Человек, питающий собой природу



 

Пытаясь построить для себя идеальную диету, мы рано или поздно приходим к необходимости понимания того, как развиваются и функционируют сложные системы. Потому что мы сами являемся такими системами, и вопросы правильного питания и крепкого здоровья невозможно решить, не встав на системную точку зрения.

Мы состоим из многих триллионов живых клеток, бактерий и вирусов. Не забудем и о грибках. Как нам проникнуть в этот микромир, как увидеть скрытые пружины, управляющие его движением?

Почему некоторые наши клетки не хотят следовать единому плану нашего организма, пытаются выбиться из общей упряжки, нанося и себе, и нам существенный вред?

К счастью, что вверху, то и внизу. И поэтому вместо того чтобы искать мощный микроскоп и разглядывать свои микроскопические части, нам достаточно оглядеться вокруг. И обнаруженные нами в ближайшем социальном окружении законы и системные закономерности напрямую могут быть перенесены в микрокосмос человека.

Давайте попытаемся встать на место этих недовольных клеток или микроорганизмов, вызывающих болезни, и постараемся понять, что ими руководит, почему они чувствуют себя ущемленными. Ведь для того чтобы установилась гармония, необходимо взаимное движение навстречу. Может быть, наши организмы не обладают определенным и очень необходимым нам опытом? И где его в таком случае взять?

Вполне возможно, что мы сможем обрести этот опыт и соответствующие ему состояния бытия, гармонично встраиваясь в превосходящую нас целостность, для начала – социальную.

В этом Дополнении я попытаюсь очертить, как связаны между собой части – отдельные люди, и объемлющее их Целое – общество, природная среда, планета в целом.

Очень многие проблемы и неполадки в нашей современной жизни, в том числе и описанные в первой главе процессы физической дегенерации, проистекают из непонимания того, что в своем бытии мы достигли некоторой особой точки. Степень соединенности и взаимной зависимости людей превысила некоторый порог, за которым наша жизнь изменилась радикально. Но большинство людей этого еще не осознают.

Мы стали в гораздо большей степени Единым Целым, чем были ранее. Все человечество превратилось в единый живой организм.

Принадлежность к этому организму отличается от нашей встроенности, например, в какую-либо организацию. Действительно, мы можем войти в политическую партию, общественную организацию или бизнес-структуру или выйти из них. От этого мы можем иметь или некоторые приобретения, или понести потери.

Но если мы выходим из организма планетарной жизни, то мы теряем саму возможность нашей биологической жизни. Мы становимся подобными листу, который оторвался от ветки дерева – впереди его ждет лишь усыхание, и этого вовсе не скомпенсирует торжество обретенной «свободы».

 

*** Поток единой жизни

 

Есть лишь одна Жизнь, и она наполняет собой все миры и вселенные. Все, что мы наблюдаем вокруг – это ее части, системы и подсистемы. Каждый природный объект, каждое живое существо. Жизнь трудно определить, но очень легко распознать.

Да и зачем искать научных определений – ведь мы сами являемся жизнью и знаем ее как самих себя. Вопрос не в том, чтобы ее как-то изучать или определять. Наше назначение – включить эту жизнь в действие в своем собственном существе, подчинив ей свой рассудок, свои чувства и направив на преображение окружающей среды, неся ей благо и радость.

Единственное препятствие на этом пути – это упрямое невежество, для которого конвульсия животной страсти важнее, чем радостный свет творчества. Средство преодоления этого препятствия известно и широко применяется Природой: это болезни и связанные с ними страдания. Увы, человечество до сих пор активно отторгало добрые советы. Но, быть может, сейчас ситуация изменится к лучшему?

 

*** Человек и общество

 

Итак, давайте оглядимся вокруг и внимательно рассмотрим, частью каких природных коллективов являемся мы сами.

Человек познает Единую Жизнь и служит ей через принадлежащие ей структуры: сначала через семью, затем путем участия в социальных организациях, потом – через государство и общество. Встав же на путь духовности, человек включается в прямое служение всей целостности Вселенной. С этого момента его принадлежность к той или иной социальной группе условна, и он может захотеть в какой-то момент выйти из нее. И никто не вправе ему помешать.

Общество и государство не должно дискриминировать таких людей и объединять их в своих представлениях и в своем отношении с бомжами и неудачниками. Наоборот, социум очень выигрывает, когда находит возможность получать советы и помощь от таких людей, предоставляя им взамен некоторые особые условия существования – внутри общества, но как бы вне его.

 

*** Новое дворянство: сообщество экспертов

 

Я надеюсь, читатели еще не устали от потока моих утопий. Я сейчас, как минимум, рассчитываю вас развлечь. А может быть, и увлечь!

Потому что речь пойдет о создании нового общественного слоя или даже класса – класса экспертов, роль которого в современном обществе будет не меньше, чем роль дворянства в феодальной России.

С течением времени даже самым закоренелым оптимистам стало ясно, что одни только совершенные социальные институты и идеальное законодательство не гарантируют социального прогресса. Потому что есть еще другие чрезвычайно важные факторы: уровень психического, культурного, профессионального и духовного развития людей. Если человека примитивного и жадного сделать чиновником, то он неизбежно станет взяточником. И даже честный и вполне положительный человек, не имеющий способности к социальным коммуникациям, оказавшись в парламенте, будет лишь орудием в закулисной борьбе каких-нибудь темных сил.

Извечный вопрос о том, кто же будет контролировать контролеров, на самом деле решается просто. Контролировать, осуществлять мониторинг, создавать идеи для нового законодательства, проверять эффективность разнообразных общественных мер будут люди, принадлежащие к слою общественных экспертов, не имеющих личного интереса внутри социума. И войти в него должны будут только те, кто внутренне для этого созрел – а это созревание подразумевает полное растворение личного интереса в интересах Жизни как таковой.

Не спешите мне возразить, что в состав подобных экспертов немедленно устремятся все виды мафии или ее представители. Сейчас я сформулирую условия вступления в этот слой, и все станет ясно.

Общественным экспертом может стать только тот, кто ярко проявил себя на определенном поприще – совершил героический или высокоморальный поступок. Или заслужил общественное признание своим талантом. Например, вручая кому-либо государственную награду, высокопоставленный чиновник тем самым уже делает предложение, открывает потенциальному кандидату двери новых возможностей.

Но… далеко не каждый, как мне кажется, захочет принять подобное предложение! Потому что стать общественным экспертом будет означать: полный отказ от своих личных материальных интересов – финансовых и профессиональных. Отказ от любой крупной собствен-

ности, включая все виды недвижимости. В некотором смысле это будет принятием обета социального монашества.

Об обычном монахе заботится Господь Бог. А о социальном монахе проявляет заботу само государство. Эксперт получает своего рода пенсию, содержание. Ему оплачиваются все необходимые перемещения – но лишь в эконом-классе, и расходы – по списку разрешенного. Он получает бесплатное жилье – в нижнем ценовом секторе, но не в собственность, а в пользование. И никакого наследования! Эксперту запрещается действовать в пользу своих родственников или получать от них какие-либо средства или подарки. Не говоря уж о других лицах. Все пожертвования на поддержку его деятельности должны совершаться открыто, направляться адресно на специальный счет. С указанием, на что они должны быть потрачены, и не сопровождаться никакими иными условиями.

Предполагается, что эксперт будет активно заниматься теми или иными социальными проектами. Степень его активности определяет он сам. Ведь экспертами будут становиться люди с высочайшим само-осознанием, и никто другой не сможет так или иначе их направлять.

Много ли найдется таких людей в нашей стране? Наберется ли хотя бы несколько тысяч? Я надеюсь, что да. И это будет реальная, великая сила социального прогресса. В ней соединятся компетентность, неподкупность и духовная высота – эти три качества одно без другого не могут существовать. Это будет сила, замыкающая собой обратные связи системы управления, настраивающая нервную систему общества.

И породить такую систему управления сможет только такой общественный лидер, который сам дошел до полного отречения от личных интересов.

В применении к нашим организмам это означает: мы сами должны так переформатировать свою личность, чтобы встроиться в вышестоящие структуры жизни. Тогда наши собственные клетки и микроорганизмы-сопрофиты потянутся за ними и будут с охотой участвовать в нашем физиологическом симбиозе.

 

*** Два потока развития и Россия

 

Когда одного духовного учителя Востока спросили, как он видит будущую эволюцию человечества, он ответил: «Единство, чистота, божественность». Этот необычный ответ заставляет нас усомниться в возможности успешного развития поодиночке. Хотя многие поколения духовных подвижников уединялись, совершая аскетические подвиги, и нам всегда казалось, что это – единственно возможный путь духовного совершенствования, доступный, увы, лишь немногим.

Оказывается, желание добиваться чистоты и совершенства в одиночестве может быть очень опасным: усиливается и крепнет монстр эгоизма, любующийся своими достижениями и презирающий остальное павшее человечество. Недаром Серафим Саровский говорил, что в монастыре бесы как мухи, а в пУстыни – как тигры и львы.

Индивидуальный прогресс опасен, если он происходит в отрыве от социального окружения. Если же подобный отрыв от окружения происходит на государственном уровне, то он ведет к национальному самолюбованию и, в конечном счете, к фашизму.

Открывая же себя всем остальным людям, мы избавляемся от демона эго в самом начале своего пути. Мы учимся смотреть на мир глазами единого человеческого организма и даже всей живой природы.

Я хотел бы подчеркнуть эту мысль: любые личные усилия не могут быть полностью свободны от эгоизма, и лишь растворение в коллективном осознавании автоматически делает нас чистыми и открывает дальнейшую дорогу роста. Это – главное условие, на котором Жизнь открывает нам свои двери, делая нас сильными и непобедимыми, совершенными и счастливыми.

Надеюсь, что никто не заподозрит меня в пропаганде коммунистических идей. Реальный коммунизм прошлого – это объединение низшего против высшего, это бунт, нарушающий равновесие в природе. Это попытка насильно привить другим свое собственное узкое и ограниченное понимание счастья путем подавления и жестокости. Подытоживая опыт тысячелетий прошлого, мы можем обнаружить, что есть два главных потока развития человечества. Один из них, который мы условно назовем греко-римским, преувеличивает роль героев, выдающихся личностей. Важен только победитель – его имя закрепится в веках, а все остальные превратятся в пыль, и поэтому неважны – ими можно пренебречь, их можно раздавить, поработить. Это путь так называемого технического прогресса, и это же есть путь разъединения и разобщения. Человеческие силы вкладываются во внешние достижения, происходит как бы переплавка (и поэтому омертвление) высших человеческих творческих состояний в форму предметов материальной культуры. Сам же человек регрессирует, слабеет, попадает во власть пороков и болезней. Цивилизация самобетонируется – и точно так же микроорганизмы окружают себя кальциевой оболочкой.

Второй поток развития признает абсолютную самоценность каждой малой жизни. Даже слабый и лишенный видимых достоинств человек выполняет в этом мире свою уникальную роль, которую неспособны исполнить другие, даже более сильные. В этом потоке нет быстрого внешнего прогресса, но зато присутствуют сострадание, безусловная любовь и единение. Поэтому в нем происходит ускоренная эволюция человека как биологического существа, в нем накапливаются огромные природные силы, которые затем создают совершенство человеческой структуры.

Точно так же среди живущих в наших телах микроорганизмов в обычных условиях нет принципиальных патогенов – даже стафилококки играют свою незаменимую роль. И только если «сверху» совершаются ошибки, эти бактерии могут взбунтоваться. Но стоит нам исправить ошибку – все сразу же становится на место.

Кажущийся быстрым прогресс современного общества происходит лишь благодаря постоянному вовлечению в индустриальный процесс наций, обладающих древней национальной культурой. Это, прежде всего, этносы юго-восточной Азии. Относящиеся к ним люди внимательны, дружелюбны, спокойны и открыты. Уровень осознанности этих людей чрезвычайно высок. Поэтому они очень легко адаптируются даже, казалось бы, к весьма сложным современным производствам. Работая за очень малую с точки зрения жителей «цивилизованного» мира зарплату, они обеспечивают нам товарное (а часто и интеллектуальное) изобилие, по ошибке часто ассоциируемое с прогрессом.

Люди Востока не так часто выделяются какими-то особыми личными достижениями. И не потому, что не талантливы – просто их культура не позволяет им «высовываться» и навязывать себя. Зато никакие сообщества «гениальных» индивидуальностей Запада не сравнятся со слаженным коллективом людей Востока. Восточные люди умеют становиться единым организмом, превращаясь в колоссальную социальную силу.

Общепризнано, что Россия – это мост между Западом и Востоком. Мы, с одной стороны, не чужды идеи личных достижений, а с другой – мы умеем (к сожалению, в основном лишь во времена суровых испытаний) становиться и единым организмом, перед которым пасует отлаженная организационная машина Запада.

Каков же наш уникальный путь? Какова парадигма нашего социального развития? В чем состоит главная русская идея?

Я рискну предположить, что такой идеей как раз и является творческий синтез личной свободы и коллективного бытия, соборности. Но чтобы это предположение обросло конкретными идеями и практическими рекомендациями, я предлагаю еще раз внимательно рассмотреть идею единства и осознать, как она реализуется в живой природе.

 

*** Единство в мире природы

 

Собственно говоря, каждый живой организм уже является конкретной манифестацией идеи единства. Огромное количество живых клеток растения или животного удерживаются в гармоничном взаимодействии лишь благодаря множеству обратных связей, поддерживаемых потоками управляющей информации. Этим способом целостный организм внедряет в составляющие его части и подсистемы идею единого бытия. Если клетки принимают эту идею, организм живет и развивается. Если нет – происходит распад.

Если в живой природе вдруг отменить исполнение идеи единства, все организмы немедленно распадутся на одноклеточные составные части. Да и эти клетки долго не продержатся. Потому что если бы та же самая идея не пробивала себе дорогу в мире «неживой» природы, то вместо атомов и молекул пространство заполняли бы лишь элементарные частицы и поля. Хотя, как нам говорят современные физики, «элементарных», бесструктурных частиц не бывает. Каждая частица является своего рода окном, через которое можно увидеть отражение взаимодействия сотен других частиц.

Так называемые коллективные насекомые живут большими семьями – в десятки и сотни тысяч особей, в которых все нити управления стягиваются к матке – главному живому организму семьи, который вбирает в себя силы других организмов и благодаря этому становится способным вырабатывать необходимые управляющие сигналы. Эти сигналы обычно передаются на гормональном уровне.

Известно, что в случае гибели пчеломатки рой пчел сразу же становится беспомощным. Пчелы бестолково летают и даже не смеют ужалить агрессора. Иное дело, когда матка в полном здравии – пчелы тогда демонстрируют удивительную слаженность и взаимодействие.

Так что коллективный центр управления имеется не только у группы войск, но даже и у насекомых!

Интересно, что пчелы или муравьи не могут долго жить вне улья. Им жизненно необходимы гормоны, вырабатываемые маткой. Стоит пчеле или муравью отбиться от своего дома, они вскоре погибают от истощения – несмотря на то, что еды вокруг может быть предостаточно. Заблудившийся муравей умирает, не получив вовремя живительного гормонального мазка, которым в муравейнике награждают всех успешно работающих особей. Вырабатывать этот жизненный гормон самостоятельно рабочий муравей не в состоянии – его тело слишком неразвито для этого.

Едиными организмами живут, например, крысиные семьи. В них более сильные особи помогают более слабым, кормят их и даже уступают своих брачных партнеров! Что не мешает им, однако, поедать детенышей из соседних родов.

В волчьей стае, несмотря на частое выяснение отношений, волки никогда не наносят друг другу увечий – все сводится к демонстрации угрозы сильного слабому. Сильный никогда не тронет сдавшегося – подставившего шейную артерию. Это, между прочим, предполагает способность слабого оценить свои шансы и суметь вовремя сдаться – качество, которое человечеством в значительной степени утрачено.

Сдаваясь, более слабый как бы жертвует свою личность в пользу более сильного, а далее по индукции – единому бытию стаи. От этого выигрывают и сильные, и слабые. Биологический потенциал стаи не расходуется зря и применяется по назначению.

У птиц система сдачи на волю сильного отсутствует. Например, голуби, традиционно символизирующие мир и сотрудничество, могут методично заклевать до смерти побежденного соперника. Однако и у птиц можно наблюдать выраженное сотрудничество и взаимодействие во время сезонных перелетов, то есть в ситуациях, когда должны быть использованы все резервы, иначе неминуема гибель. Птицы очень организованно сменяют друг друга в перелетном косяке и подчиняются воле вожака.

Таких примеров в биологии имеется великое множество. Грибы сотрудничают с водорослями, птицы чистят зубы крокодилам. Эти факты только на первый взгляд кажутся курьезными и разрозненными. На самом деле они являются проявлением важного закона природы, в результате действия которого формируется и развивается природная среда – всеединство жизни, питающее и поддерживающее каждый живой организм.

Этот закон природы можно было бы попытаться сформулировать так.

 

Единство живой природы строится путем подчинения (жертвы) своего интереса как индивидуального существа в пользу своего же интереса как общественного (объединенного) существа.

 

Обратите внимание на разницу между этим законом и вульгаризированным представлением о принесении себя в жертву! В природе жертва себя не означает самоубийства. Она означает переориентацию усилий. Такая жертва становится естественной и оправданной, если посмотреть вокруг и на себя самого глазами единого организма Жизни. От такого переключения восприятия, гештальта, выигрывают и индивидуальный организм, и природная среда в целом.

Попытка сохранения индивидуальности любой ценой приводит к утрате взаимосвязей с природным целым – энергетических и информационных, остановке развития и физической гибели существа.

Если же вы смотрите на себя самого как на часть Природы, имеющую свои собственные права, то не станете причинять вреда ни себе, ни другим. Вы будете стараться оптимизировать ситуацию, минимизируя зло в масштабах всей Природы.

Однако для того, чтобы удерживать в себе этот достаточно «тяжелый» взгляд всей единой Природы, живое существо должно затрачивать значительное количество своего информационного ресурса. Постоянное созерцание целого – довольно трудоемкая задача, требующая освоения высоко абстрактных поведенческих функций и развитого мышления. Поэтому чем примитивнее организм, тем меньшее количество времени он способен проводить в объединенном состоянии. И поэтому жизнь идет путем циклического объединения-разъединения, частота которого нарастает в процессе эволюции.

 

*** Демократия и невежество

 

Высокоразвитые природные организмы состоят из дифференцированных, специализированных клеток, каждая из которых выполняет свою уникальную функцию. Даже без какой-либо одной из этих функций макро-организм заметно теряет в жизненности. Так что все клетки организма, как бы они ни различались, важны для Целого. И у них есть равные права на питание, дыхание и очищение. Они принимают от нервной системы управляющие сигналы и через нее же сигнализируют о своих нуждах.

На этом равенство заканчивается! Относительное влияние клеток или органов пропорционально важности тех жизненных функций, которые они выполняют. Но от этого различия никто не страдает – наоборот, весь организм выигрывает.

Клетки печени или желудка не пытаются указывать мозгу, что ему делать. Их функция – переваривать пищу, посылать информацию мозгу и подчиняться его сигналам. А уж на основании этой информации мозг принимает решения. Например, чем заняться всему организму: прилечь отдохнуть или отправиться на поиски пищи.

А вот сообщества патогенных бактерий и близкие к ним по духу раковые опухоли вполне «демократичны». В них все члены более-менее одинаковы и заняты только одним: ухватить для себя как можно больше, не заботясь ни о чем другом. Они ничему не подчиняются и уважают только силу. Именно для обуздания таких клеток организм должен создавать и держать наготове иммунную систему. Патогенные бактерии и раковые клетки не признают существование Целого и своим поведением всячески стараются разрушить любое проявление организованности и конструктивного взаимодействия.

Демократия часто превращается во власть безликой толпы, за которой стоит некто, умело дергающий за ниточки в своих личных интересах. Многочисленные протестные движения современного общества стартуют в социальных низах и приводятся в движение низшими инстинктами, но направляются ловкими манипуляторами. К таким протестующим позднее притягиваются уже люди с самым различным уровнем благосостояния или образования, объединяемые именно отрицанием организующей роли Целого. И тогда на сцену выходят злые гении. Такая «демократия» – это всегда апофеоз индивидуализма и эгоизма, конец развития и начало деградации.

Пытаться внедрить демократию в среду неразвитых существ – это преступная ошибка, за которой всегда прячется корыстный интерес.

 

*** Чингисхан, Римская Империя и древние славяне

 

И на уровне живых клеток, и на более высоких этажах жизни действуют одни и те же закономерности, одни и те же способы организации. Человек, в свою очередь, сам является всего лишь клеткой социального организма, если смотреть на него с высоты общества в целом. Можно выделить три способа взаимной координации и управления, которые присутствуют в любом живом организме. В костно-мышечной системе всегда присутствует «палочная» дисциплина. Мы не позволяем своим ногам идти туда, куда они захотят – мы сами принимаем решение об этом. Это – аналог восточной деспотии, которая устанавливается, когда основная масса населения неразвита, а коммуникации практически отсутствуют.

Своим внутренним органам мы уже позволяем изрядную долю самостоятельности: они способны работать автономно. Мы решаем, что съесть на обед, а переваривание пищи – это уже зона ответственности желудка и печени, область их суверенитета. Это – аналог демократии по римскому и американскому сценарию. Народ обязан подчиняться закону, но цезарь и сенат стоят выше любых законов.

Наконец, среди нейронов головного мозга имеет место полная демократия по западно-европейскому типу: все нейроны примерно равноправны и эквивалентны. Чтобы в социуме надежно установился такой тип управления, надо, чтобы население было поголовно приобщено к цивилизации и высотам культуры, было способным устанавливать многочисленные связи с себе подобными.

К какому уровню организации принадлежит живая клетка, зависит от степени ее дифференциации, развития. Если она способна перерабатывать большое количество информации, участвовать во множестве коммуникационных процессов, то ее место – в голове. А если она тяготеет к выполнению какой-то одной-единственной функции, то ей лучше всего пребывать где-нибудь в костях. В любом случае принадлежность к какой-то системе организации есть благо. А вот когда клетка отрицает организацию как таковую, то это уже онкологический случай. К этому варианту относятся все виды социального анархизма.

А теперь давайте посмотрим с точки зрения развитых выше представлений на социальное устройство современного мира.

Внимательно приглядевшись, мы вдруг с удивлением обнаруживаем, что многие сильные государственные идеи, которые, казалось бы, давно умерли вместе с породившими их государствами, через столетия или даже тысячелетия вдруг всплывают в других социумах, охватывая собой огромные территории и людские массы.

Одной из таких идей является римская государственность. Многие ли в настоящее время понимают, что США и Великобритания являются прямыми наследниками Рима? Даже неискушенному наблюдателю становится очевидным, что, например, география самых активных европейских участников северно-атлантического союза (НАТО) с высокой точностью совпадает с территорией Римской империи в период ее расцвета. Ведь римские легионеры в свое время добрались до северной Европы, до Балтийского моря! Хотя европейские сторонники свободы и независимости еще тогда отчаянно боролись с Римом (например, галлы), но делали это далеко не всегда успешно.

США, конечно же, в идейном смысле есть порождение Великобритании. И с точки зрения идеологии государственного устройства и управления эти страны должны рассматриваться если не как одно целое, то как естественные союзники. А ведь Лондон, как мы знаем, был основан римлянами и являлся колонией Рима. И поэтому, кстати говоря, Англия до сих пор не может решить своих проблем с Ирландией и Шотландией, населенных потомками коренных жителей этих мест. Ведь речь идет о конфликте цивилизаций, культур, мироощущений. И поскольку в основе разделения лежит насилие, осуществленное в прошлом, кровоточащие раны срастаются очень медленно – такие проблемы решаются тысячелетиями.

Римская идея, которая настолько пропитала жизнь современного западного общества, что стала уже как бы незаметной, состоит в том, что все стороны жизни общества вроде бы регулируются правом, законом. Однако для сильных мира сего этот закон трактуется одним образом, а для слабых – другим (это также часть древнеримской идеи). Так что двойные стандарты возникли не сегодня и даже не вчера.

А что у нас есть кроме римской идеи? Многим может показаться некорректной или даже кощунственной мысль о том, что Российское государство в течение последних трехсот лет является практически воплощенной мечтой Чингисхана! В начале второго тысячелетия Чингисхан, не знавший ни одного военного поражения, создал великое государство, которое простиралось от Тихого океана до западной Европы. В него, правда, не вошли территории русского севера и Белоруссии. На таком фоне даже победы Александра Македонского кажутся мелкими и незначительными. Однако наследники Чингисхана не удержали такой ноши, и огромная империя вскоре рассыпалась.

Это государство также жило по законам – установленным самим Чингисханом. Практически за все прегрешения назначалась смертная казнь. И пока этот закон не знал исключений даже для высших вельмож, империя росла и побеждала. Она, фактически, была основана на личной харизме Чингисхана, которую, как говорили, он получил от самого Хана Тенгри – Властителя Неба.

Мы не должны осуждать жестокость этих законов – ведь они были установлены на фоне чудовищной первобытной жестокости, процветавшей в то время на территории монгольских степей. Потенциальная жестокость законов Чингисхана останавливала и прекращала реальную жестокость жизни того времени, когда грабежи и насилия приобрели невиданный размах. Один из его законов гласит, что смерть назначается тому, кто поднял руку на женщину с ребенком. А другой требовал смерти тому, кто не дал приюта страннику. И ведь не назовешь эти законы плохими?

Надо сказать, что Чингисхан осуществлял направленный подбор людей, которые были способны пренебречь личными интересами во имя своего долга перед империей, за которой стояла воля самого Властителя Неба. Из таких людей он и строил свою администрацию. Чингисхан не любил города и разрушал их, потому что видел, как собственность сковывает человеческую свободу и делает людей рабами. Так что те, кто мог перешагнуть через ограничения своей личности и умел целиком слить себя с интересами великой империи, чувствовали себя в системе Чингисхана вполне комфортно и безопасно. Более того, они приобретали в свое распоряжение огромные силы, которые могли использовать разумно и творчески.

Что же принесло славянам татаро-монгольское нашествие? С точки зрения человеческой – огромное горе и лишения. С точки зрения государственной – традиционная славянская раздробленность и свободолюбие были побеждены и вытеснены ханской властью. Так был дан импульс возникновению российского самодержавия. Татаро-монголы принесли с собой и укоренили в России идею сильной, неограниченной центральной власти. Можно сказать, что при Иване Грозном ханская ставка переехала в Москву и закрепилась здесь до настоящего времени. Эту государственную идею в меру своих сил последовательно развивали русские цари, но свою кульминацию она получила при Сталине. При нем Организация Варшавского договора продвинулась на Запад даже дальше, чем прошли войска Чингисхана.

Известно, что в древности славяне всегда были очень свободолюбивы и не допускали у себя рабства. Князья не принимали над собой чьей-либо власти, да и по отношению к своему народу они были равными среди равных. Отсюда, из этой традиции вышли и свободные города средневековой Европы. Вас не удивляет странное совпадение названий государственных образований: Пруссия, Боруссия, Белоруссия? На севере Германии, к разочарованию многих местных археологов, все раскопки раз от разу вскрывают славянские корни этих мест. Так что славянское свободолюбие постепенно мигрировало на запад, и там закрепилось.

Но это свободолюбие не могло противостоять деспотизму в прямом столкновении и всегда проигрывало, когда начиналась война. В конце концов, свободные города Европы канули в лету, и везде утвердились вполне деспотические монархии. А ранее та же судьба настигла и вольные независимые города этрусков и пелласгов.

Итак, на территории современного мира мы видим взаимодействие и столкновение трех государственных идей: изначального восточного деспотизма, деспотизма, замаскированного и спрятанного за покровами «демократии» (римская идея), и собственно демократии, продолжения древнеславянского духа (увы, давно утраченного и позабытого нами). Эти силы соответственно представлены (но не ограничены) Россией и Китаем, США и Англией, Западной Европой. Поэтому те, кто надеется с помощью тех или иных интриг или ухищрений сначала приструнить, а потом завоевать, например, Россию, делают большую ошибку, не замечая метаисторических титанов, стоящих за конкретными государствами. Метаисторический взгляд на мировое устройство был в свое время развит Даниилом Андреевым. Можно также вспомнить Оруэлла и его знаменитый роман, в котором территория мира была поделена между тремя сверх-государствами.

И если для западного европейца естественно самоопределяться и соответственно голосовать, то для многих азиатских народов естественно поступать так, как им скажет старший в роду. Даже если дать им возможность полного свободного волеизъявления, результаты голосования все равно будут практически единогласными. Это вовсе не свидетельствует о подтасовке – просто там действует иной социальный механизм.

Точно так же в человеческом организме все три системы организации, три «моды» организованного существования представлены одновременно. Среди нейронов головного мозга царит демократия, органы и системы связаны иерархическим соподчинением при наличии автономности, а мышцы и кости находятся под деспотическим влиянием нервной системы.

 

И нельзя сказать, которая из этих систем лучше или хуже! Все они нужны для того, чтобы тело человека было наполнено жизнью. Так манифестирует себя Живоначальная Троица в своих проявлениях: Сознание, Структура, Энергия.

 

 

*** Нация как ветвь древа жизни

 

Есть универсальный, архетипический образ жизни и развития: Древо Жизни. Многочисленные корни собирают энергию с огромного пространства и канализируют ее сначала в немногочисленных толстых корнях, а затем эта энергия объединяется в стволе дерева. Ствол – это единая физическая основа, тело живого существа. Получив в свое распоряжение природную силу, это существо распределяет ее по многочисленным ветвям – направлениям своей жизненной активности. И уже они приносят плоды – листья, цветы и семена.

Человек также является Древом Жизни. Нервная система человека является корнями, которые прорастают в почве его тела, которая неотделима от питательной среды окружения. Личность является стволом, из которого вырастают ветви чувств и умственных устремлений. А цветками являются высшие состояния человеческой души: мир, покой, радостность, равная любовь ко всему живому, творчество и созидательность, переживание Единства Бытия.

Говоря о развитии государства, мы обнаруживаем, что в этом случае корнями являются многочисленные этносы, малые народы, которые питают собой кажущееся (при взгляде издали) полностью однородным объемлющее государство. Это единое государство в нашей картине является стволом. Ветви – это направления социальной и хозяйственной деятельности, листья – это достижения культуры.

Не каждое дерево способно расцвести. И Древо Нации совершает свои попытки, хотя и без гарантии на успех. Но если ему это удается, то его цветы – это проявления высочайшей духовности, которые устанавливают связь со всем пространством Жизни, благоухая прекрасными ароматами и притягивая к себе своей красотой. Тогда откуда-то появляются пчелы, которые опыляют эти цветы и позволяют дереву размножить себя, утвердить в Вечности с помощью многочисленных семян, которые рассыпаются вокруг.

Чем больше этносов вобрало в себя государство, тем оно сильнее. Каждая малая национальная культура – это вытекающий из недр Природы источник силы общества. Стоит внимательно приглядеться к золотым медалистам олимпиад, чтобы убедиться: самые физически сильные люди приходят в столицу с дальних окраин – потому что там люди в гораздо большей степени связаны с Природой и поэтому они сильнее. А их национальная культура – это способ, механизм осуществления этой связи. Москвичи в значительной степени утратили навыки общения с живой природой. Выезды на берег реки с шашлыком, водкой и музыкой в стиле рэп только оскорбляют Природу и еще более отдаляют ее от нас.

Чем больше разнообразных, кажущихся противоречивыми факторов мы сможем объединить в своем сообществе – тем выше наша заслуга перед Жизнью, и соответственно мощнее обретаемая в результате этого сила. Способность объединять в себе все разнородное и конфликтное требует огромной воли, выдержки и таланта. Одной силой и подавлением тут не обойдешься. Надо уметь слышать и соединять интересы.

Те нации, которые подавляют входящие в себя малые народы, совершают преступление перед Жизнью и поэтому сами обречены. Можно расширить свою территорию, изгнав с нее исконных обитателей, но тем самым будет подорвана собственная жизнеспособность, потому что однажды проявленное насилие никуда не уйдет из общества. Оно останется в виде определенных негативных установок, агрессивных бытовых привычек и разрушит «победителя» изнутри.

Славны и велики нации, которые способны собирать вокруг себя другие народы! Привлекая их своей культурой, способностью решения насущных проблем, высотой характера и радостью повседневной жизни.

Способна ли на это Россия сейчас? Только время ответит на этот вопрос. У нашей страны есть хорошие шансы, потому что еще не утрачен российский характер. Пока он жив, жива и великая страна.

Каковы же черты настоящего российского характера? Это открытая честность и искренность. Это способность сказать правду, не скрывая ее за мнимой «политкорректностью». Настоящий россиянин не лжет – ни себе, ни другим. Глаза, которые не умеют врать, смотрят прямо и ясно, в них видны глубина и покой. Они не бегают и не уклоняются от встречного взора. Настоящий россиянин сострадателен и сердечен. Он всегда готов помочь – кто бы ни встретился на его пути. Он по-настоящему талантлив и поэтому решает проблемы не путем перенапряжения и сверхурочного труда, но легко и радостно, «на лету». Он не испытывает зависти к тем, кто стоит выше и пренебрежения к тем, кто находится социально ниже. Он любит и тех и других – и поэтому в обществе, которое он старается построить, охрана порядка – простое дело.

Эти черты российского духа – не проявление наивности или склонности к фантазиям. Это манифестация Высочайшего из Высочайшего – Самого Вселенского Сознания. Наша сила – в соединении с Наивысшим Единством, хотя мы не клянемся в этом публично и не пишем об этом на денежных купюрах.

А каковы признаки эрозии современной России? У нас стало слишком много людей, для которых самое главное – бытовое благополучие. Свое собственное и своей семьи. Это выключенность из всего того, что не ведет к материальным приобретениям. Это готовность сделать все, что прикажут – ближайшее начальство или тот, кто посулит деньги. Все это – признаки быдла, низшей касты, рабов. И таких людей можно все чаще встретить на всех ступенях нашего общества.

Что еще хуже, у многих российских людей нарушена психика. Мы стали раздражительными и нас очень легко «завести». Тогда мы срываемся в совершенно демоническую ярость, во время которой способны совершать ужасные вещи. Я надеюсь, что политики поймут роль правильного питания в оздоровлении национальной психики. Даже обыкновенный желудевый кофе удивительно умиротворяет, приводит к спокойствию и благости. А тот кофе, который находится на полках всех продуктовых магазинов, наоборот, взвинчивает и дестабилизирует.

До сих пор Россия постепенно утрачивала пассионарность, способность к массовому творческому импульсу. Но еще не все потеряно. Прошлого не вернуть, но будущее зависит от нас. И любые испытания только пробуждают наши творческие способности.

А относительно короткая продолжительность жизни в нашей стране лишь отражает тот социальный упадок, через который мы разрешили себе пройти за последние сто лет.

 

*** Не существует бесполезных живых существ

 

Многие беды происходят из непонимания этого простого факта: все, что есть в природе, является манифестацией природной полноты. И каждое живое существо находится на своем месте, выполняет свою уникальную роль.

Любое разделение человеческого сообщества на «белую кость» и «недочеловеков» ведет к свертыванию природной эволюции. И первыми падут именно те общественные системы, которые такое разделение культивируют.

До сих пор большинство представителей «золотого миллиарда» не осознает, что их успех держится на постоянном притоке свежих сил из стран третьего мира и захватывании и уничтожении все новых природных заповедников. Этот процесс скоро достигнет своего насыщения, и наступит расплата. Потому что современное западное общество производит в качестве своего основного продукта смрад и зловоние страстей, страх и безумную спешку. И все эти психические нечистоты нужно постоянно на кого-то сбрасывать. И если Запад изолировать, он задохнется от своих собственных выделений очень быстро.

Практическое доказательство недееспособности взятой в отдельности римской схемы развития, предполагающей разделение общества на рабов и свободных граждан, осуществляется не в сфере экономики, но в сфере медицины и психики. «Избранные», «сверхчеловеки» вымрут от рака, вызванного отрывом от Природы, стресса и ГМО-продуктов питания. Останутся лишь те, кто существует для Жизни, а не для денег. И таких людей в мире немало. Например, в США, по некоторым оценкам, их не менее 10 % населения.

Почему же так важен каждый конкретный человек? Потому что человечество на самом деле есть единый организм, и каждый его член выполняет свою уникальную функцию. Кто-то занят творчеством или умственной деятельностью. Кто-то бизнесом. А кто-то просто живет неторопливо, радостно, хотя и бедно, аккумулируя природную жизненность. Общение с такими «простыми» людьми освежает, заряжает и вдохновляет. Пытаться и их запрячь в безудержную гонку за долларом сделает все общество недееспособным. А эти прекрасные, чистые люди быстро уйдут из жизни – они не приспособлены к суете коммерческой жизни. И потому что у них, как правило, не слишком крепкое здоровье. Об этом уже говорилось при обсуждении метаболических типов по Келли.

Я однажды видел, как огромный, раскормленный и, судя по костюму, преуспевающий американец, стоял в одном из кремлевских соборов и рыдал, прислонившись к колонне. Он, наверное, впервые в жизни услышал, что такое пение из глубины сердца – несколько монахов негромко пели рядом, насыщая пространство медом радости и любви. Вот она, главная пища человека! Вот самый перспективный экспортный товар нашей страны.

Есть люди, которые постоянно живут в полной осознанности. Это их главная жизненная задача. Все остальное, что бы они ни делали, не важно, и не по их внешней деятельности их следует оценивать. Находятся ли они в пещерах или в гуще современного города – они есть основа человечества. Эти люди являются проводниками Самой Жизни – они пробуждают других, наполняют светом, радостью. Им практически не нужна пища – они питаются силами Единства. Они ничего не берут от общества – только дают.

Есть люди, производящие нервную энергию. Это певцы, художники, артисты и актеры, а также монахи-молитвенники. Профессиональные или любители – не имеет значения. Собираемая ими из тайников природы энергия не задерживается на них и быстро разлетается по всему окружению – очищая, восстанавливая, разрушая зло и преобразуя невежество. Без этих людей общество начинает задыхаться и болеть. И эти люди также выключены из бизнес-гонки – потому что никакими деньгами не оценить их вклад. И хотя средства им все же нужны, они не назначают прейскурантов и не выписывают счетов. Единственный способ отплатить им за их добро – это предложить пожертвование.

Те, кого на Западе принято считать основой общества – бизнесмены, находятся на самом деле на третьем сверху уровне. Они занимаются конкретной деятельностью, логически-моторной, минимально осененной творчеством. Вот это и есть царство денег. Денежный критерий хорош для развертывания и налаживания деятельности, но он совершенно не подходит для генерации новых идей и планирования инвестиций. Потому что инвестиции, как процессы создания новых структур, принадлежат плану творчества, а не предметной деятельности. И когда общество использует финансовые критерии для определения направлений вложения денег, неизбежно приходят кризисы – как расплата за невежество.

К бизнесменам примыкают и наемные работники – «синие воротнички».

В каждом преуспевающем западном государстве имеется изрядное количество «лузеров» – неудачников. Это безработные, бомжи, жители трущоб. Часто эти люди страдают за то, что не способны жить в атмосфере лжи и лицемерия, характерной для бизнес-сообщества. И эти люди – также ценный общественный капитал! Они собирают на себя из общества болезни и последствия ошибок, перерабатывая их на себе.

Точно такую же роль выполняют и домашние животные, а также животные вообще – они являются аккумуляторами физиологической жизненности. А за ними идут растения, бактерии и прочие микроорганизмы.

И поэтому борьба с хроническими болезнями с помощью антибиотиков и пищевых добавок тождественна разрушению целостности человеческого организма, в который каждая из бактерий, некоторых из которых мы невежливо называем «патогенами», вносит свой уникальный и неоценимый вклад. При условии, что на системном уровне установлена гармония, и макро организм вошел в Единство Жизни. А если этого не достигнуто, то даже ценные пищевые добавки пролетят транзитом – ведь разве обществу приносят пользу разворованные кредиты?

Надеюсь, теперь становится ясно, что жизнь «золотого миллиарда» на забетонированной планете, в атмосфере стерильности, достигнутой с помощью антибиотиков, прервется очень быстро. Все эти величественные сооружения, которыми так гордится «цивилизованный» мир, станут разновидностью бетонной гробницы, в которой почит заблуждающееся человечество.

А выжившая, благодаря свой мудрости, часть человечества будет по этим памятникам изучать ошибки своих предшественников.

 

*** Утраченное древнеславянское единство

 

Из многочисленных достоверных источников (я бы рекомендовал, например, труды историка С.Ляшевского) следует, что наши древние предки жили сплоченно, в единении с природой, черпая из нее радость и силы. Между князьями и простыми людьми не было практически никакой дистанции. Так, византийские историки с удивлением отмечают, что князь Святослав отличался от своих дружинников только чистотой одежды. У него даже было свое место у весла в челне.

Так продолжалось до конца первого тысячелетия нашей эры. Завоевательные походы в Византию обрушили на славянских воинов невиданную ими роскошь. А князья увидели для себя возможность абсолютной деспотической власти – и не устояли.

Юная, живая, соборная Русь была соблазнена – возможностью быстрого обретения незаработанного богатства, властью, идущей не от признания, но от подавления. Вся последующая история Руси – это эпоха конкуренции, разделения и насилия.

А ведь древние славяне имели свой опыт счастья. Глубокое проникновение в Природу и дружба с ней определили особые черты религиозного мировоззрения древних россов. Боги были для них старшими братьями, достигшими совершенства. Общение с ними происходило несколько раз в день и состояло в принесении бескровных жертв и пении радостных песен.

Наши древние предки не знали страха и детей своих воспитывали в том же духе. Смерти древние россы не боялись, так как знали – после нее они попадут в Сваргу, Рай, в объятия своих богов. И поэтому в битву они ходили, сбросив рубахи и громко смеясь.

Леса и поля были для них домом, полным всяческой пищи. А болезней в нашем понимании этого слова они не знали вовсе.

Каждый вечер члены большой семьи собирались вместе и пели радостные песни, славя Жизнь. Усталость уходила, и потраченные за день силы быстро восстанавливались.

Отголоски этого образа жизни можно до сих пор найти на русском Севере. А также на западе Европы – ведь многие славянские племена, например, пруссы, мигрировали именно туда.

А в самой России древнеславянская идея была вытеснена жесткой имперской системой, привнесенной Чингисханом.

 

*** Подводные камни объединения

 

Как я уже не раз говорил, не всякие объединения ведут нас к природному единству. Очень часто те, кто приглашает нас в свои объятия, на самом деле желают нас съесть. То есть подхватить нашу материальную или интеллектуальную собственность, использовать наши жизненные силы, оторвав от них то, что их до сих пор планомерно и успешно создавало: нашу личность и сознание. Эта тема настолько важна, что я выделяю ее в отдельную тему.

В биологической сфере подобным воровством занимаются хищники. А в социальной сфере такие взаимоотношения узаконены, например, бизнесом. Принцип «деньги не пахнут» – это лаконичная формула воровства и насилия.

Возвращаясь к современности, мы должны констатировать, что часто вполне легальные с виду организации и объединения вовсе не занимаются поиском решений, устраивающих всех своих членов и вовсе не защищают их интересы. Но просто используют как питательную среду.

Возникает разделение на «волков» и «овец». Вовлеченные в такое «единство» люди выпускают из-под своего контроля то, что естественно принадлежало им. Следующая ступень подобного захвата такова: сообщество навязывает своим новым членам такие затраты, которые они не в состоянии понести. В результате они попадают в рабство – в прямом или переносном смысле. То, что первоначально добровольно делегировалось в совместную собственность, оказывается утраченным, точнее говоря, перехваченным.

Подобные проблемы возникают на любых уровнях организации общества – вплоть до национальных и наднациональных парламентов. Проголосовав необдуманно за те или иные реформы, люди уже не имеют возможность внести коррективы или отыграть назад.

Проблемы возникают не из-за того, что люди объединяются. А из-за того, что они делают это неправильно.

 

Объединение должно происходить в рамках определенной организационной формы, которая дисциплинирует и направляет членов объединения.

 

Стоит пустить дело на самотек, как энергичные пройдохи перехватывают каналы управления. Должен быть предъявлен определенный характер, стиль управления. На человеческом уровне эту роль исполняет индивидуальность, иначе говоря – душа.

Некоторые читатели, быть может, удивятся: что это я так сокрушаюсь о маленьком человечке, ведь личный интерес должен подчиняться общему. Разве автор этой книги не призывает всех войти в природное единство?

Единство единству рознь. Я зову читателей в единый организм Природы, в котором управление осуществляется на наивысшем уровне. В нем единство и общий интерес не отрицают самого малого частного интереса. Потому что Целое заботится о своих частях наилучшим образом, и стиль такого управления есть любовь.

А вот если некоторые участники природной игры лишь маскируются под представителей Целого, то они неизбежно начинают действовать насилием и жестокостью. Ведь они не ощущают другого как самого себя. Они могут обещать что угодно, хоть манну небесную, но все члены сообщества должны быть очень внимательными и осмотрительными, оценивая прежде всего поведенческий и человеческий стиль тех, кто приглашает их под свое крыло. Эстетические критерии играют в этой оценке не последнюю роль.

В биологической сфере объединение многочисленных нитей материи и энергии берет под свой контроль зародыш живого организма. И если формирующаяся «личность» осуществляет правильный метод управления, то живое существо растет и успешно развивается. Если же интересы живых клеток, составляющих тело, игнорируются, возникает болезнь, в предельном случае – онкологическая.

В социальной сфере плата за неправильное объединение – экономический застой или регулярные кризисы. Или даже революции. Можно ли надеяться, что необходимые для успешного развития социальные «зародыши» возникнут сами собой, путем естественного отбора? Увы, вероятность этого слишком мала. Как всегда, формы управляющих структур привносятся «сверху» – теми, КТО ЗНАЕТ, Теми, кто представляет саму Природную Среду. И вырастающая на заложенном ими фундаменте социальная структура будет адаптивной, гибкой, способной настраиваться на индивидуальные интересы составляющих ее членов. Например, тех, кто пока еще не очень развит, необходимо строго дисциплинировать, помещать в стандартные жесткие рамки, Людей, способных проявлять властность, необходимо включать в исполнительные структуры организации. А людей творческих и образованных – привлекать для контроля и оценивания работы самой системы. Только они смогут усовершенствовать ее регламент и создавать основополагающие документы. И только на таких условиях скорость социального развития будет максимальной.

Возвратившись на минуту к вопросу о создании идеальной диеты, мы немедленно выводим главное условие полной ассимиляции съедаемой нами пищи: навстречу потоку того, что мы съедаем, мы должны постоянно и непрерывно транслировать свою любовь. Потому что любовь – это наиболее сильный объединяющий принцип.

 

*** К какому же коллективу присоединиться?

 

Примыкая к тому или иному коллективу, живое существо многократно выигрывает. Как правило! В этом состоит проверка его мудрости – к кому или чему примкнуть.

И если у животного выбор весьма невелик, то для человека все пути открыты.

Даже уличная банда – это коллектив, единство. Но очень ограниченное, направленное на достижение блага только для своих членов.

В фашистских государствах также имело место единство – но и там целью являлось процветание только своих граждан за счет других, «неполноценных». Едина была и Римская империя. В ней 80 процентов населения составляли рабы. Свободные граждане занимались наукой и искусством, и их защищал закон. А вот для сенаторов и цезаря и вовсе не было никаких ограничений.

В Советском Союзе также имело место определенное единство – но не добровольное, а достигаемое путем безжалостного устранения инакомыслия.

Современная западная демократия декларирует своей целью достижение процветания для всего мира, однако понимаемого весьма своеобразно – как насильственное тиражирование своего собственного образа жизни и представления о счастье, в котором доминирует безудержное потребление и потакание всем животным инстинктам, и даже извращениям всех видов.

Такой путь не может нас удовлетворить. Последние двадцать лет мы все смутно ощущали, что что-то не так в этой нашей дружбе с «демократами». И вот теперь пришло время истины, и мы можем четко и определенно сказать: западная демократия в ее нынешнем виде ведет к утрате полноты жизни, к ее механизации и превращению живых людей в придаток технического прогресса. А дегенеративные болезни – закономерный конечный результат этого процесса.

Свобода состоит не в том, чтобы выбирать между двумя видами лимонада. А в том, чтобы созидать пути собственного развития, строить сами возможности выбора.

Как же хорошо стать единым со всей Природой, стать ее сыном или дочерью! Мы не хотим быть шестеренками в механизме, но желаем полноты и радости. Поэтому мы ничего не отрицаем и никого не подавляем. Мы лишь находим для всего правильный способ соединения и взаимодействия.

А ключ для этого – наша собственная внутренняя радость.

 

*** Техника соединения

 

Просто примкнув к какому-либо коллективу, мы еще не соединяемся с ним. Можно быть членом семьи, партии, общества, но не являться их неотъемлемой частью. Но даже такое поверхностное соединение приносит пользу – и материальную, и моральную.

Для того чтобы стать самим коллективом, мало выполнить какие-то внешние ритуалы и подчиниться определенному распорядку. Надо произвести глубокие изменения в своем внутреннем мире. Надо установить для себя новые цели и жизненные критерии.

Отдельно взятый маленький человечек живет в постоянном страхе, что его сомнут, раздавят жизненные обстоятельства. Он все время думает: что я буду есть завтра, во что стану одеваться, кто позаботится о моих детях, как оплатить многочисленные счета. Где уж тут наслаждаться жизнью!

А вот представьте, что вы осознанно, сделав над собой усилие, изменили свои жизненные установки. Вы сказали себе: я есть часть моей страны, и ее интересы – мои интересы. Все, что хорошо для страны, хорошо и для меня. При этом страхи и боли вашего маленького эго сразу уходят в сторону, растворяются. Вы начинаете чувствовать огромную свободу, прилив сил. Жизненные ресурсы начинают стекаться к вам со всех сторон. И это вовсе не фантазии – это непосредственно, ярко и полно ощущается и переживается вами.

Теперь ваше сознание наполняет не ничтожную человеческую оболочку, но форму огромного государства. И вы начинаете ощущать: Я и есть Россия! Это грандиозное переживание, и стоит попытаться его обрести.

Это – наилучший способ решения личных проблем. Вы не отрицаете и не подавляете себя как личность, но смотрите на себя как бы со стороны, находя для себя подобающее место в обществе. Ваша личность и ваше тело, как части огромного единства, имеют свои потребности, и они должны быть удовлетворены. Вы будете просто и естественно заботиться о себе в рамках разумного.

Вот выбор, достойный россиянина! В этом может быть наш уникальный ответ всем мировым вызовам и санкциям. Соединение в высочайшем единстве, но без самоподавления и разрушения своей индивидуальности. Вот где прячется возможность значительного ускорения прогресса, достижения его материальных и творческих плодов.

Это же – и наилучшая духовная практика, гарантия ускоренной эволюции. Вы начнете замечать, что к вам приходят обстоятельства, о которых вы даже не смели и мечтать. У вас появляются силы решать сложнейшие проблемы, и сложность задач будет не подавлять вас, но заряжать новой энергией.

Теперь остается сделать еще один шаг и сказать себе:

 

Я есть вся Природа! Мое тело – это малая клетка Вселенской Жизни, но мое «Я» – это и есть Сама Жизнь!

 

Поэтому я вечен и непобедим, и смерть может поразить лишь мое тело, я же просто выйду из него, как из старой одежды.

Ощутив себя самой Природой, мы вскоре начнем замечать изменения в своей физиологии. В нас начнут просыпаться удивительные способности и таланты – без всякого усилия с нашей стороны, без изнурительных упражнений или тренировок. При возникновении очередной проблемы мы сразу же будем «видеть» ее решение – потому что вся мудрость Природы немедленно поспешит к нам на помощь.

Это и есть естественное состояние человеческого существа. В этом состоянии жили наши предки, и нам необходимо в него вернуться. Надо перестать бороться с Природой и пытаться ее покорять. Необходимо стать с ней единым целым.

Тогда вся наша страна от этого много выиграет и выполнит свою историческую роль. Россия сможет на деле стать объединителем народов только при одном условии: если она сама будет неотъемлемой частью еще более великого единого целого – частью Самой Вселенской Жизни.

Надеюсь, теперь легко проследить, каким путем какая-нибудь пришлая бактерия сможет войти в великий симбиоз нашего организма и влиться в переживание нашего «Я». Наблюдая за своим внутренним миром, мы можем услышать в себе слабый голос, который принадлежит бактерии или сообществу бактерий. Этот голос провозглашает определенный стиль жизни, является проявлением определенной природной силы.

Если мы неразборчиво, «демократически», будем следовать этому внутреннему давлению (например, поедая сладкие пирожки), то мы превратимся в распадающийся конгломерат микроорганизмов. Если мы подавим этот голос антибиотиком, то мы разрушим свое прекрасное будущее. А вот если мы предложим этой маленькой силе подходящее ей направление творческой реализации – например, привлечем ее внимание к сладости музыки или иного творчества – то дело сразу же пойдет на лад. И мы сможем построить более великого себя самого.

 

*** Национализм или космополитизм?

 

Нас не устраивает ни то, ни другое! Оба эти два полюса есть чрезмерные крайности, можно сказать, болезнь.

Невозможна настоящая, искренняя любовь ко всему сущему, если мы не поднялись к ней через любовь к своей семье, своей стране, к той части Природы, которая дана нам в месте нашего проживания. Космополитизм, вырастающий из отрицания национального, есть неискренняя игра ума, преследующего, прежде всего, свой собственный корыстный интерес.

В свою очередь, патриотизм, отрицающий право других народов на существование – это фашизм, преступление против жизни вообще. Любой вид жестокости и подавления есть отрыв от целостности природы, упрощение и разрушение истинной, богатой народной культуры, и всегда – путь в небытие.

Мы становимся детьми Природы в процессе длительного развития, в котором участвовали и наши предки, и будут участвовать наши потомки. Можно сказать, что путь к единству Природы – это любая живая, неизвращенная народная культура, будь то русская, хакасская или кельтская. Как можно пытаться достигнуть наивысшей цели, если дорога к ней еще не проложена?

Поэтому все народы идут к одной цели, но путь у каждого свой. И поэтому «экспорт» того или иного пути, западная ли это демократия или панисламизм, строит дорогу в вековые ловушки насилия.

США и Западная Европа, Латинская Америка, Азия, арабский Восток, Юго-Восточная Азия, Китай и Россия должны уважать своеобразие друг друга и не навязывать своего понимания мира. Но приглядываться друг к другу, интересоваться друг другом и стараться позитивно интегрироваться.

 

*** Главный критерий развития общества

 

Чрезмерная привязанность человеческого внимания к телу (что оправдано для животных, но никак не для человека!) определило принятый в западных странах критерий развитости общества как уровень материального благосостояния. Например, это величина годового дохода на душу населения или количество автомобилей на семью.

Подобные «барсучьи» критерии, подобные измерению количества лишних килограммов жира на теле, не могут адекватно отразить состояние здоровья даже отдельно взятого человека. И уж тем более они не годятся для оценки уровня развития общества.

 

Общество развито, если в нем множество людей открыли в себе творческие способности и имеют возможность эти способности проявлять. Количество творчески мыслящих людей – вот что определяет мощь государства и его потенциал!

 

Эти способности не вымучиваются усиленными тренировками и не стимулируются с помощью химических средств. Способности приходят как благословение Природы, если люди ведут правильный образ жизни, находясь в равновесии с окружающей средой. Таким людям Природа даже сообщает о надвигающихся катаклизмах и катастрофах.

Выбор того или иного критерия развития общества определяет, по какому пути пойдет человечество: по пути пожирания природных ресурсов и превращения, по своей сути, в раковую опухоль планетарного масштаба, либо будет развиваться в гармоничном единстве с Природой как ее составная часть, постепенно становясь мозгом планеты.

 

*** Истинная цена российской тайги

 

У меня сердце кровью обливается, когда по телевизору я вижу, как огромные лесовозы, нагруженные стволами кедров метрового диаметра, пересекают границу России. Стоят ли грошовые доходы, полученные от продажи древесины, загубленной жизни лесных великанов?

Дело в том, что мало кто в нашей стране понимает истинную ценность деревьев. Давайте попробуем произвести примерный расчет. И будем придерживаться международных стандартов – например, при оценке чисто экономической стоимости человеческой жизни.

Средний американец в год зарабатывает порядка 50 тысяч долларов. За время своей активной жизни (50 лет) он создает примерно 2,5 миллиона долларов. На самом деле гораздо больше, потому что налоги также должны включаться в расчет.

А теперь представьте, что в ближайшее время онкологические заболевания в такой степени распространяться по «свободному» миру, что затронут практически каждого его жителя. Сколько стоит экономике одна прерванная человеческая жизнь? Если человек заболевает на пике своей активности, то, как минимум, миллион долларов. А ведь заболевают, как правило, наиболее активные люди, чей вклад в социум значительно больше.

Где лечиться заболевшему? США и Канада уже сейчас превратились в полигоны ГМО производителей, их территория практически полностью заражена. Одно спасение – ехать в Россию в попытке спасти жизнь у нас.

А вот теперь самое главное. Один гектар леса за три года может вернуть здоровье десяти раковым больным. То есть в экономику благодаря этому вернутся 10 миллионов долларов. А лес от этого никуда не денется, он останется на месте. Получается, что названная сумма – это как бы стоимость трехлетней аренды, а не самого участка леса. Сам лес стоит еще как минимум на порядок больше.

Вот мы и получаем важную оценку: гектар нашей тайги на самом деле стоит не менее 100 миллионов долларов! Умножьте эту величину на площадь наших лесов, и вы поймете, почему Запад с таким вожделением смотрит на нашу страну и ее ресурсы. Уж они-то давно все подсчитали, и это определяет стратегию западных стран в отношении с Россией.

Этот простой расчет – оценка стоимости снизу. На самом деле лес стоит гораздо больше. И чем выше развитыми мы с вами будем становиться, тем выше будут эти оценки. А сколько на самом деле стоит раскрытие творческих способностей? Или пробуждение в духовности? Жизнь стоит гораздо больше любых денег. За то, чтобы жить, человек готов отдать все, что у него есть. Но даже за все свое состояние не прикупить и года жизни. Потому что у жизни своя шкала ценностей, и деньги в ней – просто дорожная пыль.

 

*** Мечты о единой России

 

Большинство россиян положительно относятся к идее о единстве России, хотя и воспринимают ее несколько абстрактно. Спросите первого прохожего на улице, что такое единство России, и, скорее всего, получите в ответ лишь поток междометий. В лучшем случае вам ответят, что единство – это жить «как все».

Давайте попробуем детализировать это понятие и спроецировать его на несколько конкретных ситуаций. Пусть у нас получится очередная утопия, но и это благо! Даже если утопия нереализуема, она все же может нас ориентировать и направлять. Кто исполняет все десять заповедей? Но что стало бы с миром, если бы Нагорная проповедь не прозвучала в свое время?

Итак, мы следуем идее социального единства. Мы не ненавидим тех, кто богаче нас, и не презираем тех, кто беднее. Богатство или достаток – это всего лишь средство для осуществления социального творчества. Состоятельный человек в один день может решить застарелую социальную проблему – например, финансировать строительство больницы или библиотеки. Или поддержать фольклорный ансамбль. Богатство – это инструмент для исполнения долга перед социумом. Поэтому мы не отгораживаемся от общества с помощью заборов или охраны. Ведь наши предки жили единой социальной жизнью.

Мы принимаем и утверждаем национальное культурное богатство. Нас радует этническое разнообразие нашей страны, мы с интересом знакомимся с теми или иными национальными обычаями – в соответствии с жизненной ситуацией. Например, если мы едем на Эльбрус, то не упускаем шанса глубоко погрузиться в культуру Кабардино-Балкарии. Мы не ограничиваем свою дружбу с людьми только своей национальности – в кругу наших знакомых представители разных этносов. Мы честно пытаемся выучить хотя бы несколько десятков слов языка, на котором говорят наши друзья, принадлежащие к иным национальностям.

Мы не просто знаем свою древнюю культуру, мы живем в ней. Мы следуем древним обычаям, участвуем в народных праздниках и обрядах, сохраняем и оберегаем чистоту своего языка. Мы даже бережно относимся к букве «е», не позволяя ей исчезать с компьютерных клавиатур.

Но в то же время мы ощущаем свое единство со всем миром, всей планетой. Мы уважаем культурное и этническое своеобразие народов других стран так же, как и своей собственной. Другие культуры не вызывают у нас отторжения или ненависти. Наоборот, они интересны нам, в них мы ищем решения тех проблем, которые нам самим еще пока не удалось разрешить.

Наконец, мы ощущаем себя едиными со всей Вселенной. Наше мировоззрение космично и соборно. Мы осознаем исключительную важность и уникальность каждой жизни – не только человеческой, но также жизни животных и растений. Мы осознаем себя частью Природы – чувствуем себя ее детьми и черпаем из нее силы и здоровье. Мы осторожно вплетаем свою цивилизацию в природные рамки, не вызывая нарушения гармонии и равновесия. Мы помогаем Природе развиваться и развиваемся вместе с ней.

Мы всячески утверждаем идею о том, что жизнь – это наивысшая ценность в этом мире.

 

Поэтому Россия может стать собирателем и охранителем всей Жизни на Земле. А россияне – это потенциальные заступники всего живого, творческого, яркого и самобытного.

 

Никто не поручал нам этой задачи. Мы взяли ее на себя потому, что это наш жизнепоток, наш дар, наша судьба. И все, кто почувствует притяжение к нам, вольется в наши ряды, станет одним из нас – несмотря на расовые, национальные или социальные различия.

Россия – собиратель и охранитель народов. Мы не используем кого-либо, отнимая у него силы и разрушая – мы помогаем возрождаться и обретать новые силы.

И поэтому цвета российского триколора таковы – белый, синий и красный. Белый – это изначальное всезнание, осознанность, чистота и непорочность. Синий – это совершенство, знание, прогресс, эволюция. Красный – это силы природы, восходящие в порыве радости.

И поэтому жизнь наша есть радость, наше обретение – совершенство, а цель – счастье всего мира.

Вот такая внутренняя установка и решает окончательно и бесповоротно все проблемы правильной диеты, полной ассимиляции пищи и совершенного здоровья. Просто правильно встроившись в структуры Жизни, располагающиеся над нами, мы с удивлением обнаруживаем, что те малые жизни, которые стекаются к нашему организму, оказываются правильно выстроенными и организованными автоматически, без нашего прямого участия.

 

*** Пряха

 

 

Свет звезды искрится

И волной идет…

Девица-царица

У окна прядет…

Красота и сила,

Синие глаза…

На щеке застыла

Радости слеза!

Заплетайся, пряжа,

Нитью без конца,

Расступайся, стража

Царского дворца!

Я несу обнову –

Ризу для царя…

Век приходит новый.

Новая заря!

Новые одежды

У Небес проси.

Новые надежды

Для Святой Руси!

Я сшиваю части

И готовлю пир…

Покрывалом счастья

Я укрою мир!..

Станет он единым,

Бога он узрит…

И сияньем дивным

Небо озарит!

 

Дополнение 3

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!