Присоединение к Церкви инославных



Вступление в церковь.

Утрата и возвращение церковной правоспособности. Присоединение инославных

 

Таинство Крещения.

Вступление в Церковь начинается Таинством Крещения – вторым рождением. Как родится человек однажды, так и креститься он может только однажды.

= Правильно совершенное крещение не может быть повторено, поэтому священник, повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит прещению.

= Крещение не повторяется и над теми, кто после отпадения от Церкви приносит покаяние и

возвращается в нее, ибо печать этого Таинства неизгладима. 

= Крещение совершается посредством троекратного погружения в воду с призыванием Святой Троицы.

= В Православной Церкви не принято крестить через обливание или окропление, о которых ничего не говорится в Священном Писании.

= Для совершения Таинства употребляется чистая естественная вода. 

= Совершителем Таинства Крещения могут быть епископы и священники (Апост. 46, 47).

= Действительным является и крещение, совершенное в случае смертельной опасности для крещаемого мирянином, и даже женщиной, при отсутствии возможности призвать священника. При этом от совершителя Таинства требуется сознательное отношение к своему поступку (Православное Исповедание, ч. I, вопр. 103; Номоканон при Большом Требнике, ст. 204; Книга о должностях пресвитеров приходских, § 84; Послание Восточных Патриархов, 16 член). 

О крещенных же определяем, чтобы они были помазуемы миром, хотя бы уже и получили миропомазание от неосвященных. Но крещение, совершенное по нужде (мирянином), да не устраняется. Ибо хотя оно и несовершенно (по недействительности прежнего миропомазания), однако почтено призыванием Всесвятой Троицы, благочестивым намерением призывающих и верою воспринимающих...

= Не является действительным крещение, совершенное лицом некрещенным, не принадлежащим к Христианской Церкви.

= Недопустимо и ничтожно всякое самокрещение.

= Если крещенный мирянином выздоравливает, то священник должен восполнить Таинство молитвами и священнодействиями, которые не могли быть совершены при самом крещении; но при этом не повторяется ни троекратное погружение, ни крещальная формула. 

= Священник, по небрежности которого кто-либо умер некрещенным, подлежит церковному наказанию, равно как и родители, из-за нерадения которых ребенок умирает вне Церкви (ст. 68 Номоканона при Большом Требнике). 

= Согласно 84-му правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены:

= Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьезное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприняло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать крещение в условной форме: Крещается раб Божий имя рек, аще не крещен.

 = 59-й канон Трулльского Собора требует, чтобы крещение совершалось в храме.

= Только крайняя нужда, вызванная, например, смертельной опасностью, может явиться основанием для совершения Таинства Крещения на дому без предварительного благословения со стороны епархиального архиерея. 

= В православных семьях дети получают Крещение в младенчестве.

К крещению не допускаются лица с поврежденным умом и подавленною волею, за исключением тех случаев, когда им угрожает смертельная опасность.

Об оглашении

= Перед Крещением взрослых необходимо, чтобы перед крещением они проходили оглашение, которое может быть разным: от многих лет до нескольких дней. Она зависит от духовной зрелости оглашенного.

= Согласно указу Св. Синода от 2-2 января 1862 г., иноверцы, не достигшие гражданского совершеннолетия (21 года), но достигшие совершеннолетия церковного (14 лет), перед Крещением обучались Закону Божию в течение 6 месяцев, а для лиц, которые перешли через рубеж гражданского совершеннолетия, оставлен был древний канонический 40-дневный срок.

= Детей до 14 лет, то их в синодальную эпоху крестили вместе с родителями и без предварительного обучения православной вере. 

= Лиц, болезнь которых представляла опасность для их жизни, разрешалось крестить немедленно, без оглашения. Но при этом требовалось, чтобы священник был убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти.

= О крещении больного иноверца без предварительного оглашения его истинам веры священник обязан был немедленно сообщить архиерею.

= По выздоровлении новокрещенный вручался опытному пастырю для научения.

= Крещение иноверцев, достигших совершеннолетия, в синодальную эпоху совершалось в воскресенье и праздничные дни перед Божественной Литургией, чтобы новокрещенный мог причаститься Святых Тайн. 

О восприемниках

В крещении детей и взрослых с древности участвовали восприемники. При крещении взрослых они являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, они дают за них обеты и произносят символ веры.

На восприемников возлагается обязанность следить за ростом религиозного и нравственного сознания новокрещенного. Со своими крестниками и их родителями восприемники вступают в отношения, которые именуются духовным родством.

По обычаю Древней Церкви в крещении, как правило, участвовал один восприемник, пол которого соответствовал полу крещаемого, из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии, в крещении как духовном рождении, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник, и восприемница крестные отец и мать.

От восприемничества устраняются родители крещаемого, монахи (Номоканон» при Большом Требнике, ст. 209, 84), малолетние (Книга о должностях пресвитеров приходских).

По указу Св. Синода от 23 мая 1836 г. восприемниками могли быть лица, достигшие церковного совершеннолетия 14 лет.

Не допускаются до восприемничества и инославные, хотя в Книге о должностях пресвитеров приходских говорится о том, что инославные могут быть восприемниками православных, но при крещении они должны читать Никео-цареградский символ без добавления filioque.

Факт духовного родства имеет особое значение в брачном церковном праве, являясь одним из препятствий к браку.

 

Присоединение к Церкви инославных

и тех, кто уже принял Таинство Крещения, однако вне Православия.

Различают три чина присоединения инославных, желающих присоединиться к Православной Церкви. О них идет речь в 8-м и 11-м канонах I Вселенского Собора, в 1-м правиле Василия Великого, в 7-м правиле II Вселенского Собора, в 68-м каноне Карфагенского Собора. Итог правотворчеству Древней Церкви по вопросу о присоединении раскольников и еретиков подводит 95-е прав. Трулльского Собора требует принимать:

по первому чину, через Крещение,

+ язычников;

+ магометан;

+ евреев; 

+ крайних еретиков: павлиан, евномиан, савеллиан, монтанистов;

+ сектантов крайнего толка: молокан, духоборов, иеговистов, субботников.

 

по второму чину, через Миропомазание, 

= македониан,

= новациан,

= ариан,

= аполинариан;

= Англикане,

= протестанты и

= старообрядцы

 

по третьему, через Покаяние,

- несториан

- монофизитов. 

- католиков, если они миропомазаны.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!