Тема 3. Средневековая философия



 

Философия и религия. Основные библейские идеи философского значения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, этика морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека, символизм. Можно ли доказать существование Бога?

 

Тема 4. Нововременная философия

 

Философия эпохи Возрождения.  Основные идеи: сдвиг в сторону антропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстетическое отношение к действительности, гуманизм.

Философия от Декарта до Канта  (XVII–XVIII вв.). Философия Декарта:  ясность идей — врожденное качество человека; дедукция; сравнение знания с фактами; человек разумный. Концепция чувственного познания Локка.  Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Галилей  и Ньютон  — создатели теоретической механики. Природа идеализации. Выработка нового юридического мировоззрения. Философия Канта:  совокупные способности души, познавательные способности, априорные принципы, этика.

Философия от Гегеля до Ницше. Гегель:  философия должна стать универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса:  общественный труд как базис общества, критика капитализма, практика как критерий истины. Концепция сверхчеловека Ницше  как последний всплеск и закат философии Нового времени.

Характерные черты нововременной философии: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.

 

Тема 5. Философия наших дней

 

Феноменология.  Философия Гуссерля.  Интерес феноменологов к «работе», специфике сознания. Обогащение потока феноменов за счет воображения. Выработка эйдоса, его обозначение высказываниями. Оценка предмета созерцания на основе выработанного эйдоса. Критика обеднения жизненного мира в абстракциях науки и поверхностном понимании техники.

Герменевтика.  Бытие человека в мире сущностей. Его вопрошание. Соотносительность человека и мира (вещей). Заброшенность человека в мире, его забота, страх, временность. Горизонты человека и вещи. Понимание как интерпретация на основе вовлеченности человека в традицию, его образования, вкуса, таланта.

Аналитическая философия.  Анализ языка. «Логико-философский трактат» Витгенштейна и его основные идеи: язык как граница мышления, соответствие предложений фактам, отнесение эстетического, этического и религиозного к сфере мистики. Логический позитивизм: отрицание философии, аналитические и синтетические предложения, принцип проверяемости, физикализм. Постпозитивизм: гипотетико-дедуктивное построение теории, ее фальсификация, сменяемость теорий и научно-исследовательских программ, научные революции. Философия естественного языка позднего Витгенштейна:  значение слова как его употребление, «семейное сходство» слов.

Постмодернизм.  Протест против логоцентризма, единообразия, авторитетов, устоявшихся норм власти. Метод деконструкции Дерриды.  Сближение философии с поэтикой. Эстетика возвышенного Лиотара.

Философия в России.  Основные положения диалектического и исторического материализма (первичность материи, познаваемость мира, практика как критерий истины, законы диалектики, определяющая роль в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Основные черты русской философии: идеал цельности, положительного единства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближение истины с праведностью, космизм. Философия B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева.

Восточная философия.  Основные черты индийской философии. Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской философии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной философий.

 

Тема 6. Философия человека, общества и истории

 

Выбор начала систематического философствования.

Философия человека.  Человек как микрокосмос и единство души и тела. Средневековая философия: трехчастность человека — духовность, душа, тело. Человек разумный (Новое время). Человек как сосредоточие общественных отношений (Маркс).  «Сверхчеловек» (Ницше).  Бессознательное — базис человека (Фрейд).  Человек с позиций герменевтики, феноменологии, аналитической философии и постмодернизма. Человек, его уникальность и универсальность, историчность и творчество.

Философия общества.  Соотношение личности и общества. Социальные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея справедливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок).

Философия истории.  Различные концепции историчности общества: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими историями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), нелинейность (современность). Единство и многообразие истории. Запад — Россия — Восток.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!