Andante cantabile con espressione                           В . Моцарт . Соната для ф-п. № 8, ч. II



Примечание: Здесь в начале третьего такта правильная группировка нарушена ради подчеркивания синкопированного ритма в верхних голосах.

53 Adagio con moto espressione                                    Л . Бетховен . Соната для ф-п. № 11, ч. II

В сложных смешанных размерах группировка должна подчеркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, то есть каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но поскольку здесь сочетаются разнообразные такты, то и группы в связи с этим могут быть неравны между собой. Например:

54 Allegro con grazia                                                                П . Чайковский . Симфония № 6, ч. 11

Andante                                                                     Вас. Калинников. Грустная Песенка

Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной:

56 Allegro                                               H . P . -Корсаков. 100 русских народных песен, № 75

       Ах!               Зе_ ле_ на          гру_ ша в са_    ду  ша_

Та_                                                                      ет_        ся,

В более простых случаях (то есть когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров не указывается:

Allegretto                                                        Д. Шостакович. Оратория «Песнь о лесах», ч. VII

На по_ лях кол_ хо_ зов        вста_ ли по ква_ дра_там

Строй_ны_е бе_ ре_  зы — Ро_ ди_ ны сол_ да_      ты.

Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, наконец, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту) и т. п.:

Allegro vivo                                                    М. Глинка. Оп. « Иван Сусанин», д. II , Краковяк

 

Moderate assai ed espressivo                                                           H. Мясковский . Соната № 1

60 [Andante non tanto]                                                  П . Чайковский . Симфония № 6, ч . IV

Moderato assai

                    fff

61 Poco meno allegro e rubato                                      H. Мясковский . Соната № 1, финал

Группировка длительностей в вокальной музыке

Вокальная музыка, как правило, бывает связана со словесным текстом, и это обстоятельство неизбежно сказывается как на фразировке вокальной мелодии, так и на правилах группировки ритмических длительностей в вокальных произведениях. Правила группировки в вокальной музыке в основном сводятся к следующему:

1) Если на данный слог текста приходится лишь один звук, то эта нота, какой бы длительности она ни равнялась, не группируется с другими нотами и записывается отдельно. Например:

Vivace assai                                        М. Глинка. Оп. «Руслан и Людмила», Рондо Фарлафа.

2) В тех случаях, когда один слог текста распевается на двух и более звуках, все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются, как правило, в одну группу общим ребром (вязкой) и, кроме того, непременно охватываются лигой:


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!