Экономический и общественно-политический строй Руси в 10-начале 12 века



1. Источники и анализ Русской правды

2. Развитие феодальных отношений: землевладение

3. Развитие феодальных отношений: свободное и зависимое население

4. Политический строй. Характеристика войска

5. Первые восстания на Руси

 

1. Источниками по общественным отношениям на Руси являются летописи, народные придания, церковное право, но главным является юридическое право – сборник Русская правда. Законодательство на Руси возникло ещё в 911 году, но здесь речь идёт об обычном праве, которое ещё не оформилось в письменном виде. Русская правда должна была юридически разрешить противоречия, возникающие в обществе. Она была далека от совершенства, поэтому Ключевский сравнивал её с осколками зеркал, в которых лишь застыли картинки прошлого. Основной частью Русской правды была вторая часть: именно она создает юридические нормы, регулирующие земельные отношения. Она признает собственность феодалов на вотчину и собственность князей на уделы. В этой же части было закреплено социальное неравенство: устанавливалась разная вира за убийство должностных лиц и простых людей (так за убийство тиуна полагался штраф 80 гривен, старосты – 12 гривен, а смерда или холопа – 5 гривен). Примечательно, что за убийство княжеского коня вира была 3 гривны.

Особый раздел был выделен для регулирования отношений между родами – обычаю кровной мести. Ограничивается круг родственников, имеющих право мстить. Есть возможность заменить месть вирой. Серьёзно наказывались и увечья человека: например, за отсечение руки или ноги полагалась вира в 20 гривен. Таким образом, Русь постепенно избавлялась от родовых отношений.

Ещё один раздел был посвящён отношениям в общине. Если на земле общины обнаруживали труп, то вервь обязана была найти убийцу или заплатить дикую виру. Если убийцей оказывался член верви, то община помогала ему в уплате виры при условии, что он не был разбойником. Вервь имела право изгнать разбойника из общины. Община помогала в разных случаях, но при условии, если члены общины вносили взносы в дикую виру и участвовали в общинных сборах. Церковь не поддерживала общинные отношения. Так митрополит Георгий в 11 веке считал, что община консервирует родовые и языческие отношения, пытался бороться с ними.

Таким образом, Русская правда только частично регулировала отношения в обществе.

2. С середины 11 века на Руси начинает формироваться частное земельное владение. (Вотчины появляются в 11 веке). Свободные люди постепенно попадали в зависимость от князя, который раздает свои земли дружинникам за особые заслуги. В начале вотчины были маленькие, но постепенно бояре понимают, что легче прожить на своей земле, занимаясь её обустройством, чем ходить в походы с князем. Они становятся крупными землевладельцами, но право верховной власти на эти земли всё равно принадлежит князю. Только постепенно бояре добились права передачи земли от отца к сыну – отчина. Был создан и княжеский домен – комплекс земель с населением, зависящим от князя. Он на Руси назывался удел. Крестьяне, жившие на землях феодалов, получали от них наделы. Надел выделяла община. Крестьяне должны были нести повинности: барщину (все дармовые работы на феодала) и оброк (либо натуральный, либо денежный платёж феодалу за пользование землёй). Размер барщины и оброка не был фиксированным и зависел от самого феодала. Но в Древнерусском государстве они были невысокие, т.к. крестьяне могли уйти от одного феодала к другому, который брал меньший оброк. Таким образом, возникла неотъемлемая часть феодального способа производства – феодально-поземельная зависимость. Такой тип хозяйства называется барщинным и может существовать только при условии наделения крестьян землёй. Феодал обязывался защищать крестьянские земли и самих крестьян во время междоусобных войн, нападений кочевников и т.д. Поэтому в каждом феодальном владении были свои укреплённые поместья. Удельное поместье называлось детинец, а в городах возникали кремли. Крестьяне имели право во время нападения укрыться в поместье и переждать. Феодал должен был вооружить крестьян и организовать оборону. Между феодалом и крестьянином выстраивались в начале отношения сотрудничества, но постепенно они перерастали в отношения феодальные.

3. Господское и крестьянское хозяйства были связаны между собой. Новые порядки привели к тому, что в сельской местности всё больше появляется зависимых людей, которые должны были отрабатывать на господской земле свои долги. Смерды брали купу (ссуду) у феодала. Они становились закупами и в случае невозможности расплатиться становились полностью зависимыми. Точно так же, только по договору (ряду) попадали в зависимость и другие. Они обязывались отработать долг. Такие смерды становились рядовичами. Особая категория нанимавшихся работать за плату называлась наймиты. Попавшие в плен (пленники) работали за выкуп из неволи. Особая категория зависимых – прощенники. Им прощались долги, но они должны были работать в церковных хозяйствах. Всё больше в обществе становилось холопов. Ими могли стать попавшие в плен или продавшие себя за долги. Тот, кто женился на холопке, сам становился холопом. Холопы – абсолютно бесправная категория (рабы). Но в отличие от рабов в античном мире, их убийство каралось законом. Им разрешалось выступать свидетелями в суде. Холопы не работали на земле. В основном они прислуживали в доме и выполняли подсобные работы. Особой категорией холопов были управители княжеского хозяйства – огнищане и тиуны, ключники. Они распоряжались хозяйством феодала. Человек продавал себя в рабство за высокую должность. Жизнь тиунов и огнищан оценивалась высоко. Если тиун был убит на княжьем дворе, то преступника следовало «убить во пса места» - как собаку, без суда. Особую категорию населения составляли смерды. Историки не пришли к единому мнению о их положении. Само слово «смерд» было бранным, если смерд умирал без детей, то его имущество переходило князю. Смерды, возможно, - собирательный образ всего крестьянского населения Руси. Они переходили в разные категории (это свободные крестьяне-общинники, обязанные служить в ополчении, это рядовичи, это закупы, даже холопы) из-за постоянной смены своего положения. В отличие от холопов, смерды сами платили штрафы и обладали правами. Они могли нести повинности в пользу князя или боярина.

В период до 12 века русское общество характеризуется как ранне-феодальное.

4. Форма политической власти древнерусского государства определяется историками в связи с трактовкой социально-экономического строя. Историк Фроянов предлагает считать Киевскую Русь федерацией племенных княжений, но большинство учёных сходятся на том, что Русь была ранне-феодальной монархией. Во главе стоял Великий киевский князь со своими определёнными функциями:

1. Защита

2. Внутренне единство

3. Законодательная функция

4. Верховный судья

5. Адресат (получатель) и распределитель дани

Особенностью этой монархии стало сохранение догосударственных элементов – веча, которое пришло из эпохи военной демократии. Вече могло ограничить княжескую власть, но не во всех землях оно действовало одинаково. Так в Новгороде оно было очень активно, а в Киеве собиралось только в кризисные моменты. Было призвано либо исправить ошибки княжеской власти, либо компенсировать её слабость. Пример: восстание в Киеве в 1068 году против Изяслава. Неслучайно там, где вече играло большую роль, складывались республиканские тенденции. Киевский князь опирался на своё войско – дружину. Функции дружины:

А) носительница принципа государственности

Б) сохраняла традиции племенной демократии

Дружинники не воспринимали себя слугами, а считались советниками князя. Поэтому они могли участвовать в управлении государством. Наиболее авторитетные составили совет князя – Думу (праобраз Боярской думы). По-прежнему вторую часть войска составляло народное ополчение. Но оно стало собираться всё реже, так как свободных земледельцев становится всё меньше. Ополченцев называли вои. Принцип участия войска в битвах:

1) дружина – профессиональная армия – управлял князь

2) ополчение – вои – на севере управлял тысяцкий, на юге – воевода

Главную роль во время военных походов играло ополчение. Ими руководили воеводы или тысяцкий. Во время битвы в центре стояла пехота (чело войска). Они были вооружены луками, стрелами, обоюдоострыми мечами, копьями. На флангах стояла конница (дружина). Ополчение подчинялось воеводе, поэтому между князьями и воеводами зачастую не было согласия, что осложняло сражение. Русичи применяли и сооружения для взятия городов: башни на колёсах, тараны, приставные лестницы. Средствами переправы через реки служили кожаные мешки, надутые воздухом. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи.

Характер наследования власти в древней Руси был родовой (династический).

Таким образом, в сознании людей той эпохи чётко утвердилось представление о том, что князь имеет власть только потому, что он выступает представителем рода. В результате складывается особый стержень государственной системы Древней Руси – родовой сюзеренитет. Принятие христианства привело к тому, что усиленно формируется духовная предпосылка для укрепления княжеской власти. Князь становится ставленником Бога и неким идеалом для общества. В результате происходит изменение политической формы древнерусского государства. Начинает складываться монархия.

5. Согласно формационному подходу, народные движения в древнерусском государстве трактовались как проявление классовой борьбы, носившей антифеодальный характер. Но современные историки подчёркивают неоднозначный характер выступлений.

Первое народное выступление связано с деятельностью Игоря Старого (945 год). Причиной явилась слабость власти киевского князя. В 1024 году случилось волнение в Суздальской земле. Оно было вызвано голодом и сопротивлением язычников. Оно было легко подавлено. Причина восстания – противоречия религиозного характера. Третье восстание – восстание 1068 года в Киеве против Изяслава Ярославича. Причина – слабость киевской княжеской власти. Четвёртое восстание: 1069-1072 год – массовые выступления в Новгороде и Ростово-Суздальской земле против Изяслава. Причина: слабость власти киевского князя.

Эти восстания потребовали от князей и бояр энергичных действий, которые выразились в создании Русской правды.

Многозначность народных восстаний выразилась в мощном восстании в 1113 году в Киеве. Причиной восстания стала крайняя поляризация киевского общества на бедных и богатых. В результате множество свободных людей стало холопами. Общество через это восстание добилось уступок: Владимир Мономах ввёл «Устав о резах» и запретил обращать в холопство за долги.

ВЫВОД: таким образом, в народных движениях переплетались разнообразные мотивы, что свидетельствовало о переходном характере древнерусского общества. Другой тенденцией можно считать расслоение общества на богатых и бедных.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!