Древние славяне на пути к государственности



Этапы развития первобытно-общинного строя

1. Периодизация и краткая характеристика периодов

2. Характеристика языковых семей

 

1. Первый этап в развитии человечества - первобытно-общинный строй - занимает огромный период времени: приблизительно с момента появления человека (более 2,5 млн лет назад) до образования классовых обществ (славяне жили первобытно-общинным строем до 6 века н.э.).

Основные признаки первобытно-общинного строя:

- равенство;

- общественная собственность на средства производства;

- коллективизм;

- примитивизм орудий труда;

- язычество;

- почти полная зависимость человека от природы.

 

Этапы развития первобытно-общинного строя:

Этапы Производительные силы Производственные отношения Социально-политическая жизнь Духовная жизнь
1. Ранний палеолит. 3млн. – около 100 тыс. лет до н.э.   Каменные, деревянные орудия труда, овладение огнем.     Присваивающее хозяйство – охота и собирательство.   Человеческое стадо – непостоянный коллектив древних людей.     Человек умелый или homohabilis
2. Средний палеолит. 100-35 тыс. лет до н.э.   Добывание огня и приготовление пищи на огне.   Комплексное присваивающее хозяйство + рыболовство. Появляется искусственное жилище Зарождение родовой общины.     Неандерталец. Членораздельная речь.  
3. Поздний палеолит. 35-10 тыс. лет до н.э.     Орудия труда из новых пород камня. В основном кремень То же самое. Появляется общая собственность.     Появляется материнская родовая община (матриархат). Парная семья.     Человек разумный. Homosapiens. Появление искусства. Зачатки религии
4. Мезолит. 10-6 тыс. лет до н.э.   Лук и стрелы. Усовершенствование орудий труда.   Закончился Ледниковый период. Совершенствуются приемы охоты. Появляются средства передвижения по воде. (плоты, лодки-долбленки). Приручение животных. Присваивающий характер хозяйства.   Матриархат. Выделяются старейшины и вожди.   Вера в духов. Магически обряды.  
5. Неолит. 6-4 тыс. лет до н.э.   Сельскохозяйственные орудия труда: мотыга, рало, плуг. Появляется ткацкий станок, посуда из глины, дома (Трипольская культура).   Первая неолитическая революция: переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводство, земледелие, ремесло.)   Появляются племена. Существует родовая община. Оформляется религия. Создается мифология.    
6. Энеолит. 4-3 тыс. лет до н.э. Орудия труда из меди, но главные все-таки каменные орудия. Изготовление сверлильных приспособлений. Главное занятие – земледелие, рыболовство, охота, скотоводство. -//- Складывается язычество – обожествление сил природы.
7. Бронзовый век. 3-2 тыс. лет до н.э. Орудие труда из бронзы. Первое общественное разделение труда: земледелие отделилось от скотоводства. Появляются излишки продуктов из-за повышения производительности труда.   Неравенство. Частная собственность. Пленников стали оставлять в живых и обращать в рабов.   Патриархат: мужчина занимается сельским хозяйством, скотоводством, обработкой металлов. Объединение родов. На смену родовой общины приходит соседская. На востоке начинают формироваться рабовладельческие государства.   Складываются языковые группы.    
8. Железный век. С 1-го тысячелетия до н.э. Железные орудия труда. Произошло второе общественное разделение труда. Ремесло отделилось от сельского хозяйства. Начинают появляться города Родовые и соседские общины. Появление простого товарного производства – обмен. Образуются классы Образование государств. -//-

 

 

2. Процесс формирования языковых семей очень длительный. Наиболее крупная языковая семья - индоевропейская. Она складывается на территории современного Ирана и распространяется на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию. Потом она раскололась на несколько ветвей:

1. На юге и юго-востоке - это иранцы, индийцы, таджики, армяне и другие.

2. На западе - это нынешние англичане, немцы, французы и др.

3. На востоке - балты, праславяне. Выделение праславян из индоевропейских племен произошло примерно к середине 2го тысячелетия до н.э. Это была группа родственных племен, расселившихся от Одера на западе до Карпат на востоке Европы.

Вопрос о прародине индоевропейцев спорный. Существует несколько точек зрения:

1. Байкало-дунайская

2. Южно-русская (Днепр, Дон, Крым)

3. Центрально-европейская (бассейны рек Висла, Одер, Днепр, Прибалтика)

Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. На рубеже 4-3 тысячелетия до н.э. жизнь индоевропейских племен изменилась. Началось глобальное оледенение. На первое место выходит не земледелие, а скотоводство. В поисках новых пастбищ люди расселились по Европе и Азии. Наступил период освоения соседних земель. Начало формироваться кочевое скотоводство. Следствием этих процессов стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.

Вторая языковая семья - угро-финская. Сюда относятся финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва, мари, коми, удмурты, венгры. Занимала территорию от Прикамья до Зауралья, откуда её племена расселились на европейский север, в Приволжье, Западную Сибирь, Восточную Сибирь.

Третья языковая семья - тюркская. Относятся коряки, алеуты, эскимосы, якуты, хакасы, чуваши, татары, тувинцы ( половцы, хазары, гунны, печенеги). Жили в Центральной Азии. Начали свое продвижение в Восточную Европу и на Запад. (Великое переселение народов).

 

Происхождение славян

1. Первые свидетельства о славянах

2. Место предков славян среди индоевропейцев

3. Особенности ранней истории славян

 

1. Исторические источники: вещественные и письменные. Науки, изучающие историю праславян: археология, лингвистика (историческая), топонимика (названия озер, рек), этнография.

Письменные свидетельства:

1. Сочинения Иордана (4 век н.э., "О происхождении и деяниях гетов") : рассказывается о создании готского государства и связях его с подчиненными народами. Здесь упоминаются славяне. Именно ко времени столкновения славян с готами относятся первые сведения о политической жизни славянских племен. Готский вождь Германарих был разбит славянами, а его приемник Винитар захватил в плен 70 славянских старейшин во главе с Бусом и распял их. В "Слове о полку Игореве" вспоминаются "времена бусовы".

2. Греческий историк Геродот, в 5 веке посетивший Скифию, говорит о скифах-земледельцах, сколотах-земледельцах, в которых историк Рыбаков видит древних славян.

3. Сочинение 7 века "Стратегикон", написанное византийским императором Маврикием Стратегом, рассказывает о борьбе Византийской империи со славянами. Он описывает быт, военный строй славян, общественное устройство. Дает характеристику особенностей славянского характера. "Находящихся в плену они не держат в рабстве и предлагают им выбор: или выкуп, или остаться в племени на положении свободных и друзей", т.е. у славян не было распространено рабство.

4. Древнегреческие и древнеримские авторы Диодор Сицилийский (2 век н.э.), Птолемей, Тацит (1 век н.э.), Плиний знают славян под именем венедов, которые жили по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря.

5. Сочинения Константина Багрянородного (византийский автор, современник княгини Ольги). Упоминает славян уже под их собственным именем.

6. Прокопий Кесарийский (византийский историк) дает подробное описание славянской жизни.

7. "Повесть временных лет", монах Нестор, Киево-Печорский монастырь. Летопись написана в 1113 году.

 

2. Прародиной ранних славян по археологическим данным была территория к востоку от германцев. От реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. В середине 2го тысячелетия произошло обособление славянских племен от балтов и германцев. Они стали двигаться на запад, куда их не пустили германцы, и они осели на территории до реки Одер. 2ой поток славян шёл на восток до Днепра. В междуречье Оки и Волги они наткнулись на финно-угров. 3ий поток - южный, в сторону Карпатских гор и Балканского п-ова. Но и здесь юг Балкан был занят греками. Таким образом, к середине 1го тысячелетия н.э. в основном завершается процесс расселения славян на территории Европы. Из общего праславянского мира выделяется несколько ветвей. Сначала их называли венеды, анты, склавины, словене ("ясно, понятно говорящие"). (Язык других народов славяне не понимали, поэтому называли их немыми - немцы).

1 ветвь славян - западные (поляки, чехи, словаки)

2 ветвь - южные славяне (болгары, сербы, хорваты)

3 ветвь - восточные славяне (украинцы, русские, белорусы).

Теории о происхождении славян:

Вопрос о происхождении славян и их месте в истории в науке является дискуссионным. В настоящее время существует 3 главные позиции по этому вопросу:

1. Миграционная теория: славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по восточной Европе.

1) дунайская точка зрения - восточно-славянская ветвь выделилась из индоевропейской общности и переселилась на восток. Общеславянской прародиной является бассейн реки Вислы или Дуная (упоминается в "Повести временных лет"). Эту теорию поддерживают С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.

2) скифо-сарматская - предки славян продвинулись из передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и сформировали этносы "скифов", "сарматов", "аланов" и "роксоланов". Постепенно они ушли на запад и юго-запад. Поддерживают теорию западно-европейские историки.

3) прибалтийская теория - первая прародина славян-бассейн Западной Двины и низовья реки Неман, а вторая-река Висла. После ухода готов из Причерноморья славяне двинулись сюда и образовали племена южных и восточных славян. Автор теории - историк Шахматов.

2. Автохтонная теория: славяне-это коренное население территории Восточной Европы. Их прародина-бассейн реки Припять и среднее Поднепровье. Авторы и сторонники теории-историки Греков, Рыбаков, Мавродин.

3. Теория синтеза (миграционная + автохтонная): славянские племена образовались в результате ассимиляции с племенами иранского и славяно-балтийского происхождения на берегах Балтийского моря, откуда расселились по Восточной Европе. Автор теории - Соболевский.

ВЫВОД: 6 век-это время активного расселения славян. Историки определили территорию, которую славяне охватили в результате многочисленных переселенческих волн. Они представляли тогда единую народную общность и жили от Эльбы и Одера до Донца, от Оки и Верхней Волги до Балтийского поморья, а также в южном Подунавье и в Причерноморских степях. Огромные расстояния, определившиеся различия в культуре и языке вели к постепенному их обособлению.

3. Славянские племена довольно поздно появились на исторической арене. Это наложило отпечаток на дальнейшее развитие. Особенности:

1. Занятые славянами регионы были плохо пригодны для земледелия. Хозяйственная деятельность была сопряжена с большими трудовыми затратами. Сама природа заставляла славян жить родовыми общинами

2. Коллективный труд и ведение хозяйства, основанные на естественных кровно-родственных связях

3. Медленные темпы исторического развития. Природно-географические факторы замедляли этническое обособление и развитие славян, замедляли и постоянные миграции славянских племён, оттеснённых от центров цивилизации.

4. Необходимость вести постоянные войны с кочевыми племенами. Уже с 6-4 веков до н.э. славянам приходилось бороться, побеждать или уступать скифам, сарматам, готам, гуннам и так далее. Они не просто боролись, но и каждое нашествие вызывало их переселение в другие места, к которым нужно было приспособиться.

Эти особенности придали славянской истории свои неповторимые черты, сформировали особый менталитет, способность и привычку жертвовать многим ради сохранения самобытности.

 

 

Древние славяне на пути к государственности

1. Расселение восточно-славянских племен

2. Соседи восточных славян

3. Занятия славян

4. Нравы и обычаи древних славян

5. Община и её характеристика

6. Города

7. Общественный строй

8. Славянское язычество

 

1. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке. От Невы и Ладожского озера на севере до среднего Поднепровья на юге. В 6-9 веках славяне объединились в общности, носившие не только родовой, но и территориально-политический характер. Названия таких общностей происходили либо от названия местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи). В "Повести временных лет" названо 15 племенных союзов восточных славян. Каждый союз включал по 120-150 племён. Каждое племя состояло из родовых общин и занимало территорию 40-60 км.кв. К 8-9 веку эти племенные союзы имели свои центры-грады. Племенные союзы расселились следующим образом:

- словене ильменские: район озера Ильмень, река Волхов и Мста. Центр - Новгород, возникший приблизительно в 859 году.

- кривичи: вокруг южной части Чудского озера, в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Центр-Смоленск, основан в 863 году.

- вятичи: по реке Оке и Волге, верховья реки Москвы. Их главные города: Ростов (862 г.), Суздаль (1024 г., как говорит летопись).

- радимичи: жили по рекам Сож, Сейм, Десна и Днепр.

- северяне: жили по рекам Десна, Рось, по левому берегу Днепра. Главный город-Чернигов (с 9 века).

- поляне: среднее течение Днепра. Главный город-Киев (приблизительно 5 век).

- древляне: располагались по правому берегу Днепра, южнее р.Припяти. Главный город -Искоростень (9 век).

- дреговичи: расселились к северу от р.Припяти, по правому берегу Днепра.

- полочане: по реке Полота. Главный город-Полоцк (862 год).

- волыняне и бужане: по правому берегу Днепра, в бассейне реки Южный Буг.

- уличи: нижнее Поднепровье, между Днепром и Прутом.

- тиверцы: между Днестром и Прутом.

- хорваты, дулебы: Прикарпатье. Главный город-Ужгород (9век).

 

2. До появления славян в Восточной Европе она была заселена другими племенами. Эти племена были многочисленные, но слабые и разбросанные по необъятным просторам. На западе это были эсты, чудь, водь, ижора, лопари, емь, финны. На севере: югра, остяки, вогулы. В районе Белоозера: весь. В Волжско-окском бассейне: мещера, мурома (финно-угорское племя!), меря, черемисы, мордва. В Пермском краю: вотяки, зыряне, пермяки. Все эти племена были финно-угорскими. Они были миролюбивы, поэтому восточные славяне, поселившись здесь, обложили их данью, но постепенно началась ассимиляция с этими народами.

На юго-восточном побережье Балтийского моря жили балтские племена. Это литва, латыши, жмудь, пруссы, ятвяги, жемайты и др. Эти племена были воинственны и нередко производили набеги на славянские земли. Важнейшими соседями здесь были скандинавские племена варягов. Происхождение варягов (викингов или норманнов, руссов) спорно. Есть точка зрения, что они являются предками славян. Они нападали на поселения славян, часто выступали в роли наемных дружинников, участвовали в торговле с Хазарией и Византией. Занимались разбоем на торговых путях. Типичными поселениями скандинавов были торговые места-вики, они основали их в Ладоге, а затем на Днепре под Смоленском. Считается, что главным их занятием была международная торговля, но славяне, столкнувшись с варягами, стали строить свои укреплённые поселения для борьбы с ними. Так возникли поселения Ладога, Изборск, Белоозеро, Новгород.

Таким образом, варяги оказали значительное влияние на культуру славян и развитие торговых отношений.

Западными соседями славян были поляки (ляхи). Жили по берегам Вислы. Наиболее тягостными и опасными соседями славян были юго-восточные народы, орды кочевых азиатских народов, которые непрерывным потоком шли через урало-каспийские степи - "ворота народов". Начиная с аваров (6-начала 7 века) (обры), которые "примучили" славян, они не давали покоя населению Русской равнины. На территории современной Венгрии авары создали своё государство - Аварский каганат. Это было непрочное объединение, держалось на военном подчинении. Авары нападали на дулебов. Но в 7-8 веках объединённые войска франков и славянских племен разбили аваров. Вместо них в 7 веке в нижнем Поволжье создали своё государство тюрко-язычные хазары - Хазарский каганат. Столица - город Итиль. Оно существовало до 10 века и было уничтожено Святославом. Славяне платили дань хазарам от "дыма". Особенность хазар заключается в том, что они часто меняли кочевой образ жизни на оседлый. Весной и летом - кочевали, а осенью возвращались в свои города. Город Итиль стал крупным торговым центром на Волжском торговом пути. В 8 веке хазары приняли иудаизм.

Хазарский каганат закрыл "ворота народов" и на 2,5 столетия прекратились нашествия с Востока.

С начала 9 века славяне стали сталкиваться с прорывавшимися через хазарские земли другими кочевниками: болгарами, торками, печенегами. Часть из них сумели обосноваться в северном Причерноморье, например печенеги. Они до 11 века, а именно 1036 г., постоянно совершали нападения на славянские земли. Они жили в Крыму и северном Причерноморье; там где были Днепровские пороги, они устраивали засады и жили за счёт грабежей торговых караванов. Особенно активной деятельность печенегов была в 10-11 веках.

В 11-13 веках половецкие орды заняли Северное Причерноморье и со второй половины 12 века принудили часть славян уйти из среднего Поднепровья на северо-восток, где были суровые условия для жизни.

На Средней Волге племя болгар создало своё государство - Волжскую Булгарию, которая просуществовала до 1236 года. Столица-город Булгар (ныне Казань) был построен по восточному образцу. Булгары приняли ислам в 10 веке, у них была арабская письменность. Город Булгар находился на Волжском торговом пути и был своеобразной "перевалочной базой", поэтому он и процветал. Болгары совершали нападения на славянские земли, но немногочисленные. Отношения со славянами в основном были мирные.

Важную роль в жизни восточных славян играли отношения с Византийской Империей. Константинополь - Царьград поражал славян красотой и величием. Отсюда Русь вывозила вина, фрукты, золото, металлические изделия, шёлк, керамику и т.д. В Византию ввозили, в основном, рабов. Кроме торговых отношений были и военные столкновения. В 9 веке князья Оскольд и Дир побывали в Константинополе (860 г.), поход был удачным, Византия официально признала Русь как государство.

ВЫВОД: колонизация славян носила, в основном, мирный характер. Славяне проживали по соседству с многими племенами и оказывали взаимное влияние друг на друга. Славянские племена были многочисленными, более развитыми, поэтому они большее влияние оказывали на финно-угорские племена.

3. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими находками, обнаружившими семена злаков: рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха. Выращивали технические культуры: лён, коноплю. Огородные культуры: капуста, свёкла, репа. Неурожай репы приводил к голоду. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом. Отсюда название зерновых культур: "жито". Южные земли обгоняли в своём развитии северные. Большая часть заселённой славянами территории была покрыта лесами, поэтому сначала необходимо было вырубить деревья, оставшиеся пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называлась подсечно-огневая. Она была распространена на севере и в центральных районах. Основными орудиями труда здесь были топор, мотыга, соха, борона-суковатка, заступ, которым рыхлили землю, серпы. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотёрками и ручными жерновами. Работать сохой было тяжело, но в лесной зоне нужна мелкая пахота, поэтому соха была незаменима. Земля отдыхала 10-15 лет, потом к ней возвращались. Рубка, сжигание лесов - трудоемкая работа, поэтому подсечное земледелие всегда связано с коллективным трудом мужчин.

Ведущей системой земледелия в южных районах был перелог. Здесь были плодородные земли в большом количестве, и с истощением почвы "перекладывались" на новые участки. Здесь инструменты были другими: рало, деревянный плуг с железным наконечником. В качестве рабочего скота использовали валов, а на севере-лошадей. В лесостепной полосе существовала паровая система с двупольным севооборотом. В 8-9 веках в лесостепной полосе возникло пашенное земледелие, где использовался плуг с отвалом, способный переворачивать пласт земли.

Второе занятие - скотоводство, имеющее подсобное значение; было оседлым. Слово "скот" означало "деньги". Лошади были только тяжеловесами. В качестве денег использовали также мех куницы и шкурки ценных зверей, т.е. пушнину.

Третье занятие - промыслы (лесные и речные): охота, рыболовство, собирательство, бортничество.

Большую роль в экономике восточных славян в это время играла военная добыча. Племенные вожди совершали постоянные набеги друг на друга и на Византию. Именно под ударами славянских племен Византийская Империя ослабела.

Пятое занятие - торговля. Существовало 2 торговых пути: "Из варяг в греки" и Волжский торговый путь. Путь "из варяг в греки" шёл из Балтийского моря в реку Неву, затем в р.Волхов, после - в оз.Ильмень, по реке Ловать, волоком до Днепра, а по Днепру до Чёрного моря. Этот путь - своеобразная "столбовая дорога", связывающая Северную и Южную Европу. Он возник в конце 9 века. Наиболее развитые земли славян контролировали его. Главными городами-контрольными пунктами были Новгород, Смоленск, Киев. Другой путь - Волжский, связывающий Русь со странами Востока. Шёл из Новгорода в Торжок, Москву-реку, Волгу, через Ярославль, Булгар, Итиль.

Вывозили: меха (пушнина), мёд, воск, рабов. В Западную Римскую Империю вывозили хлеб (злаковые культуры: пшеницу, рожь измеряли с помощью четверика; мера заимствована у римлян).

Ввозили: предметы роскоши, оружие, вина, серебряные монеты.

Торговля постепенно развивалась от меновой к денежной форме. Сначала эквивалентом служили скот и меха, а затем - слитки серебра(гривны). Киевские – 300 грамм, новгородские – 400. Мелочь из обрезков серебряной гривны носила название ногаты и резаны. При отсутствии собственных месторождений серебра и золота славяне покупали иностранные монеты и переплавляли их. Внешняя торговля обслуживала потребности знати, а основная масса славян жила в условиях натурального хозяйства, поэтому внутренняя торговля была развита слабо.

Ремесло

Уже в 10 веке известны 42 ремесленные специальности у славян. Основными были гончары, кузнецы, ювелиры, оружейники, кожевенники. Ремесленники объединялись по специальностям, уходили в людные места, где постепенно возникали города.

 

4. Славян называли «людьми, живущими по берегам рек». Действительно, они устраивали свои поселения на крутом, обрывистом берегу реки. Реки были для них не только источником пищи, но и водными дорогами, что в условиях лесистой местности было крайне важно. Кроме того, постоянно воюя, славяне вынуждены были строить свои поселения в наиболее безопасных местах. Реки являлись естественной преградой для противников. Неукреплённые посёлки состояли из 3-5 домов. Укреплённые поселки назывались городища, где находился один большой дом, в котором жил весь род.

Жилища

Жилые постройки славян были 2ух видов: северные и южные.

Северные жилища были наземными со срубными стенами, деревянным полом, двускатной кровлей, большой печью. Нежилое помещение – подполье (подклеть, подизбица) располагалось под домом. Это была кладовая и хлев. Сам дом строили окнами, фронтоном к улице. Окна украшали резьбой. Дом топился по-чёрному, дым выходил в отверстие под крышей – волоковое окно. В северных жилищах окна и двери были маленькие.

Южный тип жилищ называют полуземлянкой. Пол таких домов был углублён в землю, крыша опиралась прямо на землю. Стены плели из ивовых веток, камыша и обмазывали глиной, затем засыпали землёй. Пол был земляной, печи глиняные в виде очага. Дом выходил на улицу длинной глухой стеной. Часто такие жилища были круглыми. Топились по-чёрному, дым выходил через дверь. Но к 12 веку этот тип жилища был почти вытеснен.

Во всех жилищах было несколько выходов.

Пища

Русская кухня складывалась непросто. Каждый вид пищи занимал в жизни наших предков особое место, связанное с обрядовым значением того или иного продукта. Например, блины – это праобраз солнца. На похороны варят кисель – жидкую пищу мёртвых. Пироги пекли на праздники. Пирог – это доказательство изобилия и богатства в доме. Именно пирогом, раскрошенным, посыпали головы новобрачных. Все славянские племена ели одно и то же: мясо, птицу, рыбу, овощи. Овощами называли и фрукты. Ели молочные продукты, каши. Из пряностей использовали укроп, анис, уксус. Главным продуктом был хлеб. Делали хмельные меды, пиво, квас. На севере употребляли много орехов, ягод.

Одежда

Славяне делали одежду из льняного и конопляного полотна - грубый холст, отбеленное полотно. Употребляли шерсть, из неё ткали толстое сукно для верхней одежды, делали войлок для шапок и обуви (на севере – валенки, на юге – лапти). Преобладающим цветом в одежде был белый и красный. Окрашивали ткани при помощи растений: дубовой коры, листьев ольхи, свёклы. Большую роль играла кожаная одежда. Мастеров называли кожемяки, которые были недюженной силы. Самая распространённая одежда – рубаха из полотна. Штаны носили только мужчины, мальчикам не разрешалось надевать штаны до 15 лет. (До первого посвящения). Штаны были до колен. Обязательной частью одежды считался пояс. Считалось, что он придаёт силу человеку и защищает его, без него нельзя было даже спать. Женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие волосы (убрусы, кички). Одежда украшалась лентами, бусами, подвесками, застёжка фибула. Пуговиц не было.

Брак

Наиболее древне формой брака у славян было многожёнство. Это было вызвано постоянной военной опасностью, что могло привести к исчезновению рода. В родовой общине трудно было найти себе жену, поэтому возник обычай умыкания невест. Существует 2 противоположных мнения древних авторов о положении женщин у славян: одни свидетельствуют, что женщины-славянки были на положении рабынь, другие – что они пользовались личной свободой, имели право даже носить оружие. Возможно, коренные женщины-славянки были свободны и равноправны, но мужчины покупали себе женщин-рабынь, женились на них, и они не были свободными. Славянские жёны отличались верностью и зачастую добровольно восходили на погребальный костёр. Рабыни должны были это делать обязательно. У славян была распространена кровная месть, но в 11 веке в Русской правде вводится денежная плата за убийства. Священным обычаем у славян было гостеприимство. Кроме того, историки подчёркивают неразвращённость и простоту нравов славян.

 

5. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы можно было выполнить только большим коллективом. В задачу этого коллектива входило следить за правильным распределением и использованием земли. Первая община была родовая, но к моменту образования государства на смену родовой постепенно пришла соседская. Община называлась мир (на севере) или вервь от слова «верёвка», которой мерили землю. Каждая соседская община владела определённой территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на 2 части: общественные и личные. Личная собственность: дом, скот, инвентарь, урожай, собранный с земли, приусадебный участок. В общем пользовании находились пахотные земли, луга, леса, водоёмы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Поскольку земля была разного качества, то ежегодно производился передел земель с тем, чтобы каждая семья имела возможность поддержать свой достаток за счёт хороших земель. Возник порядок распределения черезполосица. Такая форма общины была очень мало подвержена разложению и имущественному расслоению. Т.е. социальное неравенство в общине проявлялось очень слабо. Постепенно складывались феодальные отношения. Военные вожди и участвовавшие в походах воины имели возможность обогатиться за счёт грабежа, а старейшины – за счёт подношений соплеменников. Таким образом, создавались первоначальные богатства, которые позволили князьям и старейшинам выделиться из общей массы рядовых общинников. Вожди, превратившие походы в своё ремесло, на полученные средства начинают содержать постоянную дружину, которую используют не только для походов, но и для захвата земли и подчинения себе общин. Таким образом, князья получают право на владение землей, общины становятся зависимыми. Иногда общины сами добровольно уходили под власть феодалов, которые брали на себя обязанность защищать их. Так начинает складываться феодализм. Общины, не попавшие под власть феодалов, позднее вынуждены были платить подати государству, которое становилось для них верховным феодалом. Именно из них постепенно на Руси сложилось сословие черносошных крестьян. Государство же оказывало поддержку таким общинам, так, например, поляне при помощи князей сбросили иго хазар и перестали им платить дань. На севере родоплеменные отношения существовали дольше, т.к. там земля особой цены не имела.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер. Общины обеспечивали себя всем необходимым и не работали на рынок. Но постепенно появляются излишки, поэтому начинают складываться торговые центры, их роль стали играть города.

  1. Города на Руси играли роль:

Центров ремесла и торговли;

 - центров культуры;

Политических центров;

Центров обороны.

Русь называли «страной городов» или «гардарикой». Киев называли «матерь городов русских». Назвал его так Олег, чтобы придать статус столицы. Город возникал на холме в месте слияния двух рек. Валом и крепостной ценой защищалась только центральная часть города. Эту крепость называли детинцем, кромом, позднее - кремлём. Со стороны основания кремлёвского треугольника выкапывали ров, заполняемый водой. В детинце располагались: жилище князя, старших дружинников, старейшин. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг.
Торгово-ремесленная часть города называлась посадом, который состоял из слобод или концов (поселение ремесленников определённой специальности). Города возникали на торговых путях.

Древнейшими русскими городами были Псков (9 век), Переяславль (10 век), Туров (10 век), Владимир Волынский (10 век, основал Владимир Святой), Ярославль (11 век). Уже к началу 9 века на Руси было 24 города, имевших крепостные укрепления. (Нижняя часть города Киева называлась подол).

В крупных торговых центрах были пристани, где обязательно устраивали большую карантинную баню.

 

7. Общественный строй:

         
 

 

 


Управление в племени:

                                           Форма управления – военная демократия

                                                          Дружина

 

                                                  Народное ополчение

К концу 9 века сложилась довольно чёткая иерархия – многоступенчатость общества. Оно состояло из знати и простых людей – простолюдинов (всё население называлось люди). Высшим органом власти было вече – народное собрание. В него входили только свободные крестьяне-общинники, имеющие право носить оружие. Все хозяйственные и судебные вопросы решали старейшины, которые были в каждой родовой общине. Они собирались на совет старейшин, где принимали важные для всего племени решения. Вече выбирало князя – военного вождя. Он опирался на преданных ему воинов-дружинников. Рядом с князем выделялся воевода, который был главой народного ополчения. Княжеская дружина состояла из мужей (позднее-бояре) – это старшие дружинники; и гридей, отраков - младшие дружинники, личная охрана князя. Дружинники не были связаны ни с земледелием, ни со скотоводством. Их профессия-война. В случае удачных походов их добыча намного превышала результаты труда земледельцев. Эти люди стали привилегированной частью общества. Помимо княжеских дружинников и бояр в древних источниках говорится о правах и имущественном положении старцев градских, т.е. старой племенной знати. Сюда входили главы родов (старейшины) и их стали называть земскими боярами. Старая племенная знать отличалась от новой, княжеской, тем, что её богатства были получены путём длительного накопления имущества за счёт подношений соплеменников. Они были помощниками и советниками князя. К высшим слоям общества относили и богатых купцов. Их называли «градские нарочитые люди». Четвертой группой знатных людей можно считать языческих волхвов, обладающих большой властью. Такая форма управления называлась военная демократия. Но постепенно в племенном союзе из всех племенных князей (вождей) выделялся один наиболее могущественный. Он стремится передать власть по наследству, хотя народное собрание и выборы продолжали существовать, но они превратились в спектакли.

Основную часть племени составляли свободные его члены – люди; или смерды (свободный крестьянин, имевший право носить оружие). Но среди смердов началось расслоение. Наиболее зажиточные попадали в дружину и становились мужами (боярами). Остальные становились  воями и могли участвовать в войнах при условии собственного снаряжения. Часть смердов попадала в зависимость и становилась либо рядовичами (работали по договору «ряду»), или закупами – разорившиеся общинники, залезшие в долги. Они появляются к 12 веку. Особую группу составляла челядь – это женщины, дети, слуги, подчинявшиеся мужам. На низших ступенях общества оказались бедные неполноправные попавшие в зависимость люди. Среди них наиболее бесправными были холопы – рабы. Ими становились, как правило, пленники.

Вопрос об общественном устройстве в Древней Руси остается спорным. Например, историк Горемыкина считает, что на Руси сложились рабовладельческие отношения, но большинство историков сходится в том, что на Руси шёл процесс зарождения раннефеодального общества. Оно сильно отличается от зрелого феодализма тем, что:

1. Не было монопольного права собственности феодалов на землю

2. Крестьяне-смерды, работая на собственной земле, были независимыми

3. Повинности крестьян – оброк и барщина, т.е. феодальная рента, практически ещё отсутствуют

4. Натуральный характер хозяйства

Такое общество имеет и особую систему управления. Это ещё не государственная система, её называют раннефеодальной монархией или предгосударственной системой управления.

 

8. Самые ранние религиозные представления славян нам неизвестны. Одним из первых возник культ предков (Род, Чур, Рожаница). Считали, что предки могут защитить живых, отсюда в минуты опасности – «чур меня!». Умершие насильственной смертью становились злыми духами – упыри. Появился образ духа дома, которого звали Дедушка Домовой. Были духи хозяйственных построек – Банник и т.д. Был распространен анимизм, т.е. вера в духов умерших и одушевление природы. В лесу – Лешие, в поле – Полевик, в реке – Водяной, русалки. Болезни вызывались злыми духами – Лихоманка, Трясовица. Обожествлялись стихии. Здесь сложился целый пантеон богов, т.е. славянская религия была языческой – политеистичной. Боги были связаны с живой природой, но все верования славян концентрируются вокруг трёх главных явлений: земледелие, охота, домашнее хозяйство. Таким образом, лес, поле и дом – это 3 столпа славянского мироздания.

Земледельческие верования:

- Даждьбог – бог солнца

- Стрибог – бог ветра

- Сварог – небесный огонь

- Хорс – связан с солнцем

- Ярило – бог зерна

- Макошь – богиня плодородия, олицетворяет землю

- Семаргл – крылатый пёс, оберегал посевы

- Велес – скотий бог; повелевал подземным миром

- Перун – главное божество с 10 века из-за бурных военных походов; громовержец; ему приносили человеческие жертвы у священных дубов. В качестве жертв приносили и цветы, мёд.

Боги любви:

- Лада – богиня брака

- Лель – мужской бог любви

Для общения с богами существовали особые жрецы – волхвы. Место поклонения богам – капище (требище). Именно здесь стояли идолы богов, вырезанные из дерева, отмеченного молнией; здесь приносили жертвы.

Год у славян начинался в конце декабря. Декабрь назывался студень.

У славян был распространён обряд трупосожжения. Знатных людей клали в ладью, туда же складывали ценности, убивали одну из жён, боевого коня и всё это поджигали, устраивали тризну. Но на севере зачастую трупы привязывали к деревьям и оставляли их там.

Языческие праздники

1 января – праздник Коляды

В марте – масленица

1, 2 мая – праздник появления первых весенних всходов

В июле – Иван Купала

В начале сентября – праздник урожая.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!