I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.
1. Картины жизни крепостного крестьянства.
2. Образы дворовых. Петрушка и Селифан.
3. Тема воли и бунта. (По «Повести о капитане Копейкине»).
II. Беседа по вопросам [8]:
1. В чем видит Гоголь силу и слабость русского народа?
2. Какова причина духовной деградации народа?
3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить «живую» душу?
4. Кто и когда высказывается о народе в поэме?
Крестьяне в поэме показаны в двух обличьях. Это дворовые люди или крестьяне, проданные Чичикову как «мертвые души». Крепостничество губит крестьян, обрекает их на нищету и невежество.
Но в то же время писатель отмечает и могучую силу народа, его ум и наблюдательность, верит в его жизнеспособность и прекрасное будущее.
В конце первого тома «Мертвых душ» Гоголь еще раз с восхищением упоминает о русском народе: «птица-тройка», летящая по необозримым просторам русской земли, могла родиться только у «бойкого народа». Образ русской тройки приобретает в поэме символическое значение. Он неразрывно связан для писателя с образами «ярославского расторопного мужика», ямщика, примостившегося «черт знает на чем» и лихо, под веселую русскую песню управляющего бешеной тройкой… В завершающем романтическом образе Руси – «птицы-тройки» – выражены и любовь Гоголя к России, и вера в ее великое будущее.
III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.
IV. Лирические отступления в поэме.
|
|
Различна тематика лирических отступлений. Но все они отражают душевные переживания Гоголя.
1. Размышления о типах писателей (7-я гл.). (Гоголь определяет себя как реалиста-сатирика, как гражданина-борца.)
2. Сатирическое изображение общества (1-я гл.).
3. Размышления о русском народе и России (11-я гл.).
4. Лирические воспоминания о днях своей юности (6-я гл.).
Домашнее задание.
Подготовить сообщения (индивидуальные):
1. Полемика вокруг «Мертвых душ».
2. Художественные особенности творчества Гоголя.
3. Иллюстрации А. Агина и П. Боклевского к «Мертвым душам».
Подготовиться к сочинению.
Урок 62
Развитие речи. Подготовка к сочинению
по поэме Н. В. гоголя «Мертвые души»
Примерные темы:
1. Смешное и грустное в произведениях Н. В. Гоголя.
2. Русский провинциальный город в изображении Н. В. Гоголя. (По комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души».)
3. Разоблачение крепостнической системы в поэме Гоголя «Мертвые души».
4. Души «мертвые» и «живые» в поэме Гоголя.
5. Образ Чичикова – «рыцаря копейки».
6. Образ народа и Родины в поэме Гоголя «Мертвые души».
7. «Повесть о капитане Копейкине». (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
8. «Сцена вранья» Хлестакова. (Анализ сцены из III действия комедии Гоголя «Ревизор».)
|
|
9. «Сцена покупки мертвых душ Чичиковым у Манилова». (Анализ сцены из 2-й главы «Мертвых душ» Гоголя.)
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из предложенных тем.
Урок 63
«КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ»
(ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО)
Цели : вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.
Наглядные пособия: портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
|
|
А. Р. Кугель
I. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество А. Н. Островского
Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.
Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.
Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.
После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.
С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.
С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!