Глава 23. АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА 5 страница



Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Включение в аудиовизуальное произведение фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из общего контекста аудиовизуального произведения, следует рассматривать как цитирование. Цитироваться могут и хореографические, и фотографические, и даже топографические произведения. Предполагается, что объем цитирования не должен преобладать над объемом основного текста; цитирование не должно быть основой содержания (в противном случае произведение не будет самостоятельным), цитата никогда не сливается с основным текстом.

Свободное использование произведения путем репродуцирования связано с достижениями в области фотографирования, ксерокопирования и т.д. Эти способы очень удобны для пользователя, хотя массовое репродуцирование ведет к неконтролируемому размножению многих произведений науки и литературы. Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме (кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования).

Статья 1275 ГК устанавливает жесткие правила указанной деятельности, согласно которым допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли библиотеками и архивами, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, в соответствии со ст. 1276 ГК допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения путем воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю в отношении фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, за исключением случаев, когда изображение произведения используется в коммерческих целях. Например, если кто-то извлекает прибыль от продажи открыток или альбомов, ценность которых именно в том, что на них помещены соответствующие произведения, авторы изображенных произведений должны получать часть прибыли. Свободно используемое произведение не должно быть основным объектом воспроизведения, передачи по телевидению или по кабелю, но оно вполне может быть второстепенным, фоновым объектом.

Свободное публичное исполнение музыкального произведения допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК).

Наконец, разрешается также свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения, например для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК) <1>.

--------------------------------

<1> Круг случаев свободного использования произведений, содержащийся в соответствующих статьях ГК, не подлежит расширительному толкованию. В США вместо прямого указания на действия, не образующие нарушения исключительного права, используется иной подход, основанный на доктрине fair use (добросовестное использование). Доктрина добросовестного использования представляет собой выработанный судебной практикой критерий защиты от обвинения в нарушении копирайта, позволяющий третьему лицу использовать защищенный исключительным правом объект разумным образом без согласия правообладателя.

 

3. Срок действия авторского права

 

Авторское право (исключительное право) на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Личные неимущественные права автора (авторство, право на имя и неприкосновенность произведения) охраняются бессрочно.

В том случае, если произведение было создано в соавторстве, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Если автор пожелал обнародовать произведение анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Если срок действия авторского права на произведение науки, литературы или искусства (как на обнародованное, так и на необнародованное) истек, то оно в соответствии со ст. 1282 ГК переходит в общественное достояние. После этого оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Но при этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

 

§ 6. Смежные права

 

1. Понятие смежных прав

 

Понятие смежных прав <1> впервые было закреплено в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г., далее - Римская конвенция). Оно включает в себя права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. В ст. 1303 ГК категория смежных прав расширена. К ним отнесены интеллектуальные права:

--------------------------------

<1> Впервые термин "смежные права" был использован В.И. Серебровским, который указал, что артист-исполнитель не создает нового, самостоятельного произведения, а его права являются смежными, или родственными, с авторскими правами (Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 86 - 88). Однако термин впоследствии вызвал критику В.Я. Ионаса, который полагал, что "название исполнительских прав смежными с авторскими крайне неудачно... Смежными могут быть две статьи кодекса, но не логические или юридические понятия. Название института должно соответствовать его сущности, а не прикрывать теоретический вакуум" (Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 79).

 

- на результаты исполнительской деятельности (исполнения);

- на фонограммы;

- на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);

- на содержание баз данных;

- на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (права публикатора).

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав.

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права. Смежные права сводятся к правомочиям использования своих объектов - исполнений, фонограмм, передач и др., а также распоряжения таковыми посредством их обнародования и передачи исключительных прав на них по договорам.

Рассматривая взаимосвязь авторских и смежных прав, необходимо отметить, что им свойственна пограничность, проявляющаяся в том, что и авторские, и смежные права вытекают из результатов творческой деятельности <1>: авторские права связаны с созданием произведений науки, литературы и искусства; смежные - с их использованием путем исполнения, постановки, создания фонограммы, передачи в эфир или по кабельному вещанию <2>. Более того, становление и развитие смежных прав, несмотря на то что исторически смежные права появились гораздо позднее авторских, имеют много общего. Если у истоков авторского права стояло изобретение печатного станка, то для возникновения смежных прав решающую роль сыграло изобретение радио, грамзаписи и кинематографа, что позволило воспроизводить процесс исполнения и создавать фонограммы, а также передачи вещательных организаций <3>.

--------------------------------

<1> Вместе с тем необходимо отметить, что если в творческой составляющей исполнительской деятельности (актеры, певцы, музыканты, танцоры) отказать нельзя, то творческая основа прав производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, а также прав публикаторов более чем условна. В этом случае речь идет о разновидности предпринимательской деятельности (разумеется, за исключением деятельности публикаторов произведений). Таким образом, критерий творчества может помочь в разграничении объектов авторских и смежных прав, но лишь в том смысле, что правовая охрана произведений строится с учетом презумпции их творческого характера, в то время как при предоставлении правовой охраны объектом смежных прав их творческий характер признается во всех случаях. См.: Определение ВАС РФ от 2 ноября 2007 г. N 14434/07 // СПС "Гарант".

<2> См.: Чернышева С.А. Авторское право России: основные положения: Учебное пособие. М., 2001. С. 97.

<3> См.: Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав // СПС "Гарант".

 

Гражданско-правовой институт смежных прав в отношении своих объектов выполняет те же функции, что и авторское право в отношении произведений науки, литературы и искусства. Существенной особенностью большинства смежных прав являются их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект вообще не является результатом творческой деятельности (например, транслируется спортивное состязание), смежные права носят самостоятельный характер <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 114.

 

Производность, зависимость смежных прав от авторских проявляется прежде всего в том, что большинство объектов смежных прав не могут возникнуть ранее объектов авторского права; смежные права на них осуществляются их обладателем лишь с согласия (разрешения) автора исполненного, записанного, переданного произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав, как и авторских прав, не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы (ст. 1305 ГК). Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении. Кроме того, в тех случаях, когда одно из государств - участников Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. в соответствии с национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограммы, распространенные среди публики, или их упаковки имеют все три элемента знака охраны.

В отношении смежных прав закреплен принцип гражданства. Изготовитель фонограммы должен быть гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом; фонограмма должна быть обнародована или ее экземпляры впервые должны публично распространяться на территории РФ. Точно так же организация эфирного или кабельного вещания должна иметь место нахождения на территории Российской Федерации и осуществлять сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Аналогичные правила действуют в отношении изготовителя базы данных: он должен быть гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом. Если изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, исключительное право возникает при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства на его территории предоставляется охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо. В том случае, когда изготовитель базы данных является лицом без гражданства, в зависимости от того, имеет это лицо место жительства на территории Российской Федерации или иностранного государства, соответственно применяются правила п. 1 ст. 1336 ГК, относящиеся к гражданам Российской Федерации или к иностранным гражданам.

Действие исключительного права публикатора распространяется на произведение, которое было обнародовано на территории Российской Федерации, независимо от гражданства публикатора, или за пределами территории Российской Федерации гражданином Российской Федерации либо обнародованное за пределами территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, на его территории предоставляется охрана исключительному праву публикатора, являющегося гражданином Российской Федерации.

 

2. Объекты смежных прав

 

В соответствии с п. 1 ст. 1304 ГК объектами смежных прав являются:

- исполнения артистов-исполнителей и дирижеров;

- постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

- фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);

- сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

- базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

- произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние и при этом не находящиеся в государственных или муниципальных архивах, - в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.

Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, в живом виде, живьем) или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.) <1>. Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

--------------------------------

<1> Строго говоря, объектом правовой охраны является не само по себе исполнение как творческий процесс, а его результат, обособленный от этого процесса с помощью соответствующих технических средств. Однако при окончательном редактировании текста ГК слова "результат исполнения" были заменены термином "исполнение" (см.: Маковский А.Л. Указ. соч. С. 182 - 183).

 

Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием "исполнение" охватывается также и постановка определенных произведений. Смежные права исполнителей начинают действовать, только если живое исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Передачи организаций эфирного и кабельного вещания - это набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли либо иным образом, в том числе при кабельном вещании - посредством кабеля, провода, оптического волокна и т.п. Однако с учетом многозначности слова "передача" закон более точно назвал объектом охраны "сообщение передачи". В отличие от игры артистов-исполнителей звукозаписи и передачи организаций эфирного и кабельного вещания, будучи результатом не творческой, а чисто технической деятельности, не отражают и какой-либо особой творческой оригинальности их создателей.

Тем не менее мировая практика показала, что дополнительное поощрение и создателей фонограмм, и вещательных организаций вполне оправданно, ибо способствует повышению качества данных продуктов человеческого труда. Использование фонограмм и ретрансляция программ вещательных организаций расширяют аудиторию, воспринимающую исполнителей. Одновременно усиливается эффект воздействия на аудиторию: мастерски сделанные фонограммы позволяют, к примеру, певцам вести себя на сцене более раскованно, танцевать, изящно передвигаться по зрительному залу, вовлекая в соисполнение слушателей, создавая у них праздничное настроение и превращая заурядный концерт в подлинный спектакль (шоу) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Костькова О.В., Тимошенко В.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1993 года "Об авторском праве и смежных правах" // СПС "КонсультантПлюс".


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!