ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ФРАНЦИИ
(2 часа)
1. Начальный период развития журналистики Франции.
2. Революционный период французской журналистики – времена Великой Французской революции и Парижской Коммуны.
3. Современные СМИ Франции, их история и сегодняшний день.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
§ Маневич С.М. Издано Парижской Коммуной. М., 1978.
§ Маневич С.М. Печать Парижской Коммуны. М., 1974.
§ Видясова Л.И. Печать Франции. М., 1962.
§ Золотуха Л.Н. Возникновение и развитие журналистики в эпоху становления капитализма. М., 1987.
§ Пухлий Ю.В. Региональная пресса Франции “Эко репюбликен” //Вестник Московского уни-та. Сер. 10, Журналистика. 1998. N 1.С.91-102.N 2.С.89-102.
§ Пухлий Ю.В. Книга карманного формата в новом литературном приложении “Монд” //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1997. N 2. С.89-106.
§ Шарончикова Л.В., Жукова Л.А. Средства массовой информации Франции в 1996 г. //Вестник Московского ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1997. N 5. С.78-106.
§ Качалина Е.К. 1968-й год и французская газета “Либерасьон” //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1997. N 3. С. 105-119.
§ Шарончикова Л.В. Независимость и свобода “Канор аншене” (к 80-летию французского сатирического еженедельника //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1996. N 6. С.75-78.
§ Голованова Г.А. и др. Средства массовой информации США, ФРГ, Франции, Испании, Северных стран Европы в 1995 г. //Вестник Московского униерситета. Сер. 10, Журналистика. 1996. N 5. С.20-62.
|
|
§ Засурский Я.Н. и др. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1996. N 4. С.46-94.
§ Засурский Я.Н. и др. Средства массовой информации США, Великобритании, Франции в 1994 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1995. N 4. С.28-66.
§ Беглов С.И., Котенок и др. Средства массовой информации Великобритании, ФРГ, Франции в 1997 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1998. N 4. С.34 -76.
§ Жукова Л.А. “Эвенман дю жеди” – издание нового поколения на рынке французских “журналов новостей” //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1998. N 1. С.59-73.
§ Шарончикова Л.В. Независимость и свобода “Канор аншене” (к 80-летию французского сатирического еженедельника //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1996. N С.75-78.
§ Миронов А.С. Создание политического имиджа кандидата как главное средство освещения предвыборной кампании (Президентский марафон 1995 г. во Франции на страницах парижской газеты “Фигаро”) //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1996. N 3. С. 52-65.
§ Власов Ю.М., Орлов Ю.Я. и др. Средства массовой информации США, Великобритании, ФРГ, Франции в 1989 году //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1990. N 5. С.21-64.
|
|
Цель занятия – знакомство с историей журналистики Франции, ее становлением и современным состоянием. Журналистика Франции сыграла важную роль в развитии мировой журналистики. Именно ей принадлежит заслуга формирования так называемой революционной прессы, вольнолюбивые принципы деятельности которой оказали существенное влияние на общий процесс демократизации общества и, в частности, журналистики.
Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. – “Газетт франсуаз” (“Французская газета”), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник “Меркюр франсуа” (“Французский вестник”). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету “Газетт”, и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. “Журналь де саван” (“Журнал ученых”, 1665) – первое в мире издание журнального типа. Основные его черты – энциклопедичность содержания, многообразие форм и жанров уже обнаружились в появившемся в 1672 г. журнале “Меркюр галан” (“Галантный вестник”). Первым периодическим частным изданием стал ежемесячный журнал “Спектатэр франсэ” (“Французский зритель”, 1722). Когда появилась первая ежедневная газета “Журналь де Пари” (“Парижская газета”, 1777) в Париже уже издавалось 27 газет. Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1629 г. Людовиком ХIII. В соответствии с ее требованиями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враждебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение “преступлений печати” в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографов, книготорговцев и газетчиков.
|
|
Однако “подлинная” история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), которая стала колыбелью политической и революционно-демократической журналистики. В 1789 г. была принята “Декларация прав человека и гражданина”, в 1791 г. – первая французская конституция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1789 г. их стало 250, в 1790 – 350. Причем за каждым изданием стояли видные политические деятели: Мирабо – “Эта женеро” (“Генеральные штаты”), “Курьер де прованс” (“Почта Прованса”), Бриссо – “Патриот франсе”, Демулен – “Революсьон де Франсе” и “Вьен Корделье” (“Старый Кордельер”). Газета Жана Поля Марата “Ами дю пепль” (“Друг народа”, выходила 4 года) была боевым органом революционной демократии, в ней отстаивались интересы революции, необходимость консолидации всех революционных сил для ее победы над интервентами. В 1790 г. он издавал газету подпольно. Позднее переименовал ее в “Газету Французской республики” и направлял ее усилия на пропаганду объединения всех революционных сил для спасения республики. Робеспьер издавал с 1792 г. еженедельник “Defenseur de la constitution”, в котором высказывался за всеобщее избирательное право, роспуск Законодательного собрания и созыв Конвента.
|
|
С падением республики в 1794 г. фактически ликвидировались гражданские свободы. В 1796 г. была введена смертная казнь за выступления против режима Директории, против частной собственности, за высказывания за восстановление старого режима или якобинской конституции.
Во времена Консульства и Первой империи не допускалось существование газет, не соответствующих добрым нравам и принципам правительства, не проявлявшим уважение к дружественным Франции странам, а также к народному суверенитету, славе французского оружия. Несколько свободней стала печать при Реставрации (1815-1848) – было разрешено высказывать мнения в рамках существовавшего закона. В 1831-32 гг. было возбуждено более 400 судебных дел против прессы. За всякие провинности журналистов и редакторов сажали в тюрьму, подвергали штрафам и прочее. Так, газета “Трибюн” была по совокупности приговорена к 49 годам тюрьмы и 160 тыс.франков штрафа).
В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разрешенных властями, их разовый тираж составлял 54 тыс.экз. Крупнейшие из них – “Конститюсьонель” (“Конституционалист”) и “Журналь де деба” (“Газета дебатов”), которые имели тираж 16 и 13 тыс.экз.
Печать сыграла важную роль в подготовке революций 1830 и 1848 г. Широко развивалась демократическая пресса. Наиболее заметными изданиями были газеты “Реформ”, “Ревю репюбликен” (“Республиканское обозрение”), “Трибюн”, “Насьональ”, “Тан” (“Время”); выделялись еженедельник “Карикатюр” и ежедневная газета “Шаривари” (“Кавардак”), “Ювенала карикатуры”, “Наполеона сатиры”. В 1848 г. журналистика Франции пользовалась почти полной свободой – за несколько недель в Париже появилось около 200 газет.
В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство “Гавас”. Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в газеты. В газете “Пресс” в середине 19 в. впервые была применена и сформулирована концепция массовой, “информационной” прессы – сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная иллюстрация вышла в газете “Конститюсьонель” в 1851 г. В это же время возник жанр газетного “романа-фельетона”. В 1850 г. Луи Ашетт создал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г. агентство “Гавас” стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории журналистики Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось несколько сот газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационно-пропагандистский характер, писались и издавались преимущественно деятельными участниками революционных событий. В это время появилась традиция публиковать целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как способ привлечения их к взаимному общению.
“Золотой век” французской журналистики – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть “кровь”. В 1903 г. газета “Пти паризьен” (“Маленький парижанин”) достигает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком – “самая крупная газета мира”. В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.
Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в печати существующих законов в области распространения информации передавались судам присяжных.
Революционные тенденции, характерные для Франции, вызвали к жизни ряд газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них “Юманите” (“Человечество”, издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении, затем стала главным печатным органом французской компартии (1921). Авторитет газеты был значителен в период действия во Франции антифашистского Народного фронта (1934-1938), объединения левых партий. Он издавал большое количество разнообразных газет и журналов (еженедельники “Вандреди”, “Регар”, ежемесячники “Коммюн”, “Эзоп” и др.).
Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты “Пари суар” (“Парижский вечер”) – крупной иллюстрированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.
В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные “Тан”, “Экю де Пари”, “Пети паризьен”, “Матен”) пошло на сотрудничество с захватчиками (“оккупационная пресса”); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов “Юманите” (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.
Однако с началом “холодной войны” (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет (“Франс либр”, “Резистанс” и “Пэи-Матен”), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени выжила лишь одна – созданная в 1960 г. “Котидьен де Пари” (“Парижская ежедневная газета”). В эти годы главных духовно-идеологических и политических изданий было несколько: “Фигаро”, “Франс суар” (“Вечерняя Франция”), “Паризьен либере” (“Освобожденный парижанин”), “Орор” (“Утренняя заря”), “Пари жур” (“Парижский день”) – правые газеты, право- и левоцентристские “Монд” (“Мир”), “Комба” (“Бой), “Круа” (“Крест”); левые – “Юманите”, “Попилер” (“Народная”), “Либерасьон” (“Освобождение”, выходила до 1964 г.). До 1953 г. коммунисты издавали даже свою вечернюю парижскую газету “Се суар” (“Сегодня вечером”) и ряд еженедельников.
Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов: правые еженедельники “Аспэ де ля Франс” (“Аспекты Франции”, “Ривароль”, “Каррефур” (“Перекресток”); левые издания: “Тан модерн” (“Нынешние времена”), “Франс обсерватэр” (“Французский обозреватель”), еженедельник “Экспресс”.
Возникла так называемая “пресса сердца”. Были популярны литературные периодические издания “Эспри” (“Дух”), “Летр франсез” (“Французская литература”), “Ревю де Пари” (“Французское обозрение”) и другие.
В 1970-е гг. возникли несколько новых газет – новая “Либерасьон”, “Матен де Пари” (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.
Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции:
- пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11 пари-жских газет);
- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной; 7889 – технической и профессиональной периодики; спортивная, научная, “эротическая” и прочая периодика;
- экономическая пресса;
- пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные еженедельники, например, “Пари матч”);
- печать документа и статистики.
Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).
Французская печать находится под контролем монополистических групп.
Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книг, имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США.
Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет (“Франс суар”, “Фигаро”) и другой периодики – 30% ежедневного национального тиража газет и 20% – провинциального. Это противоречит французскому законодательству (один человек может контролировать не более 30% распространяемых на территории Франции ежедневных газет общей и политической направленности). Издает три газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.
ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.
СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе экономического и профессионального направления, а также прессу по информатике и для досуга.
Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического профиля. Имеет связи с американским капиталом.
БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.
ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН – общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы – парижской и провинциальной, в частности столичной “Монд”.
СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием экономической документации.
Есть и другие – ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.
Над частью прессы держит контроль крупнейшее агентство рекламы ГАВАС.
Распространением парижской прессы во Франции ведает НУВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие кооперативы.
Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ. Это и совместные издание, и взаимопроникновение капиталов в информационные компании.
Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его работу, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законодательством. Будучи государственной собственностью, французское телевидение и радио до 1974 г. было подчинено Управлению по радиовещанию и телевидению Франции , находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. была проведена реформа в сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации – три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, государственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств.
В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.
Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 г. ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным ТВ более 30 млн. человек или эфирным 4 млн. человек Одному человеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного телевидения. Вводил и другие ограничения прав собственности в этой сфере.
Французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций. Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках.
Помимо государственного ТВ создаются частные телестанции. В 1983 г. в стране было выдано 1268 разрешений на создание частных радиостанций, с 1984 г. им было разрешено передавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты имеют свои радиостанции.
Регулярное телевещание было начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).
В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.
В 1986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения – “5” (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватизация третьей программы, затем разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы общественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).
Занятие третье
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ГЕРМАНИИ (2 часа)
1. Немецкая журналистика, ее история и развитие.
2. Политические процессы и их влияние на развитие СМИ и принципы их деятельности.
3. Журналистика гитлеровской Германии. Преодоление последствий тоталитаристской пропаганды.
4. Современные СМИ Германии.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
§ Беглов С.И., Котенок и др. Средства массовой информации Великобритании, Германии, Франции в 1997 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1998. N 5. С.26-81.
§ Голованова Г.А. и др. Средства массовой информации США, ФРГ, Франции, Испании, Северных стран Европы в 1995 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1996. N5. С.20-62.
§ Вороненкова Г.Ф. Этапы зарождения периодической печати в Германии и ее становление (до конца XVII вв.) //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1998. N 3. С.73-90.
§ Вороненкова Г.Ф. Политика Бисмарка в области печати //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1998. N3. С.79-92.
§ Исаков К.Т. “Грюнер унд Яр”: деньги приходят к тем, кто не боится возврата тиражей //Журналист. 1997. N 5. С.60-64.
§ Власов Ю.М., Орлов Ю.Я. и др. Средства массовой информации США, Великобритании, ФРГ, Франции в 1989 году //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1990. N5. С.21-64.
§ Любимов Б.И., Вороненкова Г.Ф., Безручко Т.С. Средства массовой информации Великобритании, новых земель ФРГ, Швейцарии в 1994 году //Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1995. N 6. С.19-38.
§ Оганов Г. Паутина. М., 1985.
§ Стржижовский Л.Ф. Стреляет пресса Шпрингера М., 1978.
§ Лайне С.В. Антифашистская публицистика 20-30-х гг. М.,1977.
Цель занятия – знакомство с историей развития и современным состоянием средств массовой информации Германии. Именно в этой стране впервые получили широкое распространение “Цайтунг” – листовки с новостями, предшественники современных газет, было изобретено книгопечатание.
Первые еженедельные издания появились в Германии в 1609 г. – “Авизо” (“Объявления”) и “Реляцион”. В конце 30-х гг. 17 в. издавалось уже около 30 газет, а к началу 18 в. – около 200. Многие из них выпускались представителями почтовых ведомств, ибо в их руках скапливалось большое количество информации. Тиражи в 17 в. колебались от 350 до 400 экз., гамбургские еженедельники “Педант” и “Франкфуртен журналь” выходили тиражом 1,5 тыс.экз. Первая ежедневная газета “Ляйпцигер цайтунг” (“Лейпцигская газета”) вышла в 1661 г. Периодические издания отражали политическую жизнь Германии, но были уже и развлекательные издания (“Цайтунг дуст унд нутц” (“Газета для радости и удовольствия”, 1695 г.). В 1712 г. в Гамбурге была создана и несколько десятилетий издавалась газета “Гамбургский непартийный корреспондент”. В газетах публикуются объявления и экономическая информация. Некоторые газеты создаются по императорским указам: в 1763 в Кельне “Императорская почтово-ведомственная газета”, в 1795 г. переименованная в “Кельнскую газету”.
С начала 17 в. в Германии издаются журналы, особенно много во Франкфурте-на-Майне: “Акта публика” (1621), “Театрум ойропеиум” (1634-1635), “Диариум ойропеиум” (1659-1681). Это предшественники историко-политических журналов. Формировались основы специализированных литературных и научно-популярных изданий. В Нюрнберге в 1641-1649 гг. выходил женский журнал “Фрауэнциммер гешпрехсшпиле” (“Женская комната – игры в разговоры”), а в Гамбурге – ежемесячник “Монатсгэшпрехе” (“Ежемесячные беседы”, 1663 г.). В конце 17 в. появились два научных журнала “Акта эродиторум” (1682 г. на латинском языке) и “Монатсгэшпрехе” (1688) на немецком языке.
В 18 в. формируется в Германии такой тип изданий, как литературные газеты и журналы. В конце 18 в. появилась популярная “Всеобщая литературная газета” и художественный журнал “Атенаум”, а также “Журнал люкса и моды”.
Правители Германии придавали важное значение прессе, поэтому некоторые активно с ней сотрудничали, например, Бисмарк. Особое место в истории Германии, а также ее журналистики занимает период Третьего Рейха, господства фашистской идеологии и участия Германии во Второй мировой войне. Это время тоталитарного режима Гитлера, поставившего СМИ Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации, порабощения и истребления других народов, подготовке к войне. Идеологическую обработку СМИ и контроль за выполнением пропагандистской линии национал-социалистический партии Германии вело специально созданное в стране министерство пропаганды. Все было подчинено восхвалению немецкой нации, разжиганию ненависти к другим народам, прежде всего к евреям, внушения немцам их права уничтожать “неполноценные” нации, призывам к войне. Лишь немногие подпольные издания, выпускавшиеся участниками немецкого Сопротивления, пытались противостоять этому. Лишь разгром фашистской Германии странами антигитлеровской коалиции и последующие политические преобразования позволили повернуть страну и вместе с ней СМИ на путь демократического развития. Фашистская идеология была строжайше запрещена законом, любые ее проявления, в том числе и в СМИ, караются законом. В период существования трех Германий – ФРГ, ГДР и Западного Берлина, средства массовой информации этих стран работали под давлением требования “холодной войны”, вели идеологическую войну, постоянно выискивая и критикуя действия друг друга. ГДР как страна социалистического лагеря подчинялась жестким законам коммунистической пропаганды и агитации, где о свободе слова говорить не приходилось. ФРГ и Западный Берлин развивались в рамках западной демократии, и их СМИ были более свободны от идеологических влияний. После объединения Германий, начала перестройки в СССР, прекращения “холодной войны” и распада СССР принцип свободы печати, объективности и достоверности информации получили для своего проявления плодотворную почву. Сегодня деятельность СМИ Германии регламентирует принцип свободы печати, заложенный в основной закон страны. Лишь злоупотребление свободой печати ведет гражданина к лишению этого права.
Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, опубликованной в “Отчёте Федерального правительства о состоянии средств массовой информации”, сегодня в Германии имеется 384 издательства, выпускающих 423 ежедневных газеты общим тиражом в 25.3 млн.экз., из которых 19.2 млн. абонементных газет (0.8 млн. надрегиональные, 18.4 млн. региональные) и 6.1 млн. “бульварной” прессы. Характерная особенность СМИ Германии – большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые (“бульварные”).
Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет осталась бульварная “Бильд-цайтунг” (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание “Бильд-цайтунг-ост” (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных газет остаётся у “Зюддойче цайтунг” – 380 тыс. экз. Следом за ней идёт “Франкфутер рундшау” – 190 тыс. экз., “Нойес дойчланд” – 80 тыс.экз., “Ди тагесцайтунг” – 60 тыс. экз. Последнее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной “Юнге вельт”, 28 тыс.экз. Популярным специализированным экономическим изданием остаётся газета “Хандельсблат” (тираж 133 тыс.).
Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь. Лидирует “Ди цайт” (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: “Байерн-курир” (157 тыс.), “Райнишер Меркур” (108 тыс.), восточная “Вохенпост” (103 тыс.), “Ди вохе” (108 тыс.), “Дойчес альгемайне зонтагсблатт” (80 тыс.).
Уже несколько лет Германия переживает журнальный “бум”. Изменений в списке журнальных магнатов и их рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэра, Шпрингера, Бурды и “Грунер унд Яр”. По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе – общественно-политические (19.3%). На третьем месте – ведомственные (14.6 %), на четвёртом – рекламные издания (13.8%). Наблюдается рост тиража информационного еженедельника “Фокус” ( 685 тыс.экз., прирост 22.1% за год) Теряют в тираже “Шпигель” (2.2 %), “Штерн” (3.1%), “Бунте” (3.8%), “Нойе ревю” (19.9%).
На рынке СМИ Германии можно выделить следующие моменты. Во-первых, существенных изменений в реестрном списке крупнейших десяти концернов страны не отмечается. Во-вторых, несколько замедлился процесс концентрации печати с дальнейшим укреплением позиций региональной прессы. В-третьих, сохранилась тенденция к некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии.
Крупнейшими информационными магнатами являются владельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шпрингера и Бурды. Годовой оборот концерна Бертельсмана составляет 18,5 млн. марок, в том числе внутри страны – 6,7 млн., за границей – 12 млн. Доходы концерна от его индустриальных отраслей составили 3 млн. марок. Концерн, как и прежде, является вторым в мире и крупнейшим в Германии. Годовой оборот концерна Шпрингера составляет 3,5 млн. марок. Он складывался из нескольких показателей. Во-первых, из доходов по распространению изданий (1,5 млн.), во-вторых, из доходов от рекламы – 1,5 млн. и из прочих. Только газетная продукция принесла концерну 2,3 млн. марок. Шпрингер выпускает 4 самые популярные ежедневные газеты: “Бильд-цайтунг”, “Ди вельт”, “Гамбургер абендблатт” и “Берлинер моргенпост”. Главный кредитор Шпрингера – влиятельный западногерманский “Дойче банк”. Концерн связан также с федеральным союзом немецкой промышленности, с концерном Круппа, с так называемой группой Флика – гигантским промышленным комплексом, который не только является крупнейшим производителем бумаги, но и занимает ведущие позиции в военной промышленности.
Годовой оборот Бурды ГмбХ составляет 1,5 млн. марок, из них внутри страны – 1,4 млн. марок.
У исследователей СМИ Германии интерес вызывает завоевание рынка штутгартским семейным концерном Дитера фон Хольцбринка. По данным на 1995 год он занимает пятое место. Как пишет немецкий журнал “Журналист”, его стратегия заключается в том, чтобы “спокойно, тихо, по-домашнему идти к империи СМИ”. Основу предпринимательского концерна составляет книжная издательская деятельность. Концерну Хольцбринка принадлежат 4 книжных издательства, выпускающих, в частности, беллетристику; издательства, являющиеся главными поставщиками справочной литературы (в том числе “Фишер-Ташенбухферлаг”); детские издательства (мюнхенский “Киндер ферлаг”) и даже “Ровольт-ферлаг”, издающий профессиональный журнал “Журналист”. Он является владельцем издательств специализированной, научной, академической и учебной литературы (ганноверское издательство “Шульбухферлаг” и хайдельбергское академическое издательство).
Дитер фон Хольцбрик владеет также издательствами за рубежом: в Нью-Йорке – это Henry Holt and Company, Farrar, Status and Girou, W.H.Freeman, Worth Publishers; в Филадельфии – Hanley and Belfus. В 1995 году после покупки 70% британской издательской группы Макмиллана годовой оборот концерна Хольцбринка составил около 3 млрд. марок.
Не последнее место занимает концерн и в газетном бизнесе. На 100% ему принадлежит газета деловых кругов “Хандельсблатт”, приносящая 20% годового дохода внутри страны. К ней структурно примыкает исследовательский аудиторско-консультационный центр “Прогноз” с отделениями в Берлине и Базеле, а также 4 изда-тельства научно-фантастической литературы, в том числе в Нью-Йорке и Хайдельберге. У концерна 6 региональных газет. В полном владении находятся котбусская “Лаузитцер рундшау” (тираж 196 тыс.экз.), трирская “Триришер фольксфройнд” (101 тыс.экз.), констанцкая “Зюдкурир” (144 тыс.экз.), вюрцбургская “Майн-пост”. На 53% ему принадлежит “Саарбрюкер цайтунг” (тираж 195 тыс.экз.) и на 51% берлинская “Тагесшпигель”. Концерн владеет двумя полиграфическими предприятиями, участвует в 5 ТРК: так, в “САТ-1 “ ему принадлежит 15% , в мюнхенской АФЕ – 100%. В мае 1995 года создана группа “Нойе медиен”, которой будущем будут подчинены собственные ТВ- и РВ-станции. В области мультимедиа концерн кооперируется с группой Бурды. Другие известные газетные концерны Германии – “Зюддойче ферлаг ГмбХ”, “Вестдойче альгемайне цайтунг-ферлагсгезельшафт”, “Анцайгенринг норд унд вестдойче цайтунген”.
О ситуации в аудиовизуальных СМИ. Главную роль в освещении предвыборной кампании, а также самих выборов играли аудиовизуальные СМИ Германии. В этой стране существует так называемая “дуальная система” теле- и радиовещания, что означает наличие общественно-правового и частного телевидения и радио, функционирующего с середины 80-х гг. В 1994 г. в стране насчитывалось 35.74 млн. радио- и 31.89 млн. телеприёмников. На каждую 1000 человек приходилось 439 радио- и 392 телеприёмника.
Понятие общественно-правового ТВ и РВ не идентично определению “общественного”, принятого в России. Во-первых, оно создано на государственной базе и контролируется общественными советами, в которых представлены все общественно-политические силы общества, а следовательно, служит всему обществу, что декларируется законодательными актами, в частности, Государственным договором о радио и телевидении в объединённой Германии, вступившем в силу в 1992 г. Во-вторых, по большей части финансируется оно за счёт поступлений из налогов за пользование теле- и радиоприёмниками. В-третьих, у него более сдержанная национально ориентированная программная политика.
В Германии существует абонементная плата за радио- и телевещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля 1924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки. Повышение платы с 1 января 1988 года обусловлено, во-первых, началом деятельности частных теле- и радиостанций и, во-вторых, определением теленалога как основного в шкале налогов за телерадиовещание. Повышение абонементной платы (с 9 до 19 марок) произошло с 1 октября 1990 года на основе решения Совета министров.
Согласно официальным данным, общественно-правовое ТВ и РВ, а к ним относятся АРД (Всеобщее телерадиовещание Германии), ЦДФ (Второе германское телевидение), на 80 и 60% соответственно финансируются за счёт абонементной платы, остальное они получают от рекламы. Реклама на общественно-правовом вещании имеет законодательные ограничения, одно из главных – недопущение её в эфир после основного блока новостей в 20.00. Однако если в начале деятельности частных теле- и радиостанций эта регламентация не мешала развитию АРД и ЦДФ, то сегодня, когда конкуренция между телерадиоорганизациями усилилась, она стала основным пунктом споров даже в парламентских кругах. Воссоединение ФРГ и ГДР потребовало средств, казна не выдерживает всех расходов, в частности, на содержание общественно-правового телевидения, и уже на протяжении нескольких лет звучат голоса о необходимости изменения регламентации рекламы. В 1995 году рекламные блоки появились на АРД и ЦДФ и после основного выпуска новостей.
Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года, когда начали телевещание 3 программы – “САТ-1”, “Мюзик-бокс” и “РТЛ-плюс”. Держателем лицензии “САТ-1” стало “Программгезельшафт фюр кабель-унд саттелитенрундфунк мбХ”. Программы транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1 января 1985 года – по космической связи. Видеопрограмма “Мюзик-бокс” с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом канале. “РТЛ-плюс” готовила и транслировала свои программы из Люксембурга, программы компании принимались в Саарланде, частично в Рейнланд-Пфальце и на юго-востоке Северного Рейна-Вестфалии. Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны появилась продукция ТРК “Ойрока”, которая через 2 года была преобразована в развлекательную “ПРО 7”.
РТЛ-2 является многопрофильной программой, но рассчитана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлекательно-музыкальные программы. Особое место занимает “Премире”, которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 1991 года она транслируется по всей Германии. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей:
- “pay per view”, когда ТВ работает на персональных заказах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то время, которое он фактически использует;
- “video on demand”, когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает;
- интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору.
Первые попытки такого общения привлекли внимание крупнейших сервисных фирм Германии. Кому принадлежат частные телерадиокомпании? У “САТ-1” (Сателлитен фернзен ГмбХ) 4 главных владельца. Это концерн Кирха, владеющая 43% акций, издательский дом Акселя Шпрингера (20%), группа Актуэль-Прессе-Фернзеен (20%) и группа Хольцбринка (15%). У “ПРО 7” 2 основных владельца – издатгруппа Герхарда Аккерманса (49.5%) и Томас Кирх (сын телевизионного магната Лео Кирха), владеющий 47.5%.
Владельцев ДСФ (Дойчес шпортфернзеен ГмбХ) также четыре. Это Rete Invest Holding С.А.Берлускони (33.5%), концерн Шпрингера (24.9%), фирма Кирха “Таурус Фермёгенсфервальтунг” (24.5%), и швейцарское АО “Ринковизион” (17.1%).
У “Н-ТВ” – 10 держателей акций. Крупнейшие из них: CNN (29%), “Time Varner” (23%), фирма “Nixdorf” (18%). К числу владельцев принадлежит La Savoienne (группа Ротшильда), правда, лишь на 3%.
“РТЛ” на 47.9% принадлежит CLT (Compagnie Luxembourgeoise de Teledifusi- on S. A.), на 37.1% группе Фильм-унд Фернзеен ГмбХ (дочернее предприятие концерна Бертельсмана), на 10% группе “Вестдойче Альгемайне цайтунг”. “Дер кабельканал ДКК Фернзеен ГмбХ” имеет 3 владельцев: по 45% им владеют “ПРО 7” и “Тефи-хандельс АО”, 10% у издательской группы Георга Кофлера. “VOX” на 49.9% принадлежит концерну Мэрдока, по 24.9% делят “УФА фильм” и французский “Канал плюс”. У “РТЛ-2” 6 вла-дельцев. По 33.1% акций компании принадлежит группам “Бауэр ферлаг” и “Теле Мюнхен”, 24% – люксембургской телерадиокомпании “CLT”. 37.5% ТРК “Премире” владеет “УФА фильм” и французский “Канал плюс”, а 25% – группа “Телеклуб” (полностью принадлежащая концерну Кирха).
Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпаний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает кабельное телевидение и 8.2 миллиона – спутниковое. Программная политика. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 теле-программ, из них 12 подготовлены общественно-правовыми и 15 частными ТРК.
В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное – ДПА (“Дойче прессе агентур”), созданное в 1949 г.
Занятие четвертое
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1075; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!