Доцент архимандрит Иоанн (Маслов)



 

 

 


[1] О церковном делении праздников на великие, средние и малые и об особенностях их служб см. в Типиконе, гл. 47.

[2] Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то попразднества не будет, но если случится в Вербное воскресение, Страстную или Светлую седмицу, то не будет ни предпразднества, ни попразднества, а только один день праздника.

[3] В Типиконе (последование 2 февраля «аще в неделю») указывается, что если Сретение случится в неделю, то воскресная служба не отменяется, а поётся вместе со службой праздника, как бывает в двунадесятые Богородичные праздники. В 8-й храмовой главе также говорится: «аще ли храм случится Покрова или Сретения Пресвятой Богородицы или ни кий храм Ея в неделю, и поем всю службу вечер и утро и на литургии во всем подобно, яко же Рождество Богородицы в неделю сентембрия и 8-й день». Вообще же в Типиконе (гл. 57) нет прямого указания на то, что Сретение относится к Господским праздникам.

[4] Службы всех неподвижных двунадесятых праздников помещены в месячных Минеях, а службы подвижных двунадесятых праздников – в Триоди Постной и Цветной.

[5] Предпразднства не имеет по той причине, что в субботу совершается поминовение всех усопших.

[6] Слово в день Рождества Богородицы.

[7] Великая вечерня, стиховная стихира на «Слава, и ныне». Срав. 1 к. п. 1,3.

[8] I) Следует заметить, - говорит проф. архим. Киприан (Евха­ристия (из чтений в православном Богословском институте в Парике). Париж, 1947, с. 153-154, - что на Востоке прочно утвердился тот взгляд на Проскомидию, что после ее оконча­ние никакого поминовение и вынимания частиц не бывает. Это и правильно, ибо с покровением проскомидии и произнесе­нием отпуста священнослужитель показывает, что эта часть бо­гослужебного чина закончена и возвращаться к ней снова пос­ле завершительных действий значит считать эти действия не бывшими. Отпустом заканчивается определенная часть богослу­жение и возвращаться к ней в другой части богослужения не­возможно. В России установился и постепенно очень прочно утвердился тот взгляд, что проскомидия, хотя и закончена . словами литургисающего иерея, но это для мирян не обязатель­но, и поэтому те, кто не успел подать с вечера или утром до начала проскомидии свои поминания, подают их и после конца проскомидии, в течение всей литургии оглашенных до Херувимской песни, и многие иереи этому не только не проти­вятся, но и поощряют, ибо подача просфор связана всегда с доходом для церкви; а в некоторых храмах, где особенно свя­щеннослужители приспособляются к привычкам и требованиям мирян, подача просфор продолжается вплоть до "Верую" и "Тебе поем". Русская практика выработала даже особый спо­соб покровения проскомидии, а именно дискос покрывается не совершенно, но передняя часть покровца откидывается и поды­мается и остается также откинутой передняя часть воздуха, чтобы этим легче было добавлять вынутые частицы на дискос. Ничего подобного ни греческая, ни сербская практика не до­пускает. Оправдывать подобное отступление от требований служебника и самого смысла чина тем, что при архиерейском служении епископ совершает свою проскомидию особо во время Херувимской и вынимает в это время частицы, не приходится, ибо при этом служении в конце проскомидии не читается молит­ва предложения и не совершается отпуст проскомидии; ее заканчивает, таким образом, сам архиерей. (Это подтверждает и К. Никольский, говоря, "Впрочем архиерей, придя в предло­жение (к жертвеннику) в то время, когда следует переносить дары на престол - во время большого входа, сам вынимает час­тицы из просфор за здравие и за упокой. И прежде сего архи­ерей читает молитву предложения: "Боже, Боже наш...", а именно - во время великой ектений". См. Устав Богосл. Пра­вославной Церкви. К. Никольский. СПб., 1900, с. 375). Поэто­му надо или не говорить отпуста проскомидии и не читать молитвы вплоть до момента Херувимской и тогда уже закончить приготовления к литургии, или строго и безусловно придержи­ваться восточной традиции, т.е. требований устава и разумного грамотного отношения к совершающемуся чину. Первое приблизи­ло бы нас к древнему положению проскомидии между литургией оглашенных и литургией верных.

На Востоке также при соборном служении литургии не выни­мают частиц все сослужащие иереи, а только один проскомисающий. Он поминает записки и вынимает частицы для сослужащих иереев. Этот обычай, твердо соблюдаемый на Востоке, в сущ­ности предписан и нашим служебником. В конце чина проскоми­дии находим такое примечание: "Аще же собором служат священнии мнози, действо проскомидии один иерей токмо да творит, и глаголет изображенная: прочий же служителе ничтоже проско­мидии особо не глаголют".

Наконец, уже совершенно ничем не оправдано, когда не служащий совсем иерей, а просто находящийся в алтаре, надев на себя епитрахиль, подходит к жертвеннику и вынимает из просфор частицы.

 

[9] К. Никольский. Устав богослужения Православной Церкви. СПб., 1900, с. 396.

[10] Но если в воскресные дни поется светилен праздника, как то бывает в Господские праздники, то "Свят Господь..." не поется (С.В. Булгаков. Настольная книга. Харьков, 1900, с. 786.

[11] В конце 1-го часа, т.е, после молитвы "Христе свете ис­тинный...", положено петь "Взбранной Воеводе...", но не кондак праздника. И только на Рождество Христово, как ис-ключение, поется кондак "Дева днесь..." (Там же, с. 789).

[12] В предпразднство и попразднство во все седмичные дни до пятницы включительно на "Слава, и ныне" поется стихира праздника, а в пятницу вечером на "Слава" поется стихира праздника, а на "И ныне" - догматик гласа (отдание его) (Типикон 7,9 сентября).

[13] Но по уставу В. Розанова, песнь рядовая будет вести свой счет от праздника. Например: Если праздник Рождества Богородицы совпадет в среду, то в четверг будет служить Рядовой песней 1-я и т.д. (стр. 287).

[14] Никифор Каллист. Церковная история, кн. 2, гл. 3.

[15] "Подобает ведати, яко аще случится Отдание праздника Вхо­да Пресвятыя Богородицы в Неделю, оставляется восследование святого Петра и поется, егда хощет екклесиарх". (Тип., 25 ноября),

[16] Но в Типиконе говорится тропарь: "Богородице Дево..." - трижды. Это - опечатка.

[17] Восемь песен канона составил св. Феофан, митроп. Никейский, а десятую св. Иоанн Дамаскин.

[18] Примечание. Совпадение Благовещения с Великим Пятком было в 1950 году. Подробные уставные указа­ния можно найти в "Богослужебных указаниях" за 1950-й год, вып. II, изд. Моск. Патр., стр. 6-46.

[19] Следованная Псалтирь, с. 445.

[20] Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви, М., 1902, с. 600; Богослужебные указания, 1954, с. 136.

[21] Примечание. В день Благовещения, случившийся в св. Четыредесятницу, разрешается рыба (Тип. 26 марта), но в Страстную седмицу, начиная с понедельника, рыба не разрешается (см. Никольский. Цит. соч., с. 566).

[22] Типикон, послед. 26 марта; К. Никольский, цит. соч., с.566.

[23] Примечание. В 20 и 43 главах Типикона не содержатся указания, чтобы в отдание праздника Благовещения, слу­чившегося в седмичные дни, св. Четыредесятницы (кро­ме Лазаревой субботы, Вербного воскресения, Страст­ной и Светлой седмиц) на 9-й песни канона петь при­певы праздника. А это значит, что следует петь "Чес­тнейшую" (см. также Церковный календарь 1981 г., с. 16). И тем более в среду 4-й седмицы прямо ска­зано, что в отдание праздника поем "Честнейшую". Но в субботы 3-ю и 5-ю Великого поста в отдание праздника поются запевы, вместо "Честнейшую" (Типи­кон, 26 марта, и Марковы главы; В. Розанов, цит. соч., с. 626).

[24] Лебедев П. Наука о богослужении Православной Церкви, ч. 2, М., 1895, с. 57.

[25] К. Никольский, с. 558.

[26] См. Тип. Если случится Сретение в подгот. недели; Никольский, стр. 558.

[27] См. Тип. 2 февраля Марковы главы, л. 226.

[28] Если праздник Успения придется в среду или пятницу - разрешаетсл на трепезе только рыба, во все другие дни - мирянам разрешение "на вся", монахам - на рыбу.

[29] Этот же припев к тропарям 1-го канона. Ко второму ка­нону другой припев: "Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере".

[30] "Похвала, или священное последование на святое преставле­ние Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии" - под таким названием этот чин был напечатан впер­вые в Москве в 1872 году, совершался в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне, - переведен с греческого проф. Холмогоровым в 1846 г., а позднее исправлен митрополитом Фи­ларетом. Это последование совершалось и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры.

[31] Изд. Московской Патриархии, 1950 г.

[32] После статьи можно пропеть "Хвалите имя Господне", без величания.

[33] Кроме праздника Рождества Христова, такие подготовитель­ное недели имеют еще два двунадесятых праздника - Креще­ние и Воздвижение, но они имеют только по одной такой неделе.

[34] См. Богослужебные указания, изд. Московской Патриархии 1953 г., с. 248, и 1954, с. 313.

[35] Трипеснцы читаются на малом повечерии. После вечерни -полный отпуст, и священник произносит возглас: "Благосло­вен Бог наш", чтец - обычное начало, т.е. "Царю Небесный" и т.д. Псалмы 50,69,142. Затем: "Слава в вышних Богу...", "Верую", после чего хор поет ирмос, а священник читает на средине храма трипеснец при закрытых царских вратах. Ирмосы поются по дважды - в начале песни и на катавасию. После канона священник уходит в алтарь, чтец: "Достойно есть". Трисвятое и тропарь предпразднства. "Господи, по­милуй" (40 раз) и т.д. В конце чтения: "Упование мое Отец...", священник выходит на амвон и произносит: "Слава Тебе, Христе Боже". Хор: "Слава, и ныне... Господи, поми­луй" (трижды), и бывает малый отпуст. Затем священник произносит лицом к народу: "Благословите, отцы святии и бра­тия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". Братия же освещают: ''Бог да простит тя и помилует, отче святый. Помолися и о нас грешных". Священник отвечает: "Благодатию своею Бог да простит и помилует всех нас". Далее - ектения: "Помолимся о великом Господине..." (см. в конце повседневной полунощницы), после чего священник пред прес­толом с кадилом произносит возглас утрени: "Слава Святей..." (см. :С.В.Булгаков. "Повечерие", стр.772-773;Служебник. Посл. повечерия и полунощ., изд. Киев, 1893,стр.37-38;см.Типикон, Посл. святой Четыредесятницы, изд. М.,1906, стр. 415 - 447).

[36] В неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца случится неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 18 декабря и последование 20 декабря).

Если неделя, св. Отец случится 24 декабря (в со­чельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воск­ресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам и предпразднству.

[37] Содержание великих часов было известно с древних времен, уже в IV веке. В VI веке было составлено чинопоследование их, в том числе и нынешние тропари, приписываемые св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. В дальнейшем (в IХ-Х вв.) это последование включалось обыкновенно в 3-й час, а потом было распределено между всеми часами.

Название "царские" великие часы получили только на Руси. В древних же Типиконах такого названия не было. Та-кое название им было присвоено в связи с обычаем присут­ствовать во время их совершения византийских императоров и московских царей. Несомненно, что более правильное и согласное с древними Типиконами будет принятое нами назва­ние часов "великими", так как их служба посвящена Царю царей - Христу Спасителю.

[38] Псалмы, входящие в состав обыкновенных часов: 1-й час - 5 89 и 100 псалмы 3-й час - 16,24 и 50 псалмы 6-й час - 53,54 и 90 псалмы 9-и час - 83,84 и 85 псалмы.

[39] Типикон, 1904, 24 декабря, л. 148.

[40] Порядок службы находится в Типиконе под 25 декабря.

[41] Если служит архиерей, то после малого отпуста все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а

архиерей - царскими, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы, как перед началом ли­тургии ("Царю Небесный... Слава в вышних Богу..." и т.д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата, священнослу­житель в алтаре, а диакон на амвоне кланяются престолу, а затем архиерею. Диакон возглашает "Благослови, владыко!"; священнослужитель, взяв Евангелие, начертывает им крест и возглашает: "Благословенно Царство...", после чего оба делают поклон престолу и архиерею; царские врата закрываются. Чтец; "Приидите, поклонимся..." и 103-й псалом.

[42] Интересно отметить разницу в подборе ветхозаветных чте­ний для праздника Рождества Христова в богослужебной прак­тике Православной и Католической Церкви: ни одно из этих чтений не совпадает. В качестве ветхозаветных чтений для службы Рождества католиками взяты 9,40 и 52 гл. книги Исайи ("Сие прежде испий, скоро твори земля Завулоня". "Утешайте, утешайте люди моя", "Восстани, восстани, Сионе").

[43] В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, по­ется "Блажен муж" (в субботу - вся кафизма; в воскресенье - первый антифон); в остальные дни сразу после великой ектений поется "Господи, воззвах" (См. Типикон, гл.2). Диакон в это время совершает каждение и выход с Еванге­лием.

[44] Примечание. Это чтение Апостола и Евангелия считается ошибочным. Следует читать на вечерни, особо совершаемой от литургии: Апостол к Евр.,зач,303, а Евангелие от Лк., зач.5. В субботу, когда совершается литургия св.Иоанна Златоуста, читается Апостол и Евангелие, указанное на ве­черни, т.е. Гал., зач. 207 и Евангелие, Мф., зач. 53. Если не­деля св.Отец приходится в Рождественский сочельник, то Апостол и Евангелие на литургии читаются недели св. Отец, т.е. Евр., зач. 328, Мф., зач. 1-е.

[45] Тропарь по-русски: "Рождение Твое, Христос Бог наш, оза­рило мир светом знания (богопознания), ибо во время его (т.е. рождения) служащие звездам (звез­дочеты) были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе".

[46] Но если служит архиерей, то после входного стиха поет­ся: "Приидите, поклонимся..." с концовкой: "Рождейся от Девы, поющия Ти, Аллилуиа".

[47] Если Рождество Христово случится в субботу, то вечером поется воскресный прокимен: "Господь воцарися...", а великий прокимен праздника переносится на пятницу, т.е. на Навечерие праздника.

[48] См. Типикон. М., 1906, л. 181.

[49] Воскресный прокимен (рядовой) опускается, а Апостол и Евангелие (воскресные) и их прочтение будет зависеть от отступки или приступки.

[50] Минея, 3 января, стиховная стихира на утрени.

[51] См. Типикон под 6 января, л.166.

[52] Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на этой вечерни, см.: Дебольский Г. Дни богослужения, т.1, СПб., 1866, стр.61.

[53] См. Типикон, 6 января.

[54] Мансветов. Церковный устав, с.159.

[55] Никольский. Цит.соч., с.61.

[56] Никольский. Цит. Соч., с.829.

[57] В самый праздник освящение воды совершается также по прочтении заамвонной молитвы. Порядок освящения и конец бывает точно так, как и на сочельник, в который совершается литургия св. Василия Великого. См.: Булгаков. Настольная книга. Изд. 2. Харьков, 1900, с.18.

[58] В Типиконе не указано, какой отпуст положен после освящения воды, но в практике бывает праздничный, а после литругии – обычный. Никольский, цит. соч., с.830.

[59] Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к святой Богоявленской воде, что ее принимают только на голодный желудок как великую святыню, т.е. подобно антидора, просфоры и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может привести к ослаблению веры к этой святыне.

[60] См. Ирмологий: «Припевы на 9-й песни на Господские праздники»; Месячная Минея, 7 января.

[61] По Требнику Петра Могилы, в начале чина освящения плодов читается псалом 66-й; после прочтения молитвы "начатки овощей" (плодов) благословляются и освящаются окроплени­ем св. водой. При этом священник говорит: "Благословля­ются и освящаются овощи сие кроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь".

[62] Типикон, л. 88.

[63] Но если от недели Всех святых и до недели Мытаря и фари­сея окажется больше 32-х недель, то рядовые Апостол и Евангелие перенесем на те недели.

[64] Указание об этом см. в служебном Евангелии и Апостоле, а также в Типиконе (под 8, 13, 15 и 21 сентября). В неделю пред Воздвижением и в неделю по Воздвиже­нии на литургии рядовые Апостол и Евангелие будут чи­таться в том случае, если не будет отступки.

[65] О чтении кафизм в период подготовительных недель к св. Четыредесятнице, в период всей Четыредесятницы и Стра­стной седмицы будет сказано в своем месте - при рассмот­рении служб Четыредесятницы.

[66] Св. Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху и Беседа 2-я "О низвержении статуй".

[67] Вторник 2-й седмицы Вел. поста, 3-я стихира на "Гос­поди, воззвах".

[68] Дебольский Г. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1866, ч. 2, стр. 60.

[69] Типикон. Подготовительные недели ко святой Четыредесятнице, л. 333.

[70] См.: Типикон. Подготовительные недели Великого поста, а также воскресные дни святой Четыредесятницы; срав.: архиеп. Антоний. Постная и Цветная Триодь, Богослужебная за­метка. - Русский инок. 1914, № 7, стр. 416; В. Розанов.

Богослужебный устав 1902 г., с. 420-429.

[71] По субботам, начиная с субботы, следующей после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее, и до Недели всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на литургии в таком порядке: сперва рядовые субботы, потом -

святого (Типикон, Последование службы Недели о мытаре и фарисее).

[72] Неделя о блудном сыне, на вечерне стихира на "Господи, воззвах".

[73] Если в воскресенье случится святой с полиелеем, то величание ему поется после пения: "На реках Вавилонских...", а затем воскресные тропари (см.: Розанов В. Цит. соч., с.402; Неаполитанский А. Церковный устав в таблицах.

Владимир на Клязьме, 1891, с. 44).

[74] Синаксарий мясопустной субботы.

[75] Суббота мясопустная, 1-я хвалитная стихира.

[76] К тропарям заупокойного канона припевы: 1-й: "Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев". Ко 2-му тропарю: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих" (см.: Октоих, гл. 1-й, в субботу утра).

[77] 1. Если в субботу мясопустную случится праздник трех святителей (30 января) или обретение главы Иоанна Крестителя (24 февраля), то служба этих праздников переносится на пятницу мясопустную, а в субботу со­вершается заупокойная служба.

2. Но если в субботу мясопустную случится храмовой праз­дник или Сретение Господне (2 Февраля), то служба за умерших переносится на предшествующую субботу или мясопустный четверг.

[78] Неделя мясопустная, канон, п. 4,1.

[79] Понедельник сырной седмицы, трипесн., п. 1, тр. 3.

[80] Там же, седальны после кафизмы, трипесн., п. 1,2.

[81] Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь, начиная с сырной седмицы и до Фоминой (воскресенья), не совершает таинства Брака.

[82] Разъяснение см.: Сборник решений недоуменных вопросов. Вып. I, Киев, 1903, стр. 139.

[83] Эти тропари помещены в Типиконе. Во вторник вечера сырной седмицы, в Часослове, о малом повечерии см.: Никольский. Цит. соч., с.585 ; Булгаков. Цит. соч., с. 772.

[84] Начало утрени в среду и пятницу сырной седмицы совер­шается точно так, как Великим постом, кроме субботних дней. Тропари, кроме троичных гласа (другие), но чи­таются.

[85] См. Типикон, среда сырной седмицы.

[86] Первый час, по Типикону, совершается вместе с утреней.

[87] I. Вечером в сырную среду и пятницу вместо отслуженной днем вечерни совершается малое повечерие.

2. Если в среду и пятницу случится праздник трех святи­телей (30 января) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля), то служба этих праздников совершается во вторник или четверг; праздник храмовой или Сретения, случившийся

в эти дни, не переносится. Всенощное бдение в таком слу­чае состоит из великой вечерни, утрени и 1-го часа. Только в конце вечерни, т.е. после благословения хлебов перед пе­нием "Буди имя Господне" произносится молитва св. Ефрема Сирина, а также в конце утрени после ектении "Исполним ут­реннюю молитву", т.е. перед "Премудрость" с тремя земными поклонами. Кроме того эти поклоны бывают на всех часах, а на 6-ом часе - паремия. Литургия служится Иоанна Злато-

уста в свое время.

[88] Синаксарий сыропустной Недели.

[89] В некоторых местах существует обычай на вечерни в Проще­ние воскресенье вместо обычного отпуста читать священни­ку (лицом к народу) молитву: "Владыко Многомилостиве..." (при этом народ преклоняется до земли). Молитва эта поме­щена в конце повечерия и в последовании полунощницы в Служебниках киевского издания.

После окончания молитвы священник испрашивает проще­ния у народа и кланяется до земли; молящиеся отвечают также земным поклоном, а затем прикладываются к Кресту, который держит священник (Еп. Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 год).

[90] В церковной практике перед этим чином после отпуста ве­черни прочитываются настоятелем две молитвы, помещенные в Требнике под заглавием: "Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы".

[91] Служебник. Повечерие и полунощница. Киев, 1893, л. 37 об.

[92] На утрени четверга 5-й недели Великого поста читается канон св. Андрея Критского, поэтому по Уставу положено читать малое повечерие по домам (см. Типикон, л. 366). В этот день начало службы с двухпсалмия.

[93] Согласно Студийскому Уставу, в древние времена литур­гия Преждеосвяшенных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого поста, за исключением 1-й седмицы.

[94] В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста снача­ла читается пс. 69-й: "Боже, в помощь мою вонми..." и после него - канон св. Андрея Критского. Он разделя­ется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона чи­тается псалом 4-й: "Внегда призвати..." (без слов "Приидите, поклонимся...) и прочие псалмы. В другое время псалом 69 читается вначале 3-й части великого повечерия (см.: Типикон, начало Великого поста). Примечание: Если служит священник, то он на чтение ка­нона выходит боковыми дверьми, и великий канон читается при закрытой завесе, а если епископ, то он выходит и заходит царскими вратами.

[95] Но во все субботы Великого поста это песнопение не поется, а читается чтецом.

[96] 1. На повечерии в пятницу вечерам 1-й седмицы по Три-святом поется тропарь св. великомученика Феодора Тиро­на: "Велия веры исправления...", "Слава, и ныне: Вся паче смысла...".

2. На повечерии в пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц - тро­пари: "Апостоли, мученицы и пророцы...", "Слава: Помя­ни, Господи...", "И ныне: Мати святая..." (см. Типикон - в пяток 2-й седмицы вечера).

3. На 5-й седмице в субботу служба особая с акафистом Божией Матери. Начало всенощного бдения с малого пове­черия.

4. В пятницу 6-й седмицы вечером на великом повечерии тропарь праздника: "Общее воскресение...".

5. На великом повечерии накануне Благовещения - тро­парь праздника.

6. Накануне Обретения главы Предтечи - 24 февраля,

40 мучеников - 9 марта, храмового святого - на повече­рии читается тропарь праздника, "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по главу тропаря.

Но если память этим святым случится в первую сед­мицу Великого поста, то в этот день им не бывает ни полиелея, ни литургии Преждеосвященных Даров (конечно, кроме среды и пятницы). Служба им переносится или на сырное воскресенье, или на субботу первой седмицы -Феодора Тирона (см. Типикон, 24 февраля).

[97] На великом повечерии накануне Благовещения и храмового праздника вместо этих тропарей - кондак праздника.

[98] Начиная с понедельника 2-й седмицы Великого поста, в седмичные дни, кроме пятницы вечером, на великом по­вечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи, память которых празднуется в период от Лазаревой субботы до Фоминой недали (16 дней) (см. об этом: Розанов. Богослужебный устав. Ч.II.,гл. 31, и Типикон, служба в понедельник 2-й недели поста).

После 3-й песни канона - кондак и седален Минеи, по 6-й песни - седален и Богородичен Октоиха.

В пятницу вечером на великом повечерии поется ка­нон заупокойный текущего гласа Октоиха. Накануне суб­боты 1-й седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу.

[99] На великом повечерии в пятницу вечерам вместо "Госпо­ди сил, с нами буди" будет читаться:

1. на 1-й седмице - кондак св. великомученику Феодору Тирону;

2. на 2-й, 3-й и 4-й седмицах - кондак "Со свя­тыми упокой...";

3. на 6-й седмице в пятницу вечером - кондак св. Лазаря.

4. Накануне праздников: 24 февраля - Обретение главы св. Иоанна Предтечи; 9 марта - 40 мучеников и т.д., если они случатся в постные дни (вторник, сре­ду, четверг и пятницу - до субботы св. Лазаря), на повечерии также вместо "Господи сил, с нами буди..." поется кондак праздника (см.: Типикон, 24 февраля,

с. 250; Розанов. Цит. соч., с. 543) и в конце пове­черия бывает только три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (в пятницу на великом повечерии их сов­сем не бывает).

5. В понедельник и вторник вечера Страстной седми­цы на великом повечерии сначала поется кондак Триоди, а затем "Господи сил, с нами буди..." (См.: Типикон, последование Великого Понедельника и Великого Втор­ника).

[100] Во вторник и четверг вечером сырной седмицы и во все пят­ницы Великого поста, а также во дни святых с полиелеем, как-то: 24 февр., 9 марта и т.д.- вместо молитвы "Владыко Многомилостиве..." бывает малый отпуст: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных

и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец". Но чин прощения не отменя­ется во все дни (см.: Типикон, л. 250; Розанов. Богосл. устав, с. 543)

[101] Типикон, послед. св. Четыредесятницы, М. 1906, л. 414, на обор.

[102] См.: Типикон, 24. П., если случится Обретен. главы Иоанна Предтечи в седмичные дни, л. 216.

[103] Ирмос Минеи поется после библейских песен, а перед трипеснцами ирмос не поется, но только на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца.

[104] В этом заключается отличие от обычного исполнения кано­на: ирмос поется не в начале песни, а в конце ее.

[105] См.: Розанов. Цит. соч., с. 495; Неаполитанский. Цит. соч., с. 58.

[106] Трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песни, причем 2-я песнь имеет два ирмоса: один поется вначале, второй - на катавасию.

[107] Этот тропарь бывает во все седмичные дни св. Четыредесятницы как: понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу.

[108] Стихи 92-й и 93-й. Перед словом в тексте кафизмы "среда" - "Слава, и ныне" не произносится.

[109] См.: Типикон, глава 12-я.

[110] Полный отпуст бывает также в суббету 3-й и 4-й седмиц. В субботу на 5-й и 6-й седмицах по 1-м часе отпуст крат­кий. (Подробное указание о чтении канонов на великопост­ной утоени см.: Розанов - Богослужебный устав, М., 1902, стр. 492-500, а также: Богослужебные указания на 1950 и 1951 гг.).

[111] Не полагаются кафизмы во все понедельники на 1-м ча­се и в пятницы - на 1-м и на 9-м часе. Кроме того, не бывает кафизм в Великие Понедельник, Вторник и Среду

на 1-м и 9-м часах.

[112] На 6-м часе полагается чтение паремии из книги про­рока Исайи, перед которой и после - поется прокимен.

[113] В праздники: Благовещения, храмовый и великого святого тропарь часа оставляется, а читается только тропарь праздника. В сыропустную среду и пятницу тропарь часа читается, а не поется, и притом без поклонов.

[114] Указание об этих тропарях см. в Часослове на 1-м часе.

[115] На всех великопостных часах (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) будет произноситься один и тот же возглас: "Боже, ущедри ны...".

[116] Хор, после произнесения священником тропаря и стихов каждого часа, припевает слова 1-го тропаря. Например, на 3-м часе: "Господи Иже Пресвятаго Твоего Духа..." и т.д.

[117] В Великие Понедельник, Вторник и Среду после Богородич-на часа бывает чтение Евангелия.

[118] Слово "прокимен" чтец не произносит (см.: Типикон, по-следование часов в среду сырную и в понедельник первой седмицы Великого поста).

[119] На 9-м часе молитва Св. Ефрема Сирина читается только один раз с тремя великими поклонами, на остальных же часах и на изобразительных полагается 4 великих покло­на и 12 малых. В праздники на часах только по 3 великих

поклона.

[120] В среду и пятницу сырной седмицы, на праздник Благове­щения, храмового или великого святого, а также в Великий Четверг и Великую Субботу "Блаженны" не поются, а чита­ются (без поклонов).

[121] Во вторник не читается кондак храма Предтечи, а в чет­верг - кондак храма апостольского.

[122] В праздники полиелейные, Благовещения, храмовый и дру­гие полагается только три земных поклона, а в Великий Четверг, Пятницу и Субботу поклоны вообще отменяются.

[123] См. вечерня, служба на каждый день первой седмицы св. Четыредесятницы.

[124] Во время пения стихир священнослужитель кадит алтарь и весь храм.

[125] Хотя в Типиконе нет указания на возглас: "Мир всем", однако обычный порядок требует, чтобы перед прокимнами не только на великой, но и на малой и вседневной вечер­нях священнослужитель произносил: "Вонмем. Мир всем". В последовании вечерни, утрени и полунощницы (Изд. Киев, 1861 г.) указано, чтобы на малой и на вседневной вечернях иерей исходил из алтаря и, став у царских врат, произносил: "Вонмем. Мир всем. Премудрость" и прокимен дня со стихами (см.: Руководство для сельских пастырей, 1885, № 5; С. Булгаков. Таблица рядовых церковных служб. Вечерня, стр. 760, 767; Розанов. Устав, стр. 103,441).

[126] Прокимны на вечерни поются не обычные дневные, а осо­бые, помещенные на ряду в Постной Триоди.

[127] Во всю Четыредесятницу на вечерни читаются две паремии: первая из книги Бытия, вторая - из книги Притчей.

[128] В понедельник: "Христос, истинный Бог наш, молит­вами Пречистыя Своея Матери, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святых славных и всехвальных апостол, (святого храма и дня), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, по­милует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".

Во вторник: "Христос, истинный Бог наш, молит­вами Пречистыя Своея Матере, силою честнаго и животво-рящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол..." и т.д. В четверг - как во вторник (см.: Розанов. Цит. соч., с. 525).

[129] Прот. Смирнов-Платонов. О лртургии Преждеосвященных Даров. "Православный собеседник" №№ 6-7, 1892; "Руковод­ство для сельских пастырей", №№ 10-12, 1897; О литургии Преждеосвященных Даров. Москва, 1850.

[130] В Александрийской хронике под 615 годом находим изве­стие о введении в литургию Преждеосващенных Даров пе­ния "Ныне силы небесныя" при патриархе Константинополь­ском Сергии.

[131] В. Розанов. Богослужебный устав Православной Церкви, М., 1902, стр. 515-516. См. также: Служба на каждый день первой седмицы святой Четыредесятницы (среда),стр. 40.

[132] Но если служит архиерей, то после отпуста священнослужи­тели выходят на середину храма: архиерей - через царские врата, а духовенство - боковыми. Помолившись: "Боже, ми­лостив буди мне грешному", первенствующий священник и диакон берут благословение у архиерея, затем священник идет в алтарь, а диакон - на амвон. Открываются царские врата, священник молится, целует Престол и вместе с ди­аконом кланяются архиерею. Диакон возглашает: "Благос­лови, владыко". Священник,- взяв Евангелие и начертывая им крест над антиминсом, произносит возглас: "Благосло-вено Царство...". Положив Евангелие на свое место, свя­щенник крестится, целует Престол и снова кланяется архи­ерею; царские врата закрываются. Архиерей читает "Прии-дите, поклонимся..." (3) и 103-й псалом. В церковной практике после возгласа мирной ектении все священнослу­жители уходят в алтарь боковыми дверями. На всех ектениях при архиерейской службе царские врата открываются.

[133] Когда служит архиерей или случится праздник: Обретения главы св. Иоанна Крестителя, 40 мучеников или храмовый (кроме 1-й седмицы Великого поста, так как служба им в это время переносится или на Неделю сыропустную или на субботу, когда совершается память вмч. Фоодора Тирона), тогда бывает вход с Евангелием.

[134] По словам св. Иоанна Златоуста, святые отцы определили ежедневно читать этот псалом при наступлении вечера -не потому только, что в нем упоминается о жертве вечер­ней, но и потому, что он служит некоторым спасительным врачевством от грехов, и поэтому в дни поста и покаяния положено для усугубления молитв петь этот псалом дваж­ды и с коленопреклонением (см.: Прот. К. Никольский. Пособие к изучению Устава, стр. 416). Эти стихи псалма начали петь на литургии Преждсосвя-щенных Даров при Константинопольском патриархе Сергии (в 612 г.).

[135] В первые три дня Страстной седмицы читается только Еван­гелие.

[136] Если служит архиерей, то Дискос со Св. Агнцем он дает старшему священнику, который перед этим становится на оба колена (так же это он делает и перед царскими вра­тами), а Чаша дается другому священнику, но с Чашей

он не становится на колени и перед ней архиерей не совершает каждения, но священник вносит её в алтарь и отдает архиерею.

[137] Неаполитанский, стр. 64.

[138] Эта молитва читалась в Александрийской Церкви на литур­гии св. Василия Великого в Великом посту и уже позднее была усвоена литургии Преждеосвященных Даров (см. Руко­водство для сельских пастырей, 1897, М№ 10,11,12).

[139] Типикон, доследование 24 февраля: "аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в понедельник 2-й, 3-й или 4-й седмицы Великого поста" (срав.: К. Никольский. Посо­бие по Уставу, стр. 490-491; В. Розанов. Богослужебный устав..., стр. 515, 525, 540, 554). Но если по какому-либо случаю в день Обретения главы Иоанна Предтечи или 40 мучеников не бывает литургии Преждоосвящснных Даров,

а будут отслужены только часы с вечерней, то на отпусте вечерни не поминается святой настоящего дня, т.е. св. Иоанн Предтеча, или 40 мучеников, так как поминовение их заканчивается на часах, но следует на отпусте поминать только святых следующего дня (см.: Типикон, последование 24 февраля и 9 марта; срав. В. Розанов. Цит. соч., стр. 554; К. Никольский. Цит. соч., стр. 491.

[140] Чин молебна находится в Типиконе и Постной Триоди, в

последовании пятка 1-й седмицы, а также в "Богослу­жебных указаниях на 1951 год", Молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники, а также в книге: "Служба на каждый день первыя седмицы святые Четыредесятницы". Примечания.

1. Если в понедельник 1-й седмицы случится праздник Сретения Господня, то служба ему совершается в Неделю сы­ропустную (Прощеное воскресенье).

2. Если Обретение главы Иоанна Крестителя или храмо­вый праздник случится в период от вторника до пятницы (вк­лючительно) 1-й седмицы, то служба Предтече совершается или в Прощеное воскресенье, или в субботу 1-й седмицы поста, а служба храмового праздника совершается в субботу 1-й седмицы.

3. В Великом посту во многих приходах центральных и юго-западных областей нашей страны совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый Пассией ("Страда­нием"). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Пет­ре Могиле (ХVII в.). Он совершается на повечерии (в пятницу) или на вечерни (в воскресенье, как напр., в Москве и в Троице-Сергиевой Лавре) в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю седмицы или Недели Великого поста и состоит из чтения Евангелия и пе­ния некоторых песнопений Страстной седмицы ("Тебе одеюща-гося,..", "Приидите, ублажим.. "), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда.

О Пассиях церковный Устав ничего не говорит. Самый чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданный в 1702 г, при Киево-Печерском архимандрите Иоаса-фе Кроновском; в конце описания чина сказано: "Сия вся вос­поминаются по совету, а не по повелению, яже вся под раз-суждение Церкве Святыя Православныя подаются".

[141] "Чин молебна в Неделю Православия" в сокращенном виде, как он совершается в настоящее время, напечатан в "Бо­гослужебных указаниях на 1949 г." (Изд. Московской Пат­риархии, с. 45-47).

Примечание. Во все пятницы (вечером) св. Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на ут-ренем и вечернем богослужении великих поклонов не бывает.

[142] Примечание. Если случится в эти три субботы Обретение Главы Иоанна Предтечи, Сорока мучеников или же храмовый святой, то Заупокойная служба опускается. На утрени по­ется полиелей и величание. Каноны: Богородицы на 6 и святому на 8. Субботний канон с библейскими стихами чи­тается на Великом повечерии в свое время (См.: Типикон, 24 февр., Неаполитанский. Церковный Устав, Цит. соч., с. 74).

[143] Полиелей во все эти дни совершается в алтаре. См. под­робное указание о приготовлении и выносе Креста на праз­дник Воздвижения Креста Господня.

[144] Выражение: "по отпусте часов" указывает не на отпуст произносимый перед вечерней, а вообще на конец, утрени т.е. поклонение Кресту совершается до отпуста. В Триоди Постной время поклонения Кресту означено определеннее, а именно: Крестопоклонение бывает по отпетии ча-сов, па последнем Трисвятом. Поем стихиры, глас ... "Приидите, вернии..." (Триодь Постная, последовдние пятка 4-и седмицы). Последнее же Трисвятое то, что бывает по окончании великопостных часов, находится в чине Изобразительных. А чин Изобразительных относится к службе часов (См. Никольский, стр. 598).

[145] Богослужебные указания на 1957 г., стр. 100.

[146] См.:Успенский. Лекции по Церковному Уставу, прочинан-ные в Ленинградской духовной семинарии, ч. 2, с. ... Также Богослужебные указания на 1957 г., стр...

[147] Начиная со среды 4-й (Крестопоклонной) седмицы, на литургиях Преждеосвященных Даров до самой Великой Среды начинают произноситься особые ектении о готовящихся к Просвещению (Крещению).

[148] Житие Марии Египетской в переводе на русский язык напечатано в "Богослужебных указаниях на 1950 год", стр. 124-131.

[149] В практике чтение жития преп., Марии Египетской бывает так: первая часть - после "Аллилуиа" и трочных тропарей, а вторая - после кафизмы.

[150] Каждение всего храма бывает перед первыми тремя кондака­ми и перед последними,а на остальных малое каждение.

По Типикону, акафист положено читать в алтаре, но, по по­собию Никольского, его совершают на середине храма (См.: Типи-кон. с. 435; Николъский, с. 601).

Если случится в этот день праздник Благовещения, то ака­фист не отменяется. Особенность богослужения будет состоять в том, что после второго выхода и чтения последующих конда­ков и икосов священники не возвращаются в алтарь, но остаюттся на середине храма, и совершается полиелей. Помазание совершается после окончания чтения ака­фиста, после 6-й песни канона.

Если случится праздник 40-ка мученикам, то служ­ба им переносится на воскресенье 5-й недели (см.: Типикон, 9 марта, Маркова глава).

[151] По Уставу, в субботу Ваий канон следует петь со стихами библейских песен: "Поим Господови". Но так как у нас давно вышел из употребления обычай стихословить в празд­ники канон с библейскими песнями, то в этот день, как

в неделю Ваий, припев к тропарям'четверопеснца: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" (см.: "Богослужебное указа­ние на 1958 г.", с. 94; Типикон, "в субботу Лазареву").

[152] Начиная с этого дня, "Честнейшую..." не поем до поне­дельника Фоминой седмицы.

[153] Поскольку в Типиконе нет указаний, что нужно петь "Вос­кресый из мертвых...", то значит поем обычно "Во свя­тых дивен..." (см.: Богослужебные указания на 1957 г. 1958 гг., стр. 116, 94).

[154] Там же.

[155] В Типиконе, а какже в пособиях по Уставу Никольского и Булгакова не имеется указания на произнесение этих слов и на окропление ваий святой водой. Это совершается в церковной практике по аналогии с освящением артоса (Требник; 2-ая часть, л.9).

[156] Вечерня по своему составу такая же, как и в предыдущие воскресные дни, только прокимен не великий, а дневной: "Се ныне благословите Господа...". Вход с кадилом. За­тем переоблачается престол и священнослужители в чер­ные облачения (см.: Розанов. Устав, стр. 568).

[157] Примечание. Но в среду на изобразительных, вместо обыч­ного отпуста: "Грядый Господь на вольную страсть...", священник лицом к народу читает молитву: "Владыко много­милостиве..." и по окончании ее произносит: "Благослови­те отцы святии, братия и сестры, и простите мне грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей святей Четыре-десятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чув-ствы". Ему отвечают: "Бог да простит тебя и помилует, от­че честный. Помолись и о нас грешных". Священник произ­носит: "Бдагодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас". И далее возглас: "Молитвами святых отец на­ших..." и следует литургия Преджеосвященных Даров.

[158] Святые дня, храма и составитель литургии не поминаются. (См.: Богослужебн. указания на 1958 г.,с.98, а также: Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 31).

[159] На 6-м часе чтению Евангелия предшествует паремия. Но если на часах бывают кафизмы, то они как обычно прочи- I тываются после псалмов часа, а затем произносится тро­парь, например,"Иже в шестый день же и час на Кресте..." , Далее Богородичен часа и Евангелие.

[160] В эти три дня вход бывает не с кадилом, а с Евангелием. (См.: Типикон, во святой понедельник вечера и т.д.). Примечание. Если Благовещение случится в день, кроме субботы, воскресенья и понедельника в течение всего Ве­ликого поста, то накануне вечерня, по Уставу, соверша­ется без 18-и кафизмы, даже, и тогда, когда вечерня бу­дет соединяться с литургией Преждеосвященных Даров. Например, если Благовещение совпало с четвергом, то в среду на литургии Преждеосвященных Даров на вечерни кафизмы 18-й нет, (А Служебник предписывает перенесе­ние святых Даров с Престола на жертвенник именно во вре­мя 18-й кафизмы, В таком случае Св. Дары переносятся на жертвенник^при пении стихир на "Господи, воззвах..."

с обычными священнодействиями, т.е. - поклонами, кажде­нием и т.д.).

[161] Если храмовый праздник случится на Страстной седмице (а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг}, то служба его переносится на Неделю ваий, а если слу­чится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальнойслужбой по Марковой главе (как, например, о празднова­нии памяти св. вмч. Георгия).

Если случится праздник Благовещения в Великий По­недельник, Вторник или Среду, то служба праздника соеди­няется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощ­ное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды - с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословия) в литию. На утрени поется вместо "Аллилуиа" "Бог Господь" и 3-жды тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праз­дника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берет­ся праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах - молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Зла­тоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см.: Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Еванге­лие же на литургии читается праздника Благовещения и дня.

[162] Русский перевод: "Когда славные {досточтимые) ученики на вечери, при умовении ног просвещались (от действий и слов Христовых - Ин. 13, 3-15), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился, и Тебе, Пра­ведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. Жад­ный собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них! Избегай жадности - вот на что она дерзнула по отношению к Учителю. Господи, милостивый во всем, да бу­дет слава Тебе!"

[163] Богослужебные указания на 1949 г,, с. 81.

[164] См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 175, 182; срав. Розанов. Цит. соч., с. 574-575.

[165] В Великий Четверг и Пятницу на Изобразительных не быва­ет припева, как в предыдущие недели, - "Помяни нас, Гос­поди...", но вычитывается все подряд.

[166] В воспоминание событий этого дня, после заамвонной мо­литвы в конце литургии, в патриаршем соборе, а также в кафедральных соборах при архиерейском служении соверша­ется трогательный обряд омовения ног (имеется в Большом Требнике и в особой книжке), который воскрешает перед нашими очами безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам перед Тайной Вечерей, и проповедует высоту христианского смирения. Обряд совершается посре­ди храма. При чтении протодиаконом соответствующих мест из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умы­вает и вытирает полотенцем ноги сидящим по обе стороны 12-ти священникам, изображающим собою собравшихся на Вечерю учеников Господа.

Иногда в патриаршем соборе на литургии Великого Четверга, после Великого входа, совершается Патриархом еще другой чин - освящение св. Мира.

[167] Если Благовещение случится в Великий Четверг, то в Сре­ду вечером всенощное бдение начинается с великого пове­черия. На литургии и на стиховне - стихиры Благовещения, на благословении хлебов - тропарь праздника (трижды).

На утрени, на "Бог Господь" поется тропарь Благове-щения (дважды), "Слава, и ныне: Егда славнии ученицы..." Затем - полиелей и величание Благовещения. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен, Евангелие и (после него) стихира - Благовещения. Канон праздника и дня. Ка­тавасия - ирмосы канона Великого Четверга, На 9-й пес­ни вместо "Честнейшую" - припевы праздника. Светилен праздника, "Слава" - дня, "И ныне" - праздника.

Часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительны совершаются как обычно.

Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие - дня и праздника.

Вместо "Достойно есть" поется ирмос "Странствия Вла-дычня...", и только если храм Благовещения, поется За-достойннк: "Яко одушевленному Божию кивоту" с припевом.

Вместо Херувимской песни и "Да исполнятся уста на­ша..." поется "Вечери Твоея Тайных..."

Отпуст - Великого Четверга.

[168] См.: Служба на каждый день Страстной седмицы, "Богослу­жебное указание 1949 г.", стр. 85.

[169] Служба на каждый день Страстной седмицы, стр. 217.

[170] Во время чтений паремий и Апостола настоятель облача­ется в полное облачение для выноса Плащаницы.

[171] Относительно выноса Плащаницы с Великую Пятницу в нынеш­нем Типиконе ничего не сказано, говорится лишь о выносе Плащаницы в Великую Субботу после великого славословия. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу ничего но говорит­ся и в древнейших Уставах Церквей греческих, южнославян­ских и древнерусских. Поэтому можно думать, что обычай выносить Плащаницу на великой вечерни в Великую Пятницу получил свое начало в практике нашей Церкви уже в ХVIII веке (позже 1695 года, когда наш церковный Устав (Типи­кон) сначала при патриархе Иоакиме, а затем при Адриане принял свой настоящий, неизменный состав). Обычай этот появился у нас под влиянием позднейшей практики восточ-них Церквей. В Церквах греческих и болгарских на великой вечерни пои пении стихир на стиховне священнослужители, одетые в священные одежды, выходят из алтаря через север­ные двери, нося на голове епитафий (изображение на Пла­щанице погребения Спасителя). Впереди идут певцы, диако­ны с лампадами и кадилами, позади священников, несущих епитафий, идет архимандрит или священник, несущий в руках Евангелие. Епитафий трижды обносится около гроб- ницы (кувуклии) и поставляется внутри ее. В это время патриарх, не участвующий в выносе Плащаницы, сходит со своей катедры, подходит к гробнице, поклоняется, це­лует изображение и отходит, то же делают священники, по­лучают цветы из рук патриарха и отходят. Во все это время поют "Тебе одеющагося...". После чтения "Ныне отпущаеши..." и по "Отче наш" поются тропари и бывает обычный отпуст вечерни.

[172] Если в Великую Пятницу, в Великую Субботу или в первый день Пасхи случится храмовый праздник или праздник ве­ликомученика Георгия, то служба переносится: храма -на понедельник или вторник Светлой седмицы, а велико­мученика Георгия - на понедельник Светлой седмицы, причем служба праздника соединяется со службой дня (см. Типикон, 46-я храм, гл, и Марк. гл. под 25 апре­ля).

[173] Если Благовещение случится в Великую Пятницу, то нака­нуне, в Великий Четверг, на вечерни (соединяемой с ли­тургией Василия Великого), на "Господи, воззвах" поют­ся стихиры дня и праздника. Паремии - дня и три празд­ника. Далее - литуогия св. Василия Великого, как обычно в Великий Четверг. Повечерие малое с трипеснцем.

Служба на самый праздник начинается с утрени. Особенности этой утрени следующие. На "Бог Господь"

- тропарь праздника (дважды), "Слава, и ныне" - "Егда славнии ученицы...". Затем - обычное последование чте­ния двенадцати страстных Евангелий,

После 7-го Евангелия поется полиелой и величание Бла­говещения; затем - степенны 4-го гласа, 1-й антифон, прокимен и Евангелие Благовещения. Затем сразу же чита­ется 8-е страстное Евангелие.

После 8-го Евангелия Страстей и 50-го псалма поется стихира Благовещения и произносится молитва: "Спаси, Бо­же, люди Твоя...". Далее, по возгласе священника, поет­ся канон Благовещения и дня, после 5-й, 8-й и 9-й пес­ней катавасией служат ирмосы трипеснца.

На 9-й песни (вместо "Честнейшую") - припевы Благо­вещения, а после 9-й песни - светилен праздника, "Слава"

- дня," И ныне" - праздника. Далее читается 9-е страст­ное Евангелие и до конца служба совершается, как обыч­но в Великую Пятницу (на хвалитех и на стиховне - сти­хиры праздника и дня). Отпуст дня.

После отпуста совершается 1-й час со всеми особен­ностями Великого Пятка, т.е. читается паремия, Апостол и Евангелие, а также прибавляется тропарь праздника и кондак. Часы же 3-й, 6-й и 9-й читаются так, как обыч­но бывает в Великий Пяток. Из песнопений праздника бе­рутся только тропарь и кондак: тропарь праздника поется после тропарей часов, а кондак дня и праздника - попе­ременно. После чтения часов и изобразительных бывает полный отпуст. А затем совершается вечерня в соединении с литургиеы св. Иоанна Златоуста. На вечерни - вход с Евангелием, прокимен и паремии дня. После малой екте­ний и возгласа: "Яко свят еси..." - Трисвятое. Затем

- прокимен, Апостол и Евангелие сначала Благовещения, а затем дня. Задостойник и причастен - Благовещения.

[174] Об этом см.: Богослужебные указания на 1950 г. Вып. 2, изд. Московской Патриархии.

[175] Нестеровский. Литургика. СПб., 1905, ч. 2, стр.190-191.

[176] Канон до 6-й песни включительно принадлежит Марку, епископу Индрутскому, а остальные песни - Косме, еп. Маиумскому. Ирмосы: "Волною морскою..." - инокини Кассии IX в.

[177] См.: Богослужебное указание 1954 г., стр. 204.

[178] Обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую субботу произошел из разновременных обычаев, существовавших в ХI-ХVI вв. (Б. Моск. Собор 1667 г.),

а обычаи обносить Плащаницу вокруг храма был заимство­ван от Константинопольской Церкви и вошел у нас в бо­гослужебную практику в ХVIII веке.

[179] В Великую Субботу - на утрени, на часах, вечерни, литур-гии - все молитвы, чтения и священнодействия, которые обычно бывают на солее, как то: входные молитвы, екте­нии, паремии, Апостол, Евангелие (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва - все, кроме причащения, совершается перед Плащаницей.

[180] От вечерни Великой Субботы и до малой вечерни накануне дня Св. Троицы прекращается употребление молитвы "Царю Небесный". Начиная с малого входа на литургии Великой Субботы до вечерни в день Св. Троицы коленопреклонения в храме отменяются в знак торжества.

[181] См.: Богослужебные указания на 1957 г., сто. 143.

[182] Типикон, стр. 456.

Уготованный столик со всенощным блюдом, на которое полагаются хлебы и сосуд с вином, ставится перед Пла-щаницей, и вокруг него совершается троекратное каждение, при пении тропарей: "Благообразный Иосиф...", "Слава": "Егда снисшел...", "И ныне": "Мироносицам женам...". Эти же тропари поются и тогда, когда освящение совершается по заамвонной молитве. Затем диакон возглашает: "Госпо­ду помолимся", и священник читает обычную молитву на благословение хлебов: "Господи Иисусе Христе, Боже наш..." (см. Служебник), но без упоминания об елее и пшенице (Бого-служебн. указания 1949 и 1953 гг.).

Если Благовещение случится в Великую Субботу, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерни на "Господи, воззвах" поются стихиры дня и праздника (всего 10), при­чем на "И ныне" поется стихира Благовещения: "Послан бысть...", и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерни только дня, т.е. Великой Пятницы. Далее - ектении и стихиры на стиховне. Каждение престола, на котором лежит Плащаница, совершается как обычно - без совпадения Благовещения. После "Ныне от­пущаеши" поется тропарь Благовещения, "Слава: Благооб­разный Иосиф...", "И ныне: Мироносицам женам...". Во время пения "Благообразный Иосиф..." - вынос Плащаницы. В самый праздник служба начинается рано утром, как обычно, с утрени. На утрени после "Бог Господь" поются следующие тропари: "Благообразный Иосиф...", "Егда снизшел еси..." , "Слава: Мироносицам женам...", "И ны­не: Днесь спасения нашего главизна...". Затем поются "непорочны" с похвалами. После "непорочных", воскресных тропарей и малой ектении - полиелей и величание праздника. Степенна 4-го гласа, — 1-й антифон. Прокимен и Евангелие праздника. После Еван-гения, по 50-м псалме, поется стихира праздника.

Канон - праздника и Великой Субботы. Катавасией слу­жат ирмосы канона Великой Субботы. На 9-й песни "Честнейшую" не поется, но поется припев праздника; в конце 9-й песни ирмос: "Не рыдай Мене, Мати... После 9-й песни и малой ектении - "Свят Господь Бог наш..."

На хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, - причем на "И ныне" поется "Преблагословенна еси, Богородиче Дево...".

Поется великое славословие. Далее все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).

На литургии вместо Тоисвятого - "Елицы во Христе крес-тистеся", вместо Херувимской песни - "Да молчит всякая плоть...", вместо "Достойно" - "Не рыдай Мене, Мати..." и только в храме Благовещения поется Задостойник праздника "Яко одушевленному Божию кивоту.,.". Апостол и Евангелие — дня и праздника.

[183] Пасхальный канон, песнь 1, ирмос.

[184] Никольский. Цит. соч., с. 624.

[185] См.: свящ. А. Неаполитанский. Церковный устав, Цит. соч., стр. 102.

[186] В древнейших уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в прит­воре, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или священник выходил в притвор из алтаря через северные двери, или же прямо через западные и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалим­ского Устава. Нынешний порядок начала утрени получил свое происхождение в ХV в., а окончательно утвердился в богослужебной практике Русской Церкви в ХVII в. по обы­чаю Церкви Иерусалимской, где крестный ход перед нача­лом пасхальной утрени завершается у кувуклии Св. Гроба Господня. В остальных восточных Православных Церквах начало пасхальной утрени сходно с порядком, изложенным

в Типиконе и древнейших греческих богослужебных книгах.

[187] К этому времени несущие фонарь, запрестольный Крест, хо­ругви и образ Воскресения должны стать в известном по­рядке напротив царских врат, вблизи солеи, сюда же ста­новятся и певцы. Все стоят сначала лицом к востоку; когда начинается шествие, то сразу все обращаются на запад и спокойно выходят из храма. За ними идет священ­ник с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом

- в правой и диакон со свечей.

[188] У закрытых западных дверей участники крестного хода становятся лицом на запад. Священник становится напротив образа Воскресения, лицом к востоку.

[189] См.: Типикон. "Во святую и великую Неделю Пасхи, стр. 459.

[190] Объяснение пасхального канона см.: в статье проф. М. Скабаллановича. Журнал "Проповеднический листок", 1913, № 1. (Имеется отдельный оттиск).

[191] По Уставу, канон положено петь на 16; ирмосы на 4 и тропари на 12.

[192] Полагается каждение и всего храма.

[193] Если утреня совершается на середине храма, то духовен­ство входит в алтарь после вторичного пения ексапостилария: "Плотню уснув..,", а хор поет третий раз,

[194] В богослужебной практике хвалитные стихиры обычно опус­каются; сразу после ексапостилария поются стихиры Пасхи.

[195] Никольский. Цит. соч., с. 630. Богослужебные указания на 1949 г., с. 100.

[196] Этот отпуст бывает на всю Светлую седмицу. Святые храма, дня и даже составитель литургии не поминаются (См. бо­гослужебные указания на 1958 г.,с. 125).

[197] Розанов. Цит. соч., с. 655. Срав. Неаполитанский. Цит. соч., с. 104. Но Типикон не предписывает возгласа перед первым часом.

[198] Повечерие и полунощница заменяются песнопениями часа.

[199] См.: Последование в день Святыя Пасхи.

[200] Священник, служащий литургию вместе с утреней в день Пасхи, должен совершить входные молитвы перед полунощни-цей или непосредственно после нее, а затем облачиться (читая положенные молитвы) в полное облачение. В после­дующие дни светлой седмицы священники выходят читать вход­ные молитвы не через царские врата, а боковыми, т.е. как и в обычное время. Что касается содержания входных молитв, то ввиду того, что первое место в них занимают покаянные тропари, рекомендуется в дни Светлой седмицы, по обычаю большинства монастырей, совершать входные молитвы по сле­дующему чину: после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе..." читать "Предварившия утро...", "Аще и во гроб...", "Во гробе плотски", "Слава: Яко Жи-воносец..,", "И ныне: Вышняго освященное Божественное Селение", затем - "Пречистому Твоему образу...", "Мило­сердия сущи источник..." и "Господи, ниспосли руку Твою..." (см.: Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Вып. I. Киев, 1903, стр. 177-178, 181-182).

[201] Ввиду того, что до Пятидесятницы "Царю Небесный..." упот­реблять за богослужением не полагается, вместо этой мо­литвы перед началом литургии на Светлой седмице священ­нику рекомендуется читать трижды тропарь "Христос воскресе...", а от Фоминой Недели до отдания Пасхи также добавлять: "Слава в вышних Богу..." и "Господи, устне мои отверзеши...". От Вознесения до Троицы вместо "Ца­рю Небесный..." обычно читают "Святый Боже...".

[202] Примечание: Если служит епископ, то все выходы из алтаря и входя в него на Светлой седмице совершаются не через царские врата, а боковыми, т.е. как в обычное время.

[203] На литургии антифоны, входной стих: "Елицы..." во все дни Светлой седмицы бывают как на Пасху (см.: Типикон. 1-й день Пасхи).

[204] О порядке чтений Евангелия на разных языках - см.: подробные указания у Розанова ("Богослуж. Устав")и К. Никольского, а также в "Богосл. указаниях на 1949 и на 1950 г.". Вып. 2. Изд. Московской Патриархии. Настоятель по уставу должен читать Евангелие перед Престолом - лицом к востоку. Диакон - на амвоне также лицом к вос­току. Кроме того, по уставу положено перед каждым чтением Евангелия ударять один раз в колокол, а по прочте­нии всего Евангелия - во все колокола. (Типикон, гл. 50, л. 391; Никольский. Литургия в день Св. Пасхи, стр. 631-632; Розанов. Литургия в день Святой Пасхи, стр. 656-657).

[205] Никольский. Цит. соч., с. 633.

[206] Если совершается соборное служение, то вслед за певца­ми идут младшие священнослужители, причем первая пара несет артосы, а старшие несут Евангелие (с правой сто­роны) и икону Воскресения Христова (с левой). Старшие диаконы идут впереди настоятеля со свечами и кадилам.

[207] Такое окончание литургии бывает во все дни Светлой седми­цы. Отпуст священник совершает с Крестом в руках, как и на утрени, и осеняет им народ.

[208] О значении артоса см. в "Молитве на благословение артоса".

[209] Молитва, помещена также в "Богослужебных указаниях на 1949 г.". Изд. Московской Патриархии.

[210] Если служит архиерей, то он облачается на кафсдре, как перед литургией, диакон читает положенные на облачение молитвы. Священнослужители, облачившись в фелони, в преднесении Креста на блюде, встречают архиерея, как на ли­тургии. Диакон с кадилом, трикирием и дикирием произно­сит "Премудрость". Хор поет: "Ангел вопияше..." и "Све-тися, светися...", после чего возглас на 9-й час.

[211] На великой вечерни во все дни Светлой седмицы бывает свой великий прокимен (см.: Служебник и Триодь Цветную).

[212] К. Никольский, цит. соч., стр. 633.

[213] В Типиконе: "в понедельник светлыя седмицы на утрени" сказано, что иеромонах облачается только в мантию и епит­рахиль: а иерей в фелонь и, таким образом, совершается ут­реня во всю Светлую седмичу. В практике - на утрени пред­стоятель облачается в полное облачение - как для соверше­ния литургии. См.: Булгаков. Цит. соч., с. 583.

[214] Так как по Уставу, в Пасхальную седмицу не отправляются обычные седмичные службы, посвященные каждый день сед­мицы особым святым и священным воспоминаниям, то священ­нику и диакону, готовящимся к служению литургии, нет основания вычитывать обычные каноны (бесплотным Силам, св. Иоанну Предтече и другим), назначаемые церковным Ус­тавом для правила ко Св. Причащению. Обычно в Пасхальную седмицу священник и диакон вычитывают вечером пасхаль­ный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко Св. Причащению и пасхалъный 1-й час (вместо вечерних мо­литв). Утром - пасхальный 1-й час и молитвы ко Св. При­чащению).

[215] Богослуж. указ. 1956 г., с. 158.

[216] Примечание: На вечерни и утрени в это воскресенье не по­ются стихиры Пасхи, а также не бывает пасхального канона, но в последующие недели (воскресенья) канон поется.

[217] К. Никольский, цит. соч., с. 641; см., Ирмологий. "Псал­мы избраннии", с. 209.

[218] Во время пения этих стихов священник совершает каждение с пасхальным трисвечником.

[219] Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году, а именно: в о все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели: жен-мироносиц, о рас­слабленном, о самаряныни и о слепом, а также в отдание Пасхи.

[220] Подробнее о соединении служб Триоди и Минеи в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы см.: Бого­служебные указания на 1950 и 1951 гг. Вып. II-й.

[221] Если в день Вознесения случится храмовой праздник или память великого святого, то служба совершается так, как указано в Типиконе, под 8 мая, служба св. Иоанна Бого­слова с Вознесением (см. 51-ю храмовую главу).

[222] Если в Троицкую субботу случится святой с полиелеем (см.: Типикон, под 25 мая) то служба святому переносится на четверг 7-й седмицы. Если же случится храмовой святой то служба субботы переносится на четверг той же седмицы (см.: Типикон, храмовая глава, 54-ая).

[223] Кн. 5-я, гл. 20.

[224] Припев этот помещен в "Обиходе нотного пения" (см.: К. Никольский, цит. соч., с. 652).

[225] По Уставу, канон Пятидесятницы, как и Недели ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9-й песни. Это по­тому, что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не отпускалась песнь Богородицы ("Честнейшую").

В дальнейшем в церковной практике вошло в употребле­ние перед ирмосом петь указанный выше припев, который заимствован, по всей вероятности, из нотного "Обихода" (часть 2-я).

[226] Пятидесятница - один из пяти великих праздников, когда Трисватое на литургии заменяется крещалъной песнею: "Елицы во Христа крестистеся...", которая поется также в праздники: Пасхи и Пасхальной седмицы, Рождества Христо­ва, Крещения Господня, в Лазареву субботу и в Великую Субботу - всего 12 раз в году.

[227] Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу же после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благого­вейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерни особых, возвышенных молитв св. Василия Великого с коленопреклонением.

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятиде­сятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в вет­хозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев.23,10-17; Числ.28,26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов.

Деревья и цветы - символ вечно обновляющейся природы - указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Св. Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обнов­лению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин. гл.15).

[228] В 3-й молитве встречается слово "вресноту", что значит: подлинно, действительно, истинно. Оно происходит от имени суще­ствительного "ресннота" или "реснота", означающего: прис­тойность, достоинство, истинность, действительность.

[229] См.: 20-е правило 1-го Вселенского Собора; 90-е пра­вило Трулльского Собора.

[230] По определению Поместного Собора 1918 г., в период: Петрова, Успенского и Рождественского постов, в дни, не отмеченное в Уставе никакими праздничными знаками, по­ется "Аллилуиа" с поклонами, молитвой св. Ефрема Сирина и проч., как указано и в 9-и главе и в предисловии к 15-му ноября Типикона.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!