Глава 1. Теоретические аспекты исследования.



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

 

Факультет художественного творчества

Кафедра теории и истории народной художественной культуры

 

 

«Роль народного художественного творчества в развитии духовно нравственной культуры личности»

Курсовая работа по дисциплине

"Педагогика народного художественного творчества"

 

Работу выполнил:

 Обучающийся группы № 31-05

Кужелев А.М.

Работу проверила:

кандидат педагогических наук,

Профессор: Гапоненко В.М.

 

Орел 2016

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения духовно-нравственной культуры личности

1.1 Понятие духовно-нравственной культуры личности………………………….. 6

1.2 Возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности…………………………………………………... 9

Глава 2. Использование народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности

2.1 Жанрово-видовая характеристика народного художественного творчества…15

2.2 Анализ опыта работы творческого коллектива по развитию духовно-нравственной культуры личности ………………………………………………….. 31

Заключение…………………………………………………………………………… 33

Список литературы…………………………………………………………………... 35


 

Введение.

 

Актуальность: Для информационного общества начала XXI века характерно развитие науки и рост искусственного интеллекта, расширение рамок индивидуальной свободы, доступность разнообразного знания для всех людей в любой точке планеты. Изменение социально-экономических условий отражается на системе ценностных ориентаций. Современное молодое поколение отличается прагматичностью, стремлением к получению материальных благ. Вместе с тем, процессы глобализации, охватившие весь мир, требуют сохранения отечественных традиций, самобытности культуры, для которой характерно превалирование духовных ценностей. Необходимы новые подходы к формированию личности, который бы обладал высоким уровнем духовно-нравственной культуры и мог бы выступить в качестве транслятора ценностей и норм, определяющих жизненную позицию человека.

Роль народно-художественного творчества в деле осуществления этой стратегии велика. Именно средствами народно-художественного творчества, которое воздействует на все сферы жизни, благодаря его влиянию на подрастающее поколение происходит формирование нового общественного сознания.

Изучение литературы по теме работы показывает, что проблема формирование нравственных ценностей личности средствами нхт в полном объеме не была предметом специального изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях важный в теоретическом и практическом отношении аспект, такой как педагогические условия формирование нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества. Всё это обусловило актуальность данной работы.

Опираясь на философские, социологические и психологические исследования, наука все активнее ищет пути формирования духовности человека. При этом она использует многовековые традиции прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой). Также труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого внесли значительный вклад в решение проблемы гуманизации подрастающего поколения, заложили фундамент теории и практики основ нравственного воспитания школьников, раскрыли сущность и особенности формирования чуткого к человеческой жизни человека, придавая особое значение в этой работе активной позиции личности ребенка.

В разработке теоретических основ исследования, опираясь на труды Л.И. Божович, Б.С. Братусь), появилась возможность проследить учет возрастных особенностей школьников. Изучив работы Сироткина Л.Ю., Корчака Я., Фридмана Л.В., Кузнецова В.М., Русаковой Т.Г. удалось выявить общие понятия о личности, процессы ее формирования в целом и даже в таком узком контексте, как духовность.

Теоретико-методологические основы исследования на философском уровне - труды, посвященные проблемам духовно-нравственного развития (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, B.C. Соловьев, И.О. Лосский, М. Шелер, Б.П. Вышеславцев П.А. Флоренский, В.В. Розанов, C.JI, Франк, Л.П. Буева) и вопросам образования (B.C. Библер, Д.Ж. Валеев, О.В. Долженко, Э.В. Ильенков); концепции, утверждающие человеческое достоинство, внутреннюю свободу и индивидуальность (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, В.А Пономаренко, М.М. Рубинштейн); гуманистические идеи о смысле жизни, общечеловеческом идеале ( Д.Л. Андреев, Ф.Р. Вейсс, А.И. Клизовский, Д.С. Лихачев, Н.К. и Е.И. Рерих, В. Франкл и др.); ядром общенаучных оснований нашего исследования являются аксиологический подход (С.Ф.Анисимов, В.Б. Бондаревский, Д.И. Водзинский, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, С.В. Кульневич, Л.Н. Куликова, В.Я. Лыкова, О.М. Панфилов, В.П. Тугаринов); системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); культурологический подход (Ф.В.А. Дистервег, Л.С. Выготский и др.); личностно-деятельностный подход (Е.В.Бондаревская, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Абульханова и др.); гуманистический подход (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Г.Ф.Карпова, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, А.Маслоу, М.Мид, В.А.Петровский, Х.Рид, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм и др.); акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А.Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.З. Рахимов.

Проблема формирования духовно-нравственной культуры личности анализируется на основе научных исследований авторов, чьи взгляды на духовную реальность человека определены в своей отражательной, подчеркнуто субъективной парадигме (Е.П. Белозерцев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, З.В. Видякова, В.И. Гараджа, О.И. Генисаретский, Л.Н. Голубева, О.В. Гордеева, А.И. Еремкин, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, Э.В. Ильенков, H.A. Коваль, В.Н. Колесников, ВА. Лекторский, М.К. Мамардашвили, Т.И. Петракова, В.А. Пономаренко, В.М. Розин, В.Д. Шадриков, В.Н. Шердаков, В. Франки, В.Г. Федотова, ЕР. Яковлев и другие), а этическая категория нравственности представлена как внутренний план общественной деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев), регулятор поведения личности в социуме (A.A. Гусейнов, Л. И. Божович, Т.Е. Конникова, В Л. Кикоть, В.И.Хальзов).

Влияние народной культуры на развитие общества изучали ведущие деятели педагогической науки. Коменский С.Т. Ушинский К.Д А.С. Макаренко, Сорока-Росинской, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Г.С. Виноградов. В советское время продолжил идеи Ушинского В.А. Сухомлинский.и другие корифеи педагогики.

Цель: Выявить роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности.

Объект: Духовно-нравственная культура личности.

Предмет: Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности.

Задачи:

1. Раскрыть понятие духовно-нравственной культуры личности.

2. Определить возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности.

3. Изучить жанры народного художественного творчества.

4. Рассмотреть народный танец как фактор развития духовно - нравственной культуры личности.

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!