Диагностические критерии рисунка семьи.



М етод изучения рисунков.

 Рисунок является важ­ным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, на­ходящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специ­альное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточ­нения окончательного диагноза. На это указывали мно­гие исследователи: С. А. Болдырева, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, В. С. Мухина, С. С Степанов и др.

Как правило, умственно отсталые дети затрудняют­ся выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их ри­сунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки меньше или больше выражены.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Нелогичность, нелепость изображения; не­адекватное, беспорядочное использование цвета, несо­образность пропорций; сексуальная выраженность и др. могут проявляться в их рисунках.

Так, для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка.

При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудность переключения. Они тра­тят на рисунок очень много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, их рисунки стереотипны.

Помимо диагностических целей, в условиях психолого-медико-педагогических консультаций рисунок может быть использован для установления контакта с ребен­ком и как “безречевая” методика в тех случаях, когда имеются трудности речевого общения.

 

Рисунок семьи.

Ребенок непосредственным способом переносит на свой рисунок мысли, тревоги, желания, страхи (привести пример работы с детьми по преодолению страхов) и даже свои суждения о мире и о своем месте в нем.

Ценность рисунков – ребенок не оречевляет свои переживания, а выносит их на рисунок подсознательно. В рисунке ребенок изображает свой внутренний мир таким, каким он его понимает на данный момент, причем многое из нарисованного он даже не сможет объяснить словами.

Рисунок семьи особенно эффективен в течении латентного периода развития ребенка (между 6 и 10 годами).

 

Материалы:

- Белый лист бумаги формата А4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый (сиреневый), коричневый, серый (простой карандаш), черный), ластик.

Инструкция: “Нарисуй свою семью”. Ни в коем случае нельзя объяснять, что значит слово “семья”, так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, следует просто повторить инструкцию.

     Время выполнения задания не ограничивается.

Кинетический рисунок семьи.

“Нарисуй каждого члена семьи, делающего что – нибудь”, “Нарисуй каждого члена семьи, занимающегося обычным делом”.

Считается, что эти рисунки более информативны.

Семья животных.

Нарисуй семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными.

- Обратить внимание на отношение к заданию. В случае неудовлетворенности семейной ситуацией у малыша может появиться защитная реакция (хочу рисовать другое, я не умею и т.д.).

- Записывать все речевые высказывания во время рисования.

- Обращать внимание на эмоции ребенка в процессе рисования и их связь с изображаемым содержанием.

- На паузы более 15 секунд.

- Фиксировать последовательность изображения фигур членов семьи.

- С какой силой нажимает карандаш во время рисования фигур.

- Какие цвета выбирает и в какой последовательности.

- Были ли сомнения кого изобразить первым.

- Никаких комментариев во время рисования ребенка (нарисуй папу, где твой брат и т.д.). На вопросы ребенка: “Кого рисовать?” - Как хочешь.

- Ни в коем случае нельзя заострять внимание ребенка на ненарисованных частях тела вопросами типа: “А что же ты руки не нарисовал?” и др.

- Уточнить у воспитателя или в процессе беседы с ребенком состав семьи, социальную обстановку и др.

- Нельзя о психологических проблемах судить только по рисунку семьи – должна быть обязательно дополнительная диагностика.

После выполнения задания надо постараться получить максимум дополнительной информации в процессе беседы.

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно?

6. Почему?

7. Кто из нарисованных людей самый счастливый?

8. Почему?

9. Кто из них самый несчастный?

10. Почему?

Если на последние вопросы ребенок отвечает формально, не следует настаивать на ответе.

В протоколе отмечают:

· темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;

· последовательность, в которой делались разные части изображения;

· вопросы и высказывания обследуемого;

· краткое содержание последующей беседы.

 

При опросе следует пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для ребенка отдельные детали рисунка. При этом, по возможности, избегать прямых вопросов, не настаивать на ответах, так как это может вызвать тревогу и защитные реакции.

 

 

Диагностические критерии рисунка семьи.

     Интерпретация рисунка условно подразделяется на три части: анализ структуры рисунка, интерпретация особенностей графической презентации членов семьи, анализ процесса рисования.

- Изображение себя. Ребенок может не изобразить себя или рисует только себя. В обоих случаях он как бы не включает себя в состав семьи. Это может свидетельствовать о некотором эгоизме ребенка, отсутствии у него чувства общности с другими членами семьи. Отсутствие себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлеченности. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата или сестры склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения. В изображении этой проблемы ребенок может нарисовать себя в самом конце ряда членов семьи не из - за скромности, а выражая свое низкое положение. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший.

- Важно обратить внимание среди кого изобразил себя ребенок, к кому ближе (кого он изобразил ближе к себе, тот для него наиболее желаем в общении), кто изображен далеко от ребенка. Если же малыш нарисовал себя отдельно от основной группы фигур, это говорит об испытываемом им чувстве отчужденности.

-  Ребенок, которого наказывают физически, угнетают нравственно – изображает себя маленьким, а родителей с оскалом зубов, длинными руками или, наоборот, без рук, он как бы стремиться вытеснить их из своего сознания.

-  Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто бывает связано с его агрессивными желаниями и устремлениями. Если автор такого рисунка - слабовольный ребенок – это говорит о стремлении компенсировать свою слабость.

-  Иногда все члены семьи изображаются с руками, а себе художник “забывает” их нарисовать. Если при этом он рисует себя еще и непропорционально маленьким, то, скорее всего, страдает от ощущения собственного бессилия, незначимости в семье.

- Когда дети старше пяти лет (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это указывает на серьезные нарушения в сфере общения (речевые затруднения, скованность, застенчивость).

- Если ребенок нарисовал себя с очень длинными ногами – это может означать потребность в независимости. Большие, выделенные ноги подразумевают потребность в безопасности. Фигура без ног означает нестабильность, отсутствие ощущения основы, стойкое чувство тревоги.

- Изображение себя похожим на другого члена семьи – подчеркивание значимости фигуры (тот человек, который ему ближе, больше нравится, раскрашивается в те же цвета, что и он сам. Мальчики, как правило, раскрашивают себя в тот же цвет, что и папу, девочки стараются сделать себя похожими на маму).

- Искажение реального состава семьи. Отсутствие кого –либо из членов семьи на рисунке указывает на то, что “забытый” автору рисунка неприятен или же совсем недавно его обидел. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу семьи, избегает негативных реакций, связанных с определенными людьми.

- Часто на рисунке отсутствуют братья или сестры (или нарисованы схематично, без лица, очень мелко), это говорит о ревности, конкуренции за мамино, папино тепло и внимание. Пример.

-  Считается нормальным, если ребенок не изображает на рисунке брата, сестру, которые живут отдельно, имеют свою семью и лишь изредка приходят в гости.

- Информативным является увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей - они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких, эмоциональных контактах.

- Изображение зверушек. Здесь необходимо уточнить, с кем он их идентифицирует. Часто так изображаются братья и сестры, чье значение в семье ребенок хочет преуменьшить (ревность к родителям).

-  Если же на рисунке вместо людей изображены животные, значит, маленький художник испытывает недостаток эмоционального общения, у него преобладает ощущение собственной отверженности.

- Если ребенок рисует животных первыми, выше других ростом, рядом с собой и т.д. – ребенку не хватает эмоционального тепла в семье.

- Расположение и размеры фигур. Указывают на психологические особенности семейных взаимоотношений, как их себе представляет ребенок.

- Существует точка зрения, что чем крупнее фигура, тем более эмоционально значим для ребенка тот или иной член семьи (кто на рисунке выше ростом, тот, по мнению ребенка, главенствует в семье).

- Однако, это может быть как положительная эмоциональная значимость (любовь, привязанность), так и отрицательная – (настороженность, страх) (если ребенок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, то, вероятно, он представляет его как деспотичного, подавляющего, агрессивного, пугающего человека (рисунки, на которых один из родителей возвышается над другим, в реальности превышающем его по росту и весу)). Чтобы проанализировать знак эмоциональной значимости, необходимо проанализировать другие параметры рисунка (например, украшения или одинаковое прорисовывание с собой).

- Если фигура, напротив, очень маленькая, не учитывая реальность, малыш как бы стремится приуменьшить значение данного члена семьи в собственной жизни.

- Часто у детей есть чувство соперничества за расположение кого-либо из членов семьи – это выносится на рисунок в виде близкого расположения с любимой фигурой самого себя и отдаления, например, брата или сестры от отца или матери (если есть чувство ревности).

- Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции.

- Обращать внимание какие фигуры были стерты и где они изображались. Пример.

- Ограничение пространства рисунка. Маленький дом, комната, близкое расположение персонажей на рисунке указывает на попытку ребенка объединить, сплотить семью. Часто характеризует рисунки детей, переживающих развод родителей или потерю одного из членов семьи. Пример.

- Прорисовка деталей. Украшения цветами, бантиками, сердечками и т.п. - свидетельствуют о хороших отношениях в семье.

-  Подробное прорисовывание отдельной фигуры на рисунке (сережки, узоры, длинные волосы, которые не существуют в реальности, превращение в принцесс) свидетельствует об эмоционально положительном отношении ребенка к данному члену семьи, привязанности к нему. Чем более приятен ребенку член семьи, тем больше сил он тратит на его изображение, используя различные цвета. Пример.

- Барьеры, штрихи между людьми – см. ниже.

- Схематичное изображение фигуры. Плохие отношения в семье – рисунок отличается большой схематичностью, незаконченностью. Схематичное изображение какой – либо фигуры, “нечаянный” пропуск основных частей тела при рисовании, например, рук, рта, глаз, зачастую указывает на несложившиеся отношения между ребенком и этим членом семьи, на негативные эмоции ребенка, связанные с данным членом семьи. Пример.

- Показатели агрессии.

- Выделенный, заштрихованный рот (обычно такие члены семьи легко переходят на крик или используют в общении с детьми нелестные эпитеты).

- Длинные пальцы или ногти на руках (показателем агрессии это будет в том случае, если при рисовании других людей этот признак не наблюдается, т.е. длинные пальцы не являются своего рода стереотипом рисования при изображении человека).

- Взлохмаченные волосы

- Угрожающая поза фигуры и др. Пример.

- Наличие дополнительных изображений. Преобладание на рисунке предметов мебели, неодушевленных предметов, среди которых затерялись фигуры членов семьи свидетельствует о негативных эмоциях, переживаемых ребенком. Это значение усиливается, если ребенок начал свой рисунок с изображения именно предметов, а не членов семьи. Тем самым ребенок оттягивает момент рисования членов семьи.

- Каракули или барьеры между родителями – может свидетельствовать о переживании ребенком развода родителей или желание прекратить конфликты хотя – бы на рисунке семьи. Пример.

- Различные стены между членами семьи, барьеры в виде мебели символизируют сложности общения между членами семьи или отсутствие общения в принципе. Пример.

- Низко висящие большие яркие лампы на цепях указывают на огромные нарушения внутри семьи, а также наводят на мысль о том, что большая часть этих нарушений обладает сексуальными обертонами.

- Изображение света, огня, каминов рядом с членами семьи, символизирующими тепло для ребенка.

- Изображение лампочек в центре рисунка может сигнализировать о нехватке ребенку тепла и нежности.

Интерес к половым органам.

- Штриховка в области гениталий.

- “Обрезание” тела (мальчик сидит на кресле, за столом и т.д.)

- Концентрация рук в области гениталий.

- Фаллические элементы рисунка. Пример.

- Качество линий. При анализе рисунков различают линии хорошего качества, линии с сильным нажимом, слабые прерывистые линии и штриховку.

- Линии хорошего качества свидетельствуют о психологическом, в том числе и эмоциональном, благополучии ребенка.

-  Большое количество штриховки на рисунке (особенно при изображении члена семьи) свидетельствуют о состоянии тревоги, в котором находится ребенок при общении с данным членом семьи.

-  Сильный нажим (когда линии буквально продавливают “дорожки” на листе бумаги, заметные с обратной стороны) скорее будут свидетельствовать о состоянии возбуждения у дошкольника, связанного либо с самой ситуацией диагностики, либо с особенностями темперамента ребенка, либо с другими причинами.Нажим при исполнении рисунка предполагает внешнее или внутреннее направление импульса, то есть депрессивная личность давит на бумагу легко, у агрессивного индивида нажим чрезмерен.

Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить.

     Усиленный нажим часто встречается при ригидности, то есть затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях.

Сильный нажим может свидетельствовать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции.

В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих психологических особенностей.

 

-  Слабые прерывистые линии часто свидетельствуют либо об астеническом (ослабленном) состоянии ребенка, либо о наличии у него неуверенности, нерешительности как личностной характеристики, которая проявляется в большинстве жизненных ситуаций, а не только при общении в семье. В этом случае слабые линии будут обнаружены практически во всех рисунках данного ребенка.

- Особо четко подчеркнутый контур, а также избыток пуговиц свидетельствует о повышенном самоконтроле, стремлении скрывать от окружающих свои проблемы и переживания.

- Очень важное подпирание рисунка снизу с перекрестной штриховкой, крестами в нижней части характерны для детей с большой нестабильностью в семье, а линование низа страницы часто выражает стремление к стабильности.

- Сильно варьирующий нажим   на карандаш служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, то есть тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.

- Штриховая линия, которая выглдит как бы составленной из коротких кусочков. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге, точность линий не повышается, а наоборот, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия. Такой вид линий свидетельствует о высокой тревожности ребенка, то есть неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги (то ьже можно сказать об эскизных линиях, о множественных линиях).

- Пример.

- Затушеванность или небрежность в рисунке предполагает озабоченность, фиксацию и тревожность.

- Перекрестное штрихование – этот знак указывает на “контролируемое” штрихование и связан с навязчивыми мыслями.

- Чрезмерная штриховка.Акцент на заштриховывании отдельных частей или фигуры целиком постоянно встречается в рисунках тревожных детей. Заштриховано может быть лицо, нижняя часть тела или, что более показательно генитальная зона.

- Плотная штриховка (зачернение) глаз – этот признак харктерен для людей страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз.

- Если при раскрашивании рисунка, как правило, карандаш ребенка выходит за границу контура, линии получаются размашистыми – это значит, что ребенок стремится к свободе и независимости, что он чувствителен к подавляющему влиянию взрослых (учитывать нарушения мелкой моторики). Если он слишком аккуратен в раскрашивании, часто даже не доходит до границ контура, то не исключено, что он насторожен, замкнут из – за неуверенности в себе.

- Ребенку дома хорошо. Изображается общая деятельность всех членов семьи. Никто не забыт, не изображен изолированно. Линии рисункаравномерные, с нормальным нажимом, рисунок внутри контура не затушеван, не заштрихован. Сплоченность семьи, рисование всех членов с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, включенности в семью.

- Ребенок ощущает обстановку дома как враждебную себе. Позы фигур – агрессивные. Фигуры деформированы или зачеркнуты. Руки изображенных людей раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчеркнутые. Отсутствие взаимодействия между членами семьи (каждый находится в отдельной комнате и занимается своими делами в социальной изоляции).

- Ребенка волнуют происходящие дома конфликты. Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стерты. У некоторых фигур отсутствуют основные части тела. Некоторые члены семьи изображены изолированно от других. Величина отдельных фигур несоразмерна, на рисунке преобладают изображения вещей. Некоторые члены семьи отсутствуют. Кто-то из членов семьи изображен стоящим спиной к зрителю.

- Ребенку уделяют мало времени. Автор рисунка изображен непропорционально маленьким, стоящим спиной к зрителю. Фигуры расположены в нижней части листа. Автор изолирован от других членов семьи или вообще отсутствует.  Автор изображен неподвижным, в то время как другие члены семьи - в движении. Линия рисунка слабая, прерывистая.

- Состояние ребенка тревожное. Рисунок внутри контура заштрихован, затушеван, видны следы стирания. Сильный нажим, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Преувеличенное внимание автора к деталям, преобладание вещей.

- Крайние варианты представляют собой рисунки в которых: вообще не изображены люди, изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей довольно редко. За такими реакциями чаще всего кроются: травматические переживания, связанные с семьей, чувства отверженности, покинутости (поэтому, такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей), аутизм, высокий уровень тревожности, плохой контакт с исследуемым ребенком.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!