Глава 23. АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА 3 страница



В литературе принято различать соавторство и сотрудничество, например, между участниками создания аудиовизуального произведения: ведь "одна только совместная деятельность не создает классического соавторства, которое предполагает по крайней мере однородную деятельность соавторов. Лица, принимающие участие в создании фильма, произведения которых вошли в него в качестве составной части, соавторами не являются. Такое соучастие есть сотрудничество - категория, неизвестная авторскому праву, а не соавторство" <1>. Однако, согласно другому мнению, аудиовизуальное произведение является неделимым объектом, а взаимоотношения между его авторами - нераздельным соавторством <2>.

--------------------------------

<1> Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. С. 70.

<2> См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 2005. С. 99.

 

Авторское право на аудиовизуальное произведение возникает с момента создания этого произведения у его изготовителя (кино- или телестудии, студии видеозаписи) - лица, организовавшего изготовление такого произведения, которое вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1263 ГК). Авторы сами не в состоянии создать законченный фильм, он может быть создан только во взаимодействии со студией - изготовителем, у которого и возникает право на аудиовизуальное произведение (хотя оно и остается производным).

Авторами такого произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК признаются:

1) режиссер-постановщик;

2) автор сценария;

3) автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Закон разрешает сценаристу и композитору использовать свои произведения в дальнейшем независимо от коллективно созданного произведения. Авторы других произведений, составляющих в своей совокупности аудиовизуальное произведение, обладают авторским правом только в отношении своих произведений. В их число входят автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, звукооператор, художник-постановщик, художник по костюмам, монтажер, дизайнер и др. <1>.

--------------------------------

<1> В литературе отмечается, что "признание режиссера-постановщика, сценариста и автора оригинальной музыки в качестве авторов аудиовизуального произведения, с одной стороны, основывается на том, что они внесли значительные творческие вклады в аудиовизуальное произведение, но, с другой стороны, является в значительной мере условным. И авторство на аудиовизуальное произведение - это авторство в силу закона, а не потому, что они создали аудиовизуальное произведение" (Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. С. 98 - 99).

 

Субъектом исключительных прав на кинематографическое произведение считается изготовитель (продюсер) - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма. Продюсер имеет право использовать аудиовизуальное произведение, т.е. распоряжаться им, но при условии, что ему переданы по договору исключительные права на конкретный вид использования такого произведения.

 

3. Субъекты авторского права на служебные произведения,

а также на произведения, созданные по государственному

или муниципальному контракту

 

Произведения науки, литературы и искусства могут создаваться авторами без заключения договора, вне связи с будущим правообладателем; по трудовому договору; в порядке выполнения служебного задания. Во всех случаях авторское право принадлежит только автору и никому другому; не имеет значения, создавалось ли произведение в рабочее время и на рабочем месте, по личной инициативе автора или по заданию работодателя (п. 1 ст. 1295 ГК). За автором всегда сохраняется право на имя, право на авторство, на защиту репутации автора, в том числе на защиту произведения от искажения, иными словами, все личные неимущественные права.

Однако исключительное (имущественное) право на служебное произведение по общему правилу принадлежит работодателю автора (п. 2 ст. 1295 ГК). Работодатель вправе использовать служебное произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1295 ГК). Работодатель может при осуществлении своего права использования служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Право использования служебного произведения в качестве элемента сложного объекта принадлежит работодателю в течение всего срока действия исключительного права на произведение. Работодатель может предоставить принадлежащее ему право использования служебного произведения другому лицу.

Работнику (автору) принадлежит право на вознаграждение за создание и использование служебного произведения. Размер, условия и порядок выплаты работодателем такого вознаграждения определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора - судом. Кроме того, у автора сохраняется право использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

Если работодатель в течение трех лет не начнет осуществлять свое право использования служебного произведения или не предоставит такое право другому лицу, он утрачивает это право. Это, однако, не распространяется на случаи использования служебных произведений в качестве элементов сложного объекта, например аудиовизуального произведения, а также на служебные программы для ЭВМ и базы данных, так как в целях нормального использования таких объектов необходимо максимальное сосредоточение прав на них в руках работодателей.

Вместе с тем не могут считаться служебными все без исключения произведения, созданные работником во время его пребывания в трудовых отношениях с работодателем, например, выполненные не по его заданию или не во исполнение служебных обязанностей либо выполненные сверх норм выработки. Некоторые работодатели требуют от авторов, чтобы последние в течение определенного времени после увольнения не использовали конкретные темы, наработки, разработки и т.д. Это требование является ничтожным, поскольку ограничивает автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области.

Исключительное авторское право на произведения, созданные по государственному или муниципальному контракту, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом (стороне контракта). Государственным или муниципальным контрактом может быть предусмотрено, что это право принадлежит публично-правовому образованию (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию), от имени которого выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации, исполнителю и муниципальному образованию (п. 1 ст. 1298 ГК). Работник, исключительное право которого перешло к исполнителю, имеет право на вознаграждение (абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК). В последнем случае государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

 

§ 4. Содержание и осуществление авторских прав

 

1. Личные неимущественные права автора

 

К личным неимущественным правам автора (п. 2 ст. 1255 ГК) относятся:

- право авторства;

- право автора на имя;

- право на неприкосновенность произведения;

- право на обнародование произведения.

Право авторства - это право признаваться автором произведения. Его не следует смешивать с правом на имя.

Право на имя - это возможность использовать или разрешать использование произведения под подлинным именем автора, под псевдонимом или без обозначения имени (п. 1 ст. 1265 ГК). Право на имя означает, что только автор волен выбирать, как будет обозначено его имя на переплете издания, в выходных данных, в титрах и т.д. По желанию автора может быть использован его псевдоним (вымышленное имя), который издатель не вправе раскрывать без согласия автора. Произведение может быть издано по желанию автора без указания имени (анонимно). Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), лица, которым известно подлинное имя автора (в их число входит пользователь, заключивший с автором авторский договор), не вправе без согласия автора раскрывать его личность. Авторское право на имя не совпадает с общегражданским правом на имя (ст. 19 ГК), принадлежащим любому физическому лицу.

Право на обнародование заключается в возможности автора самому обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме (п. 1 ст. 1268 ГК). Обнародование произведения означает обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц. Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, незрелым для представления его на суд публики, а потому вправе не давать согласия на его обнародование.

Как правило, автор реализует свое право на обнародование произведения при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче работодателю служебного произведения. Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано частично. Обнародование элементов содержания произведения - темы, сюжета произведения, его аннотации не является обнародованием самого произведения.

Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора или самим автором и по его воле. Если автор после обнародования своего произведения по каким-либо причинам не желает его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать авторские договоры. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования.

Право на обнародование предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения путем использования своего права на отзыв. Право на отзыв - это отказ от ранее принятого автором решения об обнародовании произведения, пересмотр такого решения (ст. 1269 ГК). Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому было отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор обязан публично оповестить о своем отзыве. При этом он вправе изъять из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Указанные правила не применяются к программам для ЭВМ и служебным произведениям.

Право автора на неприкосновенность его произведения и защиту произведения от искажения направлено на охрану произведения в его первоначальном, оригинальном виде (ст. 1266 ГК). В соответствии с этим не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Право на неприкосновенность произведения охраняется бессрочно. Как и право авторства и имени автора, такая охрана осуществляется лицом, которое автор вправе указать в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, а при отсутствии такого лица или после его смерти - наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Вместе с тем наследники и иные правопреемники автора наделяются правом разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК).

 

2. Имущественные права автора (правообладателя)

 

Согласно ст. 1270 ГК автору произведения или иному правообладателю (работодателю, наследнику и др.) принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Это право является имущественным и охватывает только использование произведения науки, литературы и искусства. В отличие от личных неимущественных прав оно носит срочный характер, но и исключительные, и личные неимущественные права автора являются абсолютными.

Обычно выделяют два вида правомочий правообладателя, составляющих содержание его исключительного права: право на использование объекта и право распоряжения объектом <1> (ст. 1233 ГК).

--------------------------------

<1> А.П. Сергеев выделяет в исключительном праве использования два аспекта: позитивный и негативный. Первый состоит в том, что правообладатель совершает самостоятельные действия, связанные с использованием объекта, а второй образует его право запрещать использование объекта другим лицам (кроме случаев, когда такое использование в соответствии с законодательством не является нарушением исключительных прав) (см.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003. С. 517).

 

Использование произведения, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия с целью извлечения прибыли или без таковой, согласно п. 2 ст. 1270 ГК осуществляется в различных формах.

Прежде всего, это воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи; изготовление в трех измерениях одного или более экземпляра двухмерного произведения. Запись произведения в память ЭВМ также считается воспроизведением.

Далее, это распространение произведения, которое реализуется путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. В это понятие также включаются предложение к продаже, бесплатное распространение (дарение), мена, сдача в прокат и другие подобные действия. Право на распространение произведения не следует понимать как часть права на воспроизведение, поскольку оно может не совпадать по времени и по территории совершения с воспроизведением произведения.

Использованием произведения является его публичный показ, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения (без соблюдения их последовательности), непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Публичный показ произведения необходимо отличать от публичного исполнения. Публичное исполнение произведения - представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- или радиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Основное различие между показом произведения и его исполнением состоит в том, что при публичном показе произведение или какая-то его часть просто демонстрируется публике, без совершения автором или иным лицом каких-либо активных действий, тогда как во втором случае произведение доводится до зрителей или слушателей путем совершения действий, выражающихся в пении, танце, декламации и т.д. При показе произведения осуществляется прямой контакт произведения со зрителем (публикой), при исполнении данный контакт опосредуется деятельностью исполнителя.

Публичность же при показе и исполнении произведения означает, что демонстрация произведения перед специалистами или его исполнение в кругу семьи или близких друзей не образуют публичного показа или публичного исполнения и не влекут предусмотренных законодательством правовых последствий.

К использованию произведения относится также импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Под этим понимается только импорт экземпляров произведения, но не прием поступающих из-за рубежа радио- и телепередач, причем сами импортированные в Россию экземпляры предназначены для распространения. Под импортом следует понимать пересечение экземплярами произведения Государственной границы Российской Федерации и возможное последующее растаможивание этого товара. Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией <1>. Под распространением экземпляров произведения следует понимать их распространение как на территории России, так и в зарубежных странах. Иными словами, право на импорт касается и тех экземпляров произведения, которые ввозятся в Россию для последующего распространения в других странах, а не только в России.

--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С. 225.

 

Прокат оригинала или экземпляра произведения также является способом его использования. Право на прокат принадлежит автору независимо от права собственности на экземпляры произведения. Лицо, получившее право на дальнейшее распространение экземпляров произведения, не вправе сдавать эти экземпляры в прокат без дополнительного согласия со стороны правообладателя. Право проката может уступаться автором другим лицам по авторскому договору, при этом оно автоматически включается в право на распространение.

Способ использования произведения представляет собой и его сообщение в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. Под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания либо с ее согласия.

К рассматриваемым способам относится и сообщение по кабелю, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения посредством его передачи по телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). По своему содержанию это право в основном аналогично праву передачи в эфир.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!