Нельзя преодолеть пропасть в два прыжка
С английского: The most dangerous thing in the world is to try to leap a chasm in two jumps. Буквально: Нет на свете ничего опаснее, чем пытаться преодолеть пропасть в два прыжка.
Слова английского государственного и политического деятеля, премьер-министра Великобритании (1916—1922) Дэвида Ллойда Джорджа (1863-1945).
Иносказательно: напоминание об опасности полумер, половинчатых решений, нерешительности, медлительности вообще.
Нельзя служить двум господам
Из Библии. Выражение сложилось на основе следующего евангельского стиха (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 24): «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
«Маммона» означает «богатство».
Нелюдимо наше море
Первая строка стихотворения «Пловец» (1829) Николая Михайловича Языкова ( 1803-1846):
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.
Немезида
Из древнегреческой мифологии. Немезида — богиня справедливости и возмездия, карающая преступления. Иносказательно: синоним возмездия.
Необходимое зло
Из сочинений древнегреческого поэта и драматурга Менандра (ок. 342— ок. 291 до н. э.). Отрывки из них стали известны благодаря византийскому собирателю и публикатору античных текстов Стобею (VI в.). Он собрал их в своем сборнике «Флорилегиум» («Florilegium»), где и представлено это выражение: Женитьба... зло, но необходимое зло.
|
|
В том же сборнике помещена и другая, ставшая широко известной, фраза Менандра: «Время — врач всех необходимых зол».
Необходимость — отговорка тиранов. Она же — предмет веры рабов
Из речи (ноябрь, 1783) английского государственного деятеля Уильяма Питта (1759—1806), посвященной политике британского правительства в Индии.
Вероятно, У. Питт позаимствовал эту мысль у поэта Джона Мильтона, который в 4-й части своей поэмы «Потерянный рай» (1667) говорит: «Необходимостью, отговоркой тиранов, оправдывает он свои дьявольские дела».
Необходимость самовластья / И прелести кнута
Из эпиграммы (1818) А. С. Пушкина (1799—1837) на придворного историка и писателя Н. М. Карамзина и его труд «История государства Российского»:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Используется как ироническое описание политических предпочтений тех, кто полагает, что для блага России необходимы нерассуждающая покорность и рабское почитание власти первого лица, а не развитие чувства собственного достоинства ее граждан, начал цивилизованности и т. д.
|
|
Неопалимая купина
Из Библии. В Ветхом Завете (Исход, гл. 3, ст. 2) говорится о горящем, но чудесным образом не сгорающем кусте терновника, в пламени которого Бог явился Моисею.
Иносказательно: символ нерушимости, сохранности чего-либо, символ вечной жизни.
Неписаный закон
Из текста одного из законов афинского правителя (архонта), законодателя и поэта Солона (между 640 и 635 — ок. 559 до н. э.). Античные предания причисляют Солона к семи великим греческим мудрецам. Провел важные реформы: отмену поземельной задолженности, введение земельного максимума, запрет обращения человека в рабство за долги, разделение всех граждан Афин на 4 разряда в соответствии с имущественным цензом.
Смысл выражения: освященное традицией правило, которое соблюдается неукоснительно, хотя оно и не записано на бумаге и не имеет статуса официального закона.
Иносказательно: устоявшиеся в обществе (социальной группе, семье) традиции, нормы и принципы поведения, которые выполняются не менее строго, чем законы настоящие.
Непротивление злу насилием
Слово и понятие, которое Л. Н. Толстой (1828—1910) ввел в русский язык в качестве одного из основных постулатов своего религиозно-философского учения («толстовства»), к которому он пришел в 1880-е гг. Существо своего учения писатель изложил в работах «Исповедь» (1879— 1882) и «В чем моя вера?» (1884). Понятие «непротивление» исходит из известной евангельской заповеди (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 39): «...Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
|
|
Отсюда «непротивленец» — последователь этого учения писателя.
Употребляется, как правило, иронически, по отношению к излишне мягкому человеку («непротивленцу»), который не осмеливается отстаивать свои законные интересы, принципы и т. д.
Нерв всякого дела
С латинского: Nervus rerum [нэрвус рэрум]. Буквально: Нерв вещей.
Такое определение денег встречается еще у древнегреческих философов — Крантора (III в. до н. э.), Биона Бористенита (III в. до н. э.), а затем и у римских авторов (Цицерона и др.), благодаря которым выражение вошло в мировую литературу.
Несвоевременные мысли
Название книги немецкого философа Фридриха Ницше (1844—1900).
В России выражение стало широко известным благодаря писателю Максиму Горькому, который так же назвал цикл своих публицистических статей, написанных в первые месяцы после октябрьского переворота 1917 г. и опубликованных в газете «Новая жизнь» (декабрь. 1917 — июль, 1918). Летом 1918 г. новыми властями газета была закрыта. «Несвоевременные мысли» Горького вышли в 1919 г. отдельным изданием и уже более в СССР не переиздавались, вплоть до 1990 г.
|
|
В своих статьях писатель осудил «социалистическую революцию», предпринятую большевиками:
«Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны... Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта...
Реформаторам из Смольного нет дела до России, они хладнокровно обрекают ее в жертву своей грезе о всемирной или европейской революции».
Шутливо-иронически о мнении, которое высказано некстати, не ко времени, когда общество (аудитория) еще не готово его воспринять и оценить по достоинству.
Несокрушимая и легендарная
Из «Песни о Советской Армии» (1943), написанной композитором Александром Александровым на стихи поэта Осипа Яковлевича Колычева (1904-1973).
Шутливо-иронически сначала о Советской армии, потом о Российских вооруженных силах (с 1991).
Нести свой крест
Первоисточник — Библия. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа».
Иносказательно: терпеливо выполнять свой долг, обязанности: мужественно переносить удары судьбы, ее невзгоды.
Несть глупости горшия, яко глупость!
Из «Истории одного города» (гл. «О корени происхождения глуповцев», 1869 —1870) Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826—1889). Князь, которого головотяпы-жители города Глупова просили «володеть» их городом, ставит над ними то одного, то другого начальника. Но те, будучи ворами и не меньшими головотяпами, чем сами глуповцы, всякий раз доводят жителей города до бунта, и глуповцы продолжают донимать князя новыми просьбами о «настоящем» градоначальнике. «Тогда князь выпучил глаза и воскликнул:
—Несть глупости горшия, яко глупость!
И прибых собственною персоною в Глупов и возопи:
—Запорю!
С этим словом начались исторические времена».
Цитируется как шутливо-ироническая оценка нелепого поступка или глупого заявления.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!