Классификация авторских договоров



 

По действующему законодательству возможно заключение двух видов авторских договоров.

1) Договор об отчуждении исключительного права на произведение. Здесь автор передает свое исключительное право в полном объеме. Это означает, что в последующем автор уже навсегда теряет возможность определять судьбу своего произведения. Свобода приобретателя исключительного права в этой ситуации настолько широка, что он даже может, если сочтет нужным, и вообще не публиковать произведение.

В принципе, такое положение дел соответствует принципам свободного рынка и позволяет ему в сфере использования интеллектуальной собственности быть достаточно динамичным. Данный вид договора уже давно находит применение в западноевропейских странах. Для России же договор, о котором идет речь, следует признать новым явлением (хотя действовавший до принятия Ч. IV ГК Закон об авторских правах, в принципе, это допускал). Да это и понятно: свобода в России всегда строго дозировалась во всех вопросах. Странно было бы на общем фоне видеть неуемный ее простор в области интеллектуальной собственности.

Однако в западных странах наметился тренд к ограничению свободы в области авторского права и не случайно*(336). Россия, похоже, движется в обратном направлении. Только вот вопрос состоит в том, надо ли полностью повторять тот путь, который ранее прошли другие страны или может быть лучше воспользоваться приобретенным ими в этом деле опытом (как негативным, так и позитивным). Это первое.

Во-вторых, с развитием общества и повышением уровня благосостояния людей материальные факторы будут постепенно становиться все менее значимыми, а духовные и личностные, напротив, будут выходить на первый план. Отсюда вывод: утрата автором контроля за своим произведением не находится в этом русле.

Данный вид авторского договора выгоден, прежде всего, издателю, поскольку еще больше развязывает ему руки на использование произведения. В России же, как показывает практика, издатели и так себя чувствуют достаточно вольготно. Активно используя такие факторы, как бедственное положение работников умственного труда, их правовую неосведомленность, затруднения в привлечении адвокатов и т.п., они зачастую буквально выкручивают руки авторам и не оставляют им возможности, кроме как присоединения к типовому авторскому договору. Одним словом, в будущем новеллу законодателя нам еще предстоит оценить.

2) Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения. Здесь устанавливаются пределы использования переданного произведения (сроки, тиражи издания, размер вознаграждения и др.). Понятно, что в таком договоре интересы автора не задвигаются на задний план. Помимо определения параметров (ограничений) использования произведения, в этом случае, как правило, автор полностью контролирует и дальнейшую уступку исключительных прав (переуступку на основе договора сублицензии). Это также лежит в русле защиты интересов автора, имеющих неимущественный характер. К примеру, издательство, которое выбрал автор для публикации своего научного произведения, имеет хороший имидж. Однако если оно в дальнейшее без согласия автора переуступило бы исключительное право на данное произведение другому издательству, имеющему дурную репутацию или не отличающееся профессионализмом в публикации книг определенной тематики, то, понятно, это бы нанесло удар по авторитету автора в научном мире.

Понятно, что при заключении лицензионного договора исключена ситуация, когда произведение по необоснованным причинам так и не увидит свет.

В законодательстве предусмотрен и еще один вид авторских договоров - договор заказа. Однако, представляется, в ряд вышеназванных авторских договоров, которые объединены по объему передаваемых прав, он не может быть поставлен. Договор заказа отражает срок создания произведения (в будущем) и по своему содержанию может представлять как договор на полное отчуждение исключительного права на произведение, так и лицензионный договор.

 

Субъекты авторского договора

 

Прежде всего субъектом авторского права признается автор, т.е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возникновение прав автора не зависит от дееспособности, возраста, состояния здоровья, выпуска произведения в свет и т.д. Иностранный гражданин становится субъектом авторского права в РФ в случае, если его произведение выпущено в свет на территории РФ либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Во всех других случаях авторские права иностранного гражданина будут защищаться лишь при наличии соответствующего международного договора.

Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то принято говорить о соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, образует ли такое произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство на произведение возникает тогда, когда второе лицо вносит свой вклад в создание произведения на любой стадии творчества. Однако такой вклад должен отвечать требованию творческого характера произведения. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т.п.).

Соавторство может быть раздельным и нераздельным.

Под раздельным соавторством понимается авторство нескольких лиц на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Например, это музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги, разные главы учебника, если указано, кто над какой главой работал. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

Нераздельное соавторство - это ситуация, когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом (например, плакаты Кукрыниксов).

Субъектами авторских прав признаются также и правопреемники авторов. Это лица, к которым переходят отдельные правомочия автора по наследству, по закону, по договору с автором. Правопреемниками автора могут быть:

1) физические лица, получившие права автора по наследству. Не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники лишь вправе осуществлять защиту указанных прав;

2) юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях:

- в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;

- в случае если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;

3) государство становится субъектом авторского права в случае:

- ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом;

- когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.

Другой стороной по авторскому договору является пользователь произведения. В этой роли, как правило, выступают специализированные организации, которые осуществляют издательскую деятельность и имеют на это соответствующую лицензию.

 

Объект авторского договора

 

В длительной дискуссии ученых*(337) относительно того, что является предметом, а что следует рассматривать как объект авторского договора, законодатель поставил точку: объект договора - это творческий результат в виде произведений науки, литературы и искусства (как существующих, так и будущих произведений, которые еще предстоит создать).

Произведение науки, искусства, литературы для того чтобы получить защиту авторского права, должно удовлетворять двум требованиям.

1. Такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, т.е. интеллектуальной деятельности, направленной на создание нового. Новизна произведения, являющегося объектом авторского права, относится, прежде всего, к теме, идее, содержанию, форме. Однако сами по себе идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции не защищаются с помощью авторского права. Дело в том, что авторское право в большей мере имеет дело с формой произведения, так как темы, идеи, образы с трудом поддаются идентификации. Авторское право пресекает лишь наиболее откровенные формы плагиата. Ввиду отсутствия признака новизны не обладают авторско-правовой защитой перепечатка рукописи, телефонный справочник и т.п.

Творческая деятельность может протекать в трех формах:

а) создание принципиально нового произведения (например, написание абсолютно оригинальной книги, музыкального произведения и т.д.);

б) создание производного произведения, которое представляет собой переложение, переработку уже существующего произведения (творческий перевод, обработка, аннотация, реферат, обзор, инсценировка); главное - переработка существующего произведения должна быть творческой, т.е. обладать признаком оригинальности;

в) создание составного произведения, например, сборника, где результатом творческого труда являются подбор и расположение материала.

2. Произведение науки, искусства, литературы для того чтобы получить авторско-правовую охрану, должно иметь объективное выражение, существовать в объективной форме:

- рукопись;

- машинопись;

- нотная запись;

- звукозапись;

- видеозапись;

- изображение;

- публичное исполнение (объективная устная форма);

- др.

Объективная форма выражения всегда связывается с возможностью воспроизведения, тиражирования произведения без участия автора.

Для признания объектом авторского права произведение не обязательно должно быть законченным. Обладают авторско-правовой охраной эскизы, планы, отрывки произведений и т.п.

ГК (ст. 1259) дает примерный перечень объектов авторского договора. Конкретными объектами авторского права являются литературные, драматические, хореографические, музыкальные произведения, пантомимы, кино-, теле- и видеофильмы, диафильмы, другие кино-, телепроизведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, программы для ЭВМ, фотографические произведения, географические карты, планы и другие произведения. И хотя перечень объектов довольно внушителен, не исключено, что в будущем он может пополниться, и это связано как с продолжающейся специализацией человеческой деятельности, так и с совершенствованием материальных носителей.

И все же ограничения и в этом плане введены. Сделано это по разным причинам, но непременно на основе обобщения практики применения авторского права. Особо при этом анализировалась практика рассмотрения многочисленных споров по авторским делам. Авторские права не распространяются на:

- идеи, концепции и т.п. решения технических задач (это сфера патентного права);

- идеи, концепции и т.п. решения организационных задач;

- открытия (открытая закономерность объективно не поддается монополизации, поэтому открытия не являются объектами правовой охраны результатов творческой деятельности);

- факты;

- языки программирования;

- официальные документы;

- государственные символы и знаки;

- фольклор;

- информационные сообщения.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!