Особенности и феномены религиозно-психологического комплекса верующих



 

В ходе религиозной деятельности и религиозных отношений возникают и воспроизводятся различного рода психологические явления, обычно именуемые религиозно-психологическим комплексом.

Религиозно-психологический комплекс включает в себя многие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, религиозные установки, чувства, общение и др. Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой является религиозная вера (в различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т.д.), находящая свое практическое выражение в культовых действиях верующего. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром. Но религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др. В частности, мировоззренческие, нравственные, познавательные потребности верующих получают специфическое удовлетворение через систему религиозных догматов, мифов и норм поведения, пропагандируемых религиозными организациями. Эстетические потребности удовлетворяются благодаря эстетическим компонентам богослужения. Во взаимоотношениях с другими верующими и служителями культа реализуются потребности в общении и утешении. В системе религиозно-психологического комплекса верующего большую роль играют ценностные ориентации, являющиеся важным показателем отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нравственные качества. Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентации, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное - сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из потребностей и интересов человека, рассматриваются как второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют религиозные ценности, созданные их воображением.

Таким образом, ценностные ориентации религиозных людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, - Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т.д.

Система ценностных ориентации верующих характеризует их общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения. Однако эта общая социальная направленность реализуется в их отношениях к конкретным событиям, фактам или лицам, в отдельных актах поведения. Поэтому важным элементом религиозно-психологического комплекса являются религиозные установки.

Религиозная установка - предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т.е. вся нерелигиозная информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.

Таким образом, раз сформировавшись, позитивная установка к другим верующим и служителям культа накладывает отпечаток на содержание и направленность сознания и поведения религиозных людей.

Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это переживание верующими своего эмоционального отношения к религиозным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе. Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т.д. Но у верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, т.е. переживаются как «страх Господень», «любовь к Богу», «чувство смирения», «чувство греховности», «радость общения с Богом», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближнему», «любовь к ближнему», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы», «ожидание чуда» и т.д. Особую роль играет религиозное общение - личные, эмоционально насыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реализуются религиозные отношения.

Религиозное сознание предписывает три плана общения:

верующих друг с другом;

верующих со священнослужителем;

верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д.

Как и всякое общение, религиозное общение осуществляется с помощью различных социально-психологических механизмов: внушения, заражения, подражания, идентификации и др. Вместе с тем не всякое общение верующих является религиозным, поскольку оно может развертываться в нерелигиозных сферах: экономической, политической, военной, художественной, в быту, на отдыхе и т.д.

Различные феномены веры

Вера - это глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения. В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Термин «вера» происходит от латинского veritas (истина), т.е. объект веры именно что претендует на истинность. Не гипотеза, даже не постулат, а именно что догма.

Феномен веры - это одна из тех тайн, пленником которых является человек. Это жизненно важная тайна, которая связана с самой возможностью существования человека, с его жизнью и смертью, с той реальностью, в которой человек ощущает себя живущим. Что такое вера? Этот вопрос волнует многих - ученых, философов, богословов, психологов, верующих и неверующих. Это слово встречается в нашей жизни повседневно: «верую», «верю», «уверен». Многозначность понятия. Слово вера означает разное и как явление изучается разными дисциплинами. Оно может означать то, «как человек верует», сам душевный акт веры, его субъективную природу. Оно может означать и то, на чем основывается человек в акте веры, те основания и критерии, которые позволяют ему быть уверенным в предмете веры.[2]

Религиозное сознание предписывает три плана общения:

верующих друг с другом;

верующих со священнослужителем;

верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д.

Отмечались и некоторые другие психологические особенности феномена веры. Говоря о бессознательных корнях веры, Д. Юм заключает: я «никогда не сознаю подобного акта», «опыт может порождать веру и суждение о причинах и действиях с помощью некоторой скрытой операции, и притом так, что мы ни разу об этом даже и не подумаем». В отличие от являющегося произвольным акта мысли, вера возникает спонтанно. «Она есть нечто такое, что не зависит от нашей воли но должно порождаться некоторыми определенными причинами и принципами, которые не находятся в нашей власти».

 

Особенности феномена веры

Отмечались и некоторые другие психологические особенности феномена веры. Говоря о бессознательных корняхверы, Д. Юм заключает: я «никогда не сознаю подобного акта», «опыт может порождать веру и суждение о причинах и действиях с помощью некоторой скрытой операции, и притом так, что мы ни разу об этом даже и не подумаем»[3]. В отличие от являющегося произвольным акта мысли, вера возникает спонтанно. «Она есть нечто такое, что не зависит от нашей воли, но должно порождаться некоторыми определенными причинами и принципами, которые не находятся в нашей власти»[4]. Г. Гегель замечает: «…вера выражает проникновенность абстрактную углубленность, то есть само мышление; если мышление противоречит вере – это мучительное раздвоение в глубинах духа достоверной убежденности… но эта проникновенность… непосредственно содержит в себе и самую»[5]. Отмеченные психологические особенности феномена веры привели некоторых исследователей к осознанию ограниченности гносеологического понимания данного феномена. Такое понимание, игнорирующее экзистенциальные основания веры, а также ее многие феноменальные проявления необходимо было преодолеть.

Израильский мыслитель Мартин Бубер, решая данную задачу, постулирует двойственную природу феномена веры. Вера у него выступает в двух образах: и как способ признания истинности чего-либо без достаточного основания, и как отношение доверия также без достаточного для этого основания. Действие веры философ образно описывает как последовательные акты «соприкосновения»

«принятия» за счет устранения дистанции между субъектом и объектом веры[6]. Онтологически М. Бубер определяет веру как вступление человека в действительность, полную действительность без сокращений и пропусков. Вера создает целостность личного бытия. Однако недопустимо подменять эту целостность чувством. «Чувство в лучшем случае лишь признак, указывающий, что мое бытие готовится стать целостным, а чаще чувство только вводит в заблуждение: оно создает видимость целостности там, где она на самом деле не состоялась»[7]. Интересны мысли о вере отечественного философа С.Л. Франка. Он скептически относится к тому, что называют «подлинной верой» – слепой, нерациональной верой. Такая вера есть итог акта послушания, доверия к авторитету.Чисто психологически, отмечает философ, такое объяснение существа веры отвечает действительности. Но чтобы верить авторитетной инстанции, надо знать, является ли она выразителем и проводником истины. Таким образом, всякая вера-доверие должна опираться на веру-знание, которая может быть только непосредственным усмотрениемистины, восходить к очевидности[8]. Нельзя заставить себя верить. Вера по ее существу может быть только свободным, непроизвольным, неудержимым движением души. Вера-знание есть «реальное присутствие самого предмета знания или мысли в нашем сознании»[9]. Это опыт, а не мысль. «Вера есть то опытное знание, которое делает всякое отрицание, колебание, сомнение, искание, всякий выбор между двумя решениями бессмысленным и беспредметным»[10]. С.Л. Франк также рассуждает о связи веры с волей. Вера не всегда дается «даром», как чувственный опыт, не «бросается в глаза», а требует волевого усилия или нравственного решенияискать то, что имеет высшую ценность. Вера по природе действенна. Веровать – значит жить в согласии со своей верой, руководствоваться ею и ощущать ее в своей жизни. Веровать – не терять сознания истинного пути. Продуктивной, на наш взгляд, для понимания роли веры в жизни личности является мысль М.К. Мамардашвили о поиске человеком определенной «точки опоры» в жизни. Этот поиск предполагает возможность «выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого общества и находить основания своего бытия, которые не зависят от того, что случится во времени с обществом, культурой, идеологией или социальным движением. Это и есть так называемые личностные основания»[11]. Мы предполагаем, что посредством веры человек как раз и обретает «точку опоры», которая является, по убеждению М.К. Мамардашвили, залогом и условием «не-распада личности». В современной философии реализуются различные стратегии изучения веры. Сохраняется традиция гносеологического исследования данного феномена. Также вера изучается с позиции герменевтики[12]. Реализуется и стратегия рассмотрения феномена веры в четырех планах: онтологическом (где вера выступает как реалия внутреннего мира), гносеологическом (где она понимается как принятие определенного «содержания »), аксиологическом (где она – позитивная оценка и ценность) и праксиологическом (где вера анализируется как интенциональная активность). Д.И. Дубровский отмечает, что такое «дифференцированное рассмотрение каждого аспекта является важным теоретическим условием достаточно полного, синтетического отображения и понимания феномена веры». В отличие от философии, преимущественно гносеологически толковавшей особенности феномена, в религиозных представлениях они трактуются несколько по-иному. Проанализируем понимание веры в христианстве. Несмотря на то, что здесь вера выступает исключительно как религиозная вера, христианской традицией заложены основания психологическогопонимания данного феномена. Апостол Павел в Послании к Евреям 11:1 дает следующее определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»[13]. Как видим, вера для Павла предстает не просто как пред-знаниетого, что пока не существует, но будет существовать, но и дает уверенность в настоящемотносительно осуществления ожидаемого будущего. Онтологически вера выступает как способ наделить существованиеможидаемое здесь-и-сейчас. Также это уверенность в существовании того, что пока невидимо, со- крыто от чувственного восприятия. Далее в 11:3 Апостол пишет: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим…» Таким образом, вера является и средством познания наиболее общих законов бытия . В остальной части 11 главы Послания Павел ставит в пример библейских исторических лиц – Авеля, Ноя, Авраама, Иосифа, Моисея и других, совершавших поступки на основе веры вопреки складывавшимся видимымжизненным обстоятельствам. В данных примерах вера в невидимое послужила основанием для жизненных выборов. Это значение веры подчеркнуто Апостолом Павлом и во 2-м Послании к Коринфянам 5:7: «…ибо мы ходим верою, а не видением…» Интересно также высказывание Павла в Послании к Римлянам 14:14: «Я знаюи уверен[выд. мною. – А.Д.] в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого…» Знание здесь понимается как результат познания, а уверенность относится к внутреннему состоянию, переживанию знания.Бесценный образец феноменологического описания переживаний, связанных с верой, ее ослаблением, потерей, приобретением и т.п., содержится в Псалмах, Книге Иова, в евангельских повествованиях. В Евангелии показана значимость веры для физического и духовного исцеления. В текстах Ветхого и Нового Заветов вере противопоставляются неверие, сомнение, страх. «Человек с двоящимися мыслями [т.е. сомневающийся. – А.Д.] не тверд во всех путях своих» (Посл. Иакова 1:8). Веру можно приобрести, укрепить, а можно потерять, ослабить. Пройдя через искушение (испытание), вера укрепляется, становится твердой, непоколебимой или оскудевает, угасает, разрушается. Испытание веры производит терпение (Посл. Иакова 1:3).Познавательны рассуждения Иакова в его Послании относительно соотношения веры и дел. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Посл. Иакова 2:14–17). И далее в 26 стихе этой же главы: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». «Видишь ли, – говорит Иаков об Аврааме, – что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» (Посл. Иакова 2:22). Эти рассуждения касаются природыверы. Для Иакова вера и дела взаимообусловлены, сопряжены друг с другом, неотделимы. Точнее можно сказать, что верасодействуетделам, но не в смысле – сопутствует, а побуждает к действию, проявляетсебя в них и, тем самым, достигает совершенства. Вера, не выраженная в действии, – это мертвая вера.

Неразрывную связь веры с делами подчеркивает и Апостол Петр в своем 2-м Послании 2:5, призывая верующих показать в вере добродетель. На это же указывает и Павел в Послании к Филимону 1:6: «…дабы общение веры твоей оказалось деятельным[выд. мною. – А.Д.] в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе».

Обобщая анализ философских и религиозных оснований проблемы веры, необходимо отметить следующее. В философии долгое время доминировала гносеологическая установка на рассмотрение феномена веры в соотношении со знанием (разумом). При этом веру в психологическом плане относили к актам или операциям «ума». Однако некоторые феноменальные проявления веры, такие как нетождественность мышлению, спонтанный характер ее возникновения, бессознательная природа и др., требовали выхода за рамки гносеологического понимания. В настоящее время реализуются различные стратегии исследования феномена веры: гносеологическая, герменевтическая, многоплановая. В христианстве вера выступила в своем экзистенциальном значении: как основание для жизненных поступков, как способ наделения существованием ожидаемого. При этом вера в невидимое противопоставляется видимым обстоятельствам, отмечается ее динамичный характер, постулируется деятельная природа.

В психологии относительно феномена веры сложилась следующая ситуация. В психологической практике (консультационной, коррекционной, терапевтической) данный феномен обнаруживается повсеместно. Известен тот факт, что исход решения психологической (и не только психологической) проблемы напрямую зависит от веры человека в успешность ее решения. Поэтому в процессе консультирования каждый психолог сознательно или бессознательно старается внушить клиенту веру в свои силы, действия, в разрешимость проблемы и т.п. В психокоррекции и психотерапии на присущей человеку способности верить вообще построен весь процесс психологической помощи: используемые приемы убеждения и внушения неразрывно связаны с данным феноменом.

Тем не менее на теоретическом уровне исследования феномен веры изучен недостаточно. Об этом свидетельствует смешение философского и психологического подхода к проблеме. Среди исследователей нет согласия во взглядах на природу феномена веры, его психологические особенности, следствием чего является психологическая неопределенность данного феномена. Так, Ю.Ф. Борунков относит веру к элементам сознания, К.К. Платонов определяет ее как «чувство, окрашивающее образы фантазии и создающее иллюзию реальности и познания их»[14], В.Р. Букин и Б.А. Ерунов говорят о вере как о коренной способности человека, связанной с его отношением к окружающим людям и природе. У А.К. Козыревой вера рассматривается несколько эклектично. То – как феномен, входящий в структуру сознания, то – как элемент структуры личности: то – под верой понимается эмоциональное отношение, то – некое «концентрирующее начало» в личности. Для Т.П. Скрипкиной вера есть «феномен сознания, психологически связанный с актом принятия»[15].

 

Заключение.

Так в чем же заключается своеобразие религиозной веры? Прежде всего, религиозная вера отличается от всякой иной тем, что ее объектом выступают представления (мысли-образы, понятия-фантазии) о потустороннем, природа которого коренится в сфере священного, таинственного, недоступного для постижения разумом обычного человека. Во-вторых, религиозная вера — это вера в реальное существование сверхъестественного мира и в возможность двусторонних отношений с ним. В-третьих, вера в реальность сверхъестественного проявляется в сознании в качестве личностно-психологической убежденности в абсолютной и безоговорочной истинности религиозных представлений. Таким образом, религиозная вера имеет дело со своеобразным знанием, не требующим дополнительных рассудочных доказательств. Во многом по этой причине она так непоколебима, стойка и прочна.

На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций и т. д. Здесь присутствуют и рационально-чувственные элементы религиозной веры, но приоритетная роль принадлежит эмоционально-чувственному элементу.

На теоретическом уровне религиозное сознание представлено в форме систематического вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библия, Коран и др.), утверждается религиозными организациями в виде канонизированных формул (догматов). Содержание вероучения развивается в специальной отрасли религиозного знания — богословии, или теологии, которая включает апологетику, догматику. Вероучительные формулы и документы являются результатом переработки содержания обыденного сознания, но они, в свою очередь, оказывают сильное влияние на повседневные религиозные предствления, формулируя его в заданном религиозными организациями направлении.

Заключение

Вера — состояние религиозного сознания, которое проявляется в бездоказательном признании истинности религиозного учения, существования сверхъестественных сил, абсолюта. Верующие люди признают веру подаренным Богом феноменом, который имеет сверхъестественную сущность.

Предметом веры являются гипотетические представления, образы, понятия, теории, сверхъестественное. Религиозный человек верует в исключительность сверхъестественных существ или сил, не применяя к ним критериев достоверности. Но не все гипотезы являются предметом веры.

Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Как составляющая акта волевого выбора, вера отображает подтвердительную силу духа, помогает человеку в мобилизации его духовных, моральных, физических сил. С верой связан и диалогический аспект религиозного сознания, посколькучеловек постоянно находится в общении с объектом своей веры.

Вера в сверхъестественное является существенным признаком любой религии. Наличие в человеческом сознании религиозных идей, представлений и чувств еще не свидетельствует о существовании религии. Ведь сверхъестественные существа могут фигурировать в произведениях искусства как художественные образы, человек может знать религиозное учение и не быть верующим. Религия воспринимает сверхъестественное как действительно существующее, верующий стремится установить с ним связь как с реальным объектом. Как и все явления духовной жизни, религия является результатом психической деятельности человека — ума, чувства, воли. Составляющими этой деятельности является представление, миропонимание, мироощущение, отношение к миру.

Некоторые ученые толкуют религиозную веру преимущественно как интеллектуальный феномен, акцентируя на смысловом характере религиозных представлений. На их взгляд, религия является преимущественно мифологической системой, а формирование религиозного сознания начинается с зарождения религиозных представлений, которые появляются в чувственно-зрительных образах. Их источником является природа, общество, человек. На основе этих образов формируются умственные конструкции: понятие, суждение, выводы.

Не всякая вера есть вера религи­озная, последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера есть особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предпо­лагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, реализации на практике предвидимого поведения, результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние воз­никает в вероятностной ситуации, когда имеется известная степеньуспешности действия, реальная возможность благоприятного ис­хода и знание этой возможности. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей сущест­венно значимый смысл.

 

Список литературы

 

1. Краткий словарь по социологии // под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989. - 637 с.

2. Учебное пособие для вузов // под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. Серия:

3. Юм Д.Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1966. С. 788.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 370.

5. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 353.

 

6. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.,1992. С. 398.

7. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М., ISBN 5-87604-124-6, 1996. С. 432

8. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988. С. 323

9. Рикер П. Герменевтика и психоанализ; религия и вера. М., 1996. С. 451.

10. Библия: Ветхий и Новый завет. М., 1996. С. 1509.

11. Платонов К.К.О системе психологии. М., 1972. С.216

12. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000. ISBN 5-7695-0647-4,

 С. 264.

 

 


[1] Учебное пособие для вузов // под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. Серия: Высшее образование. 2001 г.

[2] Краткий словарь по социологии // под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989.

[3] Юм Д.Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1966. С.204

[4] Юм Д.Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1966. С.392

[5] Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 339.

 

 [6] Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

 

[7] Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С.234.

 

[8] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

 

[9] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С.233

 

[10] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.С.240.

 

[11] Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М., 1996. С. 114.

 

[12] Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988; Рикер П. Герменевтика и психоанализ; религия и вера. М., 1996.

 

[13] Библия: Ветхий и Новый завет. М., 1996.

[14] Платонов К.К.О системе психологии. М., 1972. С.109.

[15] Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!