Внутренняя эволюция через Знание Школы



 

Прежде всего следует установить отличие между внешним миром и вами, понять принцип взаимодействия. Вы здесь и внешний мир здесь, вы постоянно его воспринимаете. Это впечатления. И то, что вы воспринимаете, входит не в ваше сознание, а в ваше бессознательное, сначала вы воспринимаете неосознанно. Именно так функционирует ваш мозг. Благодаря вашим органам чувств и всей нервной системе ваш мозг регистрирует событие извне. Это событие воспринимается вашим бессознательным, и тотчас ваше бессознательное и ваши нейроны реагируют из прошлого, исходя из установившейся схемы. Только тогда вы осознаете то, что происходит вовне, но ваша реакция уже есть, она предопределена. Именно так это функционирует, так что обычно вы полностью механичны, полностью обусловлены.

Большинство людей, поскольку у них нет достаточного знания психологии или неврологии, не понимают, что все происходит так, что в реальности они постоянно реагируют нейронными схемами прошлого. Если вы живете таким образом, то пока с вами не случается абсолютно неизвестное или новое событие (тогда в ваших нейронах появляется паника), вы всегда только реагируете. В наши дни мы можем объяснить это на уровне функционирования мозга.

Существуют нейронные системы, которые немедленно, через несколько миллисекунд, реагируют на ваше восприятие внешнего мира. Например, вы боитесь собак, вы идете гулять, появляется собака, это впечатление тут же входит в вас, вы еще не осознаете его, потому что оно входит быстро, и вы чувствуете страх. А потом вы реагируете согласно этому страху. Вы реагируете в соответствии с механической схемой, которая долгое время была в вас. Теперь, когда вы это знаете, можете ли вы до сих пор верить, что вы свободно действуете в своей жизни? Никогда! Вы не свободны, вы всегда реагируете в соответствии с уже установленными нейронными схемами. Пока не осознаете то, о чем я только что говорил. В этот момент есть только один возможный вывод: нужно решить принять решение, которое не было бы одним из ваших решений реагирования.

Для человека на пути эволюции это просто: он выбирает достойные позиции. Тогда в момент, когда появляется реакция по отношению к внешнему миру, он чувствует ее в себе, видит, как механистичность, эти нейронные схемы заставляют его что-то делать, и решает помнить себя и помнить ту позицию, которую он решил применять. Что происходит в этот момент?

Прежде всего, он начинает освобождаться. Он больше не обязан реагировать так, как работают его нейронные схемы, например его психологический страх. Тогда, если он повторяет это достаточно часто, он создает новую нейронную схему, основанную на достойной позиции. Условие создания новых схем, новых позиций в нашей жизни – это повторение. Повторение основано на выбранной линии поведения и дисциплине, которой мы следуем.

В этот момент у нас в мозгу создаются новые нейронные схемы, в нашей жизни устанавливаются новые позиции, и мало-помалу первоначальная схема (внешнее впечатление, неосознанная реакция в течение милисекунд, провокация эмоции, которую мы потом осознаем, и мыслительные стереотипы, которые из нее следуют) больше не работает. Создается новая схема: внешнее впечатление и две внутренние реакции. Теперь у вашего мозга есть выбор. Все зависит от того, с какой интенсивностью вы утверждаете новые позиции. Если они более интенсивны, если вы повторяете их чаще, создаете новые сильные схемы, они будут приоритетны. Тогда при встрече, например, с собакой, которую вы боялись из страха, находящегося в старой нейронной системе, располагающегося позади новой, – боязнь не проявляется. Но если вы хотите, вы можете решить бояться, вам нужно снова подумать о своем страхе, чтобы он снова появился, вы свободны в выборе.

Именно так ваш новый способ понимания, мышления и действия трансформируют вашу реакцию на внешние впечатления, в вас появляются новые чувства. Если вы решили применять достойные позиции – они становятся вашей реакцией. В жизни, когда люди не на Пути, они иногда принимают другие решения или эти решения просто устанавливаются при условии, что они повторяются, чтобы внутренне распрограммировать себя или предложить новую неврологическую программу своему биологическому состоянию. Психологическое состояние следует за ним.

Что будет более интенсивным? Начальный шок, отпечатанный в вас (ваш страх собак), или то новое, что вы привнесли? Это зависит от повторения, дисциплины и практики. Поэтому на Пути мы просим людей выполнять одну практику за другой, постоянно, потому что так они создают новые нейронные схемы, которые выше, качественнее, свободнее, и со временем это освобождает их. Иначе ничего не произойдет. Именно поэтому человек, не находящийся на Пути, не находящийся в контакте с живым Мастером, не может выйти из этого. Это невозможно! Несмотря на все рассуждения и теории, что у нас есть.

Мы предлагаем практики, определенные позиции, потому что обычный человек и даже современные неврологи не знают об общем функционировании человека. Только Учение Школы позволяет сначала понять эти вещи, а потом узнать, почему мы практикуем упражнения и какие результаты они дают; в противном случае мы остаемся пленниками механистичности, и выйти из нее невозможно.

Внутренняя эволюция – это технология. Это сторона, касающаяся внешних впечатлений, того, почему мы принимаем новые позиции, и глубокого смысла самовоспоминания. Она позволит вам стать свободными, потому что, когда вы повторяете это много раз, однажды вы становитесь свободными в своих реакциях. До сих пор я всегда описывал это психологически, сегодня мы можем описать это научно, со стороны неврологии. Но нам необходимо знать, как это работает. Мастера мудрости не были знакомы с неврологией, но они знали, как это работает, и именно этому мы учим. Другие, как говорил Гурджиев, блуждают во мраке, пытаясь что-то понять, и со временем они понимают. Чем больше проходит веков, тем больше философов и ученых кое-что понимают.

Цель этого Учения для того, кто по-настоящему следует Путем, – достичь освобождения. Теперь, после моего объяснения, мы можем понять, что это означает. Это обусловлено постепенным пробуждением в себе. Не внезапным просветлением (подчас у нас бывают просветления!), но настоящим пробуждением в себе, подразумевающим истинное знание себя, это первая ступень. Знание функционирования нашего тела, даже на клеточном уровне, знание функционирования психики и ума. Это знание дано в виде информации, хотя сама информация ничего не меняет. Например, тот, кто слушает меня сейчас, может сказать: «О да, я понимаю, это именно так». Если он не применяет новых позиций, это ничего не изменит в его жизни. Он просто будет знать еще кое-что, вот и все.

Потому что вторая ступень – это пробуждение к себе, пробуждение к тому, что я только что объяснил, и это пробуждение не может случиться, пока вы не наблюдаете, а наблюдая, вы шаг за шагом пробуждаетесь к тому, как это работает.

Итак, есть процесс получения знания (информации) и познания себя. Пробуждение к себе – это знание себя, динамическое, в движении, в самовоспоминании, самонаблюдении, а потом освоение новых, достойных позиций, которые мы практикуем, – и это трансформация себя, усиление, приведение в равновесие трех центров. К чему это приводит? Знание себя и пробуждение к себе ведет к освобождению.

Иначе говоря, вы становитесь тем, кто свободен перед лицом всего, что приносит вам внешний мир. Вы больше не зависите от влияния внешнего мира. Вы внутренне принимаете решение о вашей позиции по отношению к внешнему миру. Гурджиев говорил, что самая ужасная вещь для человека – это подверженность влиянию. И он был прав: впечатления, что входят в вас, неосознанно, в течение миллисекунд провоцируют вашу реакцию. Вы освобождаетесь от этих влияний, вы свободны перед их лицом. Вы можете выбрать – реагировать ли вам механистично или по-другому, согласно вашей позиции.

Какова ваша цель? Познание себя, пробуждение, реализация себя, освобождение? Давайте представим, что реализация – это наиболее доступное для всех, реализация своей собственной природы или других целей, которые вы себе поставили. Самореализация зависит от знания себя, пробуждения к себе и освобождения; иначе вы не реализуете ни себя, ни даже своих целей. Вы осознаете все, что на вас накладывает бессознательное – либо из-за вашей детской обусловленности, либо из-за запутанности с членом семьи или предком, либо из-за обязательств, что на вас накладывает общество. Иначе говоря, цели, которые вы себе ставите, не имеют значения.

Сегодня, если вы понимаете мои рассуждения, вы можете сказать себе: «Да, не важно, в чем цель». И что потом произойдет? В этот момент вы выбираете себе цели в соответствии со своей семейной, профессиональной и социальной жизнью, вы выбираете – и действуете. Но результат имеет небольшое значение. И вы делаете все, исходя из принятых достойных позиций, новой воли, нового знания; вы осознаете то, что подлежит осознанию.

А что касается остального, это дальнейшее учение. Вы говорите: «Это в руках судьбы или кармы» – и действуете. Тогда все имеет совершенно другое содержание и силу. Без знания и практики всех стадий бесполезно обсуждать это с кем-либо. Моя работа – учить учеников, которые хотят понять и по-настоящему работать над собой. Что касается остальных – Земля крутится, и это также хорошо. Здесь я отвечаю практически на все вопросы учеников, даже тех, которые не понимают ничего из того, что я только что сказал.

 

Осознанность и совесть

 

Вы говорили о том, что осознанность и совесть – это две разные вещи. Но если мы в действительности осознаем свои слова и действия, то внутри мы чувствуем, правильно ли то, что мы говорим или делаем. Тогда что такое совесть? Не следует ли она из осознанности?

Следует. В действительности это одно и то же – при условии, что мы вышли за границы совести, полученной при воспитании. Осознание себя и мира, присутствие в действительности не отличается от истинной совести. Но пока в нас существуют запреты или обусловленность наших родителей, семьи, образования или любой другой системы, пока в нас все еще существуют отпечатки этой совести, у нас не будет истинной совести и на наше внутреннее чувство могут влиять оправдания этой обусловленной совести. Таким образом, люди могут поступать дурно с абсолютно чистой совестью. Например, они могут отказаться принять за свой стол того, кого считают чужим, и думают, что это нормально. Представьте, что завтра вы спокойно обедаете в своем доме, и вдруг кто-то приходит и говорит: «Сегодня с вами за одним столом буду есть я». Вы увидите, как реагирует совесть, и вы заметите, что в вас есть несколько видов совести.

Вы понимаете, о чем я говорю? А большинство людей, которые не следуют по внутреннему пути навстречу настоящей совести, имеют совесть, которая ограничена их воспитанием, религиозным или социальным образованием. Эта совесть позволяет им чувствовать себя хорошо, когда они действуют в соответствии с ней, даже если это противоречит истинной человеческой совести, которая намного глубже и больше.

Но чем больше мы слушаем себя, тем больше мы способны постепенно замечать отличие между ними. Одна дает вам «чистую совесть» или «грязную совесть»: чистую – когда вы делаете что-то хорошее, и грязную – когда вы делаете что-то плохое.

Когда ваша совесть чиста или грязна, это всегда связано с совестью, полученной в процессе образования. Истинная совесть находится за пределами добра и зла.

Это нечто большее, что включает и добро и зло, у нее другое положение и она не создает вам «чистую совесть» или «грязную совесть». С другой стороны, вы можете ее чувствовать физически, внутри себя. Что-то, что сжимается, или что-то, что открывается. Если «чистая» или «грязная» совесть этого не делает, то это нечто приобретенное. Приобретенная совесть говорит вам, например, что у вас есть право сражаться против своих врагов. Истинная совесть не говорит вам этого. Она отмечает факты. Она не дает вам права делать то или это. Она никогда не делает так, чтобы вы сказали: «Я вправе». Одно дело, когда к вам в дом заберется человек и перевернет вашу кухню, вы выкинете его вон и скажете про себя: «У меня было право выкинуть его вон, это справедливо». Истинная совесть не скажет этого.

Вы понимаете?

Истинная совесть за пределами этого. Это не означает, что она не заставляет вас действовать, но она не оправдывает ваших действий.

Когда совесть что-то оправдывает, это обусловленная совесть, это не истинная совесть. Почти все преступления в мире совершаются во имя совести. Все религиозные, политические и экономические войны ведутся с «чистой совестью»: у вас есть право делать то, что вы хотите. Совесть – это то, что дает вам право причинять вред, чувствуя, что это хорошо. Человек, который внутренне присутствует, говорит себе: «Нет, это невозможно». Он становится человеком на высшем уровне.

Можно ли сказать, что вина принадлежит обусловленной совести, в то время как раскаяние принадлежит истинной совести?

Нам нужно более точно дать определение словам «вина» и «раскаяние».

Ложная совесть (которую люди считают истинной), совесть, приобретенная посредством образования, семьи, религии, политических или социальных систем и т. п., всегда заставляет нас чувствовать вину. В то время как истинная совесть делает нас ответственными. Когда мы делаем что-то, что идет в диссонанс с этой совестью, в нас возникает глубокое чувство стыда, которое не является отрицательной эмоцией – это не чувство вины, а стыд перед фактом своей собственной деградации, деградации своего существа. Это не тот стыд, который еще хуже вины, и который относится к отрицательным эмоциям. Но что касается раскаяния, оно может проявляться в любом месте.

Истинная совесть дает нам силу, она возвращает нам прямоту и достоинство. Она ведет нас к тому, что исправляет наше действие, – не к раскаянию, но к истинному покаянию, которое говорит: «Что я могу сделать теперь, чтобы исправить сделанное?» Истинное покаяние – это «как я могу исправить это в себе?», что часто означает попытку также исправить это вовне, если возможно, но по крайней мере мы делаем это внутри. Тогда как раскаяние-вина – отрицательная эмоция стыда: мы больше не видим тот вред, что причинили вовне, мы заняты только собой. Когда люди чувствуют вину, они закрываются внутри своего эго. В то время как вы можете сказать: «Нет, я сделал это, я ответственен за это, как я могу исправить тот вред, что я причинил?» И, исправляя ситуацию вовне, вы выпрямляетесь внутри.

Если у вас есть вина из-за приобретенной, обусловленной, религиозной совести, она приводит вас к искуплению. Искупление означает, что вы причините вред себе – добровольно, как самобичевание, или неосознанно: вы заболеете, неосознанно поставите себя в трудную ситуацию в качестве искупления, так, словно этим можно заплатить за причиненный вами вред. Как правило, это ничего не меняет, потому что приходит из слабости и вины, а не из ответственности. Вы видите разницу? Это важно, потому что между ними целый мир.

В первой есть только слабость жертвы, бедного, безответственного, виноватого человека, в то время как во второй есть человек, который решает держаться прямо и сказать: «Я совершил глупость, я принимаю за нее ответственность и собираюсь исправить это».

Легко сказать: «Я принимаю ответственность». Это не работает. Вопрос в том, как ты принимаешь ответственность. Ты можешь принять ответственность, только если внутри у тебя есть движение к покаянию, есть желание исправить то, что ты сделал. Тогда ты находишься в резонансе с законом кармы. Это ключ одновременно к личному развитию и состраданию к миру: по отношению к вреду, который ты причинил миру, и тому факту, что ты сделал себя хуже через это. Таким образом ты становишься худшей частью мира, а когда ты пытаешься подняться или развиваться, ты хочешь исправить что-либо в себе и в мире.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!