Своеобразие и структура религиозного сознания верующих



Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

1.1 Религиозная Вера ………………………………………………...................5

1.2 Религиозный Опыт …………………………………………….....................9

1.3 Религиозноеповедение …………………………………………………….11

2.1 Своеобразие и структура религиозного сознания верующих…………....11

2.2Особенности и феномены религиозно-психологического комплекса верующих………………………………………………………………………..15

2.3 Особенности феномена веры………………………………………….……20

Заключение……………………………………………………………………....26

Список используемой литературы……………………………………………..28

Введение

Актуальность темы исследования определяется новыми социокультурными условиями развития общества. В современном мире с одной стороны мы наблюдаем негативные и позитивные аспекты глобализационных процессов, влияющих на кризис культуры, традиционных ценностей, национальной идентификации общества. С другой стороны присутствуют поиск идентичности, попытки выработать и закрепить новую идентичность (например, опора на национальную, религиозную идентичность), обращение к религии, свободный выбор религиозной принадлежности, обращение к проблемам религиозности, религиозного опыта, веры, появления новых религиозных движений и т.д. Помимо этого в обществе на фоне утверждения таких либеральных ценностей как свобода выбора, свобода совести и убеждений, толерантность присутствуют такие негативные моменты как религиозная нетерпимость к иным вероисповеданиям, фундаментализм, фанатизм, религиозная ксенофобия, которые влияют на обострение религиозной конфронтации, агрессию верующих, экстремизм, террористическую активность радикально настроенных групп населения. Часто именно в религиозной вере (как самого религиозного феномена, так и веры людей совершающих акты насилия) ищут основания для процветания и невозможности устранить данные негативные стороны общественного развития. Это необходимо приводит нас к вопросу о сущности религиозной веры, являющейся ядром любой религиозной системы, неотъемлемым элементом жизни человека, выступающей парадигмой его мышления.

Исследование феномена религиозной веры: его сущности, элементов, типов, уровней (стадий), роли и места в жизни человека и общества чрезвычайно актуально. Исследуются психологические, культурологические, онтологические основания веры. Долгую историю в исследования;; религиозной веры занимает ее гносеологическая проблематика, рассмотрение ее как духовно-нравственных аспектов. В современных исследованиях аналитической философии затрагивается проблема языка и веры, ее символов. В социологических исследованиях вера рассматривается в практическом приложении (религиозность, религиозная мобильность). Однако всестороннего исследования религиозной веры, включающего все аспекты веры как религиозного феномена, выявляющего ее сущностную характеристику, критерии практически не разработано в современных исследованиях. Именно поэтому исследование феномена религиозной веры, ее сущностных характеристик, критериев, категориального аппарата веры, места и роли в жизни современного человека, проблемы самоидентификации и интеграции личности в общество являются в настоящее время актуальными и своевременными.

Степень научной разработанности проблемы: Обращаясь к материалу по феномену веры, можно выделить целый ряд областей, наметившихся в раскрытии и исследовании этого сложного многофункционального феномена, и проследить специфику его рассмотрения. Вера - многоаспектный, многофункциональный феномен, богатый материал для исследования особенно в современной ситуации. Односторонность в исследовании религиозной веры, терминологическая неразрешенность, приводящие к подмене понятий и искажению сущности веры выработка основных подходов к ее изучению составляют замысел исследования.

Исследование религиозной веры было предметом исследований в различных областях гуманитарного знания. Вера получила первое свое раскрытие уже в Ветхом и Новом Завете, в посланиях апостолов (особенно ап. Павла), рассматривалась многими Отцами Церкви, среди которых можно отметить Афанасия Великого (вера как особое искусство жизни с Богом), Кирилла Иерусалимского (истины веры), Макария Великого (совершенная вера), Амвросия Медиоланского (Символы веры), Бл. Аврелия Августина (гносеологическая проблематика веры). На сегодняшний день тема религии стала весьма актуальной. Следует отметить что за последние несколько лет заметно увеличилось число религиозных организаций, идет активное развитие узких направлений в религии. Люди все больше хотят быть ближе к религии. Чаще всего приходят к религии в пожилом возрасте.

Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему некоторые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему некоторые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»? Почему некоторые люди находят в своих религиозных убеждениях успокоение и поддержку, в то время как другие ввергаются в переполняющее чувство вины и самоосуждения? Какова роль религии для психического здоровья, прояснения ценностей и нравственного поведения? Именно эти вопросы заставили меня выбрать подобную тему касающуюся религии.

Психология религии - направление религиоведения, возникшее в конце XIX века, использующее психологию как метод исследования религиозных феноменов. Предметом психологии религии являются религиозные чувства, их причины, возникновение и развитие, особенности религиозного сознания.

Возникновение психологии религии было обусловлено несколькими факторами: во-первых, было накоплено очень много этнографического материала, который нуждался в осмыслении и обработке, во-вторых, начала зарождаться психология как наука. Учёные обратили внимание на то, что многие религиозные обряды, состояния в самых различных культурах имели одинаковую форму, и вопрос о том, почему так происходит, стал одним из основных для религиоведения.

Цель

Изучить мировые феномены религии, раскрыть их сущность. Рассмотреть религиозные организации через психологическую точку зрения.

 

Религиозная Вера

Человек в своем религиозном поведении, мышлении и чувствах является предметом изучения психологии религии. Психолог имеет дело с религией как психологическим феноменом, т. е. с теми процессами, которые происходят в человеческой душе. Религия рассматривается психологией как переживания индивида, как фактор, способный влиять на переживания и через них на действия индивида или группы людей. Основными вопросами, на которые стремится найти ответ психология религии, являются проблемы связи размышлений о Боге, выраженных в понятиях, с переживаниями, не поддающимися выражению на языке интеллекта и абстракций, а также проблемы различения религиозных переживаний от переживаний, вызванных музыкой, танцами, наркотиками. Можно назвать два основных подхода к решению обозначенных проблем. Теологический подход заключается в том, что религиозные переживания — это переживания особого предмета, которые не сводятся к человеческим эмоциям. Науке психологии в этом случае остается мало места, поскольку приходится только констатировать притязания или убежденность верующего в том, что он живет вместе с "живым" Богом. Но научная психология может заниматься только тем, что переводимо на язык науки, тем, что составляет содержание психической жизни "имеющих религию людей". Поэтому другой подход состоит в том, что психология изучает не связь с Богом, а веру человека в сверхъестественные силы (т. е. не то, что кажется верующему человеку реальностью, а саму реальность). Психологический анализ религиозных верований состоит в том, что исследователь "выносит за скобки" вопрос об их истинности, оставляя его философии и теологии.

При том, что психология религии изучает человека, она учитывает, что сама религия остается социальным феноменом и не сводится к субъективному и психическому: индивидуальный религиозный опыт всегда опосредован для индивида — социально или исторически — той или иной традицией. То, что индивидом понимается и обозначается как религиозное, зависит от того понимания религии, которое существует в общественном сознании.

Психология религии изучает субъективную сторону религии: религиозность индивида в его социальных связях, прежде всего в функциональных; мотивы и установки, обусловливающие религиозные представления; состояние сознания; религиозное поведение и действия; религиозные отношения (внутри общины, с внешним миром).

Религиозная вера в отличие от суждений науки не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддерживается силой традиции и "социальным соглашением". В психологии вера рассматривается "операционально" — как выражение доверия индивида к тем или иным фактам и высказываниям. Верующий убежден в том, что источником его верований является божественное откровение.

Если человек говорит: "Я верю — все будет хорошо" (больному перед предстоящей сложной операцией), — то это не есть акт религиозной веры, так как в этом случае, на самом деле он не знает будущего, знать не может и отдает себе в этом отчет. Если же человек находит возможным сказать в этой ситуации: "Я знаю — все будет хорошо", — потому что он претендует на особое знание, подразумевающее дар предвидения или сверхъестественного откровения, то это суждение и есть суждение-верование, в котором выражается психологический механизм религиозности. Благодаря этому механизму человек получает возможность испытывать доверие к тому, к чему он отнесся бы недоверчиво, исходя из здравого смысла или руководствуясь научными критериями.

В православном вероучении "Бог есть неведомая, недоступная, непостижимая, неизреченная тайна". Такое понятие о Боге представляет собой "учение", "религиозное знание". К нему индивид может приобщиться путем обучения: в семье, в церкви. Его вера состоит в том, что он принимает это религиозное знание в качестве истины путем научения, т.е. может принимать такое понятие о Боге на интеллектуальном уровне. С психологической точки зрения, такой человек не обязательно является религиозным, хотя для социологии это достаточный показатель его религиозности. Вера в данном случае означает признание человеком авторитета церкви, ее учения.

Религиозная вера как психологический феномен существует в виде религиозных верований, которые не обязательно связаны с "религиозными знаниями", но обязательно — с внутренней уверенностью в приобщении к "тайне". Такая вера является переживанием, которому в отличие от интеллектуального акта логика и доказательства не нужны. Психологически верования отличаются от знаний тем, что они "сопротивляются" ясному и четкому отделению объективной реальности от субъективного воображения. Они основываются на том, что воображаемое представляется более реальным.

В психологии восприятия известен тот факт, что восприятие и прямое наблюдение не просто пассивно регистрируют наблюдаемые предметы и ситуации, но одновременно помещают их в определенную смысловую рамку, частично данную от рождения, частично приобретенную. В процессе восприятия происходит активное истолкование и установление смысла. Это установление смысла присуще верованию как его психологический механизм и как выполнение роли, способ поведения, соответствующий ценностям и образцам, принятым в обществе. Переживания, связанные с верой в Бога, основываются на этой слитности факта и смысла в переживании. С функциональной точки зрения переживание Бога выглядит столь же естественным процессом, как и переживание любой "вещи". Поэтому Бог может быть так же реален, как и настоящие предметы. Человек живет в мире, который является синтезом объективной реальности и субъективного воображения, порожденного реальностью. Человек может синтезировать образ мира самостоятельно, опираясь на собственный опыт и воображение, а может принять готовый, закрепленный в традиции синтез реальности и воображения, который существует в уже разработанных верованиях. В последнем случае он получает набор образцов поведения, социального действия, реакции на события. Сверяя свои поступки и помыслы с этими образцами, человек оценивает свое поведение исходя из того, что в этом процессе оценивания участвует сверхъестественная сила. Свои взаимоотношения с этой силой он переживает как реальные. Таково психологическое объяснение характера религиозных переживаний.

Устойчивость религиозной веры объясняется ее способностью сопротивляться противоречащей ей информации. С одной стороны, это вызвано психологической природой всякого переживания: доводы разума достаточно часто бессильны перед эмоциями и желаниями. С другой стороны, это вызвано социокультурными обстоятельствами: конформизм, заставляющий признавать правоту большинства; социальное давление референтного окружения; стремление сохранить престиж; демонстрация национальной приверженности.

Особенностью религиозных верований является то, что они представляют собой психологическое образование, обладающее внутренней цельностью и самостоятельностью. Данные социологических опросов говорят о том, что верующие в своей массе не осведомлены о теоретических и фактических вопросах, составляющих основу их собственных вероисповеданий: вера не может быть интерпретирована как "продолжение" религиозного знания. Верования большинства людей являются "примитивными", в том смысле, что вопрос об их обоснованности обычно не ставится. Американский социолог С. Бадд приводит данные о том, что только две трети американцев-христиан, как показали исследования, знали, где родился Христос; лишь одна треть знала, кто правил Иерусалимом в это время; и менее одной трети — кто произнес Нагорную проповедь. С. Бадд обращает внимание на то, что даже активные верующие мало знают Библию — они воспринимают как библейские те высказывания, которые даже противоречат принципам христианства, но только изложены в библейской манере, на "библейском языке". С. Бадд заключает, что вера громадного большинства населения не основывается на теологии, на учении церкви, что в современном обществе крайне редко встречается знание церковной догматики, а "живая" религиозная вера носит во многом непоследовательный, случайный, эклектический, неупорядоченный характер.

Между церковным учением, "религиозным знанием" и непосредственной религиозностью, переживанием чувства соприкосновения с Богом стоит религиозный опыт: медитация, экстаз, мистические видения. Любой религиозный опыт можно описать, опираясь на три основных элемента: 1) мировоззрение, чувства, представления и отношения с внешним миром индивидуума, переживающего опыт; 2) раскрываемый в данном опыте объект религиозного поклонения; 3) социальные формы религиозного опыта, определяемые тем, что личность стремится сделать свой опыт достоянием других людей.

Религиозный Опыт

Понятие религиозного опыта охватывает все многообразие его индивидуальных проявлений, в том числе и чувство благоговения перед тайной жизни, ощущение страха и собственной нечистоты перед священным, ощущение присутствия и постоянного контроля со стороны сверхъестественной силы или личности, ощущение облегчения от прощения, ощущение ценности и упорядоченности жизни, чувство единения с Богом и преодоления эгоцентрического "Я".

Трудности изучения религиозного опыта связаны с невозможностью полноценного перевода внутренних переживаний личности на язык научных понятий или даже обыденного общения. Долгое время всю информацию исследователи черпали из свидетельств субъектов религиозного опыта. Но эти свидетельства чаще всего облекаются в формы, предписанные религиозной традицией. Под религиозной традицией мы понимаем привычку поклоняться Богу строго определенным способом, обращаться к нему в строго определенных выражениях, представлять себе его в строго определенных образах и вести себя согласно строго определенным канонам. Вместо уникального личностного опыта исследователь имеет дело с неким усредненным стандартом. Психологические исследования, тем не менее, позволили провести различие между объяснениями и простыми описаниями религиозной жизни. Первичной формой описания является религиозное переживание, которое чаще всего предстает в форме видения — прозрения, озарения, постижения, связанных с явлениями особого рода, например, явлениями Богоматери или других образов.

По ассоциативной логике мышления человек ищет в предстающем перед ним незнакомом объекте черты знакомых образов. У человека верующего ассоциации связаны с религиозными образами, присущими его вероучению. Например, хорошо известны миражи, которые наблюдают жители Самары. По данным областного архива, исследователи XIX века зафиксировали остатки мифологии угро-финских народов, объяснявшей миражи над Жигулями наличием в здешних местах некоего древнего храма — святилища семи небесных духов, повелителей огненного дракона. В книге Д. Садовникова "Сказки и предания Самарского края" (1884 г.) есть легенда о "странствующей церкви", которая появляется в самых непредсказуемых местах. Попасть в нее может только человек с чистым сердцем, обитают же в церкви семь праведных старцев. Число семь перекочевало из древней легенды в ее охристианенный повтор, но внешний вид образа миража сменился — христиане могут "увидеть" только знакомый им облик. Современные наблюдения описывают уже другие формы. В 1955 г. местный житель наблюдал и описал видение огромного здания, напоминающего православный храм, а в 1986 г. был описан "городской" и "пейзажный" мираж.

К мистическим формам переживания относится и экстаз, вызываемый часто внешними средствами, обозначающий состояние, в котором человек частично или полностью перестает контролировать свои поступки и им полностью овладевают "божественные силы". Техника достижения подобного состояния аналогична самогипнозу, только с более глубокими для сознания человека последствиями. В шаманских религиях экстаз рассматривается как достижение царства духов, в котором шаман может с ними сотрудничать напрямую. В пророческих религиях экстаз трактуется как состояние человека, полностью вручающего себя Богу, переживание полной покорности и отдачи ему.

Такого рода понимание религиозного опыта, свидетельства ощущений тех, кто его пережил, психология религии рассматривает не как объяснение, а как то, что подлежит объяснению. Современная психология нередко интерпретирует религиозный опыт как следствие внушения, депривации, эмоционального шока, как интеллектуальную игру или признак инфантильной зависимости. Но и религиозные деятели единодушно подчеркивают, что религиозный опыт есть следствие определенных причин. Только в качестве таковых они называют разнообразные формы подготовки к выходу за пределы повседневной жизни. Можно выделить три основных типа подготовки к религиозному опыту 1) рационально-диалектический тип — тренировка мышления для достижения инсайта (многие мыслители-мистики, от Пифагора до Николая Кузанского и Спинозы, углубленно занимались математикой); 2) моральная подготовка — достижение чистоты сердца, иногда соединенное с телесной дисциплиной (например, как у индийских йогов); 3) использование наркотических средств с целью расширения границ сознания.

Религиозное поведение

При изучении религиозного поведения имеют в виду такие внешние проявления, как частота посещения церкви, регулярность соблюдения религиозных ритуалов, следование моральным предписаниям, чтение священных книг. Речь в данном случае идет именно о поведенческих аспектах религиозности, а не о влиянии религии на деятельность человека в различных сферах его жизни. Религиозность человека выражается во внешних специфических действиях, но одно только посещение церкви нельзя интерпретировать автоматически как религиозность индивида, поскольку посещаемость храмов может определяться не психологическими мотивациями, а социальными причинами. Внешнее благочестие не является надежным свидетельством религиозности, оно может быть весьма поверхностным. С другой стороны, у социологии, например, нет других способов "измерить" уровень религиозности, а такие сведения просто необходимы на всех уровнях социального управления, система которого заинтересована знать как можно больше о мотивах и установках личности и групп.

Своеобразие и структура религиозного сознания верующих

 

В целом религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Религиозное сознание, как и общественное сознание в целом, включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии.

Специфику же самому содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон - содержательной и функциональной.

 Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не столько идеология, как это может показаться на первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии верующих, выражающие качественные характеристики их мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих процессов.

К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести: религиозную интерпретацию мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиозного и мистического опыта; общую специфику религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и поведения верующих.

Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психику. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т.д.

Особенностями религиозного сознания являются:

* более строгий контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками;

* более четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Религиозное сознание:

* не только вырабатывает конкретные ценности и потребности верующих, но и дополняет их формированием веры, основанной на определенных нормах поведения (например, пост, исповедь), культовых и ритуальных действиях;

* не только формирует веру в сверхъестественное, но и дополняет ее утешением, ориентирующим на ложное, иллюзорное решение проблем (противоречий) реальной жизни и находящим проявление в таинствах;

* формирует религиозные представления и верования посредством религиозного катарсиса чувств, в ходе которого отрицательные переживания вытесняются положительными;

* цементирует и превращает в единое целое идеологию и психологию, насаждаемый религией религиозный опыт, представляющий собой, с одной стороны, результат усвоения индивидом религиозных верований и представлений, почерпнутых им из окружающей его социальной среды, а с другой - являющийся следствием насаждаемых религией непосредственных психологических контактов и форм общения верующих.

Религиозная вера объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания. Это вера: а) в истинность религиозных догматов, текстов, представлений и т.д.; б) в объективное существование существ, связей и превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; в) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; г) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к такого рода событиям; д) в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков», церковных иерархов, служителей культа и т.д.

Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий. Религиозное сознание включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию.

 Религиозная идеология - это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме более или менее стройных учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания. Ее разработкой занимаются специально подготовленные богословы, религиозные философы.

Она включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения Святого Писания, богодуховности святого предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы богословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.

 Религиозная психология - представляет собой совокупность религиозных понятий, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии. Религиозная психология (обыденное религиозное сознание) в отличие от религиозной идеологии не оформлена в цельную и стройную систему верований. Поэтому она допускает значительные вариации по объему, содержанию и степени систематизированное входящих в нее элементов.[1]


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!