Правило большинства и права меньшинств



Все демократии являются системами, в которых граждане свободно принимают политические решения в соответствии с правилом большинства голосов. Но никто, к примеру, не назовет честной или справедливой систему, при которой 51 проценту населения позволено угнетать остальные 49 именем большинства. В демократическом обществе правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые в свою очередь служат защите прав меньшинств - будь то этнические меньшинства, религиозные, политические или просто те, кто потерпел поражение в дебатах по спорному вопросу. Права меньшинств не зависят от доброй воли большинства и не могут быть отменены большинством голосов.

Диана Равич, ученый, литератор, помощник министра образования США, выступая на семинаре работников просвещения в Польше, сказала: "Когда представительная демократия действует в соответствии с конституцией, ограничивающей государственную власть и гарантирующей основные права всем гражданам, такая форма правления называется конституционной демократией. В таком обществе правило большинства и права меньшинств защищены законом и институтами, проводящими законы в жизнь".

Основные элементы конституционного правления - правило большинства в сочетании с правами личности и правами меньшинств - а также правовые нормы можно обнаружить в Канаде и Коста-Рике, во Франции и в Ботсване, в Японии и в Индии, несмотря на гигантские различия этих стран и обществ. Это фундаментальные слагаемые всех современных демократий независимо от исторических, экономических и культурных различий.

Демократическое общество

Демократия не ограничивается комплексом конституционных правил и процедур, определяющих, как должно функционировать правительство. Ибо правительство - это только один элемент, сосуществующий со многими и различными институтами, политическими партиями, организациями и ассоциациями. Это разнообразие называется плюрализмом и предполагает, что существование, законность и авторитет многих организованных групп и институтов в демократическом обществе не зависит от правительства.

Тысячи частных организаций как на местном, так и на национальном уровне функционируют в демократическом обществе. Многие из них играют роль посредников между частными лицами и сложными социальными и правительственными институтами.

Эти группы представляют интересы своих членов разнообразными способами: поддерживая кандидатов на правительственные посты, участвуя в обсуждении проблем, пытаясь влиять на политические решения. Будучи членами таких групп, отдельные граждане имеют возможность иметь весомое участие как в государственных делах, так и в делах своих собственных сообществ. Примеров много, и они разнообразны: благотворительные организации и церкви, группы, занимающиеся охраной окружающей среды и организованные по принципу соседства, деловые ассоциации и профессиональные союзы.

В авторитарном обществе практически все подобные организации контролируются правительством, находясь под его надзором и будучи ему подотчетными. В демократическом же обществе прерогативы правительства точно определены законом, и власть его резко ограничена. В результате частные и общественные объединения свободны от правительственного контроля. Многие из них, наоборот, имеют возможность воздействовать на правительство и требовать от него отчета. Общественные группы и организации, занимающиеся наукой, искусством, религией или объединенные иными интересами, часто предпочитают вообще не иметь никаких связей с правительством.

Влияние культуры на развитие науки, особенно естествознания.

Развитие естествознания как любой науки связано с ее историей и логикой. История любой науки характеризуется определенными заметными открытиями и достижениями, которые дотированы по времени в рамках исторических эпох. Это положение очевидно и не требует доказательств. Логика любой науки неявна. В этом заключаются определенные трудности. Как правило, логику связывают с установлением определенных основанных на фактическом материале тенденций, основополагающих идей и их взаимосвязи. Иначе логика развития науки предопределяет знание закономерностей причин и сил научного прогресса. Естествознание в своем развитии носит закономерный систематический характер. Систематическим называют такое развитие науки, которое является безостановочным, непрекращающимся и имеющим характер прогрессивно развивающейся системы. Ответ на вопрос, каким образом происходит развитие науки, необходим для сопоставления данного состояния науки с существующими и предыдущими. В последние годы под влиянием научно-технической революции и возникновения таких новых общенаучных методов исследования, как системный подход, концепции самоорганизации и эволюции, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своей науке не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных общенаучных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания.

 

Повышение общего кругозора, культуры мышления и формирования научного мировоззрения студента-гуманитария во многом определяется его знакомством и усвоением наиболее важных концепций, которые выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития. Поэтому мы предприняли попытку проанализировать именно эти концепции. Среди них наиболее фундаментальными нам представляются концепции системного подхода, самоорганизации и эволюции.

 

Системный подход, получивший широкое распространение в современном научном познании, ориентирует исследователя на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым предостерегает его от односторонности, неполноты и ограниченности результатов.

 

Эволюционный взгляд на явления, события и процессы помогает понять их роль в общем процессе развития, а самоорганизация раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.

 

Перечисленные основные концепции естествознания составляют по сути дела ядро современной научной картины мира. Опираясь на них, мы можем правильно понять и объяснить все остальные концепции естествознания, раскрывающие хотя и общие, но специфические стороны, связи и отношения процессов природы.

 

На этих соображениях и основана структура учебного пособия. В первых двух главах учебного пособия дается общая характеристика естественно-научной и гуманитарной культур и рассматривается вопрос о научной картине природы. В остальных главах освещаются наиболее важные концепции естествознания. На определенном историческом этапе определяющее значения для любой отрасли, мировоззрения имели место определенные идеи, которые доминировали некоторое время, они оказали влияние и на все остальные науки. Это значит, что при определенном состоянии доминанты происходило интенсивное развитие (прорыв) знаний. Мы можем назвать определенные исторические периоды прорывов в химии, физике. Знания логики развития позволяет обществу сориентировать общество в необходимости прорыва в той или иной области. Суть в прогнозе тенденций науки. В этой ситуации мы можем не только координировать развитие, но и стимулировать (финансово). От периода открытия до использования лежит продолжительный промежуток времени.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!