НЕСКОЛЬКО СЛОВ НА ПРОЩАНИЕ, ИЛИ ПРИТЧА ОБ ОБЕЗЬЯНЕ И КАЛЕБАСЕ



 

ТЕПЕРЬ мне остается только поблагодарить читателя, одолевшего столь увесистую книгу. Думаю, он относится к особой породе людей, к которой я причисляю и себя. Соответственно, я неплохо ее изучил. Проявляя учтивость, такого типа люди не просто следуют обычаю, но творят, не соблюдают условности, а передают энергию. Следовательно, наилучшим проявлением моей благодарности к читателю была бы попытка отыскать как можно более точные слова прощания с мсье Гурджиевым.

Вспоминаю свое детство. Тогда были в моде проекторы для показа документальных кинолент. Один мой приятель обзавелся подобным чудом. Мы запирались в комнате, пришпиливали к стенке полотняный лоскут, задергивали занавески и упивались подергивающимися живыми картинками. Прошли годы, но до сих пор я восхищаюсь их простотой и точностью. В одной из этих документальных лент был показан отлов обезьян. Появляется кучка негров, они подвешивают к пальме калебас, набитый арахисом, и уходят. Прибегает обезьяна, сует туда лапу и хватает горсть арахиса, а вытащить уже не может мешает узкая горловина. Обезьяна рвется, бесится, но все без толку она стала добычей своей же добычи. Тут возвращаются негры, связывают несчастную зверушку, а потом разламывают тыкву, чтобы освободить ее все еще сжимающий орешки кулак.

О тех самых орешках я частенько вспоминал, когда делал попытки освободиться от гурджиевского влияния. Понимал, что надо разжать кулак, хоть на время ослабить хватку, то есть отказаться от попыток овладеть своим «Я», совершенным, завершенным и неизменным. Ведь иначе ни свободы, ни здоровья. Не выходило. Как и большинство учеников Гурджиева, я попал в плен собственной гордыни, тут уж рвись не рвись все бесполезно. А что сулит будущее? Как и обезьянке либо клетку, либо смерть. Разумеется, я понимал исключительную ценность и огромное значение учения Гурджиева, но уже начал догадываться, что способ его преподавания мне противопоказан и ничего, кроме вреда, оно мне не принесет. Такова уж моя природа, что учение не пойдет мне впрок не насытит, а только истощит. Значит, надо разжать руку и смыться. В конце концов мне это удалось, но как, каким образом? До сих пор понять не могу.

Теперь мне стало ясно, что учение Гурджиева, точнее даже, эзотерика как таковая, необходима человеку, который в наше сложное время стремится обрести истинное бытие. Однако надо научиться избегать ловушек. Ими могут стать нынешние, с позволения сказать, «эзотерические» сообщества. А среди них гурджиевская группа едва ли не самая жизнеспособная и привлекательная. Стоит пощупать, изучить насыпанные в тыкву орешки, но тут же отдернуть руку. Именно к этому я и хочу вас призвать, завершая мою книгу: побыстрее отдерните руку.

Бог с ним, с «магом Гурджиевым», как его называл Хаксли, забудьте о странном мире гурджиевских «групп», где царит духовная тирания, издеваются над чувствами, о грандиозных посулах посвященным. Короче говоря, обо всем этом подземном мире, на котором лежит черное заклятие. Если ты истинно мудр а мой читатель именно таков, поскорей переключи свое внимание на окружающий мир, и к тебе вернутся и свобода, и здравый смысл. Следуй тем же путем, которым идет все человечество, ведь ты являешься его частью.

Однако вот в чем польза обучения у Гурджиева или изучения его опыта. Важно понять, сколь много позаимствовала современная мысль у так называемого «традиционного» сознания, сколь плодотворно возрождение этого эзотерического знания, значительно обогатившего наши духовные поиски (а Гурджиев, безусловно, был одним из тех, кто познакомил с ним современный Запад). Наиболее передовые философские течения, а в еще большей мере феноменология, физика, математика, кибернетика использовали данные, почерпнутые из древнейших представлений человечества о космосе, об энергетическом и телесном взаимовлиянии, о свободе и единстве живого бытия. Иначе бы им не достигнуть нынешних высот. Современная наука вступила в диалог с последними тибетскими магами, последними алхимиками и «традиционными» чудотворцами. На наших глазах (приглядимся) происходит революция разум, победивший все и вся, вдруг осознал собственную недостаточность и готов возродить союз с религиозным озарением, оплодотвориться им. Для подлинно внимательного человека очевидно, что задача большинства отраслей знания отнюдь не в том, чтобы содействовать прогрессу. Идея бесконечного прогресса уже несколько лет как умерла, по крайней мере на Западе. Сейчас речь идет о полном изменении человеческой природы, о ее трансмутации. Поэтому истинные участники современных событий это не ученые, находящиеся на передовых рубежах науки, не поэты, а люди из породы осознающих, о которых я говорил в начале книги. Только они не заняты пустяками; все прочее конформизм и консерватизм. Они вовсе не отшельники, отринувшие мирскую суету, и, разумеется, не те, кого «прогрессисты» (то есть сверх-конформисты) именуют «реакционерами», а просто люди, пытающиеся нащупать будущее плечом к плечу с теми философами, физиками, математиками, биологами, которые творят новый мир, не имеющий ничего общего с миром прерванной традиции, в котором мы обречены жить. Возможно и не осознавая, к чему именно стремятся, они насаждают исконные ценности веру, надежду, любовь, милосердие.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Лефорт Р. Учители Гурджиева. М., 1993. С. 81.

 

[2] Успенский П. Д. В поисках чудесного. СПб, 1992.

 

[3] Мне доступен только французский перевод этой книги: Hartman Т., Notre vie avec Gurdjieff. — P., 1968.

 

[4] Успенский П.Д. В поисках чудесного. СПб, 1992. С. 201.

 

[5] Там же. С. 103.

 

[6] Бунин И.А. Собр. соч. в шести томах. М., 1987. Т. 3. С. 516.

 

[7] Идрис Шах. Суфизм. М., 1994. С. 333.

 

[8] Успенский П.Д. В поисках чудесного. СПб, 1992. С. 260.

 

[9] Hartman T., Notre vie avec Gurdjieff. — P., 1968, р. 26.

 

[10] Maitre Eckhart. Traites et sermons. Р., 1942, р. 27.

 

[11] Успенский П.Д. В поисках чудесного. СПб, 1992. С. 56.

 

[12] Guenon R. Initiation et realization spirituelle. Р., 1967, рр. 167-172.

 

[13] Гурджиев Г. Всё и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку. СПб., 1993. С. 112.

 

[14] Гурджиев Г. Всё и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку. СПб., 1993. С. 253—254.

 

[15] Там же. С. 72.

 

[16] Там же. С. 256.

 

[17] Все высказывания «свидетелей обвинения» заимствованы из книги: Повель Л. Мсье Гурджиев.

 

[18] Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1989. Т. 2. С. 89, 91.

 

[19] Андреев Д. Роза мира. М., 1991. С. 230.

 

[20] «Московские новости», № 35, 29 августа 1993 г.

 

[21] «Русский вестник», № 37, 1993 г.

 

[22] Повель Л. Мсье Гурджиев.

 

[23] В 1840-1924 гг. название города Ленинакан; ныне — Гюмри.

 

[24] Ниже мы увидим, что по крайней мере один из спутников Гурджиева вернулся в Европу, где его ждала необычайная и трагическая судьба.

 

[25] В современных справочных изданиях говорится, что Карл Хаусхофер при не выясненных до конца обстоятельствах скончался в Баварии в 1946 году после того, как в качестве свидетеля выступил на Нюрнбергском процессе. (Прим. перев.)

 

[26] Более подробное изложение «свидетельств» Жака Бержье можно найти в книге Луи Повеля и Жака Бержье «Утро магов». (Прим. перев.)

 

[27] О нем говорится во второй части этой книги.

 

[28] «Все, с чем вы сталкиваетесь, все, что вы называете искусством, это субъективное искусство, которое я, со своей стороны, не назвал бы искусством, поскольку оставляю это название за объективным искусст вом. Разница между объективным и субъективным искусством в том, что в первом случае художник действительно творит, делает то, что намеревается сделать, вкладывает в свое творчество те идеи и чувства, которые желает вложить. И влияние его творчества на людей вполне определенно; они воспримут (разумеется, каждый на своем уровне) те самые мысли и чувства., которые им хотел передать художник. Когда речь идет об объективном искусстве, надо иметь в виду, что в нем не может быть ничего случайного: ни в самом акте творчества, ни в тех впечатлениях, которые оно производит».

 

[29] Цитируется П.Д. Успенским в его «Фрагментах неизвестного Учения».

 

[30] Описание подобных сеансов, сделанное Пьером Шеффером, см. в третьей части книги.

 

[31] Перевод М. Лозинского.

 

[32] Это резюме было составлено Жоржетт Леблан для «Храброй машины» («La Machine a Courage»)

 

[33] Они учились в одно и то же время в одной семинарии.

 

[34] Я привожу здесь эту цитату не для того, чтобы уличить Дени Сора в непостоянстве, но чтобы читатель принял во внимание тот факт, что тридцать лет исследований и раздумий могут привести такого человека, как Дени Сора, к «симпатии» и «любви».

 

[35] Именно так нужно понимать слова Рабле: «Знание без сознания только пагуба для души», которые так часто толковались в обедненном, буквальном значении: «знание без морального сознания…». Нужно сказать, что у Рабле речь вовсе не идет о моральном сознании, он выражает эзотерическую истину, а вовсе не повседневную. Речь идет о высшем сознании, то есть о доступе к стабильному и трансцендентному «я», великому «я», таящемуся за многочисленными малыми «я» индивидуума, подчиненными тому, что Гурджиев называет «механистичностью». Речь идет о сознании, достигнутом благодаря внутреннему опыту, о са мой попытке приобщения к великой истине. Другой, на сей раз современный пример: феноменология, или наука о бытии, у немецкого философа Гуссерля, основывается на том, что он называет «опытом трансцендентального «я», законченного и статичного», то есть на внутреннем опыте, сопоставимом с опытом йогов, стремящихся к достижению ведантической «самости», или опытом апостола Павла с его «внутренним человеком», или же с тем, что обещает своим ученикам Гурджиев. Но когда адепты Гуссерля овладевают этой наукой, отбрасывая опыт трансцендентального «я», опыт «абсолютного сознания», эта наука становится инструментом смятения и беспорядка, доказательство тому сартровский экзистенциализм, основывающийся на феноменологии уже не человека, а зародыша системы, которая ведет к тому, чтобы еще больше подчинить разум болезням современного мира.

 

[36] Georgette Leblanc, Souvenirs (1895 — 1918), precede d`une introduction de Bernarde Grasset, ed. Grasset, 1931.

 

[37] К примеру, Франсис Журден, опубликовавший книгу воспоминаний с недобросовестным названном «Без угрызений и злопамятства» (F. Jourdain. Sans Remords ni Rancune.Ed. Correa, Paris), пытается высмеять Жоржетт Леблан: «Она красовалась своей душой точно так же, как своими бедрами». Это лишь одна из гадостей. Но он тут же пытается иронизировать и над Ж.-К. Гюисмансом, что достаточно свидетельствует об отсутствии душевной тонкости у данного горе-мемуариста.

 

[38] Это резюме было составлено Жоржетт Леблан для «Храброй машины» («La Machine a Courage»)

 

[39] Этот текст был передан мне Филиппом Лавастином, который заверил меня в правильности перевода.

 

[40] Речь идет о6 Ольге Ивановне, о которой еще будет говориться в дальнейшем.

 

[41] Жена Чехова.

 

[42] Легче сделать новое, чем то же самое (лат.)

 

[43] В последние годы он, казалось, отошел от «работы». Собирались лишь для чтения его трудов, а также для трапез.

 

[44] Fernand Divoire. Pourquoi je crois a l'occultisme. Ed. de France, p. 13.

 

[45] Max Jacob. Bourgeois de France et d'ailleurs. N.R.F., p. 218.

 

[46] Irene-Carole Reweliotty. Journal d'une jeune fille (Preface de Patrice de La Tour du Pin), La Jeune Parque, ed.

 

[47] Отрывок из книги «Луденские дьяволы» («Les Diables de Loudun»).

 

[48] Замечательно сказал Барбе д'Орвильи: «Ад это опустевшие небеса».

 

[49] В этом отрывке чувствуется влияние Успенского.

 

[50] Теофания озарение или божественное откровение. В данном случае явление «сверх-я», обычно скрытого нашими многочисленными «я».

 

[51] Роже-Жильбер Леконт.

 

[52] В обратном направлении; наоборот (лат.)

 

[53] Дороти Карузо вдова знаменитого тенора Энрико Карузо. Ее свидетельство отрывок из книги «A Personal History» (Hermitage House Ed)

 

[54] Второе свидетельство Жоржетт Леблан является отрывком из книги «Храбрая машина».

 

[55] Это был последний приступ.

 

[56] Метерлинк М. Горные тропы (Les sentiers dans la Montagne).

 

[57] Водородный потенциал.

 

[58] Имеются в виду соответственно маршал Петен и генерал де Голль.

 

[59] Матф., 13:12.)

 

[60] Единственно необходимый {лат.}.

 

[61] Глупый, пустой человек (арамейск.). (»…кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону…» Матф.,5:22).)

 

[62] Граду и миру (лат.)

 

[63] Так в тексте, на самом деле, внук Вельзевула в книге Гурджиева носит имя Хассейн (или Хуссейн)

 

[64] Матф., 18:20

 

[65] Пс., 40:10 (а также: Ин., 13:18)

 

[66] Данный анализ, к сожалению, упрощен и краток. Потребовалось бы не менее трехсот страниц, чтобы объяснить, почему, как это понял уже Поль Валери, нельзя написать: «Маркиза…» )

 

[67] К этому стремились, например, Поль Сезанн или Шарль Фердинанд Рамю.

 

[68] Chaque fois que 1'aube parait. Gallimard.

 

[69] Намек на знаменитую строку Поля Верлена.

 

[70] Отрывок из «Познания города» («L'Apprentissage de la Ville», ed Denoel)

 

[71] Нечистый дух (лат.)

 

[72] В высшей степени позорно, постыдно (англ.)

 

[73] Слава Богу! (лат.)

 

[74] Матф., 8:22: «Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

 

[75] «Нувель ревю франсэз». Не считая публикаций в журнале «Крупная игра» и переводов в книге «Дзэн-буддизм».

 

[76] «Домашнее» имя Жильбера Леконта.

 

[77] «Нувель ревю франсэз», январь 1954 г. Приводя цитату, Жан Полан особо подчеркнул: «Домаль был учеником и последователем Гурджиева, влияние учения которого чувствуется во многих строках «Священной войны».

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!