Примеры наиболее ярких явлений основных стилей в зарубежном искусстве XIX в.:



 

стили

Произведения по видам искусства

Ø изобразительное искусство

oлитература § музыка
реализм Критический реализм натурализм  

þ Г. Курбе

«Мастерская художника», «Дробильщики камня».

þ К. Коро

«Крестьянка, пасущая ко­ров у опушки леса».

Ø О. Домье

Серии карикатур.

 

Ø Ч. Диккенс «Оливер Твист» и др. романы. Ø О. Бальзак Цикл романов «Чело­веческая комедия». Ø Ги де Мопассан Новеллы. Ø У. Теккерей «Ярмарка тщеславия». Ø Б. Шоу «Пигмалион» и др. пьесы. Ø М. Твен «Приключения Тома Сойе-ра», «Приключения Гекльберри Финна». Ø О'Генри Рассказы. Ø Э. Золя «Чрево Парижа». Ø Г. Флобер «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств». Ø А. Верди Оперы «Тоска», «Травиата». Ø Р. Леонкавалло Опера «Паяцы». Ø Ж. Бизе Опера «Кармен».  
импрессионизм  

Ø Э. Мане.

«Завтрак на траве», «Флей­тист».

Ø П.О. Ренуар.

«Портрет актрисы Жанны Самари», «Зонтики», «Об­наженная».

Ø Э. Дега.

«Урок таниев», «Голубые танцовщицы».

Ø К. Моне.

«Чайки», серия «Руанский собор».

Ø О. Роден.

«Мыслитель», «Поцелуй».

Ø К. Дебюсси. «Море», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Лунный свет». Ø М. Равель. «Болеро».
Постимпрессионизм  

Ø П. Сезанн.

«Пьеро и Арлекин».

Ø П. Гоген.

«Женшина, держашая плод».

Ø В. ван Гог.

«Ночное кафе», «Крас­ные виноградники в Арле», «Под­солнечники».

Ø А. де Тулуз-Лотрек.

«Танец в Мулен Руж», «Певица Иветт Гильбер». (Создатель жанра художественного плаката)

модерн графика и живопись Ø О. Бердслей Книжные и журнальные иллюстрации Ø А. Муха. Театральные плакаты. архитектура Ø Г. Эйфель Башня для Парижской выставки. Ø А. Гауди. Собор в Барселоне. Ø Ш. Бодлер. «Цветы зла» - поэтический сборник. Ø О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея», сказки.  
         

Тема 1.8.  ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.

Характерные особенности культу­ры XX в.

Ø Влияние двух мировых войн на общественное сознание и тематику художественного творчества.

Ø Изменения социальной среды и потребностей общества под воздействием научно-технического прогресса.

Ø Формирование общемирового единого культурного пространства.

Ø Влияние технического прогресса на появление новых видов и жанров в искусстве и размывание их границ.

Ø Развитие средств массовой коммуникации и как следствие формирование массовой культуры как явления.

Ø Формирование субкультур (возрастных, гендерных и т.п.)

 

Стилистическое разнообразие художественной культуры XX века

Ø Продолжают развиваться возникшие ранее стили:

o Неоклассицизм (классицизм, академизм)

o Романтизм

o Реализм

o Модерн

þ Возникает множество новых направлений, причем некоторые из них представлены немногочисленными мастерами, в то же время творчество наиболее ярких масте­ров (Пикассо, Шагал, Дали) шире, чем ка­кое-либо одно направление.

 

Характеристика основных стилей и направлений в зарубежном изобразительном искусстве XX века:

Фовизм (от французского «fauve» – дикий) — течение во французской живописи, существовавшее в 1905—1908 гг. и получившее свое выражение в стихийной динамике письма, интенсивности цвета и остроте ритма. Наиболее известным его представителем был А. Матисс.

Экспрессионизм (от латинского expressio — выражение) — направление в искусстве и литературе, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусст­ва. Для произведений экспрессионистов свой­ственна страстность, напряженность и высокая эмоциональность. (Живопись и графика Э. Мунка, скульптура Э. Барлаха)

Кубизм — авангардистское течение в изобразительном искусстве, выдвинувшее на пер­вый план конструирование объемной формы на плоскости, выявление геометрических форм (куб, цилиндр, конус) и разложение сложных форм на простые. Основателем кубизма стал французский живописец, испанского происхожде­ния П. Пикассо.

Футуризм — авангардистское направление в европейской художественной культуре, стремившееся создать «искусство будуще­го» путем отрицания традиционной культуры и традиционных духовных ценностей. В поэзии — разрушение естественного языка. В живописи — использование приемов, близких к мультипликации, в стремлении пере­дать стремительность движения. В поэзии - Ф. Маринетти, в живописи - А. Балла.

Сюрреализм — направление в литературе и искусстве, сложившееся во Франции к началу 20-х гг. Сюрреалисты рассматривают искусство как средство субъективного самовыражения и перехода от рассудочной реальности к некоей «сверхреальности» («surrealit»), воплощающей, по их мне­нию, подлинную природу человека, свободную от рассудка и морали. Сюрреалисты стремятся воздействовать на психику зрителя причудливостью сво­их ассоциаций, воспроизводящих образы из мира подсознательного. В живописи – С. Дали, в поэзии – Г. Лорка, в кинематографии – Л. Бунюэль

 

Абстракционизм — наиболее крайняя школа модернизма, принципиально от­казывающаяся от изображения форм реальной действительности. Одним из основоположников и теоретиков абстрактного искусства В. Кандинским были созданы первые «беспредметные» произведения, в которых бесформенные яркие пятна в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми линиями Художник К. Малевич является основополож­ником одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма - системы из перекрываю­щих друг друга форм чистого цвета, создающей ощущение глубины и перспективы.

Дадаизм— (от французского «dada» — деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет): авангардистское литературно-художе­ственное течение начала века, выра­жавшееся в своеобразном художествен­ном хулиганстве — в бессмысленных сочетаниях слов и звуков, каракулях, наборе случайных предметов. Дадаизм оказал влияние на появление других художественных направлений; в част­ности, на сюрреализм. В живописи - М. Дюшан.

Поп-арт— (от англ. popular art — популярное, общедоступное искусст­во) — направление, использующее ре­альные предметы, изображения, рек­ламу, упаковку товаров и т.д., выр­ванные из их естественного бытова­ния для создания новых, в том числе ироничных образов. Представители этого направления часто используют прием коллажа.

Конструктивизм - направление в ар­хитектуре, требующее соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым про­цессам; отказ от всего, что не отвечает непосредственному практическому назначению. Ле Корбюзье.

Неореализм— направление, возник­шее после второй мировой войны в итальянском искусстве. Отличалось демократизмом, стремлением к соци­альной справедливости, протестом против бездушности буржуазного об­щества. В кинематографе – ранние работы Ф. Феллини, П. Пазалини.

Важнейшие явления, определившие развитие музыкального искусства XX века:

¯ Выделение джаза как самостоятельно­го музыкального направления. Эволю­ция джаза от танцевальной музыки с вокальным сопровождением до слож­ного респектабельного концертного стиля.

¯ Возникновение и развитие жанра мю­зикла (театральный и киномюзикл).

¯ Взаимопроникновение жанров: рок-опера, джазовые, роковые и эстрадные обработки классичес­кой музыки и т.д.

¯ Развитие в музыке модернистских и авангардных явлений: неоклассицизм, неофольклоризм, экспрессионизм; конкретная музыка, компьютерная музы­ка, медитативная музыка и т.д.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!