Основные теоретические подходы к определению сущности государства



Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие (Комаров С.А.).

Сущность государства – это его смысл, главное в нем, то, что раскрывает его природу, определяет его содержание, цели, назначение и функционирование.

Основные теоретические подходы к определению сущности государстваэто наиболее значимые научные концепции, раскрывающие социальную основу и цели существования государства в обществе (ПетровА.В.)[26].

Под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю.Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей (Цыганов В.И.).

Определить сущность государства – это значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни[27].

В зависимости от решения этих вопросов в теории государства и права существует несколько подходов к определению характера сущности государства. Среди них выделяются классовый, общесоциальный и дуалистический подходы[28].

Классовый подход был разработан в середине XIX века в рамках марксистского учения о государстве. “Классовый подход был доминирующим в теории государства и права советского периода”[29]. Согласно этому подходу: “Государство выражает интересы экономически господствующего класса[30] и рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим”, то есть сущность государства – это воля экономически господствующего класса. “Государство с этих позиций необходимо обществу только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы. Этот подход верно отражает особенности государства предшествующих исторических эпох. Однако он обнаруживает неадекватность параметрам современного государства, которое перестает быть классовым, но продолжает существовать и активно развиваться”[31].

Общесоциальный подход сформировался в российской теории государства и права в течение нескольких последних десятилетий.[32] В соответствии с этим подходом государство изначально, на всех этапах его развития выражает волю всего общества, объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, выступает средством достижения согласия и примирения. Сущность государства, в соответствии с этим подходом, это воля всего общества, всех его членов, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать. В различные исторические периоды, у разных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных групп. Однако это всегда является временным отступлением от истинной природы государства, рассматривается обществом как несправедливость.

Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Если она изменится, то тогда перед нами будет уже не государство, а совсем другое социальное образование. Даже поверхностный анализ позволяет сказать, что основные признаки, например, древнеегипетского государства и современного одни и те же. Значит и сущность как глубинное свойство, определяющее признаки государства, не изменилась. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства по своей сущности были призваны выражать волю всего общества. Любое государство всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества и является не только орудием подавления, машиной господства в руках какого-то класса, но представляет все общество, является средством его объединения. Конечно, общую волю не следует трактовать как арифметическую сумму одинаковых равных воль всех членов общества. В основе государства всегда лежит общая воля как сложное, противоречивое единство, в котором воля (соответственно интересы и потребности) каждой социальной группы представлены настолько, насколько важен ее вклад в общее дело, в прогресс общества.

С этих позиций не выдерживает критики дуалистический подход к сущности государства, в рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. На протяжении основного времени своего развития государства имели классовый характер, выражали интересы эксплуататорских классов – рабовладельцев, феодалов, но вот на стадии развитого капитализма (в странах Западной Европы) государства вдруг стали выражать интересы всего общества. Дуалистический подход противоречит элементарной логике, утверждая, что на разных исторических этапах у государства наблюдаются разные сущности. Этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже не государство, а другое явление.

"Дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, составляющая сущность государства, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность, с точки зрения этого подхода, изменяется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая - классовая сторона, то у современного цивилизованного государства - вторая, общесоциальная"[33].

"Как попытка найти общую составляющую в классовом и общесоциальном понимании сущности государства этот подход приемлем. Однако он страдает известной алогичностью. У государства как одного и того же на всех исторических этапах социального явления не может быть несколько разных сущностей"[34].

Подход А.В. Петрова. "Государство появляется и существует как отражение потребностей общества в целом. Вместе с тем социально дифференцированное общество не однородно, в нем ранее и теперь выделяются социальные группы, которые реально играют определяющую, главенствующую роль. Поэтому общесоциальная воля, определяющая существование государства, всегда сконцентрирована и представлена через волю основных социальных групп; тех, которые играют в обществе ведущую роль и определяют направления социального прогресса"[35].

В зависимости от понимания вопроса о сущности государства, решается вопрос о его социальном назначении. Общесоциальный подход исходит из того, что, так как государственная власть реализует волю всего общества, то государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами. Главными целями, для которых создается государство можно считать поддержание порядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного развития и внешней безопасности.

С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. Общесоциальные интересы также учитываются, но лишь как второстепенные, в той степени, в которой они не противоречат интересам имущих классов.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 547; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!