Утрата церковной правоспособности.



= 1. Церковная правоспособность христиан утрачивается с наступлением смерти и безусловна

= 2. Церковная правоспособность утрачивается вследствие отпадения от Церкви.

= 3. Церковная правоспособность утрачивается через анафему.

 

В случаях 2 и 3 утрата эта не имеет безусловного характера. Печать Крещения неизгладима. Поэтому и отпадшему от Церкви и анафематствованному ею за тяжкие преступления открыт путь для присоединения к Церкви через Покаяние. Причем в обоих случаях вновь принимаемый в Церковь не нуждается в том, чтобы над ним повторено было Таинство Крещения.

Состав Церкви.

Все члены Церкви равны в своих возможностях к спасению, вхождению в Царство Небесное.

Но, как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение:

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же, учит апостол Павел (1 Кор. 12:4-5).

 

Все члены Церкви разделены на два основных разряда.

Первый разряд составляют клирики, призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение:

- проповедовать,

- преподавать Таинства,

- заботиться о внешнем устройстве храма.

 Второй разряд составляют миряне, которые участвуют церковной жизни:

 -участвуют в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей;

- участвуют в богослужении своими молитвами;

- участвуют в церковном управлении;

- участвуют в избрании священнослужителей;

- участвуют в распоряжении церковным имуществом. 

 

Священная и правительственная иерархии клириков. Отличия.

 

Священная иерархия

Церковь изначально имеет степени священной иерархии:

- диаконская;

- пресвитерская;

- епископская.

Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века.

Церковь не властна ни отменить, ни умножить хоть одну из них; 

Различаются высшие и низшие степени священства.

 К высшим степеням священства отнесены:

-  епископская;

- пресвитерская.

 

К низшим степеням священства и церковнослужительским чинам относятся:

- диакон;

- иподиакон;

- свещеносец;

- певец;

- чтец.

Правительственная иерархия епископской степени

Различие священнослужителей по признаку полномочий и месту, занимаемому в диптихах или перед престолом называется правительственной иерархией.

Носители высшей епископской степени священства, как члены правительственной иерархии могут носить титулы:

- папы,

- патриарха,

- католикоса, в Армянской Церкви,  в Грузинской Церкви.

- экзарха,  примаса,  (главы поместной национальной церкви - Патриаршего Экзарха Белоруссии).

- митрополита,

- архиепископа

- викарного епископа

- хорепископа  (сельского епископа)\ периодевта в пресвитерском сане.

 

Правительственная иерархия. пресвитерской и диаконской степени

 В пресвиторской степени Русской Церкви:

- священники,

- протоиереи

- протопресвитеры;

 

в монашестве:

– иеромонахи,

- игумены

- архимандриты.

 

В диаконской степени:

- диаконы,

- протодиаконы

- архидиаконы.

 

Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии

Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число.

48 (39) правилом Карфагенского Собора запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола, кроме примаса. Но 9 и 17 правилами Халкидонского Собора этот запрет был отменен. Противоречит 48 (39) канону Карфагенского Собора и множество других правил, в которых говорится о Патриархах, экзархах, митрополитах и архиепископах.

В отличие от священных степеней, которые сообщаются чрез Таинство священства – хиротонию, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью.

Степени правительственной иерархии и церковные должности

Как видно из истории происхождения степеней правительственной иерархии, поначалу каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась, и степени правительственной иерархии превращалась в титулы. (В Византии не только церковные, но и придворные, военные и гражданские должности зачастую теряли свое первоначальное значение и обращались в титулы).

От степеней правительственной церковной иерархии, которые носят постоянный характер, следует отличать церковные должности, имеющие временный характер, связанные с совершенно определенными властью и обязанностями. В отличие от степеней правительственной иерархии, на церковные должности ставят только путем назначения и производства, без хиротесии.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!