До мажор ля мажор фа-диез мажор ми-бемоль мажор
До минор ля минор фа-диез минор ми-бемоль минор
ум. V П7 ум. V П6/5 ум. V П4/3 ум. V П2
Отмеченные выше свойства уменьшенного септаккорда широко используются в музыкальной практике при совершении так называемых энгармонических (или, иначе, внезапных) модуляций (см. главу XI).
в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда
Помимо непосредственного разрешения в тонику (и ее обращения) различные виды вводного септаккорда могут переходить в нее через доминантсептаккорд и его обращения. Такой способ называется внутрифункциональным разрешением. Для этого надо септиму вводного септаккорда повести на ступень вниз — в приму доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте. В результате образуется один из видов доминантсептаккорда (обязательно — следующий по порядку), который затем и разрешается по известным уже правилам в соответствующий тонический аккорд:
(ум.) VII7 — D6/5 — (T)
(ум.) VII6/5 — D4/3 — (T)
(ум.) VII 4/3 — D2 — (T6)
(ум.) VII2 — D7 — (T).
234
( ум .)VII7 D6/5 (T) ( ум .)VII6/5 D4/3 (T) ( ум .)VII 4/3 D2 (T6) ( ум .)VII2 D7 T
Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда проясняет и, тем самым, обостряет тяготение к тонике, способствует уточнению восприятия при определении на слух функции и вида аккорда, особенно если он — уменьшенный септаккорд (все виды которого энгармонически равны между собой) и взят изолированно.
|
|
г) Разрешение септаккорда второй ступени ( II 7 )
Главная диссонирующая гармония субдоминантовой функции— септаккорд II ступени*[В отличие от трезвучия и септаккорда IV ступени септаккорд II ступени содержит в своем составе больше неустойчивых звуков (а в гармоническом виде мажора и в миноре еще и диссонирующий интервал — тритон) и поэтому ярче выражает функцию субдоминанты.] — по структуре может быть двух видов: малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре) и малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в натуральном и гармоническом миноре и в гармоническом и мелодическом видах мажора).
Септаккорд II ступени как субдоминантовая гармония разрешается непосредственно в тонику и ее обращения плагальным способом, то есть с оставлением септимы на месте в качестве общего тона между обоими аккордами. Остальные звуки II7 движутся поступенно в ближайшие звуки тоники согласно ладовым тяготениям входящих в него ступеней. При этом, однако, надо следить за тем, чтобы не получилось движения голосов параллельными квинтами. Например, прима II7, если она находится в басу, идет на ступень вверх — в терцию тоники, а в обращениях (когда она помещается в верхних голосах) прима может идти не только вверх, но и вниз на ступень — в приму тоники или же (чтобы избежать нежелательного движения к унисону с соседним голосом) двигаться скачком на кварту вверх — в квинту тоники. Терция II7 также может разрешаться двояким (в зависимости от конкретных условий) образом: либо (как правило) ходом на ступень вниз — в терцию тоники, либо ходом на ступень вверх — в квинту тоники. Однако, находясь в басу, она может также делать плагальный скачок на кварту вниз к приме тоники. Квинта же II7, как правило, всегда идет на ступень вниз — в квинту тоники. Тем не менее иногда (находясь в одном из крайних голосов) она может двигаться скачком непосредственно в приму тоники.
|
|
Итак, септаккорд II ступени и его обращения могут быть разрешены в тонику следующим образом:
235
Септаккорд II ступени находится в таком же кварто-квинтовом соотношении с доминантой, как и доминанта с тоникой, поэтому II7 может также разрешаться и в различные виды консонирующей доминанты — подобно тому как доминантсептаккорд разрешается в тонику. Например:
236
II7 D II 6/5 D II 4/3 D II 2 D 6
Естественно, что в данном случае II7 разрешается автентическим способом.
Наконец, помимо указанных выше приемов разрешения в тонику (плагально) и доминанту (автентически), септаккорд II ступени может переходить в тоническое трезвучие не непосредственно, а через доминантсептаккорд и его обращения. В этом случае надо квинту и септиму II7 повести на ступень вниз соответственно в приму и терцию доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте. В результате образуется один из видов доминантсептаккорда — через одно обращение по сравнению с септаккордом II ступени, — который затем и разрешается в тонику по известным уже правилам.
|
|
Схематически это выглядит так*[Поскольку интервальная структура септаккорда II ступени в натуральном и гармоническом миноре и гармоническом и мелодическом мажоре совпадает со структурой малого вводного септаккорда (оба они являются малыми септаккордами с уменьшенной квинтой), то при изолированном звучании определить их функциональное значение на слух возможно только по разрешению.]:
II7 — D4/3 — (T)
II 4/3 — D2 — (T6)
II4/3 — D7 — (T)
II2 — D6/5 — (T).
237
II7 D4/3 T II6/5 D2 T6 II4/3( Г ) D7 T II2( Г ) D6/5 T
д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов
Выше уже отмечалось, что в условиях диатоники любой септаккорд может быть разрешен как автентическим, так и плагальным способом, однако при этом рассматривались лишь основные варианты этих разрешений, соответствующие первичной функции данного септаккорда.
|
|
Поскольку они далеко не исчерпывают всех возможностей, ниже показаны дополнительные приемы разрешения на примере разрешения доминантсептаккорда, подобно которому могут разрешаться и другие септаккорды лада:
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!