Клир - общее наименование служителей церкви.



Клирос (греч. – жребий, ибо священнослужители некогда избирались по жребию) место на солее, предназначенное для хора и расположенное по сторонам от амвона

Клобук – головной убор монашествующих, большей частью в виде расширяющегося кверху цилиндра, с ниспадающей на плечи и спину тканью (куколем). Митрополиты носят клобук белого цвета с бриллиантовым крестом, архиепископы – черного цвета с таким же крестом. Патриарший клобук (куколь) имеет старинную полусферическую форму белого цвета, с крестом на вершине и с тремя лентами, одна из которых спускается на спину и две на грудь. На лобной стороне патриаршего клобука и на концах лент помещены образу шестикрылых серафимов.

Ковчег - углубленная средняя часть иконной доски, в которой располагается основное изображение.  

Кодекс – книжный блок. В Древнем Риме книга из крепленных вощеных табличек или листов папируса.

Конха (греч. раковина) в архитектуре полукупол или сомкнутый полусвод для перекрытия полуцилиндрических выступов или ниш здания, в частности, алтарных апсид.

Лавра (греч. – многолюдный монастырь) самые крупные православные мужские мнастыри. В Русской Православной Церкви четыре Лавры: Троице-Сергиева в Москве, Александро-Невская в Петербурге, Киево-Печерская и Почаево-Успенская.

Левкас – грунт, составленный из мелко перетертого алебастра или мела на животном или рыбьем клее. Левкасом покрывают в несколько слоев хорошо просушенную доску. После того, как левкас просохнет, его шлифуют.

Лествица (устар.) – лестница.

Лещадки – особое – ступенчатое изображение горок в иконе.

Литургия  (греч. – общее делание) – главное христианское богослужение, центром которого является Евхаристия – преложение Святых даров и причастие.

Лор, лорум (лат. – пояс) – широкая нарядная лента в виде пояса, охватывающая далматику.

Лузга – скос между средником и полями иконной доски, бывает прямым, выпуклым и выемчатым.

Мандорла (от ит. миндалина) – изображение сияния, как правило, многослойного, вокруг фигуры Спасителя в иконах Сошествие во ад, Успение Богоматери и др. Иногда внутри мандорлы помещаются Силы небесные (икона Спас в силах). Мандорла – символ величия Божия. Как твердая оболочка миндаля скрывает сладкое ядро, так сияющая Мандорла скрывает истинную Божественную и преображенную человеческую природы Христа в его телесности. Мандорла бывает овальной, круглой или килевидной. В иконе Всех скорбящих радости в мандорле изображена Богоматерь.

Мафорий – верхняя женская одежда в виде длинного покрывала. Согласно римскому обычаю, мафорий был принадлежностью замужней женщины. Мафорий Богоматери обычно пурпурного цвета, в котором символически соединены синий (небесный) и красный (земной) цвета. Мафорий Божией Матери с 474 года находился во Влахернском храме в Константинополе.

 Медиевист – ученый, специализирующийся на изучении Средневековья.

Мерило – посох как символ власти и посланничества в руке Архангела.

Милоть (греч. – овчина) – накидка из овчины (милоть Ильи Пророка).

Митра (греч. повязка) – парчовый головной убор, часть облачения архиереев, архимандритов, а в русской традиции с ХУШ века также и протоиереев как награда.

Нимб (лат. – облако, туча) – сияние вокруг головы Христа, Богоматери, Небесных Сил, святых. В православной иконе бывает круглый, треугольный, звездчатый и притом – золотой, серебряный или различных цветов – белого, охристого и т.д. Круглый нимб с крестом (крестчатый) надлежит исключительно образу Иисуса Христа.

Одесную – справа.

Одигитрия (греч. – Путеводительница) – изображение Богоматери с сидящим на ее коленях Младенцем, правая рука которого дана в жесте благословения, в левой же Его руке – свиток или книга. Богоматерь свой рукой как бы указует на Сына как на единый путь к спасению. Основной смысл этого образа – явление в мир Спасителя и поклонение Ему. Согласно преданию, первая икона Одигитрия написана евангелистом Лукою. На Руси тип Богоматери Одигитрия дал начало таким прославленным изводам, как Тихвинская, Смоленская, Иверская, Грузинская Богоматерь.

Оживка – светлые линии и штрихи, нанесенные на лики и обнаженные части фигуры и символически изображающие (означающие) сияние благодати.

Оклад – украшение иконы или книги, как правило, металлическое, нередко из серебра или золота с драгоценными камнями и жемчугом. Может включать накладные венец и цаты (своего рода ожерелье).

Омофор ( греч. – носимый через плечо) – часть архиерейского облачения в виде широкой ленты с изображениями креста. Он надевается поверх ризы так, что один конец свешивается спереди, второй сзади. Символизирует заблудшую овцу (человечество), которую отыскавший ее Добрый Пастырь (Иисус Христос) несет на плечах (Лк., 14, 4 - 7).

Оранта (лат. Молящаяся) – один из основных иконографических типов образа Богоматери, восходящий к раннехристианским катакомбным образам душ умерших, молящихся за оставшихся на земле. Изображаемая в конхе апсиды, Богоматерь Оранта в традиционном жесте заступнической молитвы являет не только единение земного и небесного начал в лоне Новозаветной Церкви, которую Она символизирует, но и связь земного человечества с Христом, к которому обращена Ее молитва, и с Царствием Небесным. Возможно, это один из образов Божией Матери кисти Евангелиста Луки.

Орарь – часть облачения диакона в виде длинной ленты с каймой по краям, символизирует благодать начальной степени священства.

Охрение (вохрение) – в иконописи техника постепенного высветления живописи лика с целью достижения впечатления его свечения.

Ошуюю – слева.

Паволока - ткань, которой проклеивали доску иконы, иногда сплошь, а иногда на местах возможных трещин.

Панагия (греч. Всесвятая) – 1)иконографический тип образа Богоматери с понятыми руками и Младенцем в медальоне на груди. Символизирует чудо Боговоплощения. В русском варианте такое поясное изображение получило название Знамение; 2) просфора, из которой на литургии вынимается частица в честь Божией Матери.

Паникадилообычно большая люстра, подвешиваемая на цепях в храме. Пантократор («все-властный, все-сильный, все-держитель») – иконографический тип образа Христа (Христос Вседержитель).

Паперть – крыльцо храма.

Параманд - четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей Христовых и черепа Адама, носимый монахами на спине и соединенный ленточками с деревянным крстом на груди.. Обозначает тот крест, который возлагает на себя инок, следуя за Спасителем.

Перевод – в данном случае механическое перенесения рисунка на доску. Существуют различные приемы перевода: в припорох, когда бумага с рисунком-подлинником по контуру прокалывается иглой и посыпается пигментом, оставляющим след на белом левкасе; при переводе на отлип контур обводится луковым или чесночным соком, краской, разведенной на меду или сахаре, оставляющими след на левкасе и создающими на нем зеркальный по отношению к подлиннику рисунок.

Плавь – тонкий слой жидкой краски, сплавляющийся в ровную поверхность. Доличное письмо проплавляется один-два раза, лики – многократно, обычно от темного к светлому, так что создается ощущение светоносности формы – ее внутреннего свечения.

Плащаница – (1) погребальное покрывало; (2) иконописное или вышитое изображение снятого с креста тела Спасителя или усопшей Божией Матери. Плащаница Иисуса Христа в Великую Пятницу выносится на середину церкви для поклонения и остается там до пасхальной полуночи. Затем снова вносится в алтарь и остается на Престоле до дня отдания Пасхи. Плащаница Божией Матери выносится на чин погребения праздника Успения Божией Матери. Плащаницы хранятся в гробнице, стоящей у одной из стен храма или в алтаре.

Подлинник – см. Иконописный подлинник.

Подризник – нижнее богослужебное облачение священника и архиерея, поверх которого надеваются ризы. Это длинная рубаха как правило из белого или желтого шелка, перехваченная поясом в талии и надеваемая на подрясник.

Подрумянка – составная краска для наведения румянца и подводки ноздрей, век, обозначения слезничка на иконных ликах.

Подрясник – каждодневное нижнее облачение монахов и священников, длинное, наглухо застегнутое, с длинными узкими рукавами и поясом, надеваемое под рясу. У монахов обязательно черного цвета, у других священнослужителей может быть темно-синим, коричневым, серым или белым.

Позем – обозначение земли на иконах.

Потир – чаша для Причастия.

Похвала Богоматери – праздник в честь Матери Божией, отмечаемый в пятую субботу Великого поста. Похвалой Богоматери именуется также икона, на которой Она явлена на престоле, как правило, в окружении тринадцати пророков.

Праотцы – ветхозаветные патриархи дозаконного периода (до Авраама) и подзаконного периода, именуемые отцами, до Иоакима и Анны – родителей Богоматери и Иосифа-обручника.

Преподобные – святые из монашествующих, стяжавшие высшее достоинство своими подвигами во имя Христово.

Пресвитер – священник.

Престол – (1)Силы Небесные, изображаемые в виде колес со множеством глаз на ободьях («очистые»); (2)расположенный в центре алтаря храма и накрытый особыми покрывалами четырехугольный стол, на котором располагается антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница. На престоле свершается таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и кровь Христовы, поэтому сам престол обозначает одновременно Гроб Господень и Рай как место пребывания Господа.

Придел – дополнительный алтарь с престолом

Притвор – западная, наиболее удаленная от алтаря часть храма, его паперть и проход в среднюю часть. Символизирует земной мир, приближающийся к христианской вере. В древности в притвор храма допускались неверующие и иноверцы. В притворе помещаются церковные прилавки для продажи свечей, икон, книг и др. церковных предметов, проводятся некоторые богослужебные обряды (обручение перед венчанием, оглашение – подготовка к принятию крещения). Здесь стоят те, кто получил епитимью (наказание за грех) от духовника, и те, кто считает себя недостойным в данное время находиться в храме среди верующих.

Пророки - библейские провозвестники воли Божией, по внушению свыше предуготовлявшие человечество к пришествию Мессии. Последний пророк - Иоанн Предтеча, или Креститель, узревший свершение прежних пророчеств. Единственный из пророков иногда изображается на иконах в виде Ангела Пустыни – с ангельскими крыльями.

Проскомидия – вступительная часть литургии, во время которой готовятся хлеб и вино для преложения их в Святые Дары во время таинства Евхаристии.

Просфора – небольшой круглый хлеб из квасного теста, на верхней корочке которого вытеснено изображение четырехконечного креста и буквы IC XC NI KA (Иисус Христос побеждает).

Протоевангельский цикл – комплекс сюжетов, повествующих о жизни родителей Богоматери и о жизни Марии и Иосифа на апокрифической основе.

Пурпур – драгоценная краска ярко-красного с фиолетовым отливом, темно-багрового цвета, которую в античности добывали из пурпуровой улитки. Пурпур считался цветом царственным. Соединение в нем синего (небесного) и красного (земного) цветов становится в византийском, а затем и русском православном искусстве символом Богоматери, изображаемой как правило в пурпурном мафории.

Риза – а) верхнее одеяние священника; (б) металлический оклад иконы

Рипида (греч. – веер, небольшое опахало) – серебряный или золоченый круг с изображением шестикрылого серафима в центре и на длинной рукоятке. Используется при архиерейском богослужении

Ряса (греч. – рваная одежда) верхняя одежда православного духовенства и монашества, имеющего священный сан, длинная (до пят) и просторная, с широкими рукавами, обычно черного цвета. Готовясь к богослужению, священник снимает рясу и вместо нее надевает подризник и ризу.

Саккос –  (греч. – мешок; евр. – рубище, вретище ) – верхнее богослужебное облачение архиерея, или риза. Это длинная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани и украшенная звонцами. Звонцы саккоса означают благословение слова Божия, исходящего из уст священнослужителя. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом.  

Санкирь – в иконописи нижний красочный слой, обычно темный – оливковый или коричневый, иногда желто-розовый, которым первоначально прописываются лики, руки и иные обнаженные части тела.

Святители - святые из епископского чина, предстоятели церковной общины

Святые Дары – подлинное и вещественное присутствие Христа для реального и спасительного соединения с Ним верующих христиан. Квасной хлеб (просфора) и вино, особым образом приготовляются на проскомидии и чудесным образом прелагаются во время литургии в Плоть и Кровь Христову – для таинства причастия. Красное вино смешивается с водой и вливается в чашу (потир). В наши дни в Церкви в русской традиции используется пять просфор: из первой священник вырезает четырехугольную часть – Агнца, Тело Христово, из остальных – частицы в честь Богоматери, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных, целителей, святых храма и для автора текста литургии, а также поминовения живых и мертвых. Частицы вместе с Агнцем возлагаются на особое блюдо – дискос, над которым ставится звездица – два металлических полукружия, расположенных крест-накрест, и накрывается вместе с чашей тремя платами (двумя покровцами и воздухом). Все эти действия сопровождаются особыми молитвами.

Сень (киворий) – в данном случае нарядный навес, часто в форме шатра, над престолом в алтаре храма. В иконе изображение сени есть знак того, что действие происходит в храме

Серафимы – см. Ангелы

Складень – предназначенный для путешествующих или воинов в походе уменьшенный вариант иконостаса, состоящий из нескольких икон-створок, соединенных петлями. Чаще всего к центральному образу Спасителя присоединены образы Богоматери и Иоанна Предтечи или Святителя Николая, но возможны и иные варианты

Скуфья – шапочка с острым верхом, внебогослужебный головной убор монахов и священников, надеваемый также при совершении треб (частных богослужений) на открытом воздухе.

Солея (лат. – престол, трон) возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в православном храме

Средник – центральная главная часть иконы с полями, на которых расположены изображения в медальонах или в клеймах, дополняющие и развивающие основной образ

Столпники – святые иноки, избравшие самый сложный вид аскетизма, отречения от мира и погружения в молитвенное состояние. На иконах столпники изображаются, как правило, по пояс на колоннообразных столпах

Таблетка («полотенце») – двусторонняя икона, написанная на прогрунтованной с обеих сторон ткани. Возлагалась на аналой как знак праздника, служила подлинником – образцом для иконописцев

Темпера – краска на природной или искусственной эмульсии (яичный желток, казеин, ПВА)

Тетраморф – символическое изображение четырех евангелистов в виде Ангела (Матфей), Льва (Марк), Тельца (Лука) и Орла (Иоанн) в углах красного ромба, символизирующего землю. Образ пришел в иконописание из видения пророка Иезекииля, это существа, окружающие Бога.

Триморф - обычно так называют икону с трехсоставным Деисисом (Деисусом)

Тябла – горизонтальные брусья, на которые крепились ярусы иконостаса. Тябла нередко украшались живописью и резьбой

Тябловый иконостас – классическая форма иконостаса, в котором основой для укрепления икон были тябла

Фаворский свет – сияние, Несотворенный Божественный Свет, в котором Христос предстал на горе Фаворе во время Преображения

Фелонь – риза

Фреска (ит. – свежий, сырой) – стенопись по сырой штукатурке

Херувимы – см. Ангелы

Хитон – мужская и женская одежда в виде рубахи из льна или шерсти, на плечах скрепляемая застежками – фибулами или завязками, подпоясанная с напуском.

Хоругвь – знамя Христово, впервые введенное императором Константином и несшее изображение креста, видение которого было дано императору перед битвой. На церковных хоругвях помещаются иконы

Шуйца – левая рука; ошуюю - слева

Явленная икона – так обычно называют иконы, найденные чудесным образом. Нередко их местонахождение бывает указано заранее в видении тому или иному человеку.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!