Неделя седьмая по Пасхе, свв. отцов 1-го Вселенского Собора



В эту неделю Святая Церковь празднует память 318-ти отцев 1-го Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года. Собор, как говорится в Синаксаре, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек.

Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи в первое воскресенье после иудейской Пасхи.

Праздник богоносных отцев совершается один день и не имеет ни предпразднства, ни попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение - "Божественным покровон...".

Троицкая родительская суббота

На богослужении Троицкой родительской субботы поминаются все "от века усопшие" православные христиане, "отцы и братия наша".

Последование службы такое же, как и в субботу Мясопустную (см. выше). Различие состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в Мясопустную субботу - песнопения Октоиха рядового гласа[222].

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

В день св. Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2,1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил потому,что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова Сошествие Святого Духа на апостолов есть "свершение" нового, вечного Завета Бога с человеком. Предпраздства этот праздник не имеет.

История праздника

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (I Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу:

"Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа"[223].

Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства, праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии "Елицы во Христа крестисте-ся..."). В IV веке были составлены св. Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Уставные особенности богослужения

На великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: "Царю Небесный..." (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на "И ныне"). По "Ныне отпущаеши", на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника, глас 8-й:

"Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе".

На утрени, по полиелее, величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим". Прокимен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву". Стих: "Господи, услыши молитву мою...". Евангелие от Иоанна, зач. 65-е.

"Воскресение Христово видевше..." - не поется. Канонов два: Космы Маиумского "Понтом покры" и Иоанна Дамаскина "Божественным покровен...". К тропарям припев:

"Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". Катавасия - ирмосы второго канона.

По 3-й песни - седален праздника, по 6-й песни - кондак, гл. 8: "Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всосвятаго Духа" и икос. На 9-й песни вместо "Честнейшую" поется припев:

"Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый"[224]. И затем - ирмос 1-го канона. Этот же припев поется и ко всем тропарям обоих канонов.

Катавасия поется второго канона: "Радуйся Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим".

Этот же ирмос служит вместо "Достойно" на литургии.

"Свят Господь Бог наш" не поется[225].

На литургии - антифоны праздника. Входный стих:

"Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся "[226]. Прокимен: "Во всю землю изыде вещание их..."

(Этот прокимен поется до отдания - см. Типикон). Апостол Деян., зач. 3. Евангелие от Иоанна, зач. 27-е. Причастен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву".

Задостойник: "Радуйся, Царице..." (поется до отдания праздника).

В конце литургии, после возгласа: "Спаси, Боже, люди Твоя...", в первый раз после Великой Субботы поется: "Видехом свет истинный...". Отпуст праздничный (см.: Служебник).

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии[227].

На вечерни к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием) и великий прокимен: "Кто Бог велий..."

На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленоприклонением[228]; колена преклоняются впервые после Пасхи[229]. Молитвы читаются в следующие моменты: первая - сразу же после великого прокимна: "Кто Бог велий...", вторая - после сугубой ектении: "Рцем вси..." и третья - после "Сподоби, Господи...".

Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу.

После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением:

"Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".

После молитв - просительная ектения: "Исполним вечернюю..." стиховные стихиры и обычное окончание вечерни.

Отпуст на вечерни - особый (см.: Служебник).

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА ("Духов день")

Песнопения в этот день те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.

Всенощного бдения на день Святого Духа, по Уставу, не полагается, но в практике в этот день совершается служба, как в день святой Пятидесятницы. На утрени полиелея нет.

"Честнейшую" не поется (поется ирмос 9-и песни). В конце утрени - великое славословие.

На литургии поются изобразительны.

Произносится входной стих, как в день Пятидесятницы, но вместо "Елицы..." - "Святый Боже...". Отпуст - дня Пятидесятницы.

Попразднство Пятидесятницы - 6 дней. Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии (до отдания праздника) по входе: "Приидите, поклонимся... Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа".

Седмица по Пятидесятнице сплошная: пост в среду и пятницу отменяется.

Такое разрешение поста установлено Церковью в честь Святого Духа и семи Его даров.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!