Покаянный канон св. Андрея Критского



ЛЕКЦИЯ 26

НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ

 

Эта служба очень большую роль играла в Византийской церкви, буквально на уровне двунадесятого праздника. По греческому Типикону полагаются даже праздничные антифоны. Это один из трех крупных праздников, связанных с Крестом (еще есть Крестовоздвижение и происхождение Честных Древ). В этой службе очень сильный акцент идет на тематику Триоди.

Крестопоклонная Неделя - Господский чин. Свойства этого праздника напоминают двунадесятый праздник.

На «Господи, воззвах» Слава - Кресту, на литии И ныне - Кресту, на стиховне И ныне - Кресту.

В конце вечерни - 2 раза «Богородице Дево, радуйся» и «Спаси, Господи...»

На «Бог Господь» Слава: «Спаси, Господи...»

Катавасия Триоди (крестная).

По 6-й песни кондак Кресту 7-го гласа «Не ктому пламенное оружие...»

 

На Великом славословии, на последнем Трисвятом происходит вынос Креста из алтаря. Его полагают на аналое (где он находится всю седмицу). Это последнее «Святый Боже...» поется очень медленно, на распев.

По окончании Трисвятого священник: «Премудрость, прости!»

Хор: «Спаси, Господи, люди Твоя...» трижды.

Священство поет «Кресту Твоему...» трижды.

Хор повторяет «Кресту Твоему...» трижды.

И поются стихиры на целование Креста: «Приидите, вернии...», «Днесь Владыка твари...», СЛАВА: «Днесь неприкосновенный существом...», И НЫНЕ: «Днесь пророческое исполнися слово...»

Стихиры эти лучше не петь по Православному Богослужебному сборнику и по последним изданиям Минеи, потому что там эти тексты изуродованы. Православный Богослужебный сборник издания 1976 года издавался по принципу «чем хуже, тем лучше». Там куча ошибок. Из стихиры «Приидите, вернии...» просто выброшена строчка «О Тебе вернии царие наши хвалятся, яко Твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющи». Здесь говорится о победе над мусульманством. Потом этот текст с вырезанным куском пошел в другие Богослужебные книги.

(Здесь, во время пения стихир все прикладываются ко Кресту и происходит елеопомазание).

Ектении и отпуст, стихира Евангельская.

На ЛИТУРГИИ вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему...»

Прокимен: «Спаси, Господи, люди Твоя...»

Причастен: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» (воскресного причастна нет).

 

Содержание Крестопоклонения открывается воскресеньем и продолжается, как попразднство, всю седмицу.

Всю седмицу на 1-м часе вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и совершается обычный чин Крестопоклонения. Обычный чин включает в себя еще и пение стихир. Но одно дело, когда это - воскресная Всенощная, а другое дело - будни, когда просто даже некому совершать поклоны и поэтому стихиры часто сокращают. Лучше оговорить с настоятелем.

Кондак на всех часах и Изобразительных - «Не ктому пламенное оружие...»

(Так бывает в воскресенье, понедельник, среду и пяток, только в эти 4 дня).

В среду и пяток оставляется Минея (со вторника вечера по среду утро и с четверга вечера по пятницу утро) Триодь дает не только Трипеснец, но и весь канон (рядовой святой упраздняется), также она дает все стихиры.

 

Со среды Крестопоклонной седмицы на Преждеосвященной Литургии добавляется еще одна ектения «Елицы ко Просвещению...» и возглашается до Великой Среды.

 

В пятницу - отдание.

Триодь пишет: «И бывает Крестопоклонение по отпетии часов, по последнем Трисвятом».

К часам всегда присоединяются Изобразительны (они входят в комплекс часов, на них еще читается кондак этого дня).

Последнее Трисвятое - это Трисвятое не 9-го часа (как пишут Богослужебные указания), а последнее Трисвятое Изобразительных, после молитвы Ефрема Сирина.

По «Отче наш...» - «Аминь» и стихиры на поклонение «и вземлется Честный Крест, и вносят его в сосудохранительницу».

 

НЕДЕЛЯ 4-Я - Иоанна Лествичника. Служба по Октоиху и Триоди.

 

СЕДМИЦА 5-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Седмица особая. На этой седмице есть два больших праздника, два события. В четверг на утрени читается Великий покаянный канон Андрея Критского, в субботу - первая не заупокойная служба - суббота Акафиста или Похвала Богородице.

На всей седмице меняется порядок чтения кафизм, он особый, Триодь указывает это. И все это только потому, что в четверг на утрени читается одна кафизма, это сдвигает очередность чтения Псалтири.

 

МАРИИНО СТОЯНИЕ

Покаянный канон св. Андрея Критского


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!