Канун – стол с распятием и подсвечниками для свечей, которые ставятся за упокоение усопших. У кануна совершаются панихиды – заупокойные богослужения.



ГЛОССАРИЙ

 

При составлении Глоссария использованы, кроме энциклопедических и толковых словарей, следующие источники: Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1991; Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: МИФРИД, 1995. Приложение: Словарь; Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. М., 1991; Булычев Ю.Ю. Православие. Словарь неофита. – СПб.: АМФОРА, 2004; В.О.Гусакова. Православный словарь церковного искусства. СПб.: ЛИТА, 2004; Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. Приложение: Словарь терминов; Галина Колпакова. Искусство Византии. Поздний период. 1204-1453. Приложение. – СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2005 и др. издания - энциклопедические и словарные. Все термины сверены со специалистами и некоторые по возможности уточнены.

Агиография (греч. hagios – святой +grapho – пишу) – церковная литература, посвященная жизнеописанию святых

Акафист – (греч. «акафистос химнос» - «неседальное пение») – это торжественное славословие в честь Господа, Божией Матери, ангелов и святых, которым христиане внимают стоя. Состоит из 12 долгих и одной короткой – предпоследней строфы.

Акафистные сюжетыв иконах и стенописи иллюстрируют тексты церковных песнопений и определяются строкой из акафиста: Всех скорбящих радость, «Неувядаемый цвет и др.

Алтарь – православных храмах восточная их часть, отделенная алтарной преградой, чаще всего - высоким иконостасом

Амвон (греч. – возвышение) (1) возвышениев православном храме под куполом; (2) в русских церквях выступающая часть солеи, с которой читается Евангелие , священник произносит проповедь и причащает мирян и т.д.

Аналой – высокий переносной столик с наклонным верхом, на который возлагаются иконы и богослужебные книги.

Ангелы (греч. – вестники) бесплотные посредники между создавшим их Богом и дольним миром – людьми. Приписываемый Дионисию Ареопагиту трактат «О небесной иерархии» содержит описание трех иерархий, в каждую из которых входит три ангельских чина:

- Высшая иерархия, предстоящая Богу «без посредства прочих», - серафимы (евр. Пламенеющие), наделенные стремительностью и силой очищения; херувимы (евр. – излияния мудрости) – способные воспринимать высшую мудрость и передавать ее другим; престолы – носящие Бога, «неподвижно и твердо прилепленные» к Нему;

- Средняя иерархия, отражающая принцип Божественного мировладычества и «совершенствующаяся посредством Божественных озарений, сообщаемых через чины Высшей иерархии» - господства, наделенные даром преобразования – уподобления Богу себя и всего, им подчиненного; силы – стремящиеся воспринять Божественные энергии; власти – устраивающие духовное владычество Бога;

- Низшая иерархия – непосредственно соприкасающаяся с «дольним миром» - начала, способные управлять соответственно Божественному порядку; архангелы – ангелоначальники, сообщающие Божественные озарения от начал к ангелам; ангелы – покровительствующие людям, охраняющие их, сообщающие им волю Господа.

В православной традиции наиболее выделены архангелы Михаил (Кто как Бог) – предводитель Небесного воинства и Гавриил (Сила Божья) – вестник. Подробные сведения об ангелах в иудейской традиции отражены в апокрифической книге Еноха.

Силы Небесные изображаются: архангелы и ангелы - в виде крылатых человеческих фигур; престолы - в виде крылатых колес с множеством очей по ободьям – как очистые, упоминаемые в книге пророка Иезекииля, серафимы – как лики с шестью крыльями, херувимы – как лики с двумя крыльями.

Антиминс (греч. – вместопрестолие) – четырехугольный плат из шелка или льна, на котором изображен Христос во гробе, положение во гроб или орудия страстей Христовых (крест, гвозди, молоток, терновый венец) и четыре евангелиста по углам. Возлагается на престол или может заменять его. Содержит частицы мощей мучеников и подпись освятившего его архиерея, а также надпись – для какого храма предназначен.

Апокриф ( греч. тайный, сокровенный) -  (1) сакральная книга, в которой излагаются тайные знания); (2) ветхозаветные и новозаветные тексты и переводы, не причисленные Церковью к каноническим ( Хождение Богоматери по мукам, Протоевангелие Иакова  и др.

Апостолы (греч.посланник) – в христианстве так названы ученики Христа, избранные им и посланные нести свет веры Христовой во все концы земли. Первыми были избраны двенадцать: Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, Симон (Петр) Ионин - брат Андрея Первозванного, Филипп, Варфоломей, Иаков Зеведеев (брат Иоанна Богослова), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев (Фаддей), Иуда Искариот. После самоубийства предателя Иуды Искариота в число двенадцати апостолов был избран Матфий. Все апостолы кроме Иоанна Богослова приняли мученическую смерть. Вслед первым двенадцати идут еще семьдесят апостолов.

Апсида (абсида)- полуцилиндрический выступ в восточной части храма, перекрытый конхой - полукуполом, в котором размещается алтарь. Эта архитектурная форма символизирует соединение небесного и земного начал, поэтому в ней нередко помещается изображение Богоматери – земной женщины, из плоти которой соткана плоть Спасителя.

Арианская ересь - отрицание Божественной природы Христа. Последователи Ария, бывшего пресвитером в Александрии и сформулировавшего свою доктрину в 318 году, утверждали, что Сын не вечен, не существовал до рождения и не был безначальным. На Никейском соборе 325 года арианство было осуждено и был сформулирован Никейский символ, провозглашающий Христа как «от Отца рожденного» и «несотворенного, единосущного Отцу».

Архангел (Архистратиг) Михаил (Кто как Бог) принадлежит к третьему ангельскому чину (см. Ангел). Предводитель архангелов и всего ангельского войска. В Библии, в книге Откровения описывается небесная брань, в которой небесное воинство во главе с Ахистратигом Михаилом воюет против дракона.

Ассист (лат. – присутствующий)– изображение Божественного Света как лучей или бликов, которые подобно золотым или серебряным нитям «прошивают» одежду и волосы изображения и обозначают присутствие Божие.

Багряница – (1) нить красного или пурпурного цвета, клубок которой держит в руках Пресвятая Дева в момент Благовещения. Из этой нити была соткана завеса (порфира) для Иерусалимского храма; (2) одеяние царственных особ. В багряницу (порфиру) был облечен Спаситель перед Распятием.

Барабан – цилиндрическое или многогранное подножие купола, венчающего храм.

Библия (Священное Писание) – книги, по определению Библейской энциклопедии, «написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами». Состоит из книг, написанных до Рождества Христова (Ветхий Завет) и по Рождестве Христовом (Новый Завет). Новый завет состоит в свою очередь из четырех канонических – утвержденных Церковью Евангелий (От Матфея, Марка, Луки и Иоанна), книги Деяния Апостолов, учительных Апостольских посланий и Апокалипсиса - Откровения св. Иоанна Богослова.

Блаженные (Христа Ради юродивые) – святые, добровольно принявшие на себя подвиг юродства, когда христианская святость прикрывается личиной безумия. Юродивые ходят нагими или полуобнаженными в любое время года, выкрикивают кажущиеся бессмысленными слова, нарушают нормы поведения, принятые в их время в том обществе, где они пребывают. В награду Господь дарует юродивым способность видеть духовными очами суть человека или события, предвидеть будущее. Они могут обличать несправедливость, помогать людям, пророчески возвещать волю Божию. Подвиг юродства Церковь признает одним из наиболее трудных.

Велум (лат. – парус) – в иконе ткань, переброшенная с одного архитектурного сооружения на другое и условно обозначающее, что изображенное событие происходит в интерьере.

Власяница – нательное одеяние из грубой шерсти, которое носили по обету.

Воздух – прямоугольный плат, возлагаемый на потир и дискос, покрытые малыми покровцами, во время литургии. Символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Изготавливается из парчи или шелка. При чтении Символа Веры  священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми дарами в знак присутствия Святого Духа.

Волхвы – (1) мудрецы, звездочеты, явившиеся с дарами с Востока вослед за Вифлеемской звездой, дабы приветствовать Рождество Христово. В иконах Рождества изображаются в виде юноши Мельхиора, средовека Валтасара и старца Каспара и символизируют все человечество (имена зафиксированы в западной традиции); (2) колдуны, чародеи.

Гиматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани, чаще всего набрасываемой поверх хитона.

Гликофилуса (греч. – Сладколобзающая) – вариант иконы Елеуса, Образ Богоматери, на руках которой сидит Младенец, прижимающийся щекой к ее щеке.

Голгофа (евр. – место черепа) – гора в Иерусалиме, на которой свершилось распятие Спасителя. В Иудею обычай совершения казни через распятие пришел из Рима, где таким образом казнили за самые тяжкие преступления только рабов или вольноотпущенников - убийц, разбойников, мятежников. При этом как правило использовались три формы креста: четырехконечный, трехконечный в виде буквы Т (греческая “тау”) или Х-образный - косой, позднее названный Андреевским, ибо на таком кресте был распят апостол Андрей. При этом казнимый мог стоять на земле или опираться на подножие, чем его мучения делались более продолжительными.

Доподлинно известно, что крест, на котором был распят Спаситель, имел «титло» - перекладину с надписью “Иисус Назарянин Царь Иудейский”, прибитой над головой Распятого. Была ли под Его ногами опора, достоверных сведений нет.

Согласно церковному преданию, Крестное древо выросло из зерна, положенного Сифом в рот умершему Адаму. Впоследствии это древо было вырвано с корнем, к которому приросла голова - точнее, череп Адама, и привезено в Иерусалим вместе с другими материалами для построения храма. Здесь череп был отделен от корня и выброшен, а затем найден царем Соломоном во время охоты. Царь привез череп в Иерусалим и повелел похоронить его, насыпав камни. Так образовалась Голгофа, на которой позднее был водружен крест с распятым Сыном Божьим. На любом изображении Распятия можно видеть в изножии креста в могиле череп праотца Адама, орошаемый кровью Спасителя, смывающей первородный грех.

Однако существуют и иные версии предания о Кресте Господнем: о его происхождении от Древа жизни, произрастающего в Раю. Якобы изгоняемый Адам унес ветвь от этого Древа, давшую впоследствии три побега (прообраз Триипостасного Бога). Из этого древа был вырублен жезл Моисея, затем из него хотели сделать балку для дворца, но не могли пригнать ее и перебросили через Кедрон для пешеходов. Царица Савская пророчески не пожелала ступить на этот мост, из которого впоследствии и был сделан Крест Распятия. 

Согласно еще одной версии, Крест сооружен из Древа Познания Добра и зла. Некоторые древние авторы утверждали, что крест был сделан из драгоценного кедра или кипариса. Однако православные исследователи полагают, что римляне едва ли стали бы распинать преступника, каким был в их глазах Христос, на кресте из драгоценной породы - скорее всего, это был самый обычный деревянный крест.

Голубец – (1) минеральная краска голубого цвета, наиболее дорогая и дающая самые удивительные оттенки голубого, производилась, по некоторым сведениям, из лазурита; (2) двускатная кровля над придорожными и расположенными на фасаде храма иконами и могильными крестами.

Графья (греч. – гравировальная игла) в данном случаепрочерченный по левкасу или штукатурке тонкой иглой контур рисунка.

Далматика – длинная одежда с широкими рукавами, украшаемая оплечьем, передником и подольником. На иконах - одеяние архангелов и царей.

Дароносица – сосуд, ковчежец, металлическая шкатулка для перенесения Святых Даров при необходимости причастить умирающего или больного человека вне храма.

Дарохранительница – металлический священный напрестольный сосуд в виде Часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Используется для хранения запасных – Преждеосвященных Святых Даров.

Дары волхвов – явившиеся приветствовать Рождество Христово волхвы принесли Ему в дар ладан – как Богу, золото – как Царю и смирну как Тому, Кто добровольно примет смерть.

Деисус (греч. Деисис моление) - это моление, с которым обращаются к Христу-Вседержителю святые и Силы Небесные.На иконах они изображены в вполоборота к Спасителю.

Деисусный чин – основная часть русского высокого иконостаса. Чин – это порядок, в котором расположены святые и Силы Небесные по отношению к находящемуся в центре Христу. Канонически закрепленная их связь в двоицы историками объясняется тем, что в римском суде свидетельство признавалось правдивым, если в пользу его выступало не менее двух человек.

Десница – правая рука.

Дискос (греч.- круг, тарелка) - небольшое блюдо на подставке для приготовления Агнца – главной просфоры, претворяющейся в Тело Христово в таинстве Евхаристии во время литургии.

Доличное письмо в иконе – все, что на ней изображено, исключая лики и обнаженные части фигуры, т.е. то, что пишется до того, как приступают к личному письму. Такой порядок работы над иконописным изображением закреплен в правилах иконописания и имеет глубокое обоснование.

Дьконник (диаконник) – помещение в восточной части храма к югу от алтаря. Часто служит ризницей и книгохранилищем.

Евангелие, или Благая весть (греч.) входящие в состав Библии первые четыре канонические книги Нового Завета, составленные евангелистами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Первые три, близкие по содержанию, называются синоптическими. Известен также ряд апокрифических Евангелий: Протоевангелие от Иакова, от Фомы, от Филиппа, от Никодима и др. Иногда – общее название Нового Завета.

Евхаристия (греч. – благодарение) – одно из семи таинств Православной Церкви, когда хлеб и вино на литургии прелагаются в Тело и Кровь Христовы – Святые Дары. Согласно учению Церкви, под видом хлеба и вина верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Таинство Причащения учреждено самим Иисусом, во время Тайной вечери преломившим хлеб и давшим его ученикам. При этом Учитель сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И взяв чашу вина, подал ученикам со словами: «Пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф., 26, 26 - 28).

Елеуса (греч. Милующая) - иконографический тип образа Богоматери, к лику Которой прикасается ликом Младенец. В русской традиции икона называется Умиление.

Епитрахиль – часть облачения священника, символизирующая Благодать Господню, - длинная широкая лента, надеваемая на шею. Обязательна при совершении богослужения.

Жертвенник – 1) стол, на котором совершается проскомидия, т.е. готовится бескровная жертва Евхаристии: хлеб и вино. Располагается в алтаре у северной стены храма; 2) северная алтарная апсида храма.

Житие – жанр церковной литературы, жизнеописание святого, созданное по особым законам агиографии

Житийная икона – та, в которой основной образ святого в среднике дополняется изображением событий его жизни и совершенных им чудес.

Закомара – полукруглое завершение наружной стены, соответствующее своду.

Звездица – две металлические дуги, соединенные крестообразно. Ставится на дискос, чтобы предохранить частицы литургического хлеба от смешения при покрытии дискоса покровцом. Символизирует звезду, ознаменовавшую рождение Спасителя.

Зерцало – в иконе изображение сферы в руках архангела, в ней он видит отраженный свет Божества.

Знамение (устар.) предзнаменование, предвестие. В иконографии особый иконографический извод образа Богоматери Оранты, дополненного изображением Христа Эммануила в сфере на груди. Символизирует Боговоплощение. Распространено достаточно широко, но именование Знамение имеет только на русской почве.

Знаменщик – мастер-иконописец, выполняющий самую важную часть работы над иконой – прорись изображения, которое лучшие из знаменщиков создавали самостоятельно. Как правило, это был руководитель артели.

Игумен (греч. – ведущий)  –духовный чин, присваиваемый настоятелю монастыря. Дается также в награду монашествующему священству вне связи с управлением монастырем.

Извод – одна из разновидностей канонического изображения, особый канонический тип образа.

Изограф – художник, чаще всего этим слово м обозначался график-миниатюрист.

Иконоборчество – еретическое  движение в Византии УШ-1Х вв., состоявшее в отрицании иконопочитания и жесточайших гонениях иконопочитателей. Восстановление иконопочитания произошло в 843 году при царице Феодоре, в честь чего был установлен праздник «Торжество Православия».

Иконография – устойчивая традиция изображения лиц и событий Священной истории, а также догматов веры, сложившаяся на основе разнообразных источников и закрепленная в канонических образах.

Иконописный подлинник – руководство по иконописанию в виде собрания описаний и образцов изображений (лицевой подлинник) или только их подробных описаний (толковый подлинник).

Иконостас – уставленная иконами преграда, отделяющая алтарь в православном храме. Русский высокий иконостас складывается на рубеже Х1У-ХУ веков.

Ипостась – Божественное Лицо, различаемое от двух других Лиц (Отец, Сын и Дух Святой), но в Каждом из Них Божественная Сущность, по которой Они тождественны.

Исповедники – святые Древней Церкви, открытопровозглашавшие веру Христову во время гонений, а также те, кто претерпел мучения, но, в отличие от мучеников, остался жив

Камедь (греч. – древесный клей) используемый в качестве клея густой сок акации, вишни и др. деревьев

Камилавка – головной убор священников и диаконов в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого тканью.

Канон (греч. – норма, правило) – в широком смысле слова правила церковной жизни, установленные Святыми Отцами или Церковными соборами. В данном случае совокупность правил и установлений, способствующих созданию благодатного образа, которые были накоплены в процессе соработничества святых иконописцев с их небесным покровителем Святым Духом. Канон в иконописании служил и служит опорой для иконописца, помогая ему в его подвижническом труде и определяя основные особенности процесса иконописания – начиная с высших установок, определяющих смысл образа, и до материалов, которые следует использовать, ибо и они имеют литургический и символический смысл.

Канун – стол с распятием и подсвечниками для свечей, которые ставятся за упокоение усопших. У кануна совершаются панихиды – заупокойные богослужения.

Квадрифолий – храм, построенный по плану четырехлепестковой формы, а также украшения той же формы в живописи и шитье.

Киноварь – ярко-красная минеральная краска.

Киот (греч. – ковчег) – застекленный деревянный футляр или специальный шкафчик, иногда с дверцами (створами) для хранения иконы.

Клав (лат. – полоса) -  полоса ткани, в императорской одежде – из золотой парчи, вставляема на плече хитона. В иконописных изображениях присутствует в одеждах Христа.

Клеймо – изображение на полях иконы событий из жизни святого или совершенных им подвигов и чудес, в классическом варианте заключенное в прямоугольник. Житийные клейма окружают центральное изображение, дополняя его.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!