Этап 2. Анализ образов женщин в классической художественной литературе



На данном этапе студенты осваивают навыки гендерного анализа художественного произведения вообще и образа женщины в частности. Студентам предварительно рекомендуется дать домашнее задание по подбору художественных произведений (см. приложение 2) для работы на занятии.

Работа на этом этапе включает в себя следующие задания.

Задание 1

Героини художественных произведений как иллюстрации различных психологических теорий. Преподаватель по своему усмотрению или по договоренности со студентами может предложить для рассмотрения следующие подходы и работы, чтобы их сравнить.

1. Особенности психоаналитического подхода и характеристики женских персонажей. Например, анализ статьи З. Фрейда «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» и его интерпретации образа леди Макбет в одноименном произведении У. Шекспира [7].

2. Женские образы как иллюстрации личностей с различным типом акцентуации в работе К. Леонгарда «Акцентуированные личности» [11].

Задание 2

Психологическая характеристика героини художественного произведения (по выбору студента). Студент дает письменное описание избранной героини, ориентируясь на следующие вопросы: анкетные данные (возраст, семейное положение и пр.); основные черты характера; особенности внутреннего мира героини; особенности общения и взаимодействия с другими людьми (детьми, женщинами, мужчинами). При этом необходимо учитывать культуру, историческое время проживания героини. Здесь следует обратить внимание на соответствие или несоответствие поведения героини социальным (гендерным) ожиданиям и стереотипам, объяснить причины такого поведения.

Задание 3

Определение схемы и критериев анализа образа женщины в художественной литературе. Сначала студенты индивидуально разрабатывают схему анализа. Далее всей группой вырабатываются единые критерии.

Предлагаем примерную схему анализа образа женщины в художественных произведениях.

1. Анкетные данные. Какие этапы жизни женщины описаны в произведении (вся жизнь или какой–то период)?

2. Социально–экономическое и политическое положение женщины в описываемый в произведении период времени, стране. Является ли героиня типичной представительницей (социальным типажом) своего времени или же нет? Обоснуйте свое утверждение.

3. Внешний вид, облик женщины.

4. Личностные характеристики, в частности, самоотношение и самооценка, жизненная позиция, внутренний мир, личные проблемы, соотношение маскулинных и фемининных характеристик.

5. Общение и взаимодействие с другими людьми – детьми, женщинами, мужчинами. Соответствие/несоответствие поведения женщины предписываемому обществом, в чем оно проявляется.

6. Поведение в различных жизненных ситуациях – в быту, в обществе и др. Значимые жизненные ситуации.

7. Семья и семейные отношения (родительская и собственная семья): отношения с родителями и другими родственниками, замужество и отношения с мужем, воспитание детей и др.

8. Личная жизнь: круг знакомых, любовники, увлечения и др.

9. Профессиональная сфера: состоялась ли женщина в профессии, проблема «дом и работа» в жизни женщины, реализация в профессии и карьерное продвижение и др.

Задание 4

Составление (на основе критериев, выделенных в задании 3) типологии женских образов в художественной литературе. Студенты работают индивидуально или в подгруппах. При этом рекомендуем отмечать конкретные социальные требования, предъявляемые женщине той или иной культурой, что позволит проследить динамику женских образов во времени.

Задание 4.1

Типология женских образов в произведениях какого–либо одного автора или авторов одного исторического периода и жанра (см. приложение 2). Например, образы женщин в произведениях И. С. Тургенева, и в частности, описание «тургеневской барышни». Или образ женщины в романах О. Бальзака, особенно «женщины бальзаковского возраста».

Здесь также можно попробовать отыскать эти образы в произведениях других писателей.

Задание 4.2

Образ женщины в произведениях писательниц–женщин и писателей–мужчин (произведения должны быть одного и того же временного отрезка). В данном случае можно обратиться к произведениям Ш. Бронте, В. Вулф, Ж. Санд и др. Также рекомендуем студентам обратить внимание на отражение писательницами–женщинами в художественных произведениях событий и ситуаций собственной жизни.

Для наглядности при анализе произведений европейских писателей XIX в., например, О. Бальзака, У. Теккерея, можно использовать репродукции картин О. Родена «Портрет Жанны Самари», «Девушка с веером», Э. Дега «Голубые танцовщицы», Т. Коро «В лесу» и др. А при работе с произведениями Ф. Достоевского, Л. Толстого рекомендуем репродукции картин А. Венецианова «Первые шаги», «Крестьянская девушка с теленком», «Очищение свеклы», «Портрет княжны Веры Степановны Путятиной», «Гумно», П. Федотова «Свежий кавалер», «Вдовушка», «Сватовство майора», В. Пукирева «Неравный брак» и др.

Итоги работы студенты представляют в виде табл. 3.

Таблица 3.  Типология женских образов в художественной литературе

 

Также необходимо выписать представленные в произведениях гендерные стереотипы и социальные санкции (гласные и негласные), регламентирующие образ жизни женщины, например, «удел женщины – дом и забота о муже и детях». При выполнении этого задания постарайтесь проследить динамику предписаний, изменялись ли они с течением времени, зависели ли от политической и экономической ситуации и пр.

Задание 5

«Женский вопрос» в литературе. В данном случае необходимо найти примеры ситуаций, в которых герои произведений обсуждают участь и судьбу женщины: кто является участником обсуждения, как они характеризуют положение женщины, какими видят дальнейшие перспективы. Для этой работы рекомендуем обратить внимание, в частности, на романы «Отцы и дети» И. С. Тургенева и «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.

Задание 6

Психологический портрет женщины. По итогам выполнения предыдущих заданий дать психологический портрет женщины и привести примеры героинь из художественных произведений. Студенты могут проанализировать следующие противоположные женские образы:

• женщина, полностью соответствующая традиционным ожиданиям, требованиям и гендерным стереотипам, и женщина, попытавшаяся или даже сумевшая преодолеть эти стереотипы;

• «фемининная женщина», «маскулинная женщина», «андрогинная женщина».

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение гендерной социализации.

2. Назовите достоинства и недостатки художественной литературы как способа психологического познания личности.

3. Чем, на ваш взгляд, обусловлено деление писателей на «психологов», «философов» и «социологов»?

4. Приведите примеры авторской типологии личности, проиллюстрированные персонажами и ситуациями из художественной литературы. В чем заключается особенность взгляда на анализ женского образа у представителей различных психологических направлений?

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 548; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!