Семантические особенности молитвы



 

Важнейшим методологическим принципом в работе является понимание значения высказывания как результата взаимодействия лексики, синтаксиса, интонации и контекста. Такой подход к анализу материала определил необходимость выявления семантических признаков молитвы. В качестве важнейших содержательно-смысловых компонентов молитвы в богословской и святоотеческой литературе называются восхваление (славословие), благодарение, просьба, покаяние [см.: Архим. Софроний 1994; Иеромонах Нил 1914; Искатель 1991; Умное делание 1936; ]. Семантические признаки молитвы Господней, которая дана Сыном Божиим через своих апостолов всем верующим [Мф. 6:9–13] и которая считается главной молитвой христиан, лежат в основе сущностных семантических признаков молитвы вообще. Исходя из этого, важнейший семантический признак молитвы можно сформулировать как противопоставление Бога и человека.

Сущностные семантические признаки молитвы находят отражение в ее интонационно-звуковом строе, определяя основные принципы членения речевого потока, мелодическое оформление, закономерности ритмической организации молитвенного текста.

Коммуникативные признаки молитвы

 

По виду речи молитва представляет собой монолог.

О. А. Прохватилова утверждает, что молитва функционирует в особом виде коммуникации, которую можно обозначить как гиперкоммуникация (от греч. ‘’ – ‘над, выше, через, по ту сторону’ и лат. communicatio communicare – делать общим, связывать; общаться). [Прохватилова О. А. 2000]. В молитве, безусловно, существует вертикаль, определяющая отношения между говорящим и Тем, кому адресовано молитвословие. Эти отношения обозначаются как иерархичные, неравноправные, асимметричные, что находит свое выражение в словесной организации молитвы и ее звучании.

Лексические и особенности молитвы

«В аспекте стилистики взаимодействие интонации и грамматики может носить компенсаторный, параллельный или контрастный характер. В первом случае стилистическое значение высказывания не выражено лексико-синтаксическими средствами и его экспликацию берет на себя интонация. Во втором – стилистическое значение выражается как на уровне лексики и/или синтаксиса, так и интонационно, что приводит к просодическому усилению стилистических коннотаций, передаваемых лексически и синтаксически. Контрастный характер взаимоотношений интонации и грамматики наблюдается при стилевой разнонаправленности лексико-синтаксических и интонационных средств высказывания, в результате чего стилистическое значение, выраженное на уровне лексики и синтаксиса, ослабляется или нейтрализуется интонацией». [Прохватилова 1996б: 5–7].

  Основным приемом ритмической организации молитвы на лексическом уровне является словесный повтор, например:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас...

Благого Царя Благая Мати... .

При этом следует отметить, что в молитвословиях широко распространены анафорические повторы. Они создают специфику молитвенного стиха, которому, в отличие от обычного, в большей степени свойственны не завершающие строку ритмические сигналы (рифмы), а начальные, например:

... помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших, и упокой их идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных, и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную...

Словесные повторы, встречающиеся в молитвословиях, могут быть двух видов: контактные и дистантные.[Прохватилова О. А. 1998. С. 52] При контактных – повторяющиеся лексические единицы следуют одна за другой, как это происходит, например, в одной из песен Канона к Ангелу-хранителю:

Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Ангеле .

Это молитвословие начинается цепочкой следующих друг за другом однокоренных слов, что приводит к ритмической упорядоченности молитвенного зачина. При использовании повторов возникает контраст ритмически организованных и неритмизированных участков молитвенного текста, в результате чего усиливается лексическое значение ритмически выделенного слова, например:

Свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас....

В приведенном фрагменте славословия троичного тропаря троекратный повтор усиливает семантику оценочного компонента и ритмически противопоставляет содержательные части молитвословия – славословие Свят, свят, свят еси, Боже и следующее за ним прошение Богородицею помилуй нас.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!