Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.



Во-первых, оно укрепляло территориальное единство и государственную власть Древней Руси.

Во-вторых, отвергнув язычество, Русь становилась теперь в один ряд с другими христианскими странами. Произошло значительное расширение её международных связей и контактов.

В-третьих, это оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской культуры.

За заслуги в крещение Руси князь Владимир был причислен Русской православной церковью к лику святых и назван равноапостольным.

Возглавлял Русскую православную церковь митрополит, которого вплоть до середины XV века назначал константинопольский патриарх.

После смерти Владимира I снова началась смута, в которой за киевский престол боролось двенадцать его сыновей. Смута продолжалась четыре года.

В ходе этой княжеской междоусобицы по приказу одного из братьев, Святополка, были убиты три других брата: Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский. За эти преступления Святополк получил в народе прозвище Окаянный. А Бориса и Глеба стали почитать как святых мучеников.

Междоусобицы закончились после начала правления в Киеве князя Ярослава Владимировича, который получил от современников прозвище Мудрый (1019 – 1054 гг.). Годы его княжения в истории считаются периодом наивысшего расцвета Древней Руси.

При Ярославе прекратились набеги печенегов, которым был дан жёсткий отпор. На севере, в прибалтийских землях, был основан Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), на Волге – город Ярославль. Киевскому князю удалось объединить под своим началом всю Древнюю Русь, то есть он окончательно стал единодержавным князем Древнерусского государства.

Русь получила широкое международное признание. Со многими из европейских правящих династий Ярослав находился в родственных связях. Его дочери были замужем за венгерским, норвежским, французским королями. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля, а внучка – за германского императора. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а его сын Всеволод – на византийской принцессе, дочери императора Константина Мономаха. Родившийся от этого брака внук Ярослава Владимир получил прозвище Мономах. Именно он позже продолжил славные дела своего деда.

Ярослав вошёл в историю и как русский законодатель. Именно при нём появился первый свод законов «Русская Правда», в котором регламентировалась жизнь в Древней Руси. Законом, в частности, допускалась кровная месть. За убийство могли мстить на законных основаниях: сын за отца и отец за сына, брат за брата и племянник за дядю.

При Ярославе происходило бурное развитие русской культуры: строились храмы, велись работы по обучению грамоте, переводу с греческого и переписке книг на русский язык, было создано книгохранилище. В 1051 году, незадолго до смерти Ярослава, киевским митрополитом впервые стал не византийский, а русский священнослужитель, Иларион. Он писал, что Русское государство в это время было «ведомо и слышимо во всех концах земли». Со смертью Ярослава в 1054 году завершился второй период истории Древней Руси.

 

Третий период истории Древнерусского государства начался снова со смуты. Умирая, Ярослав поделил государство между пятью сыновьями, завещая им жить в любви и мире. Однако спустя некоторое время братья перессорились, и опять начались междоусобицы. По стране прокатилась волна народных волнений, вызванных неспособностью князей дать отпор набегам половцев, которые, истребив или частично подчинив себе печенегов, стали совершать нападения на русские земли.

Княжеские междоусобицы во многом вызывались самим порядком передачи престола от брата к брату, а после смерти последнего брата к старшему племяннику. Такой порядок назывался лествичным, от слова «лестница». Ни в одной земле княжение не было наследственным. После смерти князя на его место приезжал другой князь. А после смерти киевского князя происходило всеобщее перемещение князей.

Система была очень запутанной, сложной, большое количество сыновей и племянников у князей осложняло порядок княжения, постоянно происходили споры, кому и куда «садиться», то есть в каком княжестве править. Всё это, а также личные амбиции князей вели к княжеским междоусобицам, которые выливались нередко в кровавые столкновения.

В конце концов, для того чтобы прекратить усобицы и совместными усилиями дать отпор половцам, было решено провести съезд князей. Он состоялся в 1097 году в городе Любече.

На Любеческом съезде было принято решение, что каждый князь будет «держать отчину свою», то есть править в своих владениях самостоятельно, не претендуя на другие княжества. Этим фактически закреплялось начавшееся разделение Киевской державы. Кроме того, князья договорились о прекращении усобицы и совместной борьбе с половцами.

В результате решений съезда государство, по сути, распалось на наследственные владения отдельных ветвей княжеского рода. Но угроза постоянного нападения половцев ещё удерживала Древнюю Русь от распада на отдельные княжества.

Этому способствовало и то, что в 1113 году киевским князем стал внук Ярослава Мудрого и византийского императора Владимир Мономах (1113 – 1125 гг.). Это был крупный политический деятель и полководец.

При нём были прекращены княжеские усобицы и проводилась политика великокняжеской власти. Был дан сокрушительный отпор половцам, набеги которых прекратились.

Владимир Мономах пытался укрепить международный авторитет Руси. Отчасти этому способствовала его женитьба на дочери английского короля. С именем Владимира связано и легендарное появление на Руси короны русских царей – шапки Мономаха, которую, по преданию, вместе с бармами, то есть оплечьями, прислал ему византийский император.

Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир, который стал спустя некоторое время столицей мощного Владимиро-Суздальского княжества.

Именно при Владимире увидела свет первая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Сам Владимир также прославился как писатель. В назидание сыновьям он написал «Поучение», в котором призвал их укрепить единство Руси. Владимир умер в 1125 году.

Старший сын Владимира Мономаха Мстислав Великий (1125 – 1132 гг.) продолжил политику своего отца. Он вёл борьбу против княжеских междоусобиц и держал удельных князей в повиновении. Мстислав провёл ряд удачных военных походов, в том числе против половцев. Однако после его смерти в 1132 году Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств и земель.    


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!