Восстание Алидов под руководством Мухаммада



 

Выше уже приводились примеры о способах расправы первых Аббасидов не только со своими противниками, типа потомков Омейядов, но и со своими чересчур влиятельными сторонниками, тем же Абу Муслимом. Не забывали Аббасиды, естественно, и про Алидов. Глава хасанидской ветви Алидов – Абдаллах был еще при последнем халифе Омейядов приглашен во дворец, где с ним обошлись весьма уважительно, после чего тот удалился в Мекку, примирившись со своим отрешением от возможной власти. Однако его сыновья, Мухаммад и Ибрахим, не пожелали спокойной жизни и начали подготовку к восстанию. Естественно, в заговоре принимал участие и агент аль-Мансура.

Мухаммад, получивший прозвище «Чистая Душа», отказался присягнуть последнему Омейяду Абу аль-Аббасу и скрылся. Аль-Мансур, придя к власти, попытался разыскать Мухаммада, но это ему не удалось, и в тюрьму был заключен отец братьев Абдаллах, а также многие проживавшие в Медине хасаниды. После этого Мухаммад с группой приверженцев поднял открытый мятеж и объявил аль-Мансура тираном, попирающим законы ислама. Вскоре все находившиеся в тюрьме хасаниды были освобождены, кроме Абдаллаха, который умер еще в 758 году.

Но Мухаммад был плохим организатором, и, несмотря на поддержку многих улемов, признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама, не сумел привлечь на свою сторону достаточное число сторонников. По примеру Пророка он выкопал вокруг Медины ров, но хорошо тренированная хорасанская армия под командованием племянника аль-Мансура – Исы ибн Мусы в 762 году без труда сокрушила мятежников. Мухаммад был убит, а остальным участникам бунта объявлена всеобщая амнистия – халиф понимал, что никакой угрозы для него они не представляют, и к тому же не стоило лишний раз раздражать Медину.

Брат Мухаммада Ибрахим еще в начале восстания отравился в Басру, желая привлечь на свою строну басрийских шиитов. Затея удалась, и вскоре Ибрахим вместе со сторонниками занял город Ахваз (юго-запад совр. Ирана), а потом даже персидскую провинцию Фарс. Но жители Куфы неожиданно отказались выступить против правящего халифа. Иса ибн Муса отправился под Куфу и встретился с мятежниками под местечком Бахамра, несколько южнее Куфы. Состоялось кровопролитное сражение, и Ибрахим был убит.

 

Биограф Пророка

 

В 767 году в Багдаде умер Мухаммад ибн Исхак, первый биограф Пророка Мухаммеда. Его дед был христианином, плененным мусульманской армией в Ираке в 633 году и перевезенным в Медину, где он получил волю после принятия ислама. Ибн Исхак родился около 704 года в Медине, учился в Александрии, а затем, переехав в Ирак, осел в Багдаде. Крупный знаток хадисов, он много внимания уделял собиранию преданий о древней истории, значительно расширив тем самым круг источников для своего главного труда.

Его труд впервые обобщил отрывочные сведения о жизни Пророка и полностью представил его биографию, начиная с его генеалогии и рождения и заканчивая смертью. До этого жизнеописание Пророка существовало лишь в виде особых разделов в сборниках хадисов, а также в рассказах о его военных походах.

Биография, написанная Ибн Исхаком, – «Сират Расуль Аллах», долгое время являлась основным источником по жизнеописанию Пророка Мухаммеда, хотя и дошла до нас, увы, лишь в цитатах, сохранившихся в работах более поздних ученых, в основном Ибн Хашима.

 

Мазхабы – четыре школы исламского права

 

В этом же году в Багдаде умер и великий интеллектуал и богослов ислама Нуман ибн Сабит, по прозванию Абу Ханифа, основатель одной из четырех суннитских религиозно-правовых школ.

Родился Абу Ханифа в 699 году в Куфе в семье богатого торговца шелком (из иранских мавали) и получил блестящее общее и богословское образование. В юности он много общался с последними спутниками Пророка, в частности, с Маликом ибн Анасом. Абу Ханифа был, как считается, первым кодификатором законов на основе Корана и хадисов и разработал систему мусульманского права – фикх. Уже в 40 лет он обладал немалым авторитетом, а после основания Багдада халиф аль-Мансур предложил ему занять в новой столице место кадия (религиозного судьи). Абу Ханиф, старавшийся никогда не вмешиваться в политику, отказался, за что обиженный халиф приказал сначала высечь его, а потом заточить в тюрьму. Для человека в почтенном возрасте и с большим авторитетом это был сильный удар, и вскоре Абу Ханифа скончался.

В исламе были четыре религиозно-правовые школы, обязанные своим возникновением тому, что после смерти Пророка возникающие вопросы о религиозной правомерности тех или иных действий было необходимо кому-то решать. Это привело к созданию системы религиозных законов, основанных на Коране и Суннах, названных шариат – «прямой путь»,  и комплекса юридических норм, извлекаемых из законов шариата, названных фикх – «глубокое понимание Веры».

Исходя из убеждения, что Коран и сунны содержат ответы на любые вопросы, факихи – знатоки религиозных законов, пытались искать в них правила для ежедневной жизни. Сначала богословы разделялись на категории асхаб аль-ха-дис («традиционалисты», следующие буквалистскому пониманию хадисов) и асхаб аррай («люди свободного суждения», опирающиеся на логическое понимание хадисов), но постепенно это деление стало условным, во многом благодаря Абу Ханифе и его ученикам.

На первых порах все подобные вопросы решались в Медине, но по мере распространения ислама ведущее место в этой области перешло к городам Ирака – Куфе, Басре, а затем и Багдаду. Именно в новой столице исламское правоведение превратилось в весьма серьезную дисциплину. В итоге возникло несколько школ исламской юриспруденции, основанных крупнейшими богословами и названных впоследствии их именами (со временем осталась только школа мазхаба, самая мощная). Все они возникли в первое столетие правления Аббасидов и признаются и сегодня. Школы объединяются общими положениями религиозно-правовых норм, но в каждой существуют свои особенности.

«Ханифитский мазхаб основан имамом Абу Ханифом и его учениками – Абу Юсуфом (умер в 798 году) и Мухаммедом аш-Шайбани (умер в 804 году). Эта школа наиболее абстрактна и толерантна. В IX – X веках ее центрами стали Хорасан и Средняя Азия. Законов мазхаба придерживались ханы Золотой Орды и Великие Моголы, а в Османском султанате эта школа юриспруденции была провозглашена государственным законом. Сегодня ему следует примерно половина мусульман, и он распространен в Турции, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Сирии, на Балканах, частично в Индонезии. Большинство мусульман России и СНГ, за исключением чеченцев, ингушей и аварцев, также придерживаются ханифитского мазхаба.

«Маликитский мазхаб был основан имамом Маликом ибн Анасом (умер в 795 году) в Медине и затем распространился в Аравии, Египте, Северной Африке и Испании. Его особенностью является внимательное отношение к тем хадисам, которые шли от сподвижников Пророка в Медине, – ансаров. Маликиты считают, что „все, что приводит к запретному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному, – разрешено“.

Сегодня этого мазхаба придерживаются мусульмане Северной и Тропической Африки.

«Шафиитский мазхаб, получивший свое название в честь имама Мухаммеда аш-Шафии (умер в 820 году), сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов, при попытке объединить их и, несколько упростив, снять взаимные противоречия. Сегодня ему следуют в Египте и Восточной Африке, в Малайзии, Индонезии, Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, на Бахрейне, в Восточной Индии, частично в Пакистане, Турции, Ираке и Йемене. Придерживаются его и чеченцы, ингуши и аварцы.

«Ханбалитский мазхаб, основанный имамом Ахмадом ибн Ханбалом (умер в 855 году) и сильно видоизмененный Ибн Таймией (умер в 1328 году), создавался как полемика с мутазилитами-рационалистами, и мазхабом стал позже. Хотя в формальной части эта школа и восприняла почти все догматические выводы ханафитов, она считается наиболее ортодоксальной, воспринимая все положения хадисов напрямую. Именно благодаря этой школе в XVIII  веке возникло движение ваххабитов.  Этого мазхаба придерживаются только в Саудовской Аравии, странах Персидского залива, а также множество фундаменталистских организаций, распространенных по всему миру.

В форме примера различия воззрений мазхабов по одному и тому же вопросу можно привести вопрос неисполнения мусульманином обязательных молитв. Если говорить упрощенно, то Ахмад ибн Ханбал считал такого человека неверующим, аш-Шафии, не считая не совершающего намаз неверующим, предписывал принуждать его к молитве под угрозой смерти, а Абу Ханифа говорил: «Его наставляют, чтобы он молился, а не убивают».

Стоит заметить, что сначала мазхабы развивались не как изолированные друг от друга группировки, и все богословы-основатели и крупные деятели мазхабов являлись учениками друг друга.

Эти четыре школы являются суннитскими, шииты же имеют собственные религиозные законы.

В октябре 775 года в возрасте 64 лет умер Халиф аль-Мансур. Произошло это около Мекки, куда халиф отправился на хадж. К власти пришел его 33-летний сын аль-Махди, рожденный от арабки – йеменской принцессы. И если аль-Мансур создал, по общему мнению, династию Аббасидов, то его сын закрепил исламское законодательство, фикх, сделав его краеугольным камнем мусульманской государственности.

 

Восстание аль-Муканны

 

Аббасиды так потрудились над созданием вооруженной оппозиции Омейядам, что потом это им долго аукалось. В 778 году в Хорасане перс Хашим ибн Хаким, носивший прозвище аль-Муканна, что означает «замаскированный», так как он скрывал свое лицо под вуалью, поднимает восстание. Аль-Муканна был последователем Абу Муслима – главного действующего лица в деле свержения Омейядов. Его воззрения составляли странную смесь мессианских ожиданий «крайних» шиитов с древними персидскими идеями, и все это было разбавлено социальным протестом. Аль-Муканна проповедовал переселение душ и провозглашал себя Пророком-преемником Мухаммеда, Али и Абу Муслима. Трудно сказать, насколько Абу Муслим или другие агенты Аббасидов принимали участие в организации его секты, но ее структуре могла бы позавидовать и знатная масонская ложа: сторонники «замаскированного» были организованы по принципу цепочек, с различными степенями посвящения, и любой арестованный сторонник или пробравшийся в общество провокатор мог выдать всего несколько человек.

Аль-Муканна разгромил несколько посланных против него армий, но хорошо отлаженную военную машину халифата сломить было трудно, и в итоге, после ряда поражений, он был вынужден сдаться. Вместе с семьей и несколькими ближайшими сторонниками аль-Муканна был осажден в крепости. Там, в 780 году, понимая, что дело его проиграно, он покончил жизнь самоубийством путем самосожжения.

 

Песнь о Роланде

 

Мусульманская Испания, так же как и халифат, была раздираема межплеменной борьбой. Только здесь противоборствующими сторонами выступали не разные арабские роды или исламские ответвления, а арабы и берберы. Карл Великий (742 – 814), король франков, в 778 году был призван на помощь Иба аль-Араби, мусульманским властителем на севере страны, которого сместил кордовский халиф. Понятно, что Карл преследовал и свои интересы: в результате похода была создана так называемая испанская марка, пограничная область до Эбро, включавшая в себя Каталонию, Наварру и часть Арагона. Но под стенами Сарагосы (араб. Саракушта) Карл Великий потерпел поражение и был вынужден отступить. В горах его арьергард уничтожили баски. Произошло это в Ронсевальском ущелье, и позже эти события легли в основу самой знаменитой поэмы старофранцузского эпического цикла «Песнь о Роланде».

 

Гюстав Доре. Иллюстрация к поэме о Роланде

 

Поэма была написана на старофранцузском языке предположительно в конце XI – начале XII века, и в ней противниками франков были представлены сарацины (мавры, арабы), хотя в реальности отряд Роланда погиб в сражении с басками.

Вкратце сюжет поэмы таков: в течение семилетнего похода в мавританскую Испанию император франков Карл Великий завоевывает все города сарацин, кроме Сарагосы. (Стоит сказать, что императором Карл стал несколько позже, а поход и вовсе продлился несколько месяцев. Ни о каком завоевании всех городов речь, естественно, не шла. Не имеет смысла комментировать дальнейшие перипетии поэмы, воспримите это как художественный текст.) Марсилий, царь Сарагосы, которого обвиняли в том, что он «чтит Магомета, Аполлона славит», созывает совет и решает послать к Карлу послов. Послы предлагают франкам несметные богатства и даже обещают, что Марсилий будет вассалом Карла. Но на собранном совете бретонский граф Роланд отвергает предложение сарацин. Его недруг граф Гвенелон недоволен таким решением и едет как посол к Марсилию, настраивает того против Роланда и советует напасть на арьергард армии Карла Великого. Возвратившись, изменник сообщает, что Марсилий согласен стать христианином и вассалом Карла. Роланда назначают начальником арьергарда, и он берет с собой только 12 тысяч человек. В итоге арьергард попадает в засаду в Ронсевальском ущелье и вступает в бой с превосходящими силами мавров. Причем Роланд несколько раз отказывается последовать совету друзей и позвать подмогу. Проявляя чудеса мужества, франки отражают многочисленные атаки мавров и в конце концов погибают. Перед смертью Роланд трубит в свой рог, и Карл, заподозрив неладное, возвращается в Ронсеваль. Разгромив врага, он обвиняет Гвенелона в измене. Тот предлагает для установления истины некое подобие дуэли – судебный поединок. На него он выставляет своего могучего родственника Пинабеля, а на стороне обвинения бьется друг Роланда граф Тьерри. Тьерри побеждает, и Гвенелон вместе со всей своей семьей погибает.

 

Монета с изображением Карла Великого в виде римского императора

 

На самом же деле даже не ясно, существовал ли на самом деле Роланд. Единственное упоминание о нем в исторических документах – «Vita Caroli Magni» Эйнгарта, да и то многие историки убеждены, что это позднейшая вставка, заимствованная из эпоса. Там говорится, что в 778 году, когда Карл возвращался из похода в Испанию, на его арьергард в ущелье Пиренеев напали возмутившиеся баски и истребили его; при этом погибло несколько пэров, в том числе и Хруодланд, маркграф Британский (Hruodlandus britannici limitis prefectus).

Позднее в Европе появился еще ряд поэм о Роланде, воспевающих уже его любовные похождения: «Morgante maggiore» Л. Пульчи, «Orlando innamorato» М. Боярдо, «Orlando furioso» Ариосто, но они весьма далеки от первоначальной французской поэмы.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!