Причина и следствие. Субстанция



 

«Под причинностью… понимается внутренняя, необходимая связь двух событий, отношение причинения, необходимого порождения одного другим. Действующая, порождающая, следовательно, активная сторона есть причина; определяемая, вызываемая и порождаемая есть следствие (или действие)»113.

Это, конечно, самое общее и предварительное понимание причинности. Дальнейшее же раскрытие причинно-следственных связей полностью зависит от того смысла, который в них вкладывается.

Метафизическое, то есть догматическое, понимание абсолютизирует различие причины и следствия (действия). Попытка свести все многообразие причинно-следственных связей к механической модели взаимодействия источника и результата движения приводит к так называемому механическому детерминизму, наиболее всего связанному с именем французского ученого-астронома Лапласа. Рациональным зерном даже этой, несовершенной формы детерминизма является само признание закономерной причинной обусловленности явлений (в противовес различным формам индетерминизма или же субъективистской трактовке категории причины). Но односторонность механического детерминизма заключается в том, что он не способен объяснить причинно-следственной взаимосвязи в сложных, развитых системах. Он может лишь в какой-то степени быть примененным к самым ранним стадиям возникновения вещи, когда внешняя причина, порождающая или уничтожающая вещь-зародыш, играет определенную роль в ее будущей судьбе.

Полной же формой реализации причинности, категорией, разрешающей противоречие между причиной и следствием, выступает {конец стр. 239} взаимодействие. Иными словами, причинность, понимаемая как «обусловливающая себя», это — взаимодействие. Так, например, спор метафизических материалистов и объективных идеалистов во многом обусловлен тем, что противоречивый цикл взаимодействия и взаимоперехода материального и идеального размыкается ими, а затем абсолютизируется одна из его сторон: либо «вещь — идея», либо «идея — вещь». Истина же здесь состоит именно во взаимодействии: понятие, выступая отражением вещи, явления, тут же становится и порождающей новую вещь формой, так как оно есть способ освоения мира. Любой общественно-полезный результат (следствие) трудовой деятельности необходимо выступает причиной дальнейшего развития трудового процесса.

Прямолинейное воздействие «причина — следствие» сменяется циклическим самопричинением, тем, что Спиноза в свое время назвал causa sui (причина самой себя), или субстанцией.

Субстанция есть «объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует; материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей»114.

«В широком философском смысле категория субстанции есть определение материи, если ее рассматривать не со стороны ее абсолютной, а со стороны относительной противоположности сознанию. Тем самым здесь фиксируется тот момент, что материя выступает не только как объект изучения, но и как его субъект, как мыслящая, познающая материя»115.

В широком понимании категории «субстанция» «…зафиксирован аспект единства мира — мира природы и мира познающего ее человека»116. В иной терминологии этот единый мир обозначается как Универсум.

Однако категория субстанции имеет и более узкое значение. Оно применяется для исследования каждой конкретной саморазвивающейся системы. Субстанция, в данном случае, понимается как внутреннее единство, реальная основа внутреннего взаимодействия элементов данной системы, как ее всеобщая сущность.

Эти два понимания категории субстанции не могут противопоставляться {конец стр. 240} друг другу. Напротив, — они тесно взаимосвязаны, поскольку универсальные законы развития материи-субстанции проявляются не где-то в абстрактном пространстве-времени, а в каждом конкретном проявлении процесса развития. Так, К. Маркс, доведя идею причинения до идеи имманентной причиненности, исследует труд как субстанцию стоимости.

«Благодаря противоречию, заложенному в нем самом, труд становится «производящей субстанцией», а противоречие в лоне субстанции — действительным источником развития»117. «…Маркс

установил, что двойственная природа товара проистекает из двойственного характера труда, производящего товар. Конкретный труд как полезная форма создает потребительную стоимость, абстрактный труд как затрата человеческой физической и умственной силы — стоимость товара. <...> Противоречие труда (субстанции) выявляет его как причину самого себя: чтобы стать меновой стоимостью, товар должен реализоваться как потребительная стоимость, а для этого он должен иметься в наличии как меновая стоимость. <...>

Благодаря противоречию субстанция становится действительной «порождающей» силой, внутри себя несущей источник своего движения»118.

Нахождение такой субстанции (это требование относится к любой отрасли теоретического знания) позволяет затем, путем последовательного прослеживания форм разрешений исходного противоречия, научно объяснить необходимость возникновения любых форм, производных от деятельности субстанции в развивающейся системе явлений.

Итак, завершая исследования различных граней, аспектов выявлений сущности, мы неизбежно приходим к понятию развивающейся целостности, а следовательно, — к необходимости рассмотрения комплекса категории соответствующей сферы бытия и познания. {конец стр. 241}

 

КАТЕГОРИИ СФЕРЫ ЦЕЛОСТНОСТИ

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!