Практическая реализуемость политико - правовой теории.



 

Политические правовые учения древней Греции

 

Обратимся к историческим условиям формирования.

Почему говорим о Греции, ведь государство начинало зарождаться на востоке (законы Хамураппи, Ману)

Причины

1) Техническая – время не рассчитано чтобы начинать с самого начала

2) На востоке долгое время не происходило отделение философии от морали и религии, появления политических, преднаучных явлений, связано именно с деятельностью греческих мыслителей. Безусловно, на др востоке, например в китае в 5 в до н.э появились Легисты, которые имели много общего с учениями Конфуция. Конфуций говорил о тех этических требованиях, которые предъявлялись к человеку -  чтобы жить счастливо он должен приспособиться  к требованиям общества. Легисты единственным источником для права всегда видели – волю неба, император – сын неба)

Сравнительный подход к греческой и восточной политико правовой мысли

1) По методическим принципам

На востоке – знания о праве и государстве – часть религиозно этических учений

В Греции – происходит отделение знаний о праве от мифологии и елигии

Значит подход к праву на востоке – теистический – отсутствие дифференциации понятии права и закона, право и закон – 1 и то же

В Греции – социально – инженерный подход к праву – деление права на 2 вида – различение понятия права и закона

В Греции возник системный подход к политико – правовой реальности, возникло представление о политико - правовой системе, систематический подход.

На востоке такого не возникло, тк. Нормы обожествляются,

2) Основные ценности

На востоке – Боги, природа, правитель, правильное поведение связано с ритуалом, обычаем.

Греция – право связанно с греческой общиной, полис, политическая свобода, ценность самостоятельного поведений

3) Представление о государственном порядке

На востоке – Г – нечто богоугодное, больше уделялось внимание не тому, что есть Г в целом, а каким должны быть личность правителя, а не что есть Г само по себе.

Греция – Г рассматривалось ка единство во множестве – система, в которой существуют свои автономные элементы.

4) Понимание источников права

На востоке – источник права – бог или природа

На западе – Общественный договор ( уже Аристотель начинает упоминать договор как источник права)

5) Понимание источника закона

Восток – воля правителя

В Греции – Указы правителей, конкретные НА

 

В 5 – 4 в до н.э в Греции возникло гр общество – Кристен и Солон – создатели. Предпосылки создавались намного раньше. Этому послужил военно - политический фактор, так же культура (театр играл большую роль в общественной жизнь, он знакомл жителей 1 полиса с мифологией другого. Появляется новый тип личности – античный – ему свойственно самостоятельное поведение. Греческое знание возникает как знание о знании. (Солон был торговцем оливкового масла, Фелес – был предпр-лем, Демокрид – много путешествовал и растранжирил деньги отца, но его труды того стоили.)

Было стремление применить знания других народов в собственной практике. Геометрия возникает в Египте (прямоугольный треугольник, Пифагор доказал то, что измерили египтяне)

Самостоятельный человек – умеющий принимать решение, полагаясь только на свой опыт и знание, и несущий ответственность. Человек начинает осознавать себя как субъекта. Сама политическая практика создавала условие для обоснования собственной позиции, всевозможные дебаты. Возникает фил школа в 5 в. До н.э там стало возможным рассуждение о богах с разных точек зрения. Стали говорить о справедливости с разных точек зрения. Постепенно в фил-ии Платона Боги принимают положение идей, хотя он придавал им объективное значение.

 

1) Этап развития мысли – мифологический – связан с созданием таких мифов, где можно выделить предправовые образы и сюжеты, Боги персонифицируют отдельные социальные явления ( Зевс не только управляет грозой но и символизирует власть. Власть эта непредсказуема. Много жен. Брак Фемиды (правосудия) и Зевса (власти) – порождает дочерей - Эйрена (мир), Эвномия (благозаконие) Дике (справедливость). Справедливость в мифах достигается совместными усилиями людей и богов. Часто люди бросают вызов богам, но важно, что смысл чел жизни – совершение подвига – вызов. Но это все совершается ради других ( среди богов – Прометей – в глазах людей герой, в глазах богов – преступник) Кроме того, ни 1 из греческих героев не совершает поступков по своей инициативе, его вынуждают обстоятельства, даже геракл действует из наказания, и Прометей тоже.В рамках гр мифологии возникает понятие о разных видов права, справедливость возникает в результате компромисса богов и людей.

2) Философский этап начинается с деятельности 7 мудрецов. Они все подчеркивали значимость закона в общественной жизни.

 

Софисты развивали свое учение под влияние греческих натур философов.

Демокрид считал, что люди должны в соей общественной жизни  придерживаться законов, которые существуют в мире природы, и Эпикур то же говорил. Но если человек живет по законам природы, это значит что, человеческие законы ему не нужны? Это подчеркивали софисты как недостаток натру философии.

Софисты говорят, что хоть законы космоса и выше, но человек живет по своим законам. Росимах (?)говорил, что законы создают бедные, дабы потакать Богам. Софисты утверждали, что на самом деле человек должен придерживаться только собственных разумений. При этом софисты способствовали негативным явлениям – правовому нигилизму, чел должен жить в соответствии с собственным разумом, мараизм – доказать можно все что угодано, все дело в методе доказательства. Софисты пытались оправдать всех и вся. Сократ – 1 сер оппонент софистов – он поставил проблему поиска объективного источника объективного закона ( Протогор – человек мера всех вещей) Если не боги, то тогда из каких предпосылок должен исходить? Он обращал внимание, что истина не мб относительной, люди должны понять, что такое справедливость, красота, добро, они должны выявить объективные и общезначимые характеристики понятий. Сократ предлагает выслушивать разные мнения об 1 и том же. И в разных мнениях искать то, что является общим, Платон – ученик Сократа. Он создает 1ю самостоятельную политико - правовую теорию, самостоятельное ППУ.

Платон (347 – 427 гг.)

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно.

Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны[1]. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа[1]. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона[2]. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона[3].

Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э., Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

После смерти Сократа в 399 г. до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. «Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления»[4] В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής ; буквально, «наилучшая слава»). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма

 

Сын знатных родителей, по материнской линии в роду был Солон. Все ему предвещали блестящую «карьеру». Привлекали его философские дебаты, много беседовал с Сократом. 399 г – казнь Сократа. Платон был на грани самоубийства. Но он решил, что если уйдет и он, то кто расскажет современникам о философии Сократа? только благодаря Ксенофонту и ему мы знаем о философии Сократа.

Платон покидает Афины в знак протеста, возвращается в 40 лет и основывает академию – начало его творчества, до этого писал диалоги, диалоги отличаются от трактатов на востоке (пассивное писание учеником за учителем) а Платон излагается в споре, не дает ответы на поставленные вопросы. Главное поставить проблему. Люди должны сами искать ответы. Он как бы исподволь высказывает свое мнение, но не постулирует его в качестве догмы, предполагает, что возможны и другие мнения. В период возврата в Афины начинает работать над проектом нового государственного устройства. Он пытается охарактеризовать природу государства вообще. В основе его философских построений лежит физика. Он пытается найти первоосновы, объективные основы человеческому порядку. Но объективные основы он не ищет в религии, он оперирует понятием космос,– вселенная, красота, физический и духовный порядок. Природа – реальность физическая, одушевленная. Природа обладает не только душой, но и разумом, это механизм, в котором все устроено, поэтому человек должен рационально строить свою жизнь, космос – это модель построения общества.

 

Платон весь космос делит на 2 уровня. 1й уровень – идеальный - Единство или гармоничное сочетание духовного, мы видим человека, у которого совершенные пропорции, пропорциональному телу соответствует невозмутимое выражение лица взятое из скульптуры богов. Лица людей = лицам богов. Человек и физически и духовно совершенен, на это и нацелена система воспитания. Считалось, что чем быстрее человек бегает – тем быстрее думает. Платон это разрушает . 2 уровень – физический, материальный уровень (человек).

 

Платон делит мир на материальное и духовное, он противопоставляя их. Физическая реальность несовершенна, она видоизменяется, и общество несовершенно, законы людей меняются, но есть идеальный уровень бытия – идеи, они бестелесны, умопостигаемы, Аристотель идеи называет Эйдосами – форма вещи. Т.е. Идеи – выражение смысла существующих вещей (в свое время Киники критиковали Платона, что он говорит об абстракциях ( легенда – Диаген прибежал в школу Платона начал ругаться, и говорить что вижу стол и чашку, но стольности и чашности не наблюдаю. В ответ было сказано, что чтобы увидеть это надо мозги))

 

Существует мир идей, они умопостигаемы. Он обожествил идеи. Именно идеи задают образцы, совершенные модели для создания материальных вещей. Человек должен жить по идее, строить в соответствии с идеями свою жизнь. Есть важный момент для человека в этическом плане, если вы живете в эпоху перемен, а Платон как раз жил в эпоху перемен, и хочешь улучшить общественную жизнь, то ты должен руководствоваться в жизни высшими смыслами, а не исходить из утилитарных соображений. Платон  был антимещанином в этическом смысле слова. Общее понятие Государства происходит тоже из некого идеала.

Государство – это некое идеальное воплощение общего представления о нем, т.е идея государства, является идеей, и должна быть перенесена на общественный порядок. Платон начинает рассматривать общественный порядок как систему. Политическая система должна строиться в соответствии с принципами идеального мира

Как строятся идеи? Они образуют структуру, строящуюся на принципах соподчиненности и иерархии, все идеи выстраиваются в особую иерархию. Высшей идеей – идея блага, в реальной жизни – благо – справедливость, это цель государства.

 

Благо в соответствии с принципом соподчиненности – единство 3х других идей – истина, добро и красота. При этом эта иерархия строгая. Истина на 1 месте и т.д. Микрокосмос – человеческая душа – есть разумное начало, есть волевое начало (яростный дух – он стремиться к добру ( Фалес – «добрым быть трудно») , чувственное начало, стремящееся к красоте, так же есть всадник, которым подчиняется воля и чувства ( воля узда, чувство – лошадь)

Справедливость по своей природе, представляет равенство.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!