Отдел II. Отношения между родителями и детьми.



 

Глава I. Право родителей

 

§ 13. Понятие. Личные и имущественные отношения между
родителями и детьми. Констатирование родственной связи

 

I. В настоящем отделе мы должны рассмотреть двоякого рода отношения:

1) так назыв. право родителей (Elternrecht), т.е. отношения, которые устанавливаются между восходящими родственниками и нисходящими вообще, независимо от того, возникло ли родство в силу брачного или небрачного рождения или же по усыновлению, 2) отеческую власть в частности.

II. Между восходящими и нисходящими родственниками право санкционирует известные права и обязанности, опираясь прямо на факт родства.

При естественном рождении из брака эти отношения, как и родство, возникают между нисходящими и восходящими как со стороны отца, так и со стороны матери, при усыновлении - между усыновленным и агнатами усыновителя*(238) при незаконном рождении, по общему правилу, они возникают только по отношению к восходящим со стороны матери*(239). Между этими лицами должна господствовать взаимная любовь, a co стороны нисходящих еще и почтение (pietas*(240); но это - дело морали. Право же вмешивается в эту область редко, а именно в следующих случаях:

1) Мы уже видели, что и дед по отцу, а иногда также мать, должны давать приданое дочери или внучке (§ 3). b) Восходящие и нисходящие взаимно обязаны давать алименты друг другу*(241); для возникновения этой обязанности предполагается нужда на одной стороне и достаточное имущество на другой*(242); грубое нарушение родительских или детских обязанностей со стороны претендента на алименты по отношению к обязанному лицу уничтожает обязанность к предоставлению алиментов*(243). - Кроме того, родители должны уплачивать издержки на воспитание детей). - При небрачном рождении дети конкубины имеют по юстинианову праву притязание об алиментах к обоим родителям*(245); дети, родившиеся от adulterium или incestus не имеют притязания ни к кому*(246); остальные незаконные дети могут требовать алиментов, от матери и ее восходящих родственников*(247).

2) Личные обязанности детей. Дети обязаны к obsequium et reverentia по отношению к родителям; поэтому они не могут in jus vocare родителей иначе, как с особого разрешения претора*(248); они вчиняют иски к восходящим не иначе, как с beneficium competentiae*(249) они не могут, требовать, от родителей предоставления juramentum de calumnia*(250), не имеют права вчинять против родителей a. Famosae или иски содержащие в формуле ссылку на dolus ответчика (эти иски заменяются путем actionus in factum*(251).

3) Личныe права родителей. В позднейшей империи введено право родителей не допускать без своего согласия браков дочерей, не достигших 25 лет (см. выше § 3, III 2). - Далее, родители имеют право руководить воспитанием детей. Это право дает им возможность определить род и характер воспитания, получаемого детьми, и подвергать детей умеренным наказаниям; для наложения более тяжких наказаний необходимо содействие магистрата*(252). Право руководить воспитанием детей принадлежит отцу и матери вместе, но в случае несогласия между ними решает воля отца; при наличности особых оснований это право может быть предоставлено одной матери*(253). По смерти отца право воспитания переходит к матери, если она не вступает во второй брак или если отец распорядился иначе*(254). При разводе это право дается невиновной стороне, или же судьба его определяется судьей*(255).

III. По поводу существования этих важных юридических отношений между родителями и детьми, необходимы были средства для обеспечения возможности доказать наличность родственной связи. Римское право знает следующие меры, сюда относящиеся*(256).

Если жена чувствовала себя беременной, to по Sctum-Plancinum de liberis agnoscendis (при Адриане)*(257) она должна была в течение месяца послать мужу denuntiatio. Муж должен был или отвергнуть denuntiatio (т.е. дать responsum, non esse mulierem ex se praegnantem) или послать custodes, чтобы следить, не будет ли подброшен ребенок. Если муж не сделал ни того, ни другого, то он ни в каком случае не мог отказываться от обязанности давать алименты родившемуся ребенку, а вопрос о том, родился ли для него suus heres, остается нерешенным до представления доказательств. Если отец не отрицал беременности разведенной жены от него или послал custodes, которые были приняты женщиной, то ребенок считается его сыном. Если женщина не совершила denuntiatio или не допустила к себе посланных мужем custodes, то тяжесть доказательств по вопросу о том, что рожденный ребенок есть сын ее бывшего мужа, ложится на нее (она вчиняет actio praejudicialis de partu agnoscendo). Последующие сенатусконсульты ypeгулировали вопрос на случай беременности и спора о ней в течение брака или по смерти отца*(258). Если, напротив, бывший муж подозревал наличность беременности, которую разведенная с ним жена отрицала, то он, по рескрипту divorum fratrum, мог послать к ней трех акушерок по выбору претора для освидетельствования ее (inspectio) и, при подаче голоса большинством акушерок за существование беременности, к жене назначались custodies*(259).

 

Глава II. Раtria potestas

 

§ 14. Понятие. Личные отношения между домовладыкой
и подвластными

 

I. Отеческою властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке или законом приравненным к естественно рожденному. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства - отца. По римским воззрениям, прочность государственного строя обусловливалась прочной организацией семьи, а последняя мыслима была лишь при установлении сильной власти в пределах дома, предоставленной одному лицу. Власть эта поэтому: 1) всегда принадлежит мужчине, но не женщине, и притом 2) непременно лицу sui juris (так что ребенок, имеющий несколько восходящих, находится под властью наиболее отдаленного восходящего, под властью которого стоят более близкие*(260); 3) власть эта не прекращается достижением какого-либо возраста со стороны подвластного: она продолжается до смерти домовладыки или до эмансипации подвластного домовладыкой*(261). - Нужно заметить, впрочем, что по мере упадка нравов злоупотребления отеческой властью стали встречаться все чаще и чаще, самый принцип единого и полного господства в семье домовладыки в имущественном и личном отношении перестал мало-помалу гармонировать с изменившимися воззрениями общества, и поэтому первоначально крайне широкая власть домовладыки стала подвергаться ограничениям, так что для юстинианова права мы имеем дело лишь с небольшими остатками прежде очень мощной patriae potestatis. Основной характер господства в интересах отца, а не подвластного, остается за нею до конца.

II. Patria potestas с формальной стороны есть абсолютное право на другое лицо, т.е. объектом его являются не отдельные действия другого лица, способного быть субъектом прав, но самое это лицо, и этому праву соответствует обязанность всех граждан не мешать субъекту осуществлять свое господство над другим лицом. Таким образом, отец имеет абсолютный иск против всякого третьего лица, удерживающего у себя подвластного: для этой цели служит, с одной стороны, filii vindicatio*(262), с другой стороны jnterd. de Iibеris ducendis, подготовляемый посредством interd. de liberis exhibendis;*(263) мать, если она имеет по каким-либо особым причинам (выше § 13, II, 3) преимущественное право на воспитание детей, получает эксцепцию против этих исков отца*(264); оба иска различаются лишь формальными особенностями. Против самого сына, отрицающего существование отеческой власти, отец имеет actio praejudicialis*(265); подобная же aсtio дана лицу, утверждающему свою свободу от отеческой власти*(266).

III. В силу отеческой власти в юстиниановом праве возникают следующие личпые отношения между домовладыкой и подвластными: право отца продать filium filiamve sanguinolentum (т.е. тотчас по рождении) в случае крайней нужды (это все, что осталось от прежнего права манципировать детей)*(267); право отдать ребенка in adoptionem*(268); право давать согласие на брак (очень ограниченное; см. § 3, III, 2); право назначать опекуна*(269), делать substitutio pupillaris*(270). Остальные правомочия отца над личностью подвластного отменены: право продажи Диоклетианом*(271), jus vitae ас necis - Константином*(272), noxae datio, т. е. aсtio noxalis в применении к сыновьям семейства и дочерям - Юстинианом*(273).

На публичные права подвластного patria potestas не оказывает никакого влияния*(274).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!