Пояснения и комментарии к шестому упражнению



 

На тренировку этого упражнения достаточно потратить один-два дня примерно по полчаса занятий в день. Физически упражнение несложное. Некоторого навыка потребуют только постукивания пальцами об пол с постепенным замедлением темпа.

Если вас поначалу будет что-то отвлекать, если будут мешать посторонние шумы – пусть это вас не расстраивает. Продолжайте заниматься как ни в чем не бывало. Тишина сознания придет постепенно, и вы научитесь ни на что не отвлекаться.

Долгосрочный эффект этого упражнения состоит в том, что вы научитесь вообще не поддаваться не только помехам и раздражителям, но и посторонним влияниям. Настоящему лидеру порой приходится совмещать, казалось бы, несовместимые качества: с одной стороны, быть чутким к настроениям и мнениям других людей и учитывать их, но с другой стороны, не быть слишком податливым для чужого влияния, уметь придерживаться своей твердой позиции и проводить ее мягко, но упорно и уверенно. Я не знаю ни одной западной психологической методики, которая могла бы научить сочетать эти качества. А вот тибетским практикам, с их особой, не подвластной обыденному сознанию логикой это под силу. Вы не станете глухим, слепым и равнодушным к чужим мнениям – напротив, вы будете очень чутки к ним. Вы начнете понимать, какие чувства, мысли и настроения движут окружающими. И при этом вы сможете помочь им скорректировать свое состояние и твердо направить к нужной цели – а вас никто не собьет с вашей собственной позиции.

Рекомендации по выполнению шестого упражнения:

• Для упражнения старайтесь выбирать уединенное место, такое, чтобы вам никто не помешал. Телефоны лучше выключить. Если совсем трудно сосредоточиться днем – тренируйтесь до рассвета, в самое тихое время суток.

• Для лучшего сосредоточения желательно это упражнение выполнять в темноте (поначалу, в дальнейшем это может и не понадобиться). Можно представить себе, что вы находитесь в пещере, далеко в горах, и своды этой пещеры как бы экранируют вас от всего мира, в том числе и от ваших собственных дневных забот и тревог.

• Во второй части упражнения не старайтесь размышлять слишком усиленно. Просто мысленно задайте себе тему – и пусть мысли текут так, как текут. Следите за ними как бы со стороны. Это размышление ближе к медитации, чем к обычной усиленной работе ума.

• После упражнения несколько минут отдыхайте, сидя в тишине с закрытыми глазами.

• Подводя итог, не забывайте осмыслить то, что пришло вам в голову во время размышления. Не нужно рассказывать об этом другим. Лучше начните записывать мысли, показавшиеся вам особо значимыми. Не исключено, что когда вы перечитаете их некоторое время спустя, они станут для вас толчком к новым идеям и решениям, которые изменят вашу жизнь к лучшему.

 

Глава 7 Настрой на обретение качеств учителя

 

 

Четыре важнейших качества учителя и лидера

 

Мы все поочередно посетили пещеру и поодиночке выполнили шестое упражнение, и некоторым из нас очень хотелось поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями. Но Цэрин сказал, что этого делать не нужно. То, что мы получаем во время двух последних упражнений комплекса, принадлежит каждому из нас лично и больше никому. Не нужно расплескивать свою энергию, рассказывая об этом другим. Тогда-то Цэрин и посоветовал вести дневник, записывая пришедшие в голову во время медитаций-размышлений мысли. Я последовал этому совету, и он в дальнейшем мне сослужил очень хорошую службу.

На следующее утро мы снова все вместе отправились в пещеру безмолвия. Когда мы вновь все расселись полукругом, Цэрин сказал, что намерен показать нам седьмое, завершающее упражнение комплекса, которое вместе с шестым представляет собой своего рода ключ к действенности всего комплекса. Оно направлено на обретение качеств лидера, способного сплотить вокруг себя людей и повести их за собой. Также это качества учителя, способного привлечь учеников.

Это упражнение, как и предыдущие, включает физические движения, особым образом направляющие энергетические потоки. Но оно еще в большей степени, чем шестое упражнение нацелено на создание особого настроя путем медитативных размышлений.

Прежде чем приступить собственно к демонстрации упражнения, Цэрин предложил нам очень внимательно выслушать и запомнить то, что он скажет. Ведь он должен задать направление нашим размышлениям во время упражнения и сообщить саму суть настроя на обретение качеств учителя и лидера.

Он объяснил нам, что настоящий учитель, способный привлекать учеников, обладает четырьмя важнейшими качествами.

Первое качество – это умение быть щедрым. Делиться с другими не только материальными, но и духовными благами. Не скупиться, опасаясь, что другие преуспеют больше, чем ты, воспользовавшись тем, что получено от тебя. Помнить, что когда отдаешь что-то искренне, открыто, от сердца – это многократно вернется к тебе.

Второе качество – умение правильно разговаривать с людьми. Это значит – не лгать, не клеветать, не разговаривать грубо и не заниматься пустыми разговорами. Это значит также обращаться к другим без осуждения, без напора и излишней жесткости. Если ты действительно хочешь чему-то научить другого – ты будешь с ним говорить честно, прямо, но без резкости и осуждения. Тот, кто говорит резко, с осуждением, обычно лишь притворяется, что хочет блага другому. На самом деле он хочет лишь превознестись над другим, потешить свою гордыню и возвыситься за счет унижения другого. Но тот, кто хочет унизить других – всегда в конечном итоге унижает себя. Такое поведение несовместимо с качествами подлинного учителя.

Третье качество – умение бескорыстно помогать другим. Если ты помогаешь другим, и при этом озабочен тем, что о тебе подумают или ждешь какого-то вознаграждения в ответ – значит, твои помыслы нечисты и от твоей помощи не будет пользы никому, а будет один лишь вред.

Четвертое качество – неукоснительное следование нравственной дисциплине. Ты не можешь помогать другим, а тем более учить их чему-то, если сам не следуешь в своей жизни нравственным принципам, которые пропагандируешь, и следования которым ждешь от других.

Нравственная дисциплина состоит в том, чтобы следовать добродетельному поведению и избегать недобродетельного.

Добродетельное поведение – это милосердное отношение к себе и к другим, доброта и терпение, честность, трудолюбие, совершенствование мудрости, спокойствие, любовь.

Недобродетельное поведение – это посягательство на то, что нам не принадлежит, в том числе на жизнь и имущество другого человека; а также алчность, недоброжелательность, лживость, злословие, грубость.

Каждый раз, выполняя комплекс упражнений, надо завершать его размышлениями на эти темы, а главное – строгим и беспристрастным отчетом перед самим собой: насколько вы преуспели в следовании качествам лидера и учителя, насколько добродетельны ваши мысли и поведение, какие ошибки вы совершили, где отклонились от пути, и как можно эти ошибки исправить.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!