Группировка длительностей (общие положения)
Если бы музыка записывалась современными нотными знаками, точно отображающими как звуковысотную, так и метроритмическую ее стороны, но без строгого соблюдения правил группировки длительностей, то такую запись (особенно в многоголосии) практически было бы невозможно прочесть с листа. Именно в целях упорядочения записи ритма, правильного соотнесения ритмических единиц друг с другом, четкого графического отображения метрической пульсации и существуют определенные правила группировки, значительно облегчающие восприятие нотного текста с первого взгляда. Соблюдение этих правил обязательно при оформлении нотного текста* [В некоторых печатных изданиях иногда (но, как правило, в предельно простых и ясных случаях) допускаются отдельные отступления от общепринятых правил группировки. Однако эти частности не нарушают и не отвергают систему в целом.]
Группой нот или ритмической группой называется ряд одинаковых или различных длительностей, объединенных общим ребром (или вязкой).
В группы объединяются лишь длительности короче четвертной ноты. Четверти и более крупные длительности, не имеющие ребер, в записи групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых же случаях такие длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка длительностей в инструментальной музыке
В простых размерах группировка длительностей производится по следующим правилам:
|
|
Количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счетных долей в такте, то есть верхней цифре показателя размера.
Сумма длительностей в каждой группе должна равняться одной счетной (метрической) доле, то есть нижней цифре показателя размера; следовательно, по сумме содержащихся в них длительностей сами группы должны быть равновеликими.
Крупные длительности, соответствующие целому числу счетных (метрических) долей, обычно записываются одной нотой, особенно если длительность начинается с сильной доли такта.
При наличии в группе большого количества однородных или разнородных мелких длительностей она может, в свою очередь, делиться на подгруппы, объединенные одним (крайним сверху или снизу) общим ребром (вязкой), остальные же ребра (вязки) будут охватывать лишь ноты, входящие в подгруппу. Например:
50
При группировке необходимо в точности сохранять указанный ритм. Следовательно, все «лишние» для данной группы (или такта) длительности могут быть перенесены лишь в следующую непосредственно за данной группу (или такт), и наоборот, «занимать» недостающие длительности можно только из следующей соседней ноты, добиваясь при этом нужного графического изображения, но не нарушая заданной ритмической последовательности звуков.
|
|
Паузы, естественно, группировке не подлежат, так как не соединяются друг с другом при помощи вязок или лиг, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях. Например:
51
Слигованные длительности внутри групп следует записывать одной нотой, равной по длительности двум или нескольким слигованным. И наоборот, длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт), надо разбивать на две (одинаковой или различной продолжительности — в соответствии с музыкальным текстом) и объединять их лигой.
В сложных однородных размерах, в отличие от простых, количество групп в одном такте, как правило, соответствует количеству простых тактов, входящих в состав данного сложного такта, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки будут те же, что и в простых размерах. Ниже даны два примера: первый — на группировку в простом размере, второй — в сложном однородном размере:
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!