Автентическое разрешение плагальное разрешение
Что же касается более сложных аккордовых комплексов (ундецимаккордов и терцдецимаккордов), то при их разрешении следует руководствоваться правилами, изложенными выше по отношению к более простым диссонирующим гармониям, входящим в состав этих сложных аккордообразований. Например:
252
Аккорды с заменными и добавочными тонами
Аккорды с заменными и добавочными тонами, усложняющими структуру и обостряющими звучание данного гармонического комплекса, встречаются уже в произведениях композиторов XIX века (например, Ф. Шопена); в современной же музыке они получают гораздо более широкое распространение и становятся довольно обычным явлением.
Заменным тоном называется звук, взятый вместо какого-либо аккордового тона (то есть не увеличивающий общее количество звуков в данной гармонии, но в то же время и не входящий в ее терцовую структуру). Как правило, замене подвергаются наименее яркие по своему фонизму звуки аккордов. Например, если в доминантсептаккорде вместо квинты взять секстовый тон, считая от основного звука, то получится доминантсептаккорд с секстой (D6/7):
254 [Moderato] Ф . Шопен . Баллада № 1
Tempo I К. Дебюсси. Прелюдия
256 [ Modere ] А. Скрябин. Соната № 6
|
|
Образованный таким образом новый вариант доминантовой гармонии звучит ярче и острее обычного доминантсептаккорда, потому что в нем возник еще один диссонанс — интервал секунды (или — в обращении — септимы) между секстовым и септовым тонами аккорда. В обозначении заменный тон показывается соответствующей ему арабской цифрой, выставляемой выше цифр, указывающих вид аккорда.
Наиболее употребительными заменными тонами являются секста вместо квинты (в доминантсептаккорде и нонаккорде) и кварта вместо терции (считая от основного звука) — во вводном септаккорде, также образующая дополнительный диссонанс, только на этот раз с квинтовым тоном вводного септаккорда:
257
(ум.) V II 7 (ум.) V II 4/7 (ум.) V II 7 (ум.) V II 4/7
Собственно, в обоих случаях это будет одна и та же, а именно III ступень лада, имеющая в упомянутых аккордах разное значение.
Заменные тоны (секста или кварта) используются не только в основных видах аккордов, но также и в их обращениях:
258
D 6/5 6 D 6/2 (ум.) V II 4 4/3 (ум.) V II 4/2
Исключение составляют лишь доминантовый терцквартаккорд (D4/3) и квинтсекстаккорд вводного септаккорда (VII6/5), первый из которых строится именно на квинтовом тоне и поэтому не может быть взят с секстой, а второй непременно должен иметь в басу терцовый звук, наличие которого исключает появление квартового тона в качестве его замены.
|
|
Для большей яркости и лучшего звучания заменные тоны берутся обычно в верхнем голосе и при более широком расположении звуков аккорда. Однако в принципе возможно их появление и в средних голосах, как, например, в доминантнонаккорде, который в данном случае (то есть с секстой) будет обязательно пятизвучным:
Обычно: возможно:
D 6/9 D 6/9
При разрешении в тонику доминантсептаккорда c секстой и вводного септаккорда с квартой (а равно и их обращений) их заменные тоны могут вести себя свободно: либо идти так же, как обычно двигались бы заменяемые ими звуки аккорда, то есть в приму тоники (непосредственно или поступенно — через проходящий звук, переходя, таким образом, в обычный вид данного аккорда или его обращения), либо — в качестве общего звука — оставаться на месте, либо, наконец, идти на терцию вверх — в квинту тоники:
260
D 6/7 T D 6/7 T ( T) D 6/5 T D 6/2 T 6
|
|
( ум .)V II 4/7 T ( ум .)V II 4/7 T ( ум .)V II 4/3 T 6
Плагальное разр.
( ум .)V II 4 4/3 T ( ум .)V II 4/2 T 6/4 ( ум .)V II 4/2 T 6/4 ( ум .)V II 4/2 T 6/4
Другие септаккорды или нонаккорды с аналогичными заменными тонами также возможны, но используются значительно реже.
Добавочными тонами называются звуки, усложняющие данную гармонию за счет дополнительного введения и ее состав неаккордовых тонов, образующих новые и чаще всего диссонирующие сочетания с аккордовыми звуками. Добавочные тоны могут разрешаться, а могут оставаться и неразрешенными. Например, в джазовой музыке нередки случаи, когда пьеса оканчивается диссонирующей тоникой: с секстой (Т6), с ноной (Т9) или и той и другой вместе взятыми (Т6, 9). Достаточное количество примеров использования подобных гармоний можно также встретить и в музыке других стилей:
261
T 6/9
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы! |
![](/my/edugr4.jpg)
Мы поможем в написании ваших работ!