдется ли на пути точка, в которой его часы показывали одинаковое время в первый и во второй день путешествия?

Решение.

Представим, что у нас 2 путешественника выходят одновременно из разных пунктов. Они движутся на встречу друг другу. Они обязательно встретятся в какой-то момент времени в какой-то точке. Значит, такая точка найдется.

Задача №7

Одновременно навстречу друг другу из пункта А выехали медведи на велосипеде, а из В – зайчики в трамвайчике. В это же время из А вылетели комарики на воздушном шарике. Долетев до зайчиков. Они повернули назад, долетели до медведей и снова повернули назад и т.д. Сколько км пролетят комарики до встречи медведей и зайчиков, если скорость зайчиков 7 км/ч, медведей 5 км/ч, комариков 10 км/ч, а расстояние от А до В равно 24 км?

Решение.

(24/(7+5))*10 = 20 (км)

Ответ. 20 км.

Задача №8

Автобусы отправляются с конечной остановки с интервалом в 1 минуту. Сколько встречных автобусов можно увидеть из окна, если доехать от одной конечной остановки до другой, считая встречные автобусы на конечных остановках?

Решение.

Автобусы встречаются с интервалом 0.5 минут. За 1 час получается 120 интервалов, а самих встреч 121.

Ответ. 121 встреча.

 

6.2 Занимательные задачи по комбинаторике для 5 – 8 класса. Задача №1
Дима сложил квадратный листок бумаги пополам, потом еще раз и еще раз. В центре того, что получилось, он проделал дырку, а потом снова развернул лист. Сколько дырок он увидел? (A)2; (B) 3; (C) 4; (D) 6; (E) 8;
Каждое складывание увеличивает толщину (в листах) бумаги в два раза. Дима складывал бумагу три раза и получил толщину 2 · 2 · 2 = 8. Дырки получатся на каждом листе. Итого 8 дырок. Верен ответ (Е).

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 703; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!