Принцип непривязанности: нет привязанности – нет страданий



То, что наиглавнейшим принципом буддизма является принцип непривязанности слышал, наверное, каждый. Что страдания являются прямым следствием привязанности человека. К чему?

Первая версия состоит в том, что привязанности к жизни вообще. Вторая, более житейская – привязанности к желанным объектам. Но никто не знает доподлинно истинных слов Будды. Поэтому позволим себе порассуждать.

Почему привязанность является источником страданий? Да потому, что, желая нечто, но не имея возможности – это получить, человек страдает. Страдание равно неудовлетворенности желания.

Но, можно же отказаться от желаемого? Если можно, то нет проблем. Нет у меня океанской яхты, да и не надо. Может быть и хорошо бы, чтоб была, но обойтись можно. Еще хлопот с ней не оберешься.

Беда наступает тогда, когда и понимаешь, что надо бы "плюнуть и забыть", а не можешь. Тогда каждую минуту думаешь о том, что тебе что-то нужно, даже просто необходимо. А у тебя этого нет, и чувствуешь страдание на подобие напряжения или боли, сильное влечение, которое невозможно удовлетворить, а без него чувствуешь себя несчастным, ситуацию безнадежной и т.д. Самый наглядный пример такого страдания – ломка у наркомана.

Если твое желание естественное и необходимое, например, пить, есть и дышать, то отказаться от исполнения этих желаний ты никак не можешь, умрешь. Страдание твое тоже естественное, а достижение желаемого в принципе вполне реально.

Например, привязанность детей к родителям является нормальной потребностью, способствующей выживанию детей, недостаток любви и заботы со стороны родителей вызывает страдания у ребенка. Такого рода страдания не могут рассматриваться как паталогические, и религия не может учить отказу от естественных желаний, а, следовательно, не может осуждать и жажду человека жить.

Это подтверждается тем, что буддизм утверждает, что никого нельзя насильственно лишать жизни. Следует уважать стремление всех живых существ жить, поэтому буддизм и осуждал жертвоприношение животных.

Значит естественные желания, связанные с сохранением и продолжением жизни, не могут рассматриваться как паталогические привязанности. Но, если человек ест значительно больше, чем ему необходимо, и обретает избыточный вес, то это можно назвать патогенной привязанностью к еде, и она ведет к нездоровью и страданиям.

Если он наоборот, не может есть, как это происходит при анорексии, то это тоже следует рассматривать как патологическую привязанность к еде, через ее отрицание. Если человек паталогически привязан к деньгам, как "дядя Скрудж", то это страдание, лишающее его же удовлетворения нормальных потребностей, поражающей безумным страхом потери денег.

Если же человек относится к деньгам легкомысленно, тратит их безмерно и бестолково, то это тоже отрицательная привязанность. То есть привязанность может быть, как бы со знаком на превышение нормы, так и на ее преуменьшение, на плюс и на минус. Отсюда проистекает срединный путь, провозглашенный Буддой:

"Струну, перетянешь, она лопнет, а не натянешь, она не зазвучит".

Следовательно, желания, которые удовлетворяются естественно и просто, которые необходимы для осуществления жизни, которые не преувеличены, и не преуменьшены, не вызывают страданий и не ограничивают свободу личности.

По сути под привязанностью понимается вредоносная зависимость личности от любого объекта, к которому он прикреплен своими собственными желаниями, над которыми не властен. Нечто, что невозможно получить, или от чего невозможно отделаться. Но вокруг чего порой начинает строиться вся жизнь человека, вся его личность.

В различных терапевтических школах таким "магическим" объектом признавались различные объекты. В теории Зигмунда Фрейда такой безусловной властью, создающей привязанность, обладало сексуальное удовольствие. На теории сексуального удовольствия и его эволюции в развитии личности строилась вся концепция.

В теории А.Адлера ведущую роль играли понятия комплекса неполноценности и стремления к превосходству. В теории Э.Берна ключевую роль играют понятия поглаживания и родительские предписания.

Но практика показывает, что объектом привязанности может стать что угодно. Причем привязанность может строиться как на стремлении это получить, так и на стремлении это отвергнуть. Это может быть любимый, но бросивший вас человек, но это может быть и враг, которого хотелось бы победить, или неприятные воспоминания, которые хотелось бы забыть.

Это могут быть деньги, которые вы потеряли, или боитесь потерять, или еще не смогли даже обрести, но уже только о них и думаете. Это может быть власть, слава, достижения, посмертная память людей о себе. Это может быть вина, долг, некоторая моральная догма, любимая идея, дача, машина, еда, животное, место, воспоминания, мечты и надежды и т.д. Это может быть привязанность к успеху, и привязанность к неудаче, к мыслям о смерти, к страху, к прошлому или будущему, к стыду, или гордости и т.д. Это может быть секс, это может быть еда, алкоголь и т.д.

Важно не то, какой объект стал для вас столь желанным, важно то, что вы не способны его отпустить, отказаться от него. И не потому, что он критически важен для вашей жизни, а (пока) неизвестно почему.

Вы действительно как будто привязаны какой-то веревкой к этому объекту, вас всегда тянет к нему, и вы можете отдалиться от него только на небольшое расстояние, вы в зависимости от него. Привязанность, это не только страдание по недостижимому, но еще и ограничение на свободу.

Наилучшим образом эта проблема может быть выражена с помощью метафоры о пойманной обезьянке. В Индии обезьянок ловят очень просто. Охотник выдалбливает тыкву, кладет внутрь приманку. Обезьянка сквозь узкое отверстие может засунуть лапку в тыкву и схватить приманку. Но кулачок уже шире отверстия, он не может выйти обратно, тем более с добычей. И вот обезьянка попалась. Она не догадывается, что чтобы освободиться необходимо разжать кулачок и отпустить свою добычу. Охотник, совершенно спокойно подходит к обезьянке и, как она не бьется, он легко ее забирает себе.

Таким образом, привязанность определяется не объективными обстоятельствами, а субъективными факторами наших страстей, и ограничениями нашего восприятия ситуации. Например, если бы обезьянка смогла увидеть ситуацию со стороны и понять, что стоит только разжать кулачок, и она окажется на свободе, то она может быть так бы и поступила.

А может быть поступила бы наперекор своему разуму, и все равно держалась бы за желанный объект, потому что очень трудно поступить вопреки своим желаниям. Так и человек.

Зачастую он понимает, что вредит самому себе, сознает, что следовало бы отпустить некоторый объект, без которого он вполне может прожить, и даже хорошо прожить, но он держится за этот объект во вред себе, из последних сил держится, теряя здоровье, благополучие, свободу и счастье.

Развивая тезис о привязанности как универсальной причине страданий человека, необходимо ответить на вопрос:


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!