Сценарный финал: благословение или проклятие.



Один из родителей кричит в порыве гнева ребенку: "Пропади ты пропадом!" или "Чтоб ты провалился!" — это смертные приговоры и одновременно указания на способ смерти. То же самое: "Ты кончишь, как твой отец" (алкоголик) — приговор на всю жизнь. Это сценарный финал в форме проклятия. Формирует сценарий неудачников. Здесь надо иметь в виду, что ребенок все прощает и принимает решение только после десятков или даже сотен таких транзакций.

У победителей вместо проклятия звучит родительское благословение, например: "Будь великим!"

Сценарное предписание.

Предписания — это то, что нужно делать (приказы), и то, чего делать нельзя (запреты). Предписание — самый важный элемент сценарного аппарата, который варьируется по степени интенсивности. Предписания первой степени, социально приемлемые и мягкие — это прямые указания адаптивного характера, подкрепленные одобрением или мягким осуждением ("Ты вела себя хорошо и спокойно", "Не будь слишком честолюбивым"). С такими предписаниями еще можно стать победителем.

Предписания второй степени (лживые и жесткие) не диктуются прямо, а внушаются окольным путем. Это лучший способ сформировать непобедителя ("Не говори отцу", "Держи рот на замке").

Предписания третьей степени формируют неудачников. Это предписания в форме несправедливых и негативных приказов, неоправданных запретов, внушаемых чувством страха. Такие предписания мешают ребенку избавиться от проклятия: "Не приставай ко мне!" или "Не умничай" (= "Пропади ты пропадом!") или "Перестань ныть!" (= "Чтоб ты провалился!").

Чтобы предписание прочно укоренилось в сознании ребенка, его нужно часто повторять, а за отступления от него наказывать, хотя в отдельных крайних случаях, с жестоко избитыми детьми, достаточно одного раза, чтобы предписание запечатлелось на всю жизнь.

Сценарная провокация.

Провокация порождает будущих пьяниц, преступников, а также другие типы пропащих сценариев. Например, родители поощряют поведение, ведущее к итогу — "Выпей!". Провокация исходит от Злого Ребенка или "демона" родителей, ее обычно сопровождает "ха-ха". В раннем возрасте поощрение быть неудачником может выглядеть так: "Он у нас дурачок, ха-ха" или "Она у нас грязнуля, ха-ха". Затем приходит время более конкретных поддразниваний: "Он когда стукается, то всегда головой, ха-ха".

Моральные догмы или заповеди.

Это наставления, как нужно жить, чем заполнить время в ожидании финала. Эти наставления обычно передаются из поколения в поколение. Например, "Экономь деньги", "Трудись усердно", "Будь хорошей девочкой". Тут могут возникнуть противоречия. Отцовский Родитель вещает: "Экономь деньги" (заповедь), в то время как Ребенок отца подначивает: "Ставь все сразу в этой игре" (провокация).

Это пример внутреннего противоречия. А когда один из родителей учит экономить, а другой советует тратить, то можно говорить о внешнем противоречии. "Береги каждую копейку" может означать: "Береги каждую копейку, чтобы потом пропить все сразу".

О ребенке, который оказался зажат между противоположными наставлениями, говорят "попал в мешок". Такой ребенок ведет себя так, как будто реагирует не на внешние обстоятельства, а отвечает на что-то в своей собственной голове. Если родители в "мешок" сунули какой-нибудь талант и подкрепили его благословением на победителя, это превратится в "мешок победителя". Но большинство людей в "мешках" — неудачники, поскольку не могут вести себя сообразно ситуации.

Родительские образцы.

Дополнительно родители делятся опытом, как в реальной жизни осуществлять их сценарные предписания. Это образец, или программа, формирующаяся по указанию родительского Взрослого. Например, девочка может стать леди, если мать научит ее всему, что должна знать настоящая леди. Очень рано, путем подражания, как большинство девочек, она может научиться улыбаться, ходить и сидеть, а позже ее научат одеваться, соглашаться с окружающими и вежливо говорить "нет".

В случае с мальчиком родительский образец скорее скажется в выборе профессии. Ребенок может сказать: "Когда вырасту, я хочу быть юристом (полицейским, вором), как отец". Но осуществится это или нет, зависит от материнского программирования, которое гласит: "Займись (или не займись) чем-нибудь рискованным, сложным, как (или не как) твой отец". Предписание начнет действовать, когда сын видит восхищенное внимание и гордую улыбку, с какими мать слушает рассказы отца о его делах.

Сценарный импульс.

У ребенка периодически появляются стремления, направленные против сценария, формируемого родителями, например: "Плюнь", "Словчи" (против "Работай на совесть"), "Истрать все сразу" (против "Береги копейку"), "Сделай наоборот". Это сценарный импульс, или "демон", который прячется в подсознании.

Сценарный импульс чаще всего проявляется в ответ на избыток предписаний и наставлений, то есть в ответ на сверхсценарий.

Антисценарий.

Предполагает возможность снятия заклятия, например, "Ты можешь преуспеть после сорока лет". Такое волшебное разрешение называется антисценарием, или внутренним освобождением. Но нередко в сценариях неудачников единственным антисценарием оказывается смерть: "Свою награду ты получишь на небесах".

Такова анатомия сценарного аппарата. Сценарный финал, предписания и провокации управляют сценарием. Они называются контролирующими механизмами и формируются до шести лет. Остальные четыре элемента могут быть использованы для борьбы со сценарием.

Варианты сценариев

Различные варианты сценариев Эрик Берн разбирает на примерах героев греческих мифов, сказок, а также на наиболее часто встречающихся в жизни персонажах. В основном это сценарии неудачников, поскольку именно с ними психотерапевты встречаются чаще всего. Фрейд, например, перечисляет бесчисленные истории неудачников, тогда как единственные победители в его работах — это Моисей, Леонардо да Винчи и он сам.

Итак, рассмотрим примеры сценариев победителей, непобедителей и неудачников, описанные Эриком Берном в его книге "Люди, которые играют в игры".


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!