В четверг 5-й седмицы Великого поста



 

Великий канон - слово емкое. Оно говорит о двух качествах. Это и количественное определение - великий, потому что много тропарей (на первой седмице его читали 4 дня). Но это и качественное определение - Великий, значительный.

Преподобный Андрей написал не просто канон, он написал абсолютно полный для своего времени набор гимнов, из которых можно было бы составить вполне нормальную службу. Что нужно написать для службы? Стихиры на «Господи, воззвах», на стиховне, на хвалитех, кондак, канон, Блаженства. Полный цикл гимнов, которые написаны прп. Андреем и которые звучат в этой службе, они все включают в себя все то, что перечислено. Единственное чего нет - тропаря, но по одной простой причине: время написания канона - это Византийская эпоха, это время кондакарного пения, когда тропарь вообще не существовал в службе как отдельный жанр единичного и главного песнопения. Единичным и главным песнопением был кондак. Войдя в седмичную Великопостную службу, эти гимны не смогли распределиться по службе так, как они там должны были бы быть. Например, куда девать Блаженства, если служится Литургия Преждеосвященных Даров? Вся гимнография преподобного Андрея скомпонована по-другому. И поэтому родилась служба с очень яркими отличительными конструктивными особенностями в отличии от обычных наших стандартов Четыредесятных служб.

Преподобный Андрей в этом каноне покаянием души обнял все святоотеческое наследие, пропустил через себя весь мир. Глубоко личное сопереживание всей истории Ветхого и Нового Завета. Все тексты соотносят покаяние собственной души с историческими этапами Ветхого и Нового Завета. И это все не на декоративно-чувственном уровне, это действительно сопереживание.

Конструкция этой службы - производная от обычной седмичной Великопостной конструкции. У этого канона есть много уставных требований и есть не менее мощные сознательные нарушения Устава. Они были приняты и оговорены давно, еще на соборе 1917-го года.

Кроме тематики канона в тематике этого дня также существует и житие Марии Египетской. Это житие читается на службе. В тропари канона входят тропари, посвященные Марии.

Новое содержание службы начинается с вечерни, т. е. со среды вечера. А эта вечерня служится утром в среду и переходит в Литургию Преждеосвященных Даров.

 

ВЕЧЕРНЯ

103-й псалом, Великая ектения.

Вместо 18-й кафизмы читаем 7-ю, как положено, на 3 Славы, с перенесением Даров. Но Триодь делает и опечатку: «вместо «Ко Господу внегда скорбети ми...» - кафизма 18-я» J.

На «Господи, воззвах» все стихиры поются из Триоди. Погласица 8-го гласа.

В любом храме, даже где 1000 сокращений, ради этого дня, ради этой службы стихи «Положи Господи...» будут вычитаны (или спеты) все. Здесь они не пропускаются. Это уникальная служба, когда стихиры начинаются с запева не на 8, а на 30. Такое есть только на этой службе. В цикл стихир на «Господи, воззвах» ушли все стихиры, написанные преподобным Андреем.

Первым запевом будет «Падут во мрежу свою грешницы...»

Сначала поется 6 стихир, которые нам обычно дает Триодь (сначала о покаянии, а потом ориентированные на день недели).

Потом идут 24 стихиры Великого покаянного канона. Каждая стихира начинается с очередной буквы греческого алфавита, от альфы до омеги. Каждая стихира заканчивается одинаково, одним и тем же текстом «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» (как в акафисте).

Есть устойчивая традиция исполнения этих стихир. 24 стихиры не поются. Они, как и тропари канона глаголются от настоятеля, запевы к стихирам тоже читаются (могут читаться чтецом, могут петься хором). Окончание стихир допевается хором:

 

Чтец: стих.

Священник: стихира.

Хор: окончание стихиры.

 

На И ныне: священник обязан совершить Вход. Это значит, что стихиры на Славу и на И ныне ему читать будет затруднительно. Священник уже не может выполнять функцию чтеца. Поэтому две последние стихиры поются хором.

Но тут встает вопрос: если мы поем стихиру на глас, то куда девать окончание? Е. Кустовскому в голову пришла гениальная идея: заключительное колено 4-го гласа просто переходит в «Господи, прежде даже до конца...»

Вход. «Свете тихий...»

1-й прокимен, 1-я паремия, 2-й прокимен,

«Свет Христов...», 2-я паремия.

Далее служба идет как обычная Преждеосвященная Литургия, которая никак не отражает тематику.

 

УТРЕНЯ

Служится вечером без всяких дополнительных служб: утреня, 1-й час и все. Значимость этой службы не повышает ее знака, ее нельзя сравнивать с праздничным чином.

Здесь мы встречаемся с покаянным каноном не как с эпизодом повечерия, а как с эпизодом утрени. И это важно помнить, потому что в канон возвращаются все свойства канона (ектении, закрытие песен, «Честнейшую...»)

 

Шестопсалмие. Великая ектения.

«Аллилуия», Троичны своего гласа.

Кафизма одна, 8-я (по Уставу).

Седален - из приложения Октоиха, от Осьмогласника (в Триоди ничего нет).

Далее Устав говорит: «и чтем житие преподобной Марии, на две статии (с малой ектенеей между ними)».

Но так никогда не делается и вот почему. Житие, которое предлагается прочитать здесь, предполагает, что мы служим утреню во всей полноте. А по полноте Устава после 3-й песни канона после седальнов полагалось святоотеческое чтение. В нашей обычной практике по 3-й песни чтений нет. Концентрация всего жития перед каноном оказалось не очень удобоваримым. Поэтому по традиции житие Марии Египетской читают так: 1-я статия (часть) - здесь, 2-я статия - по 3-й песни после седальнов.

Для чтения жития обычно используется две тенденции: дать чтению достаточно яркий образ, а другое наоборот, сделать чтение достаточно доступным. Поэтому священники по-разному варьируют что именно читать. Наибольшей популярностью пользуется текст из Минеи (житийная справка). В нашей книжке «Мариино стояние» мы поместили редкий текст, взятый из Пролога 17-го века, написанный церковно-славянским языком. В Прологе текст дан кирпичом, без всяких абзацев, и мелко. Мы разбили по абзацам и набрали русскими буквами.

 

«Господи, помилуй» трижды, СЛАВА И НЫНЕ: 50-й псалом.

(Никаких возглашений «Спаси Боже...» и «Милостию и щедротами...» нет).

КАНОН

Хор сразу поет «Помощник и Покровитель...»

По Уставу канон поется без библейских песен, остаются только припевы: «Песней не стихословим. И абие начинаем Великий канон косно и с сокрушенным сердцем и гласом, творение святаго Андрея Критскаго, Иерусалимского, глас 6-й. Ирмос «Помощник и покровитель...» по дважды. Потом тропари, творяще на кийждо метания 3. И припевающе «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» Егда же приидет канон преподобныя Марии и глаголем к стихом тем припев «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас». К стихом же преподобного Андрея припев «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас» (Типикон, «В четверток пятыя недели святых постов). Таким образом, в конце каждой песни у нас по два тропаря преподобной Марии и по тропарю преподобному Андрею.

В этом каноне по букве Устава положено соблюдать структуру постового канона, когда закрываются песни только 3-я, 6-я, 8-я, 9-я и 4-я песнь, входящая в Трипеснец. Многие священники нарушают здесь Устав, вводя понятие катавасии, закрывая каждую песнь.

Если происходит чередование чего-то одинакового и чего-то изменяющегося, то всегда гармонично звучит то, что одинаковое мы облегчаем, поем тише, более фоново и наоборот, изменяемые части - более акцентно, с большей динамикой, медленнее и значительнее. Так, например, когда мы поем Блаженства с тропарями на один и тот же напев, то строки блаженств как конструктивный элемент, чуть-чуть облегчаются, а тропари даются чуть-чуть громче, весомее. В данном случае изменяемой частью является ирмос, а припев, одинаковая часть, облегчается и сдвигается темп, это фоновое предварение тропаря, т. е. значимого текста. А ирмос сам по себе значимый. Это другая музыка, это другая плоскость нашего музыкального существования, другой режим. Одно поем ненавязчиво, а другим притягиваем внимание. Из ирмосов нужно убрать маршеообразность, все гораздо плавней и напевнее. Хоть напев и упаковывается в 4 четверти, нельзя делать из него марш, поставьте фермату на долгой доле, компенсируйте этот недостаток.

 

Есть 2-я песнь, в которой есть внутренний ирмос. Богородичен обычно поется на И ныне, но перед вторым ирмосом песнь не заканчивается, поэтому первый Богородичен идет с припевом «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Внутри 3-й песни тоже есть внутренний ирмос.

По 3-й песни - малая ектения, седален, Слава: другой, И ныне: Богородичен. И «чтем оставшее жития преподобныя Марии». А по обычаю вычитывается 2-я статия жития.

4-я песнь в четверг входит в состав Трипеснца. Великий канон соединяется с Трипеснцем не так, как канон Минеи, который всегда опережает Триодь. Но поскольку и канон, и Трипеснец являются принадлежностью Триоди, то Трипеснец предваряет Великий покаянный канон. Содержание трипеснца - это обращение к апостолам. Чтобы отделить значительность канона от проходящего текста Трипеснца, Трипеснец не поется: и ирмосы, и тропари и припевы вычитывает чтец. «Ирмосов у Трипеснца не поем и Слава и ныне: не глаголем. Припеваем же к стихом «Святии апостоли, молите Бога о нас». Такожде и на 8-й и 9-й песнях» (Типикон, там же). К Троичну припев «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе», а к Богородичну - «Пресвятая Богородице, спаси нас». «Егда же Трипеснец изглаголется, тогда поем ирмос Великого канона».

По 6-й песни - малая ектения, кондак «Душе моя, душе моя...», икос, который принадлежит той же гимнографичческой природе кондакарного пения, когда последняя строка оканчивается также и может допеваться. (и синаксарий, который сейчас фактически нигде не читают).

«Посем Блаженна Великаго канона с метании». Блаженны («Во Царствии...»). Преподобный Андрей написал стихиры, которые все ушли на «Господи, воззвах», он написал канон и он написал к службе тропари на Блаженнах. Если бы у нас была утром обычная Литургия, то эти Блаженны мы пели бы там. Но поскольку у нас впереди Преждеосвященная Литургия, то Блаженны оказываются у нас перед 7-й песнью канона. Либо читаются, либо поются. Тропари чаще читает священник. Строки Блаженств может читать чтец. Если строки Блаженств поются, то принято петь на подобен 6-го гласа «Тридневен».

 

«Хвалим, благословим...» если петь просто на мажорной тонике, то получается песнопение другой природы, другой плоскости. Можно оставить напев припевов к тропарям (хотя он получается длинным). Можно спеть просто на постовой напев, но из этой интонации нам нужно вернуться в тихий и медленный ирмос и получается слишком большой контраст. Можно эту строку расписать на ноты на музыку ирмосов, тогда «Хвалим, благословим...» введет нас в напев ирмоса.

По 8-й песни поем «Честнейшую...» постовым напевом. Если вас все же попросят спеть «Честнейшую...» как-то иначе, то можно спеть на 6-й болгарский глас, в котором половина фраз - это та же постовая интонация или можно спеть на напев постового «Богородице Дево...»

 

По 9-й песни («Достойно есть...» не поем) - малая ектения.

Светилен гласа.

Хвалитные псалмы.

Славословие вседневное.

Просительная ектения.

Стиховна Триоди.

«Благо есть...» один раз.

Трисвятое. «Отче наш...»

«В храме стояще...» «Господи, помилуй» 40 раз.

И обычное окончание утрени.

 

По поводу количества поклонов в конце утрени и на часах Типикон пишет не очень корректно - «поскору, труда ради бденнаго», что допускает многозначность трактовки. Это привело к серьезным расхождениям между В. Розановым (Богослужебный устав Православной Церкви», М., 1902), К. Никольским («Пособие к изучению устава богослужения», СПб., 1907) и «Богослужебными указаниями», изданными Московской Патриархией в разные годы. В нашем издании «Марииного стояния» мы поместили «усредненный» вариант, изложенный, в частности, в 11-й Марковой главе Типикона за 24 февраля. Но лучше обо всем этом поговорить с настоятелем. Богослужебные указания написали об обычае делать три поклона.

 

На 1-м часе кафизмы нет.

Тропари на часах («Заутра услыши...», «Господи, иже Пресвятаго...» и др.) не поются, а читаются. По Трисвятом кондак «Душе моя, душе моя...» И на всех часах и Изобразительных также. Блаженны - поскору, читаются.

Вечерня (со святым следующего дня) и Литургия Преждеосвященных Даров.

 

СУББОТА АКАФИСТА

Похвала Богородице в субботу

Й седмицы Великого поста

 

Это одна из самых ярких и интересных служб святой Четыредесятницы. Происхождение ее восходит к чудоносному событию Византийской истории. Когда народ Константинополя вознес благодарственное моление Влахернской иконе Божией Матери за избавление от вражеского нашествия: «...благодарственно восписует город (полис) Твой, Богородице...» Георгий Писида, следуя распространенной в то время традиции кондакарного пения, написал 24 икоса и кондака, воспевающих Богородицу. Так появился акафист, положивший начало многим и многим акафистам, составленным на его основе Он стал прототипом, это первообраз акафиста.

Суббота акафиста была предпразднством двунадесятого праздника Благовещения, которое входило в состав Постной Триоди и праздновалось в Неделю 5-ю Великого поста. Многие песнопения субботы акафиста и Благовещения совпадают, эти два праздника имеют общий кондак, стихиры. Потом Благовещение вывели за Пасхальный круг и ввели в годичный круг, установив день празднования Благовещения ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. В результате Благовещение стало праздником не переходящим, а суббота акафиста осталась переходящим. А это значит, что из год в год она может оказаться в разных числах и может оказаться раньше Благовещения, она может оказаться в день Благовещения, после Благовещения. Она оказалась просто оторванной от своего изначального тандема.

Суббота акафиста - это первая суббота Великого поста, на которой поется Великое славословие. Минея оставляется, служба только по Триоди, музыкально насыщенная.

Акцент служения, наиболее яркий и очень развернутый и насыщенный по Уставу падает на чин Утрени.

Первое упоминание о празднике происходит на вечерне пятницы, которая служится в пятницу утром.

На «Господи, воззвах...» стихир 10: самогласен (дважды) и мученичен + 7 стихир (3 с удвоениями) Богородицы, знакомые по празднику Благовещения - «Совет превечный...» Все поется из Триоди. Догматика не будет, И ныне - своя стихира «Еже от века таинство...»

и прочее последование ЛПД.

Повечерие и полунощница поется в келлиях.

 

 

УТРЕНЯ

Главной характерной особенностью является то, что в нее вставляется акафист Богородице.

Акафист имеет акростих - начальные буквы каждого следующего текста составляют греческий алфавит: 1-й икос всегда на «ΐ» - «Ангел предстатель...», а 13-й кондак - на «О» - «О, Всепетая Мати...» В служебных книгах акростих назван краегранесием или краестрочием. Также, каждый икос заканчивается одними и теми же словами. 1-й акафист был о Благовещении и в нем ключевым словом было приветствие Архангела «Радуйся!» позже в жанре акафиста это слово стало ведущим (рефрен).

Канон субботы акафиста, написанный, как и сам акафист, акростихом, продолжает чередование воззваний «Радуйся!», как бы распространяя структуру акафиста на тропари канона.

Это единственная служба в году, где акафист становится формой общего служения (по Уставу), а не частного.

Акафист состоит из 12 пар кондаков и икосов + трижды 13-й кондак + 1-й икос и кондак. Акафист делится ровно на 4 части, где каждая часть («клин») входит, вклинивается в утреню в 4-х местах.

Все клинья друг на друга похожи, они одинаковые по структуре.

Клин (1/4 акафиста) состоит из:

1. обрамляющего кондака «Взбранной Воеводе...» (всегда одного и того же, на распев);

2. 1-го икоса, 2-го кондака

    2-го икоса, 3-го кондака

    3-го икоса, 4-го кондака

3. обрамляющего кондака «Взбранной Воеводе...»

 

Перед каждым клином зажигается паникадило, открываются Царские врата, духовенство выходит к праздничной иконе, происходит ее каждение, и перед иконой читается акафист.

В традиции Русской Церкви существует такая практика: если в храме находится несколько Богородичных икон, то настоятель читает каждый клин акафиста у очередной иконы.

Хор может выходить вместе со священством, но это - традиция.

Сам акафист может полностью читаться священством, а хор припевает лишь окончание кондаков и икосов.

Если акафист поется, то поется на напев Серафимо-Дивеевского монастыря (практически единственный напев в московском акафистном обиходе), но традиция дала в этом напеве отличия в мелодических деталях. В настоящем Дивеевском распеве нет в конце первой фразы распева и 2-я фраза начинается с мажора.

J Диакон - кадит, священник - читает, хор - поет, народ - подпевает. Все благолепно, чинно. И так 3 пары кондаков и икосов. Потом все расходятся на свои места.

 

Обрамляющий кондак «Взбранной Воеводе...» принято петь по красному, на разные, особо праздничные напевы. Типикон пишет: «и поем кондак со сладкопением косно, глас 8-й». Но 8-й глас в нашем современном московском обиходе представляет из себя такую быструю гармошку, которую при всем желании на распев не растянешь.

Нелогично, неестественно петь однообразно праздник. Но именно это часто и искушает регентов и исполнение кондака становится полуконцертной демонстрацией вокально-технических способностей хора, этакий музыкально-спортивный хит-парад «Взбранных Воевод».

J Вот служба, где можно оттянуться и помузицировать! Чемпионат по крутизне “Взбранных Воевод”!

Сейчас уже никто не требует гласовой привязки кондака.

Е. Кустовский рассказывает: «Мне однажды приснилась одна идея. Я проснулся накануне самой субботы, потому что мне приснилась сама идея. Идея на самом деле далеко не моя. Этой идее больше тысячи лет. Иоанн Дамаскин не только систематизировал, но развил и своей жизнью показал системность и полноту Осьмогласия. Он показал, что можно жить по Октоиху. Наиболее значительные эпизоды в жизни человека проходят через все 8 гласов. Пасха проходит последовательно через все гласы. В чине отпевания мы прощаемся с усопшим стихирами всех 8-ми гласов. «День прешед...» в Соловецком обиходе поется на все гласы. В службе всем Русским святым литийные стихиры проходят на подобны всех 8-ми гласов. В честь победы над галлами составлена служба, где поются ирмосы на все гласы. Идея замечательная - воспеть полноту праздника через полноту Осьмогласия. Вот и мне приснилось. У нас 4 клина и в каждом - пара кондаков. Получается 8 кондаков - то самое количество. И вот я расставил разделители для каждого подобна и мы спели проведя каждый следующий кондак подобном следующего гласа. И оказалось очень даже прилично. Служба не утратила своей красоты и в службе появилась та ускользнувшая из этой службы строгость и регламентация. И в публикацию «Похвала Богородице» как рекомендательный массив я ввел «Взбранной Воеводе...» на подобны всех 8-ми гласов. А в храме Трех Святителей теперь только так мы и поем».

Кондак поется 8 раз.

Обрамляющих кондаков получается 8. На первом и последнем клине (1-м и 7-м) обрамляющем кондаке происходит каждение всего храма. Это наиболее длительный процесс, поэтому и кондак здесь должен быть наиболее протяженным.

 

УТРЕНЯ

Шестопсалмие.

Великая ектения.

«Бог Господь...»

Тропарь «Повеленное тайно...» 2 раза, Слава и ныне: 3-й раз.

По Уставу тропарь принадлежит 8-му гласу.

Но тропарь принято петь нараспев и, соответственно, «Бог Господь...» тоже.

Этот тропарь имеет свой напев в Киево-Печерском обиходе. Но текст тропаря очень большой и петь 4 раза «Бог Господь...» и 3 раза тропарь на протяженную мелодию не стоит, т. к. за время нашего пения настоятель успеет 2 раза покадить храм, 2 раза послушать, а на 3-й раз выразительно посмотрит на часы. J

Можно спеть тропарь на 8-й глас Киево-Печерского распева.

Можно спеть тропарь на «Се, Жених...», в котором есть и спокойствие, и напевность и нет перетяжки по времени. Этот распев предваряет свое место.

Д. Аллеманова стало просто фольклором и в каждом храме поют чуть-чуть по-своему.

Ипатьевское есть в обработке П. Чеснокова. Вещь замечательная, очень веселенькая, с оттяжечкой, хорошо идет, с басовыми вкраплениями как колокольный перезвон.

В кондаке на греческом языке есть одно небольшое изменение. Есть такая фраза: «Анаграфо Си и полис су...», что означает «благодарственно восписует Ти город Твой». Слово «город» в русском переводе исчезло, потому что когда-то этот кондак был написан в честь избавления города Константинополя от нашествия и был совершен Крестный ход с Влахернской иконой Божией Матери. И в греческом варианте речь шла о Константинополе.

Очень красивое «Взбранной Воеводе», небольшое, камерное - П. Чеснокова.

 

Кафизмы.

По 1-м стихословии (16-я кафизма) - малая ектения и 1-й клин.

По 2-м стихословии (17-я кафизма) - малая ектения и 2-й клин.

Сокращать кафизмы по количеству не принято, т. к. тогда исчезнет граница клина. Седальнов нет. Вместо них - 1-й и 2-й клинья.

 

По 2-м клине - «Господи, помилуй» трижды, Слава и ныне:

50-й псалом.

 

КАНОН

В каноне есть свое краегранесие.

До 6-й песни есть канон храма.

В храме Господском сначала канон храма (до 6-й песни), потом - канон праздника Богородицы.

В храме святого сначала канон праздника Богородице, потом тропари канона храма и до 6-й песни поется только канон праздника Богородицы (со ирмосом на 12, ирмос по дважды, тропари на 10).

В храме Богородицы отменяется канон храма.

По традиции храмовый канон вообще могут сократить, оставляя только канон Богородице и Четверопеснец.

По Уставу положены библейские стихи «Господеви поим...», которые по традиции заменяются на устойчивые в приходской традиции служения молебственные припевы:

к тропарям праздника Богородицы - «Пресвятая Богородице, спаси нас»;

к тропарям Четверопеснца - «Святии мученицы, молите Бога о нас».

Эти припевы довольно часто поются хором, потому что тропари канона читает священник перед иконой Богородицы (но это не обязательно).

Катавасия «Отверзу уста моя...» С 6-й песни катавасия Триоди.

 

В храме Господском:

Ирмос Тропари Тропари Ирмос
1 храм храм Богородицы «Отверзу...»
3 храм храм Богородицы «Твоя песнословцы...»

Малая ектения, 3-я часть акафиста, седален.

4 храм храм Богородицы «Седяй в славе...»
5 храм храм Богородицы «Ужасошася...»
6 «Божественное...» Богородицы Четверопеснца Четверопеснца

Малая ектения, 4-я часть акафиста.

7 «Не послужиша...» Богородицы Четверопеснца Четверопеснца
8 «Отроки...» Богородицы Четверопеснца Четверопеснца

«Честнейшую...»

9 «Всяк земнородный...» Богородицы Четверопеснца Четверопеснца

 

В храме святого:

Ирмос Тропари Тропари Ирмос
1 «Отверзу...» Богородицы храм «Отверзу...»
3 «Твоя песнословцы...» Богородицы храм «Твоя песнословцы...»

Малая ектения, 3-я часть акафиста, седален.

4 «Седяй в славе...» Богородицы храм «Седяй в славе...»
5 «Ужасошася...» Богородицы храм «Ужасошася...»
6 «Божественное...» Богородицы Четверопеснца Четверопеснца

Малая ектения, 4-я часть акафиста.

7 «Не послужиша...» Богородицы Четверопеснца Четверопеснца
8 «Отроки...» Богородицы Четверопеснца Четверопеснца

«Честнейшую...»

9 «Всяк земнородный...» Богородицы Четверопеснца Четверопеснца

 

Сами тропари канона очень сильно сориентированы на акафист. Несмотря на то, что сами по себе они не являются частями акафиста, тем не менее, постоянно в тропарях канона встречается слово «Радуйся!» Они, таким образом, по своему направлению, по своей поэтике как бы сливаются, увеличивают, поддерживают акафистное содержание службы, они заточены под акафист.

По 3-й песни - малая ектения и 3-й клин. По его окончании - седален.

С 6-й песни оставляется канон храма и появляется Четверопеснец. Весь Четверопеснец читается. В сочетании канонов Четверопеснца и праздника Богородицы - сначала идет канон праздника, потом два канона Триоди. Катавасия в 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песнях - ирмос 2-го канона Четверопеснца. 2-й канон Четверопеснца - заупокойный с заупокойными припевами. Ради праздника заупокойную тематику (2-й канон) просто сокращают.

По 6-й песни - малая ектения и 4-й клин (вначале клина - каждение всего храма).

13-й кондак «О, Всепетая Мати...» читается трижды. Во время его чтения обычно все встают на колени. Чаще всего делают так: 2 раза читает священник («Аллилуия» припевает хор), а 3-й раз поет хор (хотя иногда трижды поют или читают).

Наиболее известен кондак «О, Всепетая Мати...» из Киево-Печерского обихода, где трио поет припев «О, Всепетая Мати...» (он разбивает кондак на несколько частей), а стихи поет хор. Таким образом, кондак превратился в текст с припевом.

По 13-м кондаке читается 1-й икос «Ангел предстатель...» и поется обрамляющий кондак «Взбранной Воеводе...»

 

По 8-й песни поем «Честнейшую...»

По 9-й песни - малая ектения и ексапостиларий «Еже от века днесь...»

Хвалитные стихиры на 4: Эти хвалитные стихиры подтверждают мысль, что все песнопения без исключения сориентированы на акафист, они тоже содержат слова «Радуйся!»

Великое славословие (это первая суббота Великого поста с поющимся славословием).

Тропарь «Повеленное тайно...» (поскору: либо на обычный 8-й глас, либо на 8-й Киево-Печерский).

Ектении и полный отпуст.

 

НА ЧАСАХ тропарь «Повеленное тайно...», кондак «Взбранной Воеводе...»

НА ЛИТУРГИИ Иоанна Златоуста вся служба Богородице.

Блаженна от канона акафиста, песни 3-я и 6-я.

Прокимен, глас 3-й: «Величит душа Моя Господа...»

Причастен «Чашу спасения...»


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!