Предисловие к десятому изданию



 

В настоящем, десятом в общем счете, издании курса Мейера пришлось сделать гораздо больше исправлений и дополнений, чем в предыдущих трех. Объясняется это тем, что со времени выхода в свет девятого издания (в 1910 г.) издано много новых законов, более или менее глубоко захватывающих наш частно-правовой быт. Достаточно назвать главнейшие из этих законов: об авторском праве, об издательском договоре, о праве застройки, о праве наследования женщин, о завещании родовых имуществ, о праве отдельного жительства супругов, об обычном праве, о находке, о сроке найма недвижимых имуществ, о вводе во владение, о форме займа и заклада, о внесении в суд на хранение предметов исполнения обязательств и др.

Затем, считаю нужным упомянуть, что весь "Очерк литературы русского гражданского права" я заменил одним перечнем общих сочинений по русскому гражданскому праву. Сделал я это ввиду того, что после работы Шершеневича, Блюменфельда и др. сохранить "Очерк" в первоначальном его виде было невозможно, написать же новый я не счел себя вправе, - в задачу мою при издании курса Мейера не входило подвергать оценке отдельные главы и, в случае признания их не вполне удовлетворительными, заменять их новыми.

В заключение должен выразить глубокую благодарность прив.-доц. Б.С.Мартынову за помощь в чтении корректуры и составлении указателей.

А.Г.

30 августа 1914 г.

 

 

Часть первая

Вступительные понятия

 

Определение гражданского права

 

§ 1. Обыкновенно определяют гражданское право (jus civile) наукою о правах и обязанностях, определяющих отношения граждан между собой в качестве частных лиц, почему и гражданское право иногда называют также частным правом (jus privatnm). Но такое определение недостаточно, и довольствоваться им значит только обольщать себя пониманием науки, тогда как на самом деле понятие о ней окажется неполным, даже ложным. Спрашивается, какие же это отношения между гражданами, которые рассматривает гражданское право, и все ли отношения между гражданами составляют предмет его? Одно лицо наносит другому обиду: представляется отношение между гражданами, но юридические последствия обиды большею частью определяются не гражданским правом, и даже когда допускается гражданский иск до обид, она, вместо того, может быть преследуема судом уголовным. Итак, где же черта, отделяющая гражданское право от других частей права? И одни ли отношения между гражданами обнимает гражданское право? Оно рассматривает, например, право собственности, господство лица над вещью: правда, и здесь могут представиться отношения между гражданами, но господство лица над вещью существует само по себе, независимо от отношений между лицами. Определение науки должно быть выведено из ее содержания и показывать содержание, так как только при знакомстве с содержанием науки можно иметь о ней основательное понятие. Но из общепринятого определения гражданского права не видно его содержания, и следует дать науке другое определение, более точное. Попытаемся сделать это.

Права существуют для человека, и его природа лежит в основании прав. Природе человека присущи различные потребности и стремление к их удовлетворению. Существуют также вещи, способные удовлетворять потребностям человека. И несомненно, что служение на пользу человека - назначение вещей, ибо один и тот же Промысл, который создал человека с его потребностями, создал и мир вещей. Но употребление вещей предполагает господство над ними, и человек действительно стремится к господству над вещами. При сожительстве людей это стремление, эта воля, направленные к господству над вещами, не могут быть беспредельными, как и вообще воля отдельного лица в обществе обусловливается совместным существованием воли других лиц. И, таким образом, в обществе принадлежит человеку лишь известная сфера свободы в распоряжении вещами. Но, с другой стороны, при сожительстве людей предметом господства может сделаться и сам человек, или в таком виде, что другой будет господствовать над ним как над вещью, или только отдельные действия человека будут подлежать господству другого, так что при сожительстве людей понятие о вещи расширяется: оно обнимает не только вещи физические (к которым приравниваются и рабы), но и действия других лиц, служащие заменой физических вещей или орудием к достижению господства над ними. В этом обширном смысли вещь то же, что имущество. Какая же мера свободы предоставляется лицам, живущим в обществе, на употребление имущества для удовлетворения потребностям? - вот предмет гражданского права. Содержание его, таким образом, с одной стороны, определяется потребностями человека и его стремлением к их удовлетворению, с другой - миром вещей, способных удовлетворять потребностям человека. Справедливо, что в стремлении к удовлетворению своих духовных потребностей человек не останавливается на употреблении вещей, но тем не менее отношение человека к миpy вещей именно таково, что он стремится употреблять вещи для удовлетворения своих потребностей. С этим-то стремлением, с этою волею человека только и имеет дело гражданское право: оно не рассматривает путей, которыми идет человек для добывания вещей, не рассматривает, как он употребляет их, - это предмет политической экономии. Если содержание гражданского права составляют права, определяющие отношения лиц к имуществу, то и науку гражданского права можно определить наукой о юридических имущественных отношениях лиц. Но такое определение будет неточно. Юридические отношения, особенно имущественные, чрезвычайно разнообразны: одно и то же право можно осуществить различным образом, следовательно, одно и то же право может породить множество разнообразных отношений, так что науке права нет возможности остановиться на юридических отношениях, а она должна свести их к правам, в которых разнообразные отношения получают единство. Понятие о праве, в смысле субъективном, есть последнее для науки права, далее она не идет: можно еще понятие о праве свести к понятию о человеческой личности; но это уже задача философии права. Сами права на имущество можно назвать имущественными*(75).

И, таким образом, науку гражданского права должно определять наукой об имущественных правах*(76).

Но в сферу гражданского права обыкновенно вносится также учет об учреждениях союза семейственного: о браке, об отношениях родителей и детей, о союзе родственном и опеке. Это объясняется исторически. Римские юристы всю систему права (jus cиvile) разделили на право публичное (jaspublicnm), частное (jusprivatum) и освященное (jus sacrum) и, считая возможным в определении права останавливаться на понятии об отношениях, отзывались, что частное право то, которое касается частных отношений. При таком определении в сферу частного права должны были войти, конечно, и учреждения семейственные, так как частные лица состоят также в известных семейственных отношениях. С уничтожением язычества, jus sacrnm, относившееся к языческому богослужению, было совершенно опущено из системы права, и остановились на двухчленном делении его на jus putlicum и jus privatum. С разрушением власти римской на Западе утратило там значение и jus publicum. Но jus privatum сохранило силу в новых гоcударcтвах Западной Европы и получило также название jus civile - название, означавшее прежде всю систему римского права. А есть ли место учреждениям семейственного союза в гражданском праве, если характеризовать его наукою об имущественных правах? Справедливо, что и в отношениях семейственных есть имущественная сторона; но по существу своему учреждения семейственного союза чужды сфере гражданского права. Так брак с точки зрения христианской религии представляется учреждением религиозным: условия заключения брака, самое совершение его и расторжение определяются постановлениями церкви. Поэтому и место учению о браке - в системе канонического права. Юридическая сторона отношений между родителями и детьми заключается преимущественно в родительской власти, и следовательно, прилично поместить учение о ней в государственном праве. Или, если иметь в виду, что отношения между родителями и детьми прямое следствие брачного союза, то можно рассматривать их в кононическом праве. Союз родственный - прежде всего учреждение нравственно-религиозное, следовательно, и ему место в системе канонического права. Существо опеки состоит в попечении государства об участи лиц, которые сами не могут заботиться о ceбе. Государство действует здесь, как и всегда, через присутственные места и должностных лиц: деятельность их не частная: опекун - должностное лицо. Потому и учение об опеке должно отнести к государственному праву. Имущественные права имеют самостоятельный характер, резко отличающий их от других прав, и, следовательно, должна быть особая самостоятельная наука об имущественных правах, которую мы и называем гражданским правом. Если характеристическая черта всех учреждений семейственного союза чужда сфере гражданского права, то по строгой последовательности должно сказать, что учреждениям этим и не место в системе гражданского права. К нему относится лишь имущественная сторона семейственных отношений; другие же стороны должны быть рассматриваемы только по мере надобности, для уразумения имущественной стороны. Однако же в нашем курсе придется отступить от строгой последовательности, так как распределение преподавания юридических наук находится в связи с разделениями свода законов, а в состав преподавания гражданского права положено включить также учение о семейном союзе.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!