Приложение 9. Выдающиеся философы xx века
Бердяев Николай Александрович (1874–1948). «Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека».
Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. Позднее он отошел от него и занялся разработкой философско-экзистенциального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской России. С 1926 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философского журнала «Путь». Скончался за рабочим столом.
В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль.
Витгенштейн Людвиг (1889–1951). «Философская проблематика имеет форму: "Я попал в тупик"». «Какова твоя цель в философии? — показать мухе выход из мухоловки…».
Витгенштейн — одна из ключевых фигур всей философии XX в. Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экстравагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, отказывается от огромного наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает детишкам в школе арифметику.
|
|
В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.
Гадамер Ханс Георг (род. 1900). «Кто хочет мыслить, должен спрашивать». «Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий затронут преданием и слышит его зов».
Гадамер — ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском университете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу «Истина и метод», которая принесла ему славу.
Гадамер считается главой современной герменевтической школы.
Гуссерль Эдмунд (1859–1938). «Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию — архонта (высшего должностного лица. — В.К.) всего человечества».
Работал во Фрейбургском университете (Германия). После прихода к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского происхождения был лишен возможности принимать участие в официальной философской жизни Европы. В уединении, покинутый всеми своими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случайно посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летний бельгиец ван Бреда, к своему огромному удивлению обнаружил рукописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левен. По сей день этот архив служит документальной основой многотомной гуссерлианы.
|
|
Гуссерль — основатель феноменологии. Он мечтал сделать философию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества.
Деррида Жак (род. 1930). «…Что же происходит сегодня в нашем мире и нашей «современности»… Все мои усилия — это усилия разобраться с этим необъятным вопросом».
Деррида — лидер современной французской философии. Он популярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря разработанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее.
Карнап Рудольф (1891–1970). «…Объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов».
Карнап — австрийский философ, участник знаменитого Венского кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы если не все, то как можно больше эмпирических фактов.
|
|
Куайн Уиллард ван Орман (род. 1908). «Быть — значит быть значением связанной переменной».
Куайн — старейшина американских философов-аналитиков, прекрасный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно популяризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную логическую форму. Что и как существует, человек может понять только на основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравнений с переменными. Отсюда его знаменитое определение, приведенное нами в качестве эпиграфа.
Ленк Ганс (род. 1935). «Никогда ранее западно-западноевропейский человек не должен был быть столь ответственным, как сегодня».
Ленк — типичный западный философ конца XX в., причем философ новой формации. Став в 25 лет олимпийским чемпионом по гребле (в составе восьмерки гребцов), он затем всецело посвятил себя философии. Объездил весь мир, написал около сотни монографий, внес существенный вклад, может быть, больший, чем кто-либо другой, в дело объединения усилий философов различных континентов и стран. Он много сделал для взаимообогащения немецкой и американской философии. Очень доброжелателен по отношению ко многом российским философам.
|
|
Философию Ленка отличает ее практическая направленность, ориентация на самые злободневные вопросы науки, техники, социологии, обостренное, совестливое отношение к жизни.
Поппер Карл Раймунд (1902–1994). «…Свобода важнее равенства».
Поппер родился в Вене, спасаясь от нацизма переехал в Новую Зеландию, а знаменитым философом стал в Англии. В 17 лет переселился в ветхое студенческое общежитие, многие годы проработал в социальной службе, помогая нуждающимся детям. Стал учителем и лишь в 35-летнем возрасте занялся философией профессионально. Длительное время считал себя социалистом, но критически оценивая социализм в России, подвергал теорию Маркса критике
Поппер считается основателем постпозитивизма. Он показал как, каким образом происходит рост научного знания.
Рассел Бертран (1872–1970). «Ты не должен следовать толпе в ее злых делах». Запись, которую сделала в подаренной Расселу библии его бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю свою жизнь.
Рассел — выдающийся британский философ, математик, политический деятель, лауреат Нобелевской премии (по литературе). Всю свою жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму. Уже будучи стариком, вместе с молодежью выступал против проявлений милитаризма.
Рассел — основатель аналитической философии.
Сартр Жан-Поль (1905–1980). «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем».
Сартр для Франции — это то же самое, что Рассел для Англии, а именно, философская совесть нации. Сартр не только философ, но и писатель (в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, которую он отказался принять), политический деятель. Он был участником французского сопротивления фашизму, активно поддерживал в мае 1968 года бунт парижской молодежи.
В философии Сартр сторонник максимальной жизненной непосредственности. Рассказывают, что серьезная философская деятельность Сартра началась с эпизода в кафе, где он проводил вечер с женой, писательницей Симоной де Бовуар, и другом, социологом Ароном. Арон рассказывал о своей поездке в Германию, философии Гуссерля. Указав на стакан с коктейлем, Арон сказал Сартру: «Если ты феноменолог, то ты можешь судить об этом коктейле, а это настоящая философия». Сартр побледнел от волнения. Да, он хотел постичь философию не космических, а земных дел. Сартр стал усердно штудировать философию, посетил Германию, написал свои первые философские шедевры.
В философии Сартр известен как один из основателей экзистенциализма. Исключительное внимание он уделил теме свободы, о чем, кстати, свидетельствует и эпиграф к данной статье.
Хайдеггер Мартин (1889–1976). «Все же, возможно, что человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил».
Хайдеггер — один из оригинальнейших философов XX века. Большую часть своей жизни провел во Фрейбурге (Германия). В нем видели философа, который сумеет противопоставить научно-техническому натиску глубокую мысль. Так и случилось.
В 1933 г. Хайдеггер был избран ученым советом Фрейбургского университета на пост ректора. Хайдеггер вступает в ряды нацистской партии, поставив при этом условие, что он не будет выполнять каких-либо партийных функций. Хайдеггеру, по его собственным подсчетам, понадобилось 10 месяцев, чтобы полностью разувериться в нацизме. Он не порвал своих связей с философами еврейского происхождения, несмотря на непрекращающиеся требования нацистов размежеваться с ними продолжал открыто использовать их труды, а когда министерство культуры стало настаивать на увольнении по политическим мотивам одного социал-демократически настроенного профессора, отказался от ректорского поста. Тем не менее немецкие демократы не простили Хайдеггеру его нацистское прошлое.
Философию Хайдеггер понимал как радикальное вопрошание, лекарство против легкомыслия, которое нельзя купить за деньги, а можно достичь лишь в результате глубоких раздумий. Хайдеггер — основатель герменевтики.
Хабермас Юрген (род. 1929). «Модерн — незавершенный проект». Хабермас на сегодняшний день — самый известный философ Германии. Известность Хабермаса объясняется не только содержанием многостраничных философских работ, но и его публицистической деятельностью, откликами на важнейшие события в стране и мире. Хабермас пользуется в ФРГ огромным уважением, с ним советуются самые известные политические деятели, он неоднократно награждался престижными премиями.
В философии Хабермас известен более всего благодаря разрабатываемой им теории коммуникативного общества. Он считает, что современность, модерн всегда требует работы по наращиванию открытости общества, налаживанию продуктивного рационального диалога, критике различного рода не оправдывающих свое назначение идеологий и бюрократий.
Литература[1]
К введению
Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. С. 10–73.
Вольф Р.П. О философии. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 15–52.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.: Мысль, 1986.Лосев А.Ф.
Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.
Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 10–129.
Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М.: Мол. гвардия, 1972.
К главе 1
Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4.
Доиген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.: Мысль, 1986.
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: 1963–1992. Т. I–VIII.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991.
Новый Завет. Платон. Государство // Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3.
Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 155–172.
Плотин. Эннеады. Киев: Уцим-Пресс, 1995.
Реале Дж„Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб.: Петрополис, 1994. Т. 1.
К главе 2
Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гип-понского. М.: Ренессанс, 1991.
Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М.: Логос, 1997.
Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. С. 115–134.
Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127–135.
История философии: Запад — Россия — Восток. М.: Греко-латинский кабинет, 1995. Кн. 1.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. С. 302–337.
Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 14–15, 193–196, 483–485, 612–615.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994. Т.2.
К главе 3
Вопросы философии. 1995. № 1. С. 118–158 (подборка статей о современном состоянии диалектики).
Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т. 1.
Декарт Р. Сочинения: В 2 т.'М.: Мысль, 1989. Т. 1.
История философии: Запад — Россия — Восток. М.: Греко-латинский кабинет, 1996. Кн. 2.
Кант И. Сочинения: В 4 т. М.: Издательская фирма АО «Ками», 1993. Т.1.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Политиздат, 1978.
Маркс К. Предисловие. К критике политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 6–7.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 3. С. 1–4.Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. СПб.: Петрополис, 1996. Т. 3.
Соколов В.В. Европейская философия XV–XVIII веков. М.: Высшая школа, 1996.
К главе 4
Аналитическая философия: избранные тексты. М.: Изд. МГУ, 1993.
Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.
Буров В.Г. Современная китайская философия. М.: Наука, 1980.
Взгляд на русскую философию (подборка статей) // Вопросы философии. 1994. № i.e. 54–72.
Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. Ч. 2. М.: Гнозис, 1994.
Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136–176.
Гуссерль Э. Феноменология. М.: Логос, 1991. № 1.Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Логос, 1995.Западная философия XX века. М.: Интерпракс, 1994.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд. МГУ, 1990.
Лосский И.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.
Людвиг Витгеншнейн: человек и мыслитель. М.: Изд. группа «Прогресс»; Культура, 1993.
Малявин В.В. Конфуций. М.: Мол. гвардия, 1992.
Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века. М.: Художественная литература, 1987. С. 455–522.
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.
Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319–344.
Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Изд. 3-е. М.: Наука, 1987.
Современная философия науки: знание, реальность, ценность в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М.: Логос, 1996.
Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996.Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1, 2.
Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды. М.: Книга и бизнес, 1995.
Чаггерджи С, Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
К главе 5
Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 10–129.
К главе 6
Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994.
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М.: Логос, 1997.
Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602–643.
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект Пресс, 1996.
Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.
Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1992. № 6. С. 3–49.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
Философия истории в России. Хрестоматия. М.: Логос, 1996.
Это человек. Антология. М.: Высш. школа, 1995.
К главе 7
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. С. 3–73.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд. МГУ, 1990.Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979.
Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985.
К главе 8
Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995.Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
Степин B.C., Горохов ВТ., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995.
Философия техники // Вопросы философии, 1993. № 10. С. 24–151 (подборка статей).
Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.
К главе 9
Банфи Н.А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.
Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983.
Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.
Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994.
Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994.
Этика: словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект Пресс, 1994.
К главе 10
Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. М.: Наука, 1994. Кн. 1, 2.
Голдстейн М„Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. М.: Знание, 1984.
Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М.: Логос, 1996.
Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991.Философия и методология науки. М.: SvR-Apryc, 1994. Ч. 1. 4.2.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986.
Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.
К главе 11
Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 3–28.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.
Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.
Молчанов Ю.Б. Проблемы времени в современной науке. М.: Наука, 1990.
Панченко А.И. Философия, физика, микромир. М.: Наука, 1988.
Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995.
Хесле В. Философия и экология. М.: Изд. фирма «Ками», 1994.
К главе 12
Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1982.
Милетт К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 147–172.
Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 132–146.
К главе 13
Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Компания Кворум; Примо-Медиа, 1995.
Лосев А.Ф. О пользе философии // Студенческий меридиан. 1982. № 4.
Образование в конце XX века (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 9. С. 3–21.
К заключению
Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 85–93.
Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.
Словарь-указатель
Словарь призван помочь читателю ориентироваться в материале учебника. В нем содержатся основные лексические сведения, в максимально краткой форме разъясняется смысл терминов, указываются страницы, на которых они используются. В случае если термин составлен из двух слов, прилагательного и существительного (например, античная философия), место термина в словаре-указателе определяется первой буквой прилагательного. В словаре используются следующие сокращения: гр. — греческое, лат. — латинское, фр. — французское.
Автаркия (гр. самодостаточность) 37
Аксиология (гр. учение о ценностях) 133-139
Аксиома (гр. исходное положение теории, принимаемое без экспериментального подтверждения) 177
Аксиоматический метод 177, 237
Аналитическое предложение 85, 86
Аналитическая философия 70, 81–94, 120, 127, 144, 149, 161, 165, 171, 181, 189, 193, 202, 208
Античная философия 19–46, 119, 128, 134, 143, 146, 147, 152, 154, 163, 164, 171, 188, 200, 201, 207, 218, 229, 231
Антропология (гр. учение о человеке) 31, 118
Антропоцентризм (гр.) 52, 68, 118
Апатия (гр. безразличие) 37
Апония (гр. отсутствие страданий) 39
Апория (гр. дословно: нет выхода; противоречие в теории) 24
Априорные принципы (лат. т. е. предшествующие опыту) 60, 61
Аскеза (гр. образ жизни, при котором чувственные влечения подавляются в пользу нравственно-религиозной устремленности) 38
Атараксия (гр. невозмутимость мудреца, душевный покой) 37, 39
Атман 104
Атом 25, 26, 38, 229
Бессознательное 121, 137, 168
Благо 31, 100, 101, 147
Бог 31, 34, 39, 41, 42, 46–52, 61, 76, 99-102, 104, 120, 126, 127, 134,143, 147, 164, 171, 182, 183, 207, 218, 229, 237, 239
Большой взрыв 22, 210
Брахман 104
Бритва Оккама 83
Бытие 11, 116
Бытие-в-мире 76, 77, 80
Вера 47, 137
Верификация 86
Возвышенное 96, 149, 233
Воля 27, 47, 61, 67, 137, 155
Воображение 166
Восточная философия 103–106
Время 48, 128, 211, 212
Вселенная 22, 42, 100
Вчувствование 172
Герменевтика 75–80, 120, 127, 144, 149, 161, 172, 181, 193, 202, 208
Герменевтический круг 79, 80
Гипотеза (гр. предложение, правомерность которого предстоит проверить) 59, 88, 178
Гипотетикодедуктивный метод 178, 237
Гносеология {гр. учение о знании) 68, 158
Гуманизм (лат. учение о человечности) 14, 53, 138
Дедукция (лат. выведение нового знания посредством умозаключения) 55, 57
Деконструкция (лат.) 95, 96
Демиург (гр. зодчий мира) 31, 47
Диалектика (гр. искусство спора и рассуждений) 27, 28, 63, 103
Диалектический материализм 96
Дискурс (лат. процесс получения нового знания на основе последовательных и ясных рассуждений) 150
Дискуссия 126, 139, 150
Добро 11, 31, 43, 60, 61, 90, 94, 101, 148, 153, 155, 156, 234
Добродетель 27, 31, 36, 43, 47, 146-148
Догматизм 72, 251
Доказательство 50, 55, 163
Душа 27, 31, 49, 119
Дух 48, 119
Духовность 48, 119
Единое и многое 20–26, 29, 46
Единство истины, красоты и добра 13, 60, 99, 100, 140, 169, 180, 181,224, 228, 233
Единство положительное 99, 100
Женская философия 101, 216-218
Женственность 101, 216–218, 239
Жизненный мир (термин феноменологии) 72, 75, 201
Заблуждение (противоположность истины) 88, 89, 170, 171
Закон 57, 61, 68, 148, 176 Зло 11, 41, 150, 151, 155
Знак 137, 159, 160, 168
Значение (слова) 83, 91
Идеал (гр. высшая цель устремлений человека) 134, 138, 224
Идеализация научная 30, 57–60, 162, 176, 177
Идеализм 82
Идея (гр. сущность класса вещей) 6, 29–33, 56, 62, 74, 134, 163
Иерархия (гр. расположение частей целого от высшего к низшему) 34,41
Измерение 135, 136, 150, 151, 175
Имя 29, 89, 162, 164, 187, 188, 237
Индукция (лат. выведение общего правила) 56
Интенция (лат. устремление на что-либо) 73
Интуиция (лат.) 55, 74, 99, 104, 166, 167
Интерпретация (лат.) 75, 76, 79, 95, 127,134,136, 143, 144,148, 150,156, 162, 175, 194, 208
Искусство 139-144
Истина 10, 11, 60, 65, 67, 78, 79, 86, 94, 99, 101, 168–173, 179, 236
История 128-131
Категории (гр.) 115
Кинизм (гр.) 37
Когерентность (лат. согласованность) 170
Концептуализм (лат. учение о мысли) 164, 188
Космизм 43, 100, 229
Космология 31, 210
Космоцентризм 43, 207
Красота 10, 60, 95, 140–144, 156, 233
Креационизм (лат. учение о созидании) 47
Критика 61, 65, 66, 90
Культура 139, 140
Логика (гр. наука о мышлении) 35, 63, 83, 163
Логический позитивизм (неопозитивизм) 84–87
Логоцентризм 67, 68
Любовь 31, 32, 48, 53, 101, 218-220
Марксизм-ленинизм 96-98
Материя 21, 22, 31, 33, 35, 97, 207
Методология 14, 55, 68, 73, 115, 136, 150, 177
Мировоззрение 14
Мистика 41, 42, 84, 103, 104, 183
Моделирование 175
Модель 30, 175
Мокша 104
Молодежь и философия 9, 28, 80, 81, 220–222, 239
Молчание (как философский прием) 40, 84
Монотеизм (гр. единобожие) 46, 47
Мораль (фр.) см. Этика
Наблюдение 175
Надежда 48
Натурфилософия 21–26, 229
Наука, наукоцентризм 10, 56, 57, 63, 67, 68, 72, 75, 78, 85, 88, 89,162, 173–184
Неоплатонизм 40, 41, 229
Неопозитивизм 85–88, 181
Нигилизм 95
Ничто 47, 76, 101, 102
Нововременная философия 52–68, 120, 127, 128, 134,143, 147, 148, 152,154, 164, 171, 189–191, 201, 208, 218, 230, 231
Номинализм 164, 188
Ноосфера 208
Нормы 139
Образование 224–226, 240
Общее 22, 64, 176, 235
Общество 64, 65, 105, 106, 123–127, 232
Объяснение 78, 172
Онтология (гр. учение о бытии) 77
Определение 8, 9
Ответственность 7, 48, 74, 152–156, 180, 204, 214, 215, 226
Оценка 135, 136
Память 166
Пантеизм (гр. Бог — это мир, мир — это Бог) 39
Парадигма (гр. странное мнение) 30, 89
Парадокс 24, 27, 185
Письмо (текст) 95
Плюрализм (лат. признание правомерности многих суждений об одном и том же явлении) 71, 72, 251
Позитивизм (лат. учение о положительном, подлинном знании) 84-90
Познание 97, 158–165, 234, 235
Полнота жизни 13, 72, 74, 80, 224
Понимание 76–79, 172
Понятие 30, 33, 56, 115, 162-165
Постмодернизм 94–96, 120, 127, 144, 149, 161, 162, 181, 192
Постпозитивизм 87–90
Прагматика 191, 192
Практика 11, 15, 65, 68, 92, 145–149, 170, 195
Предложение 84–86, 189–191, 237
Прекрасное 140, 141, 233
Принцип 60, 86, 176
Природа 207–215, 239
Проблема 155
Прогресс 48, 64, 128, 129
Пространство 211
Противоречие 25, 63, 97, 164, 170, 190
Разум 27, 47, 50, 56, 60, 61, 64, 120, 128, 134, 147, 163
Рассудок 56, 60, 61, 120, 134, 148, 163
Рационализм 56, 65, 126, 161, 162, 164
Реализм 188
Редукция (лат.) 72, 82, 83
Религия (лат.) 46–51, 98, 99, 182-184
Речевые акты 92
Русская философия 98-103
Свобода 53, 60, 101, 102, 152, 153
Семантика 190
«Семейное сходство» слов 91, 92
Сенсуализм (лат.) 56, 160
Силлогизм (гр.) 35
Символ, символизм 48, 49, 80, 103, 114, 115, 187, 188
Синергетика 209, 214, 239
Синтактика 190
Синтетическое предложение 85, 86
Скептицизм 40
Соборность 99, 126
Совесть 48
Сознание 72, 73, 167, 168
Сомнение 137
София 100
Социальное действие 124, 125, 127
Справедливость 32, 59, 65, 125, 152, 153
Средневековая философия 46–51, 119, 126, 128, 134, 143, 147, 152, 154,164, 171, 188, 201, 207, 218, 230, 231
Стоицизм 39, 43
Субстанция (лат. первооснова, сущность) 21
Суждение 162, 163
Сущность 29, 79, 188
Счастье 27, 31, 36, 38–40, 53, 147
Творчество 19, 47, 52, 67, 101, 167, 225
Текст 76, 79, 95
Тело 31, 49, 53, 96, 119, 137, 143, 218
Теория 88, 89, 94, 176, 178, 179, 236, 237
Теоцентризм (гр.) 47, 52
Термин 115, 165
Техника, технэ (гр.) 75, 142, 143, 198–205, 238
Умозаключение 163
Универсалия 164
Утилитаризм 151
Утопизм 138
Факт 84, 86, 87, 89, 177
Феноменология 72–75, 102, 120, 127, 144, 149, 161, 165, 171, 181, 192,201, 202
Физикализм 87
Философия (общая характеристика) 6, 7, 9, 12–15, 70–72, 80, 92, 113,114, 228
Форма 33, 35, 119
Фрейдизм 121
Хаос и порядок 94, 209
Ценность 27, 31, 65, 67, 75, 125, 133–139, 145, 146, 150, 152, 156, 169,179, 183, 191, 192, 221, 222, 233
Цель 34, 138, 145
Цивилизация 130, 139, 140
Человек 27, 49, 51, 52, 55–60, 64, 67, 76, 77, 80, 101, 102, 105, 106,117, 119–123, 231, 232
Числа 22, 23, 229
Чувства 11, 28, 137, 141, 159–161, 234
Эйдос (гр. образ) 29, 74, 103, 160
Экзистенция (лат. существование) 74, 76
Эксперимент 57, 58, 173-177
Экология 213, 214
Экогуманизм 213
Эмоции 87, 137
Эпикуреизм 38, 39
Эпистемология (наука о познании) 158
Эпохе (гр. воздержание от необдуманных суждений) 40, 73
Эстетика 95, 96, 135, 140, 143
Эстетическое 10, 11, 53, 135, 141, 156
Этика 11 , 12, 27, 35, 36, 42, 87, 95, 101, 105, 146, 147, 149–156, 179,180, 204, 205, 214, 215, 226
Язык 76, 77, 79, 81–84, 90–95, 144, 187–197, 209, 237
Именной указатель
Абеляр П. (1079–1141) 46, 164
Августин (354–430) 46, 119, 126, 230
Айер А. (1910–1989) 87
Александр Македонский (356–323 до н. э.) 37, 38, 45
Альтюссер Л. (1908–1990) 67
Анаксимандр Милетский (611–546 до н. э.) 21, 33
Ансельм Кентерберийский (1033–1109) 46
Антисфен Афинский (450–360 дон. э.) 37
Апель К.-О. (р. 1922) 149
Аристотель (384–322 до н. э.) 5,14, 19, 33–38, 43–47, 54, 63,119, 125, 143, 147, 152, 154,163, 171, 173, 182, 201, 229, 231, 235–237, 256
Архимед Сиракузский (287–212 до н. э.) 173
Анаксимен (586–525 до н. э.) 21, 33
Барт Р. (1915–1980) 95, 96
Белинский В.Г. (1811–1848) 218
Бентам И. (1748–1832) 151
Бергсон А. (1859–1941) 167
Бердяев Н.А. (1874–1948) 14, 66,71, 76, 96, 99, 101, 102, 152,162, 167
Бетти Э. (1890–1980) 77
Бетховен Л. ван (1770–1827) 139,143
Бовуар С. де (1908–1986) 216
Бор Н. (1885–1962) 180
Бруно Дж. (1548–1600) 231
Булгаков С.Н. (1871–1944) 66, 77,96
Бэкон Фр. (1561–1626) 56, 128,164, 171
Вагнер Р. (1813–1883) 144
Ван Гог В. (1853–1890) 78
Вебер М. (1864–1920) 127, 232
Вернадский В.И. (1863–1945) 100,208, 239
Винер Н. (1894–1964) 200
Витгенштейн Л. (1889–1951) 82–85, 90–93, 171, 183, 189,193, 232
Гадамер Г. (р. 1900) 77, 79, 193
Гайдн Ф.Й. (1732–1809) 143
Галилей Г. (1564–1642) 57, 174
Гегель Г.В.Ф. (1770–1831) 9, 14,62–64, 68, 115, 121, 124, 180,186, 231, 235
Гейзенберг В. (1901–1976) 180
Гельвеций К.А. (1715–1771) 147
Гемпель К.Г. (р. 1905) 85
Гераклит Эфесский (535–470 дон. э.) 5, 33, 64, 128, 229
Гермес (в греческой мифологии вестник олимпийских богов) 75, 76
Геродот (V в. до н. э.) 5
Герцен А.И. (1812–1870) 89
Гёдель К. (1906–1978) 85, 177
Гёте И.В. (1749–1832) 143, 178,179, 182, 183
Гиппократ (460–370 до н. э.) 205
Гоббс Т. (1588–1679) 15, 56, 58,124,127, 147
Грамши А. (1891–1937) 67
Гуссерль Э. (1859–1938) 14, 72–75,120, 159–161, 201, 202, 231,234, 238
Гюго В.М. (1802–1885) 144
Данилевский Н.Я. (1822–1885) 130
Данте А. (1265–1321) 53
Дарвин Ч.Р. (1809–1882) 88
Декарт Р. (1596–1650) 14, 54–56, 58, 68, 120, 128, 138, 143, 147, 164, 171, 180, 188, 230, 231
Демокрит Абдерский (460–371 до н. э.) 25, 188, 229
Державин Г.Р. (1743–1816) 143
Деррида Ж. (р. 1930) 95, 96, 232
Диоген Синопский (400–325 до н. э.) 37, 38, 44
Дюрер А. (1471–1528) 53
Дюфренн М. (не изв.) 75
Евклид Александрийский (III в. до н. э.) 173
Заменгоф Л. (1859–1917) 189
Зевс (в греческой мифологии верховный бог) 75, 76, 223
Зенон Китийский (332–262 до н. э.) 39
Зенон Элейский (510–430 до н. э.) 23, 24
Ильин И.А. (1882–1954) 66
Иисус Христос (5 до н. э.-30 н. э.) 40,42,46,48,49, 51,64, 101,128, 168, 204
Иоанн Богослов (не изв.) 138, 168,188
Йонас Г. (1900–1993) 153
Казаков М.Ф. (1738–1812) 143
Кант И. (1724–1804) 7, 14, 59–62, 64, 68, 73, 77, 120, 121, 124, 126, 134, 136, 147, 148, 150, 158–161, 163, 178, 179, 183, 230, 231, 234, 235
Капп Э. (1808–1896) 198
Карнап Р. (1891–1970) 85, 91, 171,189
Кеплер И. (1571–1630) 182
КонтО. (1798–1857)85
Конфуций (551–479 до н. э.) 105, 106
Куайн У. (р. 1908) 86, 116
Кузанский Н. (1401–1464) 231
Кун Т. (р. 1922) 88, 89
Кутузов М.И. (1745–1813) 108
КьеркегорС. (1813–1855) 76, 121, 142
Лакатос И. (1922–1974) 88, 89
Лао-цзы (579 до н. э.-499 до н. э.) 100
Левкипп Абдерский (V в. до н. э.)25, 229
Лейбниц Г. (1646–1716) 56, 164,171, 182, 188, 235
Лемешев С.Я. (1902–1977) 156
Ленин В.И. (1870–1924) 66, 70,96
Ленк Г. (р. 1935) 134, 255, 263
Леонардо да Винчи (1452–1519)53, 223
Лермонтов М.Ю. (1814–1841) 144
Ле-Руа Е. (р. 1911) 208
Лиотар Ж.-Ф. (р. 1924) 94–96, 232
Локк Дж. (1632–1704) 56, 58, 68,124, 127, 159–161, 164, 171,230–232, 234, 235
Лосев А.Ф. (1893–1988) 8, 71, 72,77, 79–82, 96, 99, 102, 103,188, 237
Лосский И.О. (1870–1965) 66, 96,99, 167
Лукач Д. (1885–1972) 67
Лютер М. (1483–1546) 120, 138
Маккинтайр А. (не изв.) 146
Малевич К.С. (1878–1935) 96
Мандевиль Б. (1670–1733) 147
Маркс К. (1818–1883) 14, 64–66,68, 70, 90, 96, 120, 124, 127,128, 148, 150–152, 201, 231,232, 234, 235, 238
Маркузе Г. (1898–1979) 67
Мах Э. (1838–1916) 85
Маяковский В.В. (1893–1930) 191,192
Менделеев Д.И. (1834–1907) 22
Меркурий (в римской мифологии бог торговли) 76
Микеланджело (1475–1564) 53
Милль Дж. С. (1806–1873) 151
Моисеев Н.Н. (р. 1917) 214
Мопертюи П.Л. (1698–1759) 182
Моцарт В.А. (1756–1791) 143
Морозов П. (1918–1932) 133
Мур Г.Э. (1873–1958) 82, 84
Нейрат О. (1882–1945) 85
Ницше Ф. (1844–1900) 14, 67, 68, 120,121,137,148,181, 231, 234 Ньютон И. (1643–1727) 57, 89, 182
Оккам У. (1280–1349) 83, 164
Ортега-и-Гассет X. (1883–1955) 201
Остин Дж. (1911–1960) 92, 232
Павел (апостол) (I в. н. э.) 48
Паганини Н. (1782–1840) 155
Парменид Элейский (540–470 дон. э.) 23, 24
Парсонс Т. (1902–1979) 232
Пиррон Элидский (360–270 до н. э.) 40
Пирс Ч.С. (1839–1914) 14
Пифагор (580–500 до н. э.) 5, 6,22, 23, 25, 229
Платон (427–347 до н. э.) 5, 15,29–33, 36, 38, 40, 43, 44,46–48, 54, 62, 63, 119, 125,128, 143, 147, 152, 154, 164,169, 171, 187, 188, 193, 218,229, 231, 235–237
Платонов А.П. (1899–1951) 218
Плотин Ликопольский (204–270) 40,41, 45, 102, 119
Понтий Пилат (I в. н. э.) 168
Поппер К. (1902–1994) 88–90
Пушкин А.С. (1799–1837) 139,194, 219
Радхакришнан С. (1888–1975) 105
Рассел Б. (1872–1970) 82, 83, 116,189
Рейхенбах Г. (1891–1953) 85
Решер Н. (р. 1928) 170
Рикер П. (р. 1913) 77
Роулз Дж. (р. 1921) 125, 126, 152
Рублев А. (1360–1430) 139
Руссо Ж.-Ж. (1712–1770) 127, 232,234
Сартр Ж.-П. (1905–1980) 12, 67, 76, 152, 216
Секст Эмпирик (200–250) 40
Сенека Л. (4 до н. э.-65 н. э.) 39
Склодовская-Кюри М. (1867–1934) 217
СмитА. (1723–1790) 151
Сократ (469–399 до н. э.) 15, 26–29,37, 38, 40, 44, 47, 63, 106, 119,133, 187, 200, 201, 229, 256
Соловьев B.C. (1853–1900) 15, 71,96, 99-101, 126
Сорокин П.А. (1889–1968) 130,232
Софокл (496–406 до н. э.) 128
Спиноза Б. (1632–1677) 56,147,164
Сталин И.В. (1879–1953) 66
Станиславский К.С. (1863–1938) 168
Сухомлинский В.А. (1918–1970) 218
Тагор Р. (1861–1941) 91
Тейяр де Шарден П. (1881–1955)208, 239
Тойнби А.Д. (1889–1975) 130
Тютчев Ф.И. (1803–1873) 195
Фалес Милетский (624–546 до н. э.) 21, 33, 229
Федоров Н.Ф. (1828–1903) 100
Фейерабенд П. (1924–1995) 88
Фичино М. (1433–1499) 52, 231
Флобер Г. (1821–1880) 227
Флоренский П.А. (1882–1937) 71,77, 96, 99, 100, 172
Фома Аквинский (1221–1274) 46,119, 164, 221
Фонвизин Д.И. (1744–1792) 143
Франк С.Л. (1877–1950) 66
Франк Ф. (1884–1966) 85
Фреге Г. (1848–1925) 82, 83,116,189
Фрейд 3. (1856–1939) 121, 218,232
Фуко М. (1926–1984) 96, 232
Хабермас Ю. (р. 1929) 67, 125, 126, 149
Хайдеггер М. (1889–1976) 14, 15, 77–79, 81, 116, 127, 153, 161, 202
Херефонт (V в. до н. э.) 200
Хомяков А.С. (1804–1860) 99
Хэар Р. (р. 1919) 90
Циолковский К.Э. (1857–1935) 100
Чаадаев П.Я. (1794–1856) 99
Чайковский П.И. (1840–1893) 139
Чернышевский Н.Г. (1828–1889) 99
Чижевский А.Л. (1897–1964) 100
Шекспир У. (1564–1616) 7
Шелер М. (1874–1928) 75
Шеллинг Ф. (1775–1854) 14
Шиллер И.О. (1759–1805) 143
Шлик М. (1882–1931) 85
Шопенгауэр А. (1788–1860) 10, 14, 121, 137, 181
Шпенглер О. (1880–1936) 130
Шпет Г.Г. (1879–1940) 72
Шукшин В.М. (1929–1974) 7
Щедровицкий Г.П. (1929–1994) 202
Эйнштейн А. (1879–1955) 58, 211,226
Эмпедокл Агригентский (490–430 до н. э.) 21
Энгельмейер П.К. (г.р. не-ИЗВ.-1940) 198
Энгельс Ф. (1820–1859) 66, 70
Эпикур Самосский (341–270 дон. э.) 38, 54
Юпитер (в римской мифологии верховный бог) 76
Ясперс К. (1883–1969) 51, 77, 137, 138, 201
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1] Указанная литература используется в соответствии с рекомендациями преподавателей философии. Она не является обязательной.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!