Искусство Испании конца XVI - XVII вв.



 

þ Реконкиста — явление, определившее как национальный характер, так и смысло­вые и стилистические особенности испанского искусства.

ì Живопись o Литература · Музыка o Театр
þ Эль Греко. «Вид Толедо во время грозы», «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел». þ Веласкес. «Менины». «Пряхи», «Ве­нера с зеркалом», портреты шутов. þ Сервантес. «Дон Кихот».   Возникновение жанра романса   þ Лопе де Вега. «Овечий источник», «Собака на сене» (общее количество произведений, по утверждению автора, — свыше 400).

Изобразительное искусство Нидерландов XVII в.

þ Политическое разделение страны на Флан­дрию, попавшую под власть католической Испании и независимую буржуазную Гол­ландию, где побеждают идеи Реформации, приводит к стилистическому размежеванию.

Ø В искусстве Фландрии доминируют бароч­ные тенденции (Рубенс, Ван Дейк).

Ø В искусстве Голландии ярче проявляется стремление к реализму, господствует сис­тема иных ценностей: пафос скромных, но лично завоеванных ценностей.

Ø Появляются и развиваются жанры небольшого по фор­мату натюрморта (завтраки), пейзажа, ин­терьера, бытового жанра. Авторы этих ра­бот (Ф. Хале, В. Делфтский, А. ван Остаде, Я. Стен, Г. Терборх, Я. ван Рейсдаль, П. Клас, В. Хеда и др.) получают в искусствознании обобщающее определение — малые голландцы.

Ø Творчество Рембрандта — яркое и само­бытное явление западноевропейского ис­кусства XVII в.

Исторические предпосылки возникновения идей Просвещения:

Ø Английская буржуазная революция 1688 г. (т.н. «Славная революция»). Английские про­светители видят свой долг в закреплении произошедших изменений и воспитании че­ловека в духе буржуазных добродетелей.

Ø Борьба французской аристократии и церк­ви с «вольнодумством» становится все бо­лее жесткой. Французские просветители стремятся к расширению числа единомыш­ленников за счет просвещения всех слоев общества.

Ø Во всех странах Западной Европы все больший вес и значение приобретает «тре­тье сословие» (первое — духовенство, вто­рое — дворянство). Его интересы вступают в резкое противоречие с существующим мировоззрением и эстетическими приори­тетами.

Ø Расширение «потребителей» культуры за счет представителей третьего сословия и обра­зованных женщин-аристократок.

Основные философские, социальные и эсте­тические идеи Просвещения:

G Вера в разум как движущую силу историчес­кого процесса.

G Утопизм. Вера в возможность установления идеального общества – «царства Разума».

G Научный скептицизм.

G Идея естественного права, проистекающего из природных законов.

G Энциклопедизм.

G Вольнодумство, «вольтерьянство» ста­новятся своего рода модой. Филосо­фы впервые после эпохи Античности приобретают популярность в обществе.

Разнообразие эстетических стилей и направ­лений

в художественной культуре Просвещения:

G Барокко преображается в жеманный и ма­нерный стиль рококо.

G Классицизм накладывает отпечаток на му­зыку, живопись, в конце столетия транс­формируется в стиль ампир («император­ский»).

­Сентиментализм — новое течение, возник­шее вследствие разочарования в идеях ра­зума и политических реформ. «Доминан­той» человеческой природы сентиментализм объявляет чувство, а не разум. Сентиментализму свойственна идеали­зация чувств и отношений.

Наиболее известные произведения классицизма в искусстве эпохи просвещения:

виды искусства

Основные представители

o Литература  

þ Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

þ Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»

þ Ж.Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза», «Эмиль»

þ А. Прево. «История кавалера де Гриё и Манон Леско»

§ Музыка

· К. Глюк. Свыше 100 опер, сре­ди них «Орфей и Эвридика».

· Ф.Й. Гайдн. Симфонии, среди которых «Сотворение мира», «Прощальная».

· В.А. Моцарт. Со­наты, симфонии (50 симфонических концертов). Вокальные и вокально-инструменталь­ные произведения: 20 опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»). «Реквием».

· Театр

o П.-О. Бомарше. «Севильский ци­рюльник», «Женитьба Фигаро».

o К. Гольдони. «Слуга двух господ», «Трактирщица».

Ø

Живопись

Рококо Классицизм
þ А. Ватто «Капризница», «Общество в парке», «Актеры французской комедии». þ Ж. Фрагонар «Поцелуй украдкой». þ Ф. Буше Пасторали, мифологичес­кие сиены, «Портрет мадам Пом­падур».   þ Ж.-Л. Давид «Клятва Гораииев», «Смерть Марата». þ Ж. Гудон скульптурный портрет Вольтера, þ У. Хогарт «Девушка с креветка­ми», «Модный брак».

 

 

Тема 1.7.  ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА XIX В.

Важнейшие социальные явления, определив­шие мировоззрение и духовные потребности общества в XIX в.

Ø Начало научно-технической революции. Наука становится при­чиной новых социальных явлений.

Ø Индустриализация в промышленности и развитие транспортных связей стимулируют.

· рост городов;

· всеобщую грамотность;

· расширение числа женских про­фессий;

· повышение мобильности населения;

· появление спроса на периодичес­кую печать;

· создание новых, развлекательных жанров искусства, рассчитанных на невзыскательную публику.

Ø Либеральное движение во всех слоях об­щества делает приоритетными идеи.

■ личной свободы;

■ свободы творческого самовыраже­ния.

þ Революционные движения и события 1830-го, 1848-го, 1871-го годов, многочислен­ные политические партии и объединения привносят в искусство новую проблему:

        личность и общество.

 

Стили и направления западноевропейского и североамериканского искусства XIX в:

 

­Ампир (от фр. empire — империя) — стиль позднего классицизма, возникший в период империи Наполеона I. Аля него характерно обращение к древнеримским и древнееги­петским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.). Наиболее ярко проявился в архитектуре Парижа: Вандамская колонна, Пантеон.

­Академизм - сформировавшийся в рамках классицизма нейтральный, респектабельный «охранительный» стиль искусства, находящегося на службе у государства. Наиболее характерной является живопись Давида: «Клятва Горациев», «Леонид у Фермопил», «Сабинянки».

­Романтизм. Противопоставляет себя клас­сицизму, а позже и реализму, не только в искусстве, но и как стиль жизни. В основе мировосприятия — ощущение острого раз­лада между идеалом и действительностью. (см. таблицу во «Введении в историю мировой художественной культуры. Часть II.)

­Реализм — выдвигает требование объек­тивного подхода к предмету изображения в произведении искусства. Ему свойственен психо­логизм, обращение к судьбам простых людей, интерес к народно-нацио­нальным истокам жизни. В XIX столетии получают развитие два реалистических течения:

­Критический реализм, видящий ос­новную причину бед и несправед­ливостей в социальном устройстве общества.

­Натурализм, стремящийся к бесстрастному наблюдению и фик­сации специфических черт того или иного социального слоя.

­Импрессионизм (от фр. impression — впе­чатление) — направление в искусстве, гл. обр. в живописи и музыке, стремящееся запечатлеть явления жизни, природу в их постоянной изменчивости, уловить красоту и неповторимость мгновения. Отказываясь от постановки значительных социальных проблем, импрессионисты утверждают эс­тетическую ценность мимолетных пережи­ваний и впечатлений.

­Постимпрессионизм— возникает как ре­акция на «легковесность» импрессионизма. Художники-постимпрессионисты не объеди­нены ни общей программой, ни общим методом живописи. Каждый из них являет собой яркую неповторимую индивидуаль­ность, оставившую свой след в культуре. Однако их живописные приемы базируют­ся на технических достижениях импрессио­нистов.

­Модерн (от фр. Moderne — современный) — обобщенное название стиля конца XIX — начала XX в., сложившегося на основе «де­кадентских» (упаднических) настроений худо­жественной интеллигенции. Синтетический стиль, стремящийся объединить художествен­ные достижения разных регионов и эпох на основе новых технологических приемов. Модерн стремится определять стиль жизни эстетически развитого человека во всем: начиная с облика дома и автомобиля и кончая дизайном книг и предметов быта.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!