Этап 4. Выработка рекомендаций



Этот этап представляется нам очень важным, так как здесь происходит переход от констатирующего к конструктивному, практико–ориентированному мышлению.

Преподаватель предлагает студентам внести изменения в данный урок с привнесением в него идей гендерного подхода. Выработанные рекомендации фиксируются всеми студентами. Если студенты затрудняются, можно задать им следующие вопросы: «Что может изменить учитель в своем поведении?», «Что можно изменить в содержании урока?», «Как по–другому можно преподнести этот материал?», «Нужны ли изменения в использованных учебных материалах?» и др.

Например, студенты могут придумать тренинговые упражнения для учителей, позволяющие им выработать новые формы поведения (преодоление гендерных стереотипов); могут просто дать список рекомендаций по самонаблюдению и изменению форм поведения для учителя. Можно сочинить альтернативные тексты или задачи, не несущие в себе гендерных стереотипов или даже специально противоречащие им; можно предложить формы активности детей, где будут поощряться гендерно–нестереотипные характеристики личности (например, сочувствие и забота – у мальчиков, активность и целеустремленность у девочек и т. п.). Могут быть составлены проекты альтернативного оформления учебников, где будут в одинаковой мере представлены мальчики и девочки, мужчины и женщины с одинаковой степенью активности и вовлеченности в предмет.

Этап 5. Домашнее задание

В качестве домашнего задания или отчетной работы по пройденной теме можно предложить написание студентами «мемуаров» или «эссе» на тему «Гендер в моей школе». Содержание этого эссе посвящено тому, какие гендерные стереотипы и установки значимо влияли (или не влияли) на студента в процессе его обучения в школе. Это может быть описание как одного, особенно запомнившегося случая, так и описание системы установок, присутствующих в школе, классе или у отдельного учителя.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем состоит содержание скрытого учебного плана?

2. С какой целью проводится гендерная экспертиза урока?

 

Список литературы

 

1. Гариен М.  Мальчики и девочки учатся по–разному!: Руководство для педагогов и родителей. – М., 2004.

2. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О. А. Ворониной. – М.: РОО МЦГИ – ООО «Солтэкс», 2005. – 260 с.

3. Еремеева В. Д.  Мальчики и девочки. Учить по–разному, любить по–разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Учебная литература; Корпорация «Федоров», 2007. – 157 с.

4. Смирнова А. В.  Гендерная экспертиза учебников для общеобразовательной школы. – Иваново, 2003.

5. Штылева Л. В.  Методические аспекты гендерной экспертизы образовательных программ и пособий // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 2. – Мурманск, 2001. С. 70–73.

6. Штылева Л. В.  Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 2. – Мурманск, 2001. С. 77–87.

7. Ярская–Смирнова Е. Р.  Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 102–110.

 

Приложение

 

Экспертная карта для проведения гендерной экспертизы урока

Предмет___________________________________________

Класс______________________________________________

Количество учеников в классе (м/д)______________

Стаж работы учителя_______________________________

Тема урока_________________________________________

 

Содержание урока (подчеркнуть нужное): маскулинно, фемининно, гендерно–нейтрально.

Материалы урока (подчеркнуть нужное): сексистские, несексистские.

 

 

Глава 25

Сексуальное образование: стереотипы и реальность

Е. Г. Луковицкая, Е. В. Иоффе

 

Вводные замечания

 

Тема научного обсуждения и исследования сексуальности в нашей стране является во многом до сих пор закрытой и малообсуждаемой, что можно проследить по практическому отсутствию социальных институтов, занимающихся изучением сексуальной жизни в России, по количеству соответствующих научных публикаций, участию российских ученых во всемирных сексологических конгрессах. И это происходит на фоне явной коммерциализации секса – навязчивости сексуальных предложений в Интернете, неформального санкционирования проституции. В Интернете, например, очень трудно найти специально подготовленный сайт на русском языке, который грамотно демонстрировал бы, что такое сексуальное образование в школе, каково его содержание, каковы его цели и принципы, рекомендации по преподаванию. Но при этом в Интернете весьма доступны для всех без исключения порнографические сайты и картинки.

К сожалению, сексуальное образование детей и подростков в обыденном консервативном сознании часто ассоциируется с сексуальным развращением, и легче всего его запретить, чем грамотно и комплексно разработать и внедрить. Специфика российской государственности такова, что многие решения идут «сверху», от абстрактных концепций, принимаемых небольшой группой управленцев, а не «снизу», от потребностей людей, и часто без исследований реальной ситуации в обществе. В нашей стране доминирует консервативный подход к сексуальному образованию, который И. С. Кон называет «крестовым походом против сексуального образования… и политической кампанией, направленной против молодежи и женщин» [4].

Анализ результатов массовых социологических опросов нашего населения, показывает, что большинство респондентов признают необходимость образования в сфере сексуального и репродуктивного здоровья для школьников. Большинство родителей, опрошенных в четырех регионах России, не видят себя в роли просветителей своих детей и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа. Однако опрошенные педагоги, поддерживая важность сексуального просвещения, так же как и родители, не готовы взять на себя такую функцию, и считают, что этим должны заниматься медики. По данным ВЦИОМ, 81 % взрослых высказались за введение сексуального просвещения в школах для 14–16–летних подростков, только 10 % были против [5, с. 7].

Исследования в Москве и Санкт–Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (по данным ВЦИОМ – 87 %) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами – 67 % девочек и 77 % мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса [6, с. 16]. Многие девочки оказываются тотально неподготовленными (или минимально) к внезапным менструациям и переживают весьма травматический опыт. Довольно распространены в женских сексуальных автобиографиях высказывания о том, что «в семье не принято было говорить о сексе… это рассматривалось как что–то «грязное»… Основную информацию я получала от подруг, друзей, книг и журналов, которые тайком читала».[31]

До сих пор, к сожалению, многие родители и даже педагоги не в состоянии грамотно, правдиво, доступно и спокойно объяснить детям, как они появились на свет, что с ними происходит в подростковом возрасте, как правильно предохраняться, какие возможны генитальные инфекции и каковы их последствия для мужского и женского организма, как правильно осуществлять гигиенический уход за своим телом. В результате у детей может возникать чувство обиды на родителей за обман (про аистов и капусту), за травматический опыт, что не способствует доверительным отношениям родителей с детьми.

В настоящее время в нашей стране отсутствует государственная программа по сексуальному образованию и половому воспитанию детей и подростков, а действовавшая ранее программа «Планирование семьи» была лишена бюджетного финансирования в 1998 г. [7]. Как отмечает ряд исследователей, внедрение данной программы в школы проходило без тщательной организационной подготовки – например, не были извещены родители детей и не было получено их согласие.

Как определяется сексуальное образование в разных источниках? Сексуальное образование иногда называют образованием в сфере сексуальности (sexuality education)  или образованием в области секса и взаимоотношений (sex and relationships education),  образованием в сфере сексуального здоровья – канадский вариант (sex health education)  [10, с. 129]. В российской научной литературе под сексуальным образованием понимается процесс, направленный на изучение вопросов интимной гигиены, контрацепции, профилактики инфекционных заболеваний, передаваемых половым путем, включая ВИЧ–инфекцию, профилактики беременности, техники половой жизни и др. Сексуальное образование должно ориентироваться на социально–семейное благополучие будущих супругов, соблюдение половых норм, способствовать гармонии сексуальных отношений, формировать здоровый образ жизни [8, с. 104].

Зарубежные определения в большей степени акцентируют внимание на формировании ответственности самих молодых людей за свое здоровье и за свой выбор,  а также на их праве на информацию о сексуальности – «сексуальное образование развивает такие умения людей, которые позволяют им делать обоснованный выбор своего поведения и чувствовать себя уверенными и компетентными в отношении сделанного выбора. Широко принято, что молодые люди имеют право на сексуальное образование, частично потому, что оно является средством, с помощью которого они могут защитить себя от насилия, эксплуатации, незапланированной беременности и сексуально передаваемых инфекций, в том числе ВИЧ» [13].

Сексуальное образование должно развивать ряд психологических умений у молодых людей, которые являются, с одной стороны, частью общих жизненных умений, а с другой стороны – эти умения весьма необходимы в рамках формирования здоровых, психологически комфортных сексуальных отношений. Это, например, умение общаться, слушать собеседника, договариваться, отстаивать свое мнение, спрашивать совета и помощи, принимать решения. Другое важное умение включает в себя способность распознавать давление со стороны других людей и сопротивляться ему, а также адекватно реагировать на явные предрассудки. Грамотно подготовленное сексуальное образование учит молодежь обсуждать многие нравственные и социальные вопросы, касающиеся секса и сексуальности, учитывая при этом различные культурные и религиозные установки.

Все существующие программы полового воспитания можно разделить на четыре группы:

1) программы, непосредственно посвященные половому просвещению;

2) программы, в которых половое просвещение является одним из разделов программы по здоровому образу жизни;

3) программы, где вопросы полового просвещения рассматриваются как элемент профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании;

4) программы, в которых половое просвещение является одним из разделов программы по подготовке к семейной жизни.

В российской действительности наиболее пригодными оказались программы сексуального образования, включенные в школы здорового образа жизни, причем ряд руководителей таких школ отрицают, что сексуальное образование является частью их программы, поскольку боятся ханжеских нападок со стороны некоторых представителей общественности, наиболее громко и эмоционально обвиняющих их в сексуальном развращении детей и отходе от традиций общества. Но что значит отход от традиций? Как отмечает Э. Гидденс, «установки на сексуальное поведение в течение двух тысячелетий в основном формировались христианством. в христианской церкви преобладала точка зрения, что любое сексуальное поведение подозрительно, следовательно, должно быть сведено до минимума, необходимого для воспроизводства населения» [1, с. 181].

Но в XX в. произошли серьезные изменения в сексуальном поведении, которые нельзя не учитывать, принимая решения о содержании программ сексуального образования. Сексуальная революция 1960–х гг. оказала сильнейшее влияние на сексуальное поведение как мужчин, так и женщин, но все–таки в большей степени на поведение женщин. Прежде всего произошла революция в женской сексуальной автономии; сексуальное поведение в XX в. отделилось от репродуктивного поведения благодаря появлению надежной контрацепции. Работа А. Кинси «Сексуальное поведение женщин» (1953) показала, что половина из опрошенных 6 тыс. женщин признались, что не были девственницами при вступлении в брак (в большинстве своем они лишились девственности со своими будущими мужьями), и 25 % женщин признались во внебрачных связях [12].

Другой важный вопрос, который возникает при анализе современных программ сексуального образования: насколько они свободны от гендерных стереотипов? Судя по тому, что очень часто данные занятия проводят практически не имеющие гендерных знаний учителя, медики, юристы и психологи, трансляция гендерных стереотипов в программах по сексуальному образованию остается по–прежнему на высоком уровне. Ряд российских исследователей при анализе соответствующих региональных программ отмечают, что в них действительно «происходит трансляция и закрепление гендерной асимметрии как нормы» [2]. Также отмечается, что существуют значительные гендерные различия в сексуальном воспитании на семейном уровне – внимание родителей акцентируется преимущественно на девочках, что в определенной степени предопределяет впоследствии меньшую информированность и ответственность мужчин во взрослой сексуальной жизни [3].

В преподавании сексуального образования важно понимать, что дискурсы сексуальности по–разному влияют на социализацию мальчиков и девочек, что далеко не в полной мере учитывается в образовании. Гендерная нечувствительность к объяснению и пониманию сексуальности приобрела две основные формы – игнорирование пола как социально значимой переменной и игнорирование соответствующего полодифференцированного социального контекста.

Зарубежные исследования показывают [11], что школьные сексуальные образовательные программы часто содержат:

• авторитарное подавление дискурса женского сексуального желания;

• продвижение дискурса женской сексуальной виктимизации (жертвенности);

• явную привилегированность замужней гетеросексуальности над другими практиками сексуальности.

И это при том, что практически треть современных семей во многих цивилизованных культурах – это материнские семьи.

Таким образом, женщина социализируется преимущественно как потенциальная жертва мужской сексуальности. Она не представляет собой субъекта в ее собственном праве. Этому способствуют и определенные дискурсы сексуальности.

1. Сексуальность как насилие.  Этот дискурс приравнивает юношескую гетеросексуальность к насилию.

2. Сексуальность как жертвенность.  Используемый в образовательном процессе язык репрезентирует женщин как реальных или потенциальных жертв мужского желания – женщин учат защищать себя от болезней, нежелательной беременности, «использования себя» (being used).  Мужчины в данном дискурсе репрезентируются как хищники [11, с. 376–379].

Какие предположительные объяснения лежат в основе этого? Пол, гендер и сексуальность взаимосвязаны во многих культурах, и, как очень точно заметил Г. Рубин, «сексуальность является связующим звеном между гендерами, львиная доля подавления женщин коренится именно в ней, передается с помощью ее, конституируется внутри нее» [9, 520]. Современная психология в своем анализе гендерных взаимодействий уже не может игнорировать социальную сконструированность сексуальности, ее влияние на формирование гендерной идентичности, отношений власти и подчинения.

Практическое занятие «Сексуальное образование: стереотипы и реальность» было разработано в рамках спецкурса «Гендерная психология» для студентов–психологов старших курсов очного и заочного обучения, уже изучивших дисциплины «Социология», «Культурология», «Общая психология», «Социальная психология». Данное занятие необходимо психологам, поскольку им приходится часто выступать в качестве экспертов программ по сексуальному образованию, а также преподавателей, ведущих психологический блок этих программ. Кроме того, пройдя курс «гендерной психологии», психолог сможет проводить гендерную экспертизу существующих программ по сексуальному образованию. Занятие готовит студентов к более эмоциональному и заинтересованному восприятию информации о сексуальном образовании.

Цели занятия

1. Помощь студентам–психологам в формировании собственной позиции по отношению к сексуальному образованию.

2. Расширение представлений о круге вопросов, которые необходимо освещать в рамках сексуального образования.

3. Подготовка к преодолению трудностей, с которыми сталкивается психолог или любой другой человек, выступая в роли агента сексуальной социализации.

Порядок работы

В рамках практического занятия используются такие методы, как «теория в диалоге», работа в малых группах, ролевая игра, метод мозгового штурма.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!