Экология и синхроничные явления



 

Погода, природа и психологический климат Эсалена, Биг Сур, штат Калифорния, казалось, совпали в один ненастный вечер 1988 г. Община этого городка была на пороге перемен после смерти одного из своих лидеров, Дика Прайса. Различные фракции раздирались разногласиями и безудержными конфликтами.

Для того чтобы постараться опять поставить свои дела на путь истинный, местные менеджеры пригласили в Эсален ряд специалистов со стороны.

Я и Эми были приглашены первыми к участию в этой программе. Ко времени нашего прибытия в Эсален, Биг Сур и большая часть Калифорнии страдали от засухи. Климат был особенно тяжелым, а осенние дожди еще не приходили.

Община эта тоже переживала своего рода засуху. Напряжение достигло предела, а конфликтны вспыхивали почти непрерывно. По прибытии мы решили официально начать свою работу с собрания всех членов общины. Такое бывало редко, если вообще когда-нибудь бывало. Очень редко можно собрать всю общину, включая школьников, учителей, менеджеров, рабочих и инспекторов. Мы назначили собрание на среду, в 7.30 вечера. Когда в большом конференц-зале стали собираться участники собрания, пошел дождь.

Сначала он был таким слабым, что никто его не заметил. Вдруг, как только собрание началось, небеса разверзлись и дождь хлынул на Биг Сур. Тем вечером он шел только в этом районе, включая лишь прибрежную полосу 40 миль севернее и около 35 миль южнее Эсалена.

Было это синхроничной связью между двумя атмосферами человеческой и земной систем—или всего-навсего случайным совпадением? Возможно, дух местности, земной дух, высох и нуждался в освобождении и очищении. Если бы я был более внимательным к происходящему, то я бы постарался привлечь этот земной дух к работе, как потревоженный дух текущего момента в групповом процессе.

Это событие напомнило мне рассказ Р. Вильгельма К. Юнгу об одном вызывателе дождя, даосе3. В нем описывается, как один из районов Китая сильно страдал от ужасной засухи. Его жители решили обратиться за помощью к даосу—вызывателю дождя. Когда тот прибыл, то потребовал хижину, где мог бы остаться наедине.

Он вошел в хижину и сел там. На следующий день ничего не произошло. На второй день тоже ничего не произошло. Вечером третьего дня пошел дождь и продолжался весь следующий день. Позднее, когда этот вызыватель дождя уходил из хижины, чтобы спуститься в долину, Вильгельм спросил у него, как он сделал это. Тот ответил, что вообще ничего не делал. Он только заметил, что жители этой деревни не были в Дао, поэтому он сам вошел в состояние Дао и тогда пошел дождь. Для него этот район был полем, биорегионом, неизвестным духом, содержащим в себе все окружающее.

 

 

Хорошая экология

 

Хорошая экология означает согласовывать свою жизнь с жизнью Земли, а это зависит от нашего умения входить в Дао, следовать энергии поля, в котором мы находимся. В Эсалене лишь сама попытка решить проблемы, действовать заодно с силами окружающей природы, увенчалась успехом.

Для общества, так же как и для личности, жить в Дао— это значит жить, обеспечивая доступ ко всем частям. Если в обществе существует огромная напряженность, которая не находит выхода, то простое высвобождение эмоций позволяет этому обществу стать более согласованным. Нет большой разницы между тем, что идет дождь, и тем, что общество разряжается эмоционально.

Практика хорошей экологии—это движение в ногу с непредвиденными и игнорируемыми явлениями окружающей среды. В стране повышенной сейсмичности, например, надо уяснить, что может рухнуть, и постараться сберечь строения, сооружая их в другом месте. Чтобы избежать опасности такой аварии как загрязнение нефтью, можно просто постараться меньше пользоваться ею. Смысл того или иного происшествия полностью зависит от его восприятия группой или личностью и от его воздействия на них. Важно постараться извлечь определенный смысл из нового события.

Хорошая экология использует все—будь то банановая кожура, стаканчики из-под пепси или эмоции. Необходимо неоднократно все это использовать, ничего не выбрасывая и ничем не пренебрегая. Даже обычные чувства, которые вы испытываете, прогуливаясь по улице, святы. Что делает жизнь ценной, так это чувство целесообразности, вытекающее из умения извлекать пользу из всего, даже из того, что кажется на первый взгляд разрушительным.

Применяя хорошую экологию, мы должны учитывать пре-небрегаемое, непредсказуемое, загадочное, вообще все то, что приковывает наш взгляд. Это значит думать о планете, как о своем собственном теле, своих мечтах, семьях и группах. Это значит поддерживать мнение групповых меньшинств, отстаивать скрытое и загадочное. Это значит смело нырнуть в проблемное поле, разбить его, чтобы его собственные силы подсказали нам, как его можно опять восстановить. Это означает не самому быть мудрым, а дать возможность проявиться мудрости группы; это означает консультирование, а не только управление.

 

 

Лидеры должны умирать

 

Эсален агонизировал подобно всякой малой планете в поисках своей цельности. Умерли многие из его великих лидеров. Не стало Фрица Перлса, только что умерла Вирджиния Сэ-тир. Умер Гарри Слоун, а недавно был убит Дик Прайс. В чем замысел Дао, допустившего смерть всех этих людей? Не только в Эсалене, но и во всем мире мы сталкиваемся с потерей лидеров, с отсутствием хорошего лидерства. Где лидеры мира?

Теория поля помогает нам понять, где они. Мы проецируем свою индивидуальность на конкретных мужчин и женщин, которые, на самом деле, не соответствуют этим проекциям. Лидеры не бывают плохими или негодными, так как лидерство— это роль, проявление духа, которое лишь может переживаться любым из нас. Самый лучший лидер, в лучшем случае, только помогает мудрости, изначально присущей группе. Не можег существовать только один вызыватель дождя. Суть в том, что лидер должен умирать, так как он уносит с собой при этом ответственность за всех и знание того, что должен уметь делать каждый. Идея великого вождя порочна, ибо настоящим лидером всегда и везде является каждый, кто сознает назревающий процесс и помогает ему осуществиться. Лидеры—это те, кто умеет предугадывать Дао.

 

 

Служение Земле

 

Хорошая экология—это не только чистота воздуха, воды и земли, но и наше знание о том, какие процессы могут возникнуть. Хорошая экология становится служением Земле, когда мы обладаем мужеством следовать происходящим на Земле процессам.

Служение Земле—это помощь личности и группам стать самими собой. Помогая группам постичь значение и смысл их трудностей и проблем, ломая прежнее отношение к этим проблемам, можно также предотвратить их явно негативные последствия.

Любовь, размышление о добре, уважение к другим людям и своей земле необходимы, но недостаточны. Если служение природе становится просто одной проповедью, то никто не будет ее исполнять. Кто захочет уважать людей за их жестокость? Я никого не буду уважать, даже родную землю, если она убивает нас тем же способом, каким мы разрушаем окружающую среду.

Служение Земле дело намного более сложное, чем просто любовь и служение! Это—знание всех сторон жизни. Служение Земле всегда будет делом личным. Один человек или группа будет следовать Дао, установив алтари и молясь перед ними, тогда как другие должны вспахать землю, на которой живут. Все наши реакции и чувства, а также взаимодействие между ними есть Дао.

Служение природе будет означать поворот истории вспять, полное изменение немыслимого объема бессознательного, болезненной и бессмысленной напряженности, которые всегда идут рука об руку с мировым процессом. Необходимо со-тво-рять историю, отмечая то, что может произойти, и содействуя этому до того, как это событие случится спонтанно и сокрушит нас.

 

 

Люди портлендских улиц

 

Чтобы проверить эту точку зрения на проблеме значимости меньшинств, я решил поговорить с бродягами Портленда на своих занятиях по проблемам бездомности. С помощью местных участников семинара я обращался к первым встречным бродягам, оказавшимся рядом с тем местом, где проходили наши занятия. Мои данные подтвердили общепринятую статистику, что третья часть бездомных десоциализирована и морально больна, треть подвержена наркомании и алкоголизму, а треть отражает произошедшие перемены в экономической и социальной политике правительства. Мучительная драма бедности вряд ли осознается остальной частью страны, которая игнорирует лишения миллионов людей с улицы.

Но еще хуже известны внутренние переживания наших бедняков. Многие из них настолько пьяны и находятся в таких измененных состояниях сознания, что само представление о том, что нормально жить—это значит зарабатывать себе на жизнь, кажется им со своей точки зрения глупостью! Когда люди считают, что они в полном порядке, а весь остальной мир сошел с ума, по-моему, следует кое-чему поучиться у этих «теней города».

Например, один хронический алкоголик насмехался над моим классом. Он утверждал, что только он сам по-настоящему свободный человек. Он путешествует в товарных поездах на север летом, на юг—зимой. Дом, говорил он нам, — это всего лишь момент в жизни. Другой соглашался с ним. Для него дом был местом, куда Господь позволяет завалиться на ночь. Еще один постоянно всех благословлял. Другой, явно шизофренический тип, твердил нам, что он совершенно свободная личность, — «ведь, в конце концов, я гражданин США и имею право передвигаться, куда мне вздумается». Одна, дикого вида личность, у которой брал интервью наш сотрудник, кричала, тащив за собой мешок: «Война здесь и сейчас! Здесь и сейчас! Здесь и сейчас!» Война, по его словам, происходит из-за того, что пищу выбрасывают на улицу. Поразмыслив над всем этим, я понял, что все эти люди потенциально являются «пищей» или материалом, который общество выбрасывает. У них такой образ жизни, в котором есть польза и для всех нас!

Во время одной из телевизионных демонстраций нашего группового процесса с бродягами Портленда, мужчина, называвший себя Теннеси, сказал в пьяном отупении, что Бог на его стороне, а не на стороне полиции, которая старается очистить магазины от бродяг в угоду лавочникам. Он объяснял свое пьянство тем, что, в конце концов, сам Христос обращал воду в вино, а значит пьяница тоже верующий и безгреховный человек.

Люди улицы нуждаются в нашей любви и помощи, но мы должны не только помогать им. Соблюдать хорошую экологию и принципы глубокой демократии—это значит не выбрасывать духовную пищу, которой являются эти учителя с улицы. Только кажется, что мы живем в мире, из которого исчезают духовные учителя. Если повнимательнее приглядеться, можно увидеть, что именно в эту самую минуту рядом с нами, на улицах города, в измененном состоянии сознания живут многие из. наших гуру. Кажется, сама жизнь научила их пониманию того, что именно этот неповторимый миг жизни и есть наш истинный дом, что мусорный ящик неиспользованного опыта— лучшее место для поиска своего собственного «я».

 

 

Упражнение

 

1. В следующий раз, когда вы окажетесь в городе, присядьте рядом с нищим и представьте, что он—ваш учитель, который может вам помочь.

2 Подайте ему несколько монет.

3 Расспросите его о том, что хорошего и плохого он видел в своей жизни на улице.

4. Учитесь у этих людей и у тех сторон жизни, которые нельзя сразу изменить

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!