Вопрос. Экономическая сфера общественной жизни: проекты экономического развития



Вопрос. Глобальные проблемы современности

Уже сегодня человечество столкнулось с острейшими проблемами, которые принято называть глобальными (от франц. global - всеобщий). Это жизненно важные проблемы всего человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс. Их многообразие может быть представлено в виде трех основных групп:

1). Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

2). Проблемы, связанные со взаимоотношениями между человеком и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода (в Африке перед угрозой смерти находятся около 30 млн. чел.) и безграмотности, о борьбе с болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности. К 3) Экологические проблемы, возникающие в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии. Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.

История поставила на повестку дня переход от политической конфронтации к диалогу, от идеологического и религиозного противостояния к деидеологизации межгосударственных отношений, к терпимости и плюрализму, от противоборства к совместной эволюции социальных систем на основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех стран и народов.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом, так что изолированное их решение практически невозможно. Потому чрезвычайно важно решить вопрос о приоритетности одних из них перед другими, их соподчиненности. В этом плане очень значительной является проблема мировой термоядерной войны

Благодаря научно-техническому прогрессу общество не только повышает свой уровень жизни. Оно создало такое количество смертоносного ядерного (и не только ядерного) оружия, 12% которого в ходе его применения способно уничтожить все живое на Земле. На вооружение ежегодно расходуется свыше триллиона долларов, и это в условиях, когда человечеству (по данным доклада Римскому клубу) уже в начале XXI в. грозит голод.

Но самой актуальной является все же экологическая проблема. Если термоядерной войны может и не быть, то экологический кризис уже налицо. Только в Беларуси в результате катастрофы загрязнено 23% территории, в зоне радиоактивного загрязнения проживает более 2 млн. человек (130 тыс. жителей отселено). Ведущими тенденциями, формирующими будущее человечества, являются: экономическая интеграция, возрастание роли народных масс, демократизация, консолидация прогрессивных сил, интернационализация всей общественной жизни, возрастание свободы личности и повышение роли гуманистических ценностей, гармонизация отношений общества с природой (коэволюция)

Культура цивилизация формации

Относительно истории развития человечества применяют слова «культура», «цивилизация», «формация». Самое однозначное слово - формация. Относительно двух других слов в философии нет одного мнения.

1. Формационный подход (марксизм) утверждает: история – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций(ОЭФ -базовое понятие материалистического подхода к истории).

Форм. подход (К. Маркс) рассматривает всемирную историю как целостный и закономерный процесс развития, прогресса. Стержнем ОЭФ выступает способ материального производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Структурными элементами материально-производственной сферы являютсяпроизводительные силы и производственные отношения.Производительные силы включают в себя средства труда и людей, обладающих производственным опытом, знаниями и навыками. Производственные отношения– это отношения по поводу собственности на средства производства, в которые вступают люди в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.

Ступени общественного развития – «общественно –экономические формации»:
1) первобытное общество, для которого характерен низкий уровень развития производительных сил, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком;

2) Рабовладельческое, где с переходом к производящему хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником;

3) Феодальное, в котором используется труд крепостных крестьян, сохраняющих личную зависимость от собственников, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с появлением излишков производства; 4) Капиталистическое, основанное на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые, не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников;

5) Коммунистическое – общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития производительных сил, общественная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации, а также равный труд равных собственников.

2. Цивилизационный подход (ЦП) – история раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальныхцивилизаций,подобных организмам. Вся история человечества выступает как бесконечное повторение множества одних и тех же процессов, имеющих в рамках отдельных цивилизаций циклическую структуру – от их зарождения до упадка. ЦП 1. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – философ, социолог, первый представитель цивилизационного подхода к истории, автор теории культурно-исторических типов, предвосхитил теорию локальных цивилизаций. Основной труд – «Россия и Европа». Политическую и обществ-эконом. Он разделил цивилизации на следующие типы:

1) Подготовительные. Егип., кит., вавил, инд, иранская – подготовительные, так как все в смешении и они не проявили ни одну из сторон деятельности.

2) Одноосновные – достигли успеха в какой-либо одной деяте-сти. Религия – евр. цив., культ – греч., полит – рим. – одноосновные цивилизации.

3) Двухосновная одна – романо-германская – наука+промышл.

4) Лишь славянская цив модет стать 4-основной.

Цивилизации проходят стадии бессознательности; становления государства; культ-ист., разложения и гибели.

Концепция КИТ – антитеза универсалистским европоцентристским концепциям истории, согласно которым народы Востока и России – приложения к истории Запада. «У каждого своя история. И стремиться к одному и тому же не стоит», «бесцветность, неоригинальность».

ЦП. Арнольд Тойнби (1889-1975) рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».

Цивилизация, по Тойнби — как определенная фаза развития культуры, где возникают поселения, государство и письменность. Особо он выделяет религию, выделяя ее синтезирующую роль.

Тойнби считал, что развитие любой цивилизации обусловливается действиями «вызова-ответа». Например, экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами». Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.


 

ЦП 2. Освальд Шпенглер (1880-1936) ярчайший представитель культурологического подхода. Ш. утверждал: мировая история – это кругооборот самобытных культур, которые, подобно живому организму, проходят стадии рождения, юности, зрелости и старости.

Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры,завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. С т. зрения Шпенглера, понятия культура и цивилизацияпротивопоставляются друг другу. Цивилизация, будучи старостью культуры, завершающей стадией развития культуры, умирающей культурой, характеризуется упадком творческих сил, холодной рациональностью, превращением народа в массу.

Всего Шпенглером было выделено восемь культур:индийская; • китайская; • вавилонская; • египетская; • античная; • арабская; • русская; • западноевропейская. Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.

Фернан Бродель (1902-1985), фр. историк, придерживался точки зрения, согласно которой цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из ее элементов, образующих совокупность духовных явлений. По Броделю, цивилизация — это целостная историческая система, образующаяся из совокупного взаимодействия экономической, социальной, политической и культурно-психологической подсистем. Он называет ее «культурно-исторической зоной», связанной прежде всего с географией и демографией.

Эдуард Тайлор (1832-1917)– английский этнограф, основоположник эволюционистской школы в антропологии, автор книги «Первобытная культура» (1871) считал, что цивилизация и культура – синонимы. Культура для Э.Тайлора складывается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Ученый был активным сторонником применения эволюционной теории к культуре. Эволюционное развитие человечества шло от дикости через варварство к цивилизации. История культуры трактуется как постепенный и непрерывный прогресс орудий труда, знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и т.п., осуществляющийся в соответствии со столь же строгими законами, как и законы природы. Всемирную известность Тайлору принесла анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!