Критерии оценки того или иного учения



Светлана Павловна доцент к-ры теории государства и права

 

Предмет, объект, методы истории политических и правовых учений

Объект – то на что направлено учение – ПиПУ

Предмет – История возникновения и эволюции теоретических знания о праве , государстве, политике, законодательстве.

 

Учение – это форма теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, в котором находит свое отражение логико понятийный процесс углубления познания политических и правовых явлений

Т.е. любое учение это форма мышление, которое имеет свою структуру, которая состоит из определенных идей, взаимосвязь идей, построенных на принципах.

 

В учении отражается именно исторический процесс, каждое учение строится в соответствии с критическим осмыслением предшествующей теории ( допустим мыслитель сер 19 в., Маркс, создает классовую теорию происхождения права, и 1 из важнейших факторов стройки полит системы – считает классовую борббу, 1м высказал эту мысль – Платон – он говорил, что изменение в государстве происходят в результате борьбы различных сословий. Он говорил о сословиях, о противостоянии индивида и общества. Маркс берет эту идею от мыслителей фр рестоврации ( Анркико, Француа дюзо) они идею кл борьбы использовали, чтобы использовать классовую борьбу против феодалов, фр революции, чтобы преодолеть аристократию., Историки эпохи реставрации писали, что т.к. во фр основным сословием стала буржуазия, соб-ки, следовательно и Г должно защитить их интересы при помощи своих учреждений, законов, которые бы поставили ценности буржуазии – право на труд, собственность, чтобы буржуазия развивалась, экономика теперь буржуазная. Маркс в свою очередь эту идею направляет эту идею против самой же буржуазии, чьи интересы отстаивали историки эпохи реставрации. Теперь же наибольшая часть общества – не собственники, а рабочие, их интересы надо отстаивать, все придет к тому. что всю власть трудящиеся возьмут в свои в руки, это все исходя из того что больший класс стал занимать пролетариат, а не собственник, т.е. все мыслители стоят как бы на плечах друг друга и используют идеи своих предшественников, т.е. существует некая историческая преемственность, обусловлена национально спецификой, реальной исторической ситуаций.

Структура Учений.

Каждое учение имеет структуру, которая имеет свои элементы.

1) Конкретно исторический момент, аспект – взгляды автора, его идеи, обусловленные как его собственным мировоззрением, так и обусловлены социокультурной ситуацией ( это содержание учения)

2) Теоретико методологический аспект – содержит формы мысли которыми пользуется автор при выражении взглядов, методы при помощи которых автор обосновывает правоту своей идеи, подходы, принципы, те. Этот аспект выражает философские и методологические аспекты учения. Как это содержание (учения) строится.

Цель ИПиПУ – дать оценку и интерпретацию, объяснение политико – правовому учению.

Какими методами дается объяснение и оценка учению

 

Все методы делятся по принципам, есть общенаучные, общефилософские, есть специальные

Что касается 1х 2х – это диалектика, диалектических подход – предполагает что рассматривать историю нужно в изменении, развитии, все в мире находится в движении; формально – логический подход – рассматривать теорию с позиции непротиворечивости её положений, все вытекает 1 из другого, необходимо искать связь, выявлять противоречия, преодолевать их

Специальный методметод историко – сравнительный – является специальным методом для любой исторической дисциплины, опирается на хронологический фактор. Сравнительный подход, исторический подход и принцип историзма –предполагает оценку и интерпретацию теории в контексте связи прошлого и современности, он предполагает, что в каждой теории есть моменты преходящие ( те моменты которые устарели, и не могут ничего дать в оценке современных учений) непреходящие ( те, которые свою ценность не утратили)

Исторический подход (Карамзин первым применил этот принцип, он рассмотрел всю историю – как урок для современных трагедий, в этом плане историзм предполагает – что все надо рассматривать в связи с реальной исторической практикой, какие последствия имели место в исторической практике в связи с применением данной теории. Историзм предполагает рассмотрение в связи теории с реальной практикой.

Так же надо учитывать эмоциональное своеобразие, надо понимать что каждая теория в конкретной стране, нельзя слепо переносить теории которые создавались для 1 народа для другого.

Задачи Исторического подхода

1) Выявить происхождение какого-либо политико – правового учения

2) Проследить эволюцию этого учения в исторической перспективе

3) Исследовать взаимосвязь объективного (реальная политико – юридическая надстройка) и субъективного (взгляды конкретного мыслителя) в развитии политико – правовой мысли.

Феноменология – попытка философии стать научной, феноменологический подход отличается от классического – классическая наука противопоставляла объект и субъект познания, со времен Декарта, который произвел разделение – объект – обладающий непреходящими принципами, и есть субъект, т.е. объект – обладает неизменной природой, Феноменология предполагает что на самом деле объект изменчив, как и субъект, точнее становится изменчивым во взаимодействии с субъектом. Феноменология появляется с квантовой теорией, где поведение частиц – не предсказуемо, проявления частицей свойств зависит от условий эксперимента, которые задает сам человек, то же касается любого объекта познания. Когда человек задает условия - то объект меняет свои свойства. Феноменология говорит, что мы перестали учитывать, что любая теория продукт психики, что изучает это теорию психический субъект, мы видим то, что есть в нас самих.

Герменевтика – способ интерпретации. Гермес – бог греческой мифологии ( в сандаликах с крылышками) (бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.) Простое объяснение недостаточно, нужно ставить себя на место автора, т.е. надо знать особенности его личности, его биографию

Соловьев в своем произведении «жизненная драма Платона» - показал связь учений Платона с обстоятельствами его жизненного опыта. Идеи Платона берут свои истоки во внутренних драмах. То, что пережил Платон и не переживал другой человек, это надо учитывать при оценке любого знания

Так же необходимо учитывать взаимосвязь особенного и всеобщего. К особенному – конкретные идеи автора, школы, течения, а ко всеобщему – все накопленное знание о праве, государстве к определенному времени.

Критерии оценки того или иного учения

1) Актуальность теории для того времени, когда оно создавалось и для современности ( говорим о теоретико - познавательной значимости учений – в том плане  - как понятия юридические, политические, сформулированные автором, оказали влияние на политическое знание, как оно потом изменялось, углублялось , (допустим как изменялось понятие государства), так же говорим о практической значимости – как содержание учения связано с освещаемой ей действительностью


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 449; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!